Анализ себестоимости продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 19:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является объективная оценка уровня и динамики себестоимости продукции, выявление путей ее снижения, а также определение возможностей использования анализа.
В соответствии с поставленной целью основными задачами исследования являются:
- рассмотреть экономическую сущность себестоимости продукции, ее
состав, а также изучить классификацию затрат;
- определить методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции на промышленном предприятии;

Вложенные файлы: 1 файл

асель курсовая управ анализ.docx

— 51.52 Кб (Скачать файл)

 

Введение

       В условиях рыночной экономики себестоимость продукции является одним из важных  основных экономических показателей, характеризующих производственно-хозяйственную деятельность организации. Он отражает не только все стороны этой деятельности, но и эффективность использования ресурсов, рациональность организации производства, труда, управления. Величина себестоимости продукции влияет на формирование прибыли, фондов и резервов и, соответственно, на налогообложение. Чем больше сумма прибыли, тем больше сумма налога, уплачиваемого организацией в бюджет. Поэтому государство регламентирует состав и уровень расходов, включаемых в себестоимость продукции. Чем меньше себестоимость производимой продукции, тем выше ее конкурентоспособность, ощутимее экономический эффект от продажи продукции.

Себестоимость продукции  служит базой для ценообразования  и формирования финансовых результатов. Поэтому систематическое снижение себестоимости продукции - необходимое  условие повышения экономической  эффективности производства. От уровня себестоимости зависят финансовые результаты деятельности, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние хозяйствующего субъектa.

Себестоимость продукции представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на производство и реализацию. Исходя из вышесказанного, данную тему курсовой работы можно считать актуальной в настоящее время.

Целью исследования является объективная оценка уровня и динамики себестоимости продукции, выявление путей ее снижения, а также определение возможностей использования анализа.

В соответствии с поставленной целью основными задачами исследования являются:

-  рассмотреть экономическую сущность себестоимости продукции, ее 
состав, а также изучить классификацию затрат;

- определить методы учета затрат  и калькулирования себестоимости  продукции на промышленном предприятии;

-    выявить результаты анализа себестоимости продукции;

-    установить в ходе анализа влияние факторов на изменение себестоимости продукции;

-    показать причины роста затрат;

-    выработать пути снижения затрат на предприятии;

Данная работа состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы и заключения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Глава1. Методические основы анализа себестоимости продукции.

1.1 Цели, задачи, объекты и источники анализа себестоимости продукции.

Важным  показателем, характеризующим работу предприятий, является себестоимость продукции, работ и услуг.

 Снижение  себестоимости продукции (работ,  услуг) за счет рационального использования производственных ресурсов — основной путь увеличения прибыли и повышения рентабельности производства.

Показатель  себестоимости представляет собой  выраженные в денежной форме затраты предприятия на производство и реализацию продукции (работ, услуг). В уровне себестоимости отражаются экономические, научно-технические, социальные и природоохранные факторы развития предприятия.

Основные  задачи анализа себестоимости продукции  предприятия сводятся к следующему:

• оценка динамики важнейших показателей себестоимости и выполнение плана по ним;

•   определение  факторов, влияющих на динамику показателей и выполнение плана, величины и причин отклонений фактических затрат от плановых;

•   оценка динамики и выполнения плана по себестоимости в разрезе элементов и статей затрат, себестоимости важнейших изделий;

•   выявление  упущенных возможностей снижения себестоимости  продукции.

Объектами анализа  себестоимости продукции являются следующие показатели:

  • себестоимость отдельных изделий;
  • отдельные статьи затрат;                                                                                           
  • полная себестоимость товарной продукции в целом и по элементам затрат;
  • затраты по центрам ответственности
  • затраты на cом продукции;

   Цель  анализа себестоимости продукции  заключается в выявлении возможностей  повышения эффективности использования всех видов ресурсов в процессе производства и сбыта продукции.

Источниками информации для анализа себестоимости продукции служат плановые расчеты, «Приложение к бухгалтерскому балансу», «Сведения о затратах на производство и реализацию продукции (работ услуг) предприятия», «Сведения о численности, заработной плате и движении работников». Кроме того, в качестве источников информации используются плановые и отчетные калькуляции по важнейшим изделиям, регистры бухгалтерского учета (ведомости, журналы-ордера), данные о нормах и нормативах, содержащиеся в технологических картах и спецификациях, и др.

   Анализ себестоимости проводится в следующих направлениях:

•   анализируются затраты на один сом  товарной продукции;

• дается анализ себестоимости по экономическим  элементам и статьям расхода;

•   анализируется себестоимость конкретных видов продукции;

•   проводится анализ себестоимости важнейших  видов изделий.

Рыночная  экономика предполагает постоянное обновление ассортимента товарной продукции, вследствие чего применяются разные показатели плановых заданий по себестоимости.

Анализ себестоимости  производится применительно к единице  продукции того или иного вида, применительно к определенному объему и составу товарной продукции отчетного периода, применительно ко всей товарной продукции предприятии.

Изучение  динамики себестоимости и контроль за выполнением плановых заданий по снижению себестоимости основаны на использовании индексного метода.

Для установления планового задания по снижению себестоимости  единицы продукции необходимо плановую себестоимость изделия сопоставить с себестоимостью прошлого года.

±С = Сб - Спл,

где Сб —  себестоимость базисная;

Спл — себестоимость  плановая.

Индекс  планового задания по снижению себестоимости (ic) определяется следующим образом:

iс. пл = Спл / Сб.

Для проверки выполнения плана по себестоимости  необходимо фактическую себестоимость  единицы продукции сопоставить с плановой. Индекс выполнения плана по снижению себестоимости определяется по формуле

ic = С1 / Спл,

где С1 —  фактическая себестоимость единицы  продукции.

Для измерения  динамики фактического снижения себестоимости  единицы продукции необходимо фактическую себестоимость изделия сопоставить с себестоимостью прошлого года (базисного года):

i = Cl/C6.

Снижение  себестоимости — уменьшение затрат, что приводит к экономии средств. Размер экономии можно определить как разность между знаменателем и числителем.

          При многономенклатурном производстве исчисляются общие индексы себестоимости продукции по агрегатной форме.

Общий индекс планового задания по снижению себестоимости продукции исчисляется по следующей формуле:

Индекс  планового задания  (постоянного  состава)

=∑Спл *qпл/∑Сб*qпл

где qпл — планируемое количество продукции.

   Общая сумма планируемой экономики от снижения себестоимости продукции исчисляется как разность между знаменателем и числителем:

(∑Сб  х qпл) — (∑Спл х qпл).

Общий индекс выполнения плана по снижению себестоимости продукции определяется по формуле:

Индекс  выполнения плана  =∑С1 *q1/∑Сб*q1

где ql — фактически выпущенная продукция.

Общая сумма  сверхплановой экономии составляет разницу между знаменателем и  числителем формулы

(∑Спл  х ql) - (∑С1 х ql).

Общий индекс фактического снижения себестоимости, себестоимости отчетного периода по сравнению с прошлым (базисным) периодом исчисляется по следующей формуле:

Индекс  фактического снижения (постоянного  состава)  

=∑С1 *q1/∑Сб*q1                 

Общая сумма  фактической экономии от снижения себестоимости  продукции определяется как разница  между знаменателем и числителем формулы 

(∑Спл  х ql) - (∑С1 х ql).

        1.2 Финансово-экономические рычаги снижения себестоимости.

       В условиях перехода к рыночной экономике роль и значение снижения себестоимости продукции на предприятии резко возрастают. С экономических и социальных позиций значение снижения себестоимости продукции для предприятия заключается в следующем:

  • в увеличении прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, а, следовательно, в появлении возможности не только в простом, но и расширенном производстве;
  • в появлении возможности для материального стимулирования работников и решения многих социальных проблем коллектива предприятия;
  • в улучшении финансового состояния предприятия и снижения степени риска банкротства;
  • в возможности снижения продажной цены на свою продукцию, что позволяет в значительной мере повысить конкурентоспособность продукции и увеличить объем продаж;
  • в снижении себестоимости в продукции в акционерных обществах, что является хорошей предпосылкой для выплаты дивидендов и повышения их ставки.

Решающим  условием снижения себестоимости служит непрерывный технический прогресс. Внедрение новой техники, комплексная  механизация и автоматизация  производственных процессов, совершенствование  технологии, внедрение прогрессивных  видов материалов позволяют значительно  снизить себестоимость продукции.

Серьезным резервом снижения себестоимости продукции  является расширение специализации  и кооперирования. На специализированных предприятиях с массово-поточным производством  себестоимость продукции значительно  ниже, чем на предприятиях, вырабатывающих эту же продукцию в небольших  количествах. Развитие специализации  требует установления и наиболее рациональных кооперированных связей между предприятиями.

Снижение  себестоимости продукции обеспечивается, прежде всего, за счет повышения производительности труда. С ростом производительности труда сокращаются затраты труда  в расчете на единицу продукции, а следовательно, уменьшается и  удельный вес заработной платы в  структуре себестоимости.

Успех борьбы за снижение себестоимости обеспечивает, в первую очередь, рост производительности труда рабочих, обеспечивающий в  определенных условиях экономию на заработной плате либо рост выработки, снижающий  долю условно-постоянных расходов в  себестоимости единицы продукции.

Важнейшее значение в борьбе за снижение себестоимости  продукции имеет соблюдение строжайшего  режима экономии на всех участках производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Последовательное  осуществление на предприятиях режима экономии проявляется прежде всего  в уменьшении затрат материальных ресурсов на единицу продукции, сокращении расходов по обслуживанию производства и управлению, в ликвидации потерь от брака и  других непроизводительных расходов.

Материальные  затраты, как известно, в большинстве  отраслей промышленности занимают большой  удельный вес в структуре себестоимости  продукции, поэтому даже незначительное сбережение сырья, материалов, топлива  и энергии при производстве каждой единицы продукции в целом  по предприятию дает крупный эффект.

Предприятие имеет возможность влиять на величину затрат материальных ресурсов, начиная  с их заготовки. Сырье и материалы  входят в себестоимость по цене их приобретения с учетом расходов на перевозку, поэтому правильный выбор  поставщиков материалов влияет на себестоимость  продукции. Важно обеспечить поступление  материалов от таких поставщиков, которые  находятся на небольшом расстоянии от предприятия, а также перевозить грузы наиболее дешевым видом  транспорта. При заключении договоров  на поставку материальных ресурсов необходимо заказывать такие материалы, которые  по своим размерам и качеству точно  соответствуют плановой спецификации на материалы, стремиться использовать более дешевые материалы, не снижая в то же время качества продукции.

Основным  условием снижения затрат сырья и  материалов на производство единицы  продукции является улучшение конструкций  изделий и совершенствование  технологии производства, использование  прогрессивных видов материалов, внедрение технически обоснованных норм расходов материальных ценностей.

Сокращение  затрат на обслуживание производства и управление также снижает себестоимость  продукции. Размер этих затрат на единицу  продукции зависит не только от объема выпуска продукции, но и от их абсолютной суммы. Чем меньше сумма цеховых и общезаводских расходов в целом по предприятию, тем при прочих равных условиях ниже себестоимость каждого изделия.

Информация о работе Анализ себестоимости продукции