Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 18:23, курсовая работа
Каждый день, Президент, Правительство Российской Федерации, десятки министерств и ведомств, сотни органов власти выпускают множество документов, устанавливающих новые права и обязанности граждан и организаций, изменяющих действующие нормы.
Законодательство включает в себя правовые акты органов законодательной и исполнительной власти, основывающиеся на исходных началах права, закрепленных в Конституции. В Конституции содержатся основополагающие для регулирования нормы. Это нормы, определяющие формы и содержание права собственности, параметры правоспособности, право граждан на занятие деятельностью.
Введение
Общая характеристика и классификация нормативно правовых актов
Законы и подзаконные нормативные правовые акты
Действие нормативно правовых актов
2.1. Действе нормативно правовых актов во времени
2.2. Действе нормативно правовых актов в пространстве
2.3. Действе нормативно правовых актов по круги лиц
3. Порядок вступления в силу нормативно правовых актов
Заключение
Список использованной литературы
План:
Введение
2.1. Действе нормативно правовых актов во времени
2.2. Действе нормативно правовых актов в пространстве
2.3. Действе нормативно правовых актов по круги лиц
3. Порядок вступления в силу нормативно правовых актов
Заключение
Список
использованной литературы
Введение
Каждый
день, Президент, Правительство Российской
Федерации, десятки министерств
и ведомств, сотни органов власти
выпускают множество
Законодательство включает в себя правовые акты органов законодательной и исполнительной власти, основывающиеся на исходных началах права, закрепленных в Конституции. В Конституции содержатся основополагающие для регулирования нормы. Это нормы, определяющие формы и содержание права собственности, параметры правоспособности, право граждан на занятие деятельностью.
Наряду
с кодифицированными
Среди нормативных актов ведущую роль (после законов), источников гражданского законодательства играют правовые акты, издаваемые президентом и Правительством. Правительственные постановления, содержащие нормы гражданского права, должны не только соответствовать ГК, другим законам и президентским указам, но и могут теперь приниматься лишь «на основании и во исполнение» перечисленных актов более высокой силы. Гражданско-правовые нормы могут содержаться также и в нормативных актах министерств и ведомств и иных органах исполнительной власти. Однако такие нормативные акты могут издаваться только в случаях и пределах, предусмотренных ГК, другими законами и иными правовыми актами.
Использование
этого огромного массива
Ввиду
этого, в данной работе автор поставил
своей целью детально уяснить раскрыть
механизм вступления в силу различных
нормативных актов, а также определить
их действие в пространстве и по кругу
лиц.
Под нормативными правовыми актами (НПА) понимают акты, устанавливающие нормы права, входящие в их действие, изменяющие или отменяющие правила общего порядка1.
НПА существенно отличаются от иных формально схожих (но не являющихся правовыми) актов, содержащих типичные нормативные предписания, выраженные в документальной форме.
НПА
исходя непосредственно от государства,
выражают государственную волю. При
этом они являются результатом правотворческой
деятельности компетентных (т.е. уполномоченных
на то законом) государственных органов.
В случае утверждения НПА
Основное содержание НПА составляют типичные нормативные предписания, обладающие определённой юридической силой и устанавливающие единый, государственно – властный порядок регулирования общественных отношений, ограниченный во времени, в пространстве и по кругу адресатов.
НПА имеют строго определённую документальную форму (закон, указ, постановление и т.п.), обладают установленными символами и реквизитами. Их содержание структурировано и излагается с использованием специальной и общепризнанной терминологией.
НПА
принимаются и осуществляются в
юридически урегулированном процедурно-
Реализация НПА обеспечивается комплексом мер государственного воздействия.
Все НПА существуют и функционируют как единая система, которая характеризуется согласованностью, взаимодействием, иерархичностью, специализацией и дифференциацией по отраслям и институтам.
В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативно-правовые акты подразделяются на:
В зависимости от сферы действий НПА делятся на:
В зависимости от срока действия различают:
В зависимости от юридической силы НПА делят на:
Более подробно остановимся на последней классификации НПА.
Вывод
: Таким образом, НПА можно определить
как изданный в особом порядке
официальный акт-документ компетентного
правотворческого органа, содержащий
нормы права
1.2 Законы и подзаконные нормативные правовые акты
Законы - нормативные правовые акты, принимаемые путем референдума или законодательным органом. и регулирующие наиболее значимые общественные отношения2.
Законы занимают главное место в системе НПА. Их ведущее положение определяется следующими основными признаками.
В свою очередь законы, в зависимости от их значимости в системе действующего законодательства, подразделяют на законы конституционные и текущие.
Как уже было сказано выше, высшую юридическую силу имеет Конституция, принятая всенародным голосованием. Являясь законом, Конституция - правовая основа законодательства . Все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые, не должны противоречить Конституции.
Законы принимаются в виде:
-
законов о поправках к
- конституционных законов;
- законов (в том числе кодексов).
Конституционные
законы не могут противоречить Конституции.
Законы не могут противоречить не только
Конституции, но и конституционным законам.
Подзаконные акты - это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов. Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам. Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм.
Они,
в свою очередь, также подразделяются
на несколько видов в зависимости
от положения и компетенции
Акты Президента принимаются в форме указов и распоряжений и не могут противоречить Конституции и законам . Нормативные правовые акты Президента принимаются, как правило, в форме указов.
Акты Правительства принимаются в форме постановлений и распоряжений, которые не могут противоречить Конституции, законам, актам Президента. Акты Правительства имеют большую силу по отношению к актам органов исполнительной власти и актам местных органов. Нормативные правовые акты Правительства принимаются, как правило, в форме постановлений3.
Вывод: таким образом акты органов исполнительной власти (так называемые ведомственные акты) издаются на основе и во исполнение не только Конституции, законов, указов Президента, но и постановлений Правительства. Подзаконные акты субъектов имеют свою иерархическую структуру и распространяются на все лица и иные субъекты права, находящиеся на территории соответствующего субъекта.
2.Действие
нормативно правовых
актов
Для практики имеет непосредственное значение проблема пределов действия нормативных актов. Она включает в себя четыре вопроса4:
Нормативные акты регулируют разные по своему характеру отношения. При этом, например, акты, рассчитанные на регулирование имущественных и связанных с ними личных неимущественных отношений, не имеют силы в отношениях между государственными органами, и наоборот. Другими словами, только в качестве исключения нормы одной отрасли могут распространить свое действие на отношения, регулируемые нормативными актами другой отрасли права.
В
предмет правового
Законодатель
исключает привлечение к
Действие во времени связано с вступлением нормативного акта в силу и моментом утраты им юридической силы. В каждом государстве действуют нормы о порядке опубликования и вступления в силу законов и других актов.
В
соответствии с Федеральным законом,
принятым Государственной Думой 25 мая
1994г., на территории Российской Феде рации
применяются только те федеральные
конституционные за коны, федеральные
законы, акты палат Федерального Собрания,
которые официально опубликованы. [
Датой принятия федерального закона
считается день принятия его Государственной
Думой в окончательной