Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 16:21, реферат
Актуальность темы состоит в том, что законодательство постоянно совершенствуется, соблюдая при этом принципы гуманности и уважения личности, в связи с чем правовой статус лиц, заключенных под стражу в порядке меры пресечения, приобретает особую значимость. Нормы, определяющие правовой статус лиц, заключенных под стражу, показывают, что большинство из них ориентировано на признание за данными лицами определенных прав, а также на обеспечение их защиты. К сожалению, современное законодательство, регулирующее отношения с участием лиц, заключенных под стражу, требует более полного исследования и совершенствования.
Целью данной работы является ознакомление с таким видом меры пресечения, как заключение под стражу, на примере законодательства Российской Федерации и Кыргызской Республики.
Введение
Темой данной работы является «Порядок применения заключения под стражу в качестве меры пресечения». Каждый человек рождается свободным, и имеет право на личную неприкосновенность – данные принципы записаны в Конституции, во Всеобщей декларации прав человека и многих других правовых документах. Право на свободу – это возможность совершать любые правомерные действия. Личная же неприкосновенность распространяется на жизнь, здоровье, честь и достоинство человека. Никто не вправе силой или угрозами принуждать человека к каким-то действиям, подвергать его истязанию, обыску или наносить вред здоровью. Но бывают такие обстоятельства, при которых человек теряет некоторые права. Уголовно-процессуальное законодательство предусматривает случаи, когда к гражданину, вовлеченному в сферу уголовного судопроизводства (подозреваемому, обвиняемому) могут быть применены меры уголовно-процессуального принуждения. Из них самыми строгими являются меры пресечения, в особенности – заключение под стражу, которое Уголовно-процессуальное законодательство определяет как исключительную меру.
Актуальность темы состоит в том, что законодательство постоянно совершенствуется, соблюдая при этом принципы гуманности и уважения личности, в связи с чем правовой статус лиц, заключенных под стражу в порядке меры пресечения, приобретает особую значимость. Нормы, определяющие правовой статус лиц, заключенных под стражу, показывают, что большинство из них ориентировано на признание за данными лицами определенных прав, а также на обеспечение их защиты. К сожалению, современное законодательство, регулирующее отношения с участием лиц, заключенных под стражу, требует более полного исследования и совершенствования.
Целью данной работы является ознакомление с таким видом меры пресечения, как заключение под стражу, на примере законодательства Российской Федерации и Кыргызской Республики.
Структура работы состоит из введения, двух глав, трех подглав, заключения и списка использованных источников.
Меры уголовно-процессуального
пресечения являются основной составной
частью института мер уголовно-
Меры пресечения, вопреки утверждениям
отдельных процессуалистов, обладают
свойством принудительности – вне
зависимости от того, соответствует
ли применение таковых их желаниям
и интересам. Практически любая
из форм уголовно-процессуального
Рассматриваемую меру пресечения называют по-разному: «содержание под стражей», «арест», наконец, «заключение под стражу». Последнее наименование употребляется в УПК РФ для ее обозначения. «Содержание под стражей» - это, скорее всего о процессе реализации данной меры .
Заключение под стражу – самая строгая мера пресечения, существенно ограничивающая права и свободы гражданина и, прежде всего одно из важнейших прав – право на свободу и личную неприкосновенность. Поэтому заключение под стражу избирается лишь тогда, когда другие меры пресечения не могут обеспечить надлежащее поведение и не уклонение обвиняемого (подозреваемого) и при строгом соблюдении ряда гарантий, установленных законом в целях обеспечения обоснованности применения этой меры пресечения. В то же время неприменение или несвоевременное применение заключения под стражу к опасным преступникам, совершившим тяжкие преступления, может привести к совершению новых преступлений. Заключение под стражу – мера, обеспечивающая реальное пресечение противоправных действий обвиняемого (подозреваемого) на предупреждение которых направлены названные в ст.98 УПК РФ меры пресечения.
Сущность данной меры пресечения состоит в принятии решения о заключении под стражу обвиняемого (подозреваемого), водворении его в следственных изолятор (в иное место, заменяющее следственный изолятор) и содержании его там под стражей до начала фактического исполнения обвинительного приговора к лишению свободы, если данная мера пресечения не будет отменена либо изменена.
Правовые основы заключения под стражу, содержания под стражей и освобождения из-под стражи устанавливают:
Заключение под стражу – самая тяжелая мера пресечения, поэтому она должна применяться лишь при невозможности применения иной, более мягкой меры пресечения.
Заключение под стражу в качестве
меры пресечения применяется по судебному
решению в отношении
1) подозреваемый или обвиняемый
не имеет постоянного места
жительства на территории
2) его личность не установлена;
3) им нарушена ранее избранная мера пресечения;
4) он скрылся от органов
К несовершеннолетнему, подозреваемому
или обвиняемому заключение под
стражу, в качестве меры пресечения,
может быть применено в случае,
если он подозревается или обвиняется
в совершении тяжкого или особо
тяжкого преступления. В исключительных
случаях эта мера пресечения может
быть избрана в отношении
Для некоторых категорий граждан
в связи с особой ответственностью
выполняемых ими функций
Согласно части 2 статьи 22 Конституции Российской Федерации арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению, а до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов2.
Указанное правило должно служить гарантией судебной защиты для ситуаций, связанных с ограничением одного из основных прав человека – права на свободу и личную неприкосновенность, что признается помимо Конституции РФ также Конвенцией о защите прав человека и основных свобод и Международным пактом о гражданских и политических правах. Согласно этим международно-правовым актам, являющимся в силу статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации, каждое арестованное или задержанное по уголовному обвинению лицо незамедлительно доставляется к судье или к другому должностному лицу, которому принадлежит по закону полномочие осуществлять судебную власть, и ему должно быть обеспечено право на судебное разбирательство в течение разумного срока или право на освобождение (пункт 3 статьи 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод , пункт 3 статьи 9 Международного пакта о гражданских и политических правах).
В Конституции Российской Федерации и в Федеральном законе "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней" сохранение действия положений уголовно-процессуального закона, которыми регламентируются порядок задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления, и порядок применения заключения под стражу, рассматривается как переходная мера, ограниченная по времени периодом, необходимым лишь для внесения в законодательство соответствующих изменений. Соответствующие изменения в уголовно-процессуальное законодательство были внесены лишь в новой редакции Уголовно-процессуального кодекса РФ. Однако часть вторая его статьи 29, согласно которой только суд, в том числе в ходе досудебного производства, правомочен принимать решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, о продлении срока содержания под стражей, а также другие нормы, касающиеся передачи судам в ходе досудебного производства по уголовному делу полномочий по применению меры пресечения в виде заключения под стражу и продлению срока содержания под стражей, Федеральным законом от 18 декабря 2001 года "О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" вводились в действие лишь с 1 января 2004 года; до этого момента решения по таким вопросам по-прежнему должен был принимать прокурор. Мотивация данного решения объяснялась необходимостью дополнительных финансовых затрат из федерального бюджета в связи с требуемым увеличением численности судей и работников аппаратов судов, а также значительными материальными ресурсами на функционирование судов общей юрисдикции.
При необходимости избрания в качестве
меры пресечения заключения под стражу
прокурор, а также следователь
и дознаватель с согласия прокурора
возбуждают перед судом соответствующее
ходатайство. В постановлении о
возбуждении ходатайства
Подсудность рассмотрения вопроса
о первичном заключении под стражу
является исключительной компетенцией
судьи районного суда или гарнизонного
военного суда. К их же компетенции
относятся продление срока
Процессуальный порядок
Содержание указанных норм, а
также приложений 81 и 82 показывает,
что судья обязан рассмотреть
ходатайство органов
– прокурора (либо по его поручению следователя или дознавателя, возбудившего ходатайство);
– подозреваемого (обвиняемого), а если он несовершеннолетний - и его законного представителя (принятие судебного решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отсутствие обвиняемого допускается только в случае объявления обвиняемого в международный розыск);
– защитника (если он уже участвует в деле в соответствии с ч.3 ст.49, ст.51, 52 УПК РФ).
По инициативе потерпевшего или его законного представителя они также могут участвовать в судебном заседании (без извещения и вызова).
Информация о работе Порядок применения заключения под стражу в качестве меры пресечения