Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 17:36, реферат
После войны США поставили своей целью изменить менталитет Японии и застраховаться от возможных конфликтов с ней. Была принята новая конституция, ограничившая военные расходы на уровне 1 % ВВП, в страну направлены специалисты в различных областях, которые должны были перестроить экономику Японии по американскому образцу и заложить основы будущего сотрудничества Японии и США. Среди этих специалистов в Японию в 1947 году прибыл Э. Деминг, бывший сотрудник У. Шухарта, специалист в области статистических методов контроля качества продукции. В 1954 году Союзом ученых и инженеров Японии был приглашен известный американский специалист в области качества Дж. Джуран.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ В ЯПОНИИ 4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 10
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ В ЯПОНИИ 4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 10
До и во время Второй мировой войны японская продукция была дешевой, но уровень ее качества был крайне низким. Такое качество являлось следствием низкого уровня развития науки и техники, что, в свою очередь, объяснялось закрытым характером экономики Японии, почти полным отсутствием связей с внешним миром вплоть до XX века и милитаристским уклоном в менталитете общества, когда основное внимание уделялось армии, а не развитию экономики.
После войны США поставили своей целью изменить менталитет Японии и застраховаться от возможных конфликтов с ней. Была принята новая конституция, ограничившая военные расходы на уровне 1 % ВВП, в страну направлены специалисты в различных областях, которые должны были перестроить экономику Японии по американскому образцу и заложить основы будущего сотрудничества Японии и США. Среди этих специалистов в Японию в 1947 году прибыл Э. Деминг, бывший сотрудник У. Шухарта, специалист в области статистических методов контроля качества продукции. В 1954 году Союзом ученых и инженеров Японии был приглашен известный американский специалист в области качества Дж. Джуран. Эти специалисты сыграли важную роль в формировании японской модели управления качеством и ее популяризации во всем мире.
К началу 1960-х годов Япония вышла на передовые позиции в мире в ряде ведущих отраслей. Лежавшая в руинах после Второй мировой войны страна смогла за 4 года восстановить свой потенциал, а за 10 лет вытеснить продукцию ряда развитых стран с их традиционных рынков сбыта. Во многом это связано с успешной работой по обеспечению качества продукции.
Начало деятельности по контролю качества в Японии относится к 1946 году, когда контроль качества был введен на заводе Tamagawa фирмы Tokio Denki (ныне – Toshiba).
В 1949 году в Японии был
издан Закон о промышленной стандартизации,
которым было положено начало созданию
JIS (японского промышленного
1950-е годы в Японии
были годами фундаментальных
исследований вопросов
Существовавшие ранее статистические методы регулирования и контроля качества были существенно упрощены профессором Г. Тагути. Это способствовало их широкому распространению.
В 1960-е годы проблемы контроля качества начинают выходить за рамки одного только процесса производства. Начинает звучать голос потребителя, требующего точного соответствия характеристик изделия характеристикам, заложенным в проекте. Как мера, направленная на решение этой проблемы, в 1960-е годы начинается движение за внедрение всеобщего контроля качества. В декабре 1967 года на 7-м симпозиуме по управлению качеством были сформулированы 6 особенностей японской системы управления качеством:
- всеаспектное управление качеством на уровне фирмы, участие всех работников фирмы в управлении качеством;
- подготовка и повышение квалификации кадров в области управления качеством;
- деятельность кружков качества;
- инспектирование и оценка деятельности по управлению качеством (премия Деминга предприятию и проверка деятельности руководства);
- использование статистических методов;
- общенациональная программа по контролю качества.
Основным инструментом в реализации комплексного управления качеством стали кружки качества – небольшие (5-10 человек) организационно оформленные группы рабочих, объединенных для совместного обучения и применения статистических методов контроля качества и решения проблем, возникающих на рабочем месте. Был взят курс на вовлечение в деятельность по обеспечению качества самих исполнителей в сотрудничестве с лицами, осуществляющими контроль за качеством на рабочем месте.
Постепенно была создана японская модель управления качеством – всеобщий контроль качества, представляющий собой единый процесс обеспечения качества повсеместно в фирме, выполняемый всем персоналом фирмы – от президента до работников первой линии производства.
В 1970-е годы еще более
совершенствуется контроль качества в
той форме, которая была выработана
к этому времени. Кроме того, из-за
быстрого экономического роста начинают
проявляться определенные несоответствия
в экономике страны. В эти годы
разразился нефтяной кризис. База для
решения таких проблем, как управление
фирмой в условиях сокращения производства,
совершенствование структуры
Происходит переход от статистического контроля качества (SQC) к всеобщему контролю качества (TQC). Придавая большое значение статистическим методам контроля качества всех процессов создания и эксплуатации продукции, некоторые специалисты используют в Японии термин TQSC – всеобщий контроль качества продукции статистическими методами.
С 1970-х годов начинается широкое применение компьютерных технологий в управлении качеством.
На рубеже перехода в 1990-е годы термин TQC (всеобщий контроль качества) как переставший отражать сущность явления было предложено заменить термином UQC (универсальный контроль качества).
На японских предприятиях
для персонала разработана
- не создавать (условия для появления дефектов);
- не передавать (дефектную продукцию на следующую стадию);
- не принимать (дефектную продукцию с предыдущей стадии);
- не изменять (технологические режимы);
- не повторять (ошибок).
Эти правила детализированы для этапов подготовки производства и собственно производства и доведены до сведения каждого работника.
Японская система управления качеством установила и четырехуровневую иерархию качества (рисунок 1), в которой угадывается основной принцип будущей концепции TQM – ориентации на удовлетворение текущих и потенциальных запросов потребителей.
Рисунок 1 - Японская модель иерархии качества
Широкое использование методов контроля (управления) качества на всех этапах производства позволило повысить стабильность производства, улучшить его организацию и создать предпосылки для возникновения в Японии в конце 1950-х годов системы JIT (от англ. Just-in-time – «точно вовремя» или «точно в срок»). Целью этой системы явилось дальнейшее повышение эффективности производства за счет экономии ресурсов, постоянного улучшения качества продукции и надежности процессов. Основным принципом системы JIT является поставка комплектующих и изготовление отдельных деталей, узлов и машин только тогда, когда они нужны соответственно для производства или продажи.
Практической реализацией системы JIT является система KANBAN («Канбан»). В основе системы KANBAN лежит вытягивание подразделением фирмы более высокого уровня в технологической цепочке комплектующих изделия из подразделения, предшествующего данному в технологической цепочке.
Метод «точно в срок» применяется в различных сферах, но наиболее наглядным примером является крупное конвейерное производство. Цель производственной системы, построенной по методу «точно в срок», – гибкая перестройка производства при изменении спроса. Метод «точно в срок» представляет собой информационную систему, обеспечивающую оперативное регулирование произведенной продукции на каждой стадии производства.
Рисунок 2 - Схема организации производства по методу «точно в срок» («Канбан»)
При создании систем качества в Японии использовались в основном принципы и методы, разработанные в США. При этом развитие этих систем началось с применения статистических методов контроля качества. Однако в Японии все эти методы оказались значительно эффективнее, чем в США и в странах Европы.
В японских фирмах контроль качества продукции охватил все этапы производства и превратился в контроль качества процессов. Вместо узкоспециальной области знания он стал неотъемлемым элементом каждой фазы производственной деятельности.
«Отцом» кружков качества по праву считается профессор К. Исикава. В апреле 1962 года вышел первый номер журнала «Контроль качества для мастера», одним из основных авторов которого был Исикава. В журнале прозвучал призыв создать на предприятиях кружки контроля качества.
В мае 1962 года был зарегистрирован первый кружок качества на заводе государственной телефонно-телеграфной компании Nihon Denden Kosha в г. Масцуяма. В мае 1963 года состоялся первый съезд кружков качества (г. Сендай). В съезде участвовали 149 человек; были заслушаны 22 доклада, а в работе четвертого съезда, проходившего в 1964 году в г. Нагоя, уже приняли участие 563 человека и были заслушаны 92 доклада. С самого начала в основу организации кружков качества был положен принцип добровольности. К началу 1965 года в Японии было зарегистрировано 3700 кружков. В 1966 году японские кружки качества заявили о себе в Стокгольме на десятом конгрессе Европейской организации контроля качества. Сегодня в Японии зарегистрировано свыше 300 тыс. кружков качества.
Большое значение для эффективности
систем качества в Японии имеет высокий
уровень подготовки рабочих, их стремление
к постоянному образованию, заинтересованность
в развитии производства, традиционные
добросовестность, дисциплинированность
и трудолюбие. Благодаря системе
пожизненного найма (гарантия работнику
рабочего места в фирме без
ограничения времени контракта)
Для всех сотрудников фирм Японии характерно постоянное повышение квалификации, практически непрерывное обучение на различных курсах и семинарах.
В Японии разработаны подробные
программы подготовки кадров для
всех уровней, включая президента фирмы,
членов правления, директоров-распорядителей,
начальников отделов и
С начала 1950-х годов радиокорпорация NHK организовала обучение методам контроля качества для всей страны. В журнале «Хедзюнка то хинсицу канри» («Стандартизация и контроль качества») публиковались основные лекционные материалы. С 1956 года журнал стал публиковать материалы, касающиеся практики осуществления контроля качества в отраслях и на других предприятиях сферы обслуживания.
Фирма может также составить
собственную программу
Обучение не ограничивается получением рабочими формального инструктажа – он составляет лишь малую часть общей программы подготовки кадров. Обязанностью каждого руководителя является обучение своих подчиненных на практике.
Успешному развитию в Японии
систем менеджмента качества способствовали:
привлечение к созданию и развитию систем
качества высшего руководства фирм; высокая
эффективность деятельности руководства
фирм, связанная с высоким уровнем их подготовки,
применением коллективных методов руководства,
долгосрочного планирования деятельности
фирмы; широкое привлечение всех сотрудников
фирм к работам по обеспечению качества,
в том числе с помощью кружков качества; высокая
мотивация сотрудников, благоприятный
моральный, психологический климат в фирмах; постоянный
рост квалификации всех работников фирм
с помощью систем повышения квалификации;
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Опыт управления качеством в Японии // http://fictionbook.ru
2. Особенности японской
системы управления качеством
// http://referatplus.ru/
3. Современные концепции и модели управления качеством // http://www.dist-cons.ru
4. Управление качеством в Японии // http://cribs.me
5. Японские методы управления качеством // http://quality.eup.ru