Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2015 в 14:58, курсовая работа
Краткое описание
Тема моей курсовой работы «Самоменеджмент». Я выбрала эту тему, потому что так сложилось, что в современном мире успех руководителя зависит не только от того, насколько эффективно он управляет другими: едва ли не более важную роль играет и умение менеджера управлять самим собой и рационально организовывать свою работу. Как для будущего менеджера, мне важны способы овладения искусством управления, в своей работе я хочу разобраться, как вообще можно научиться искусству управлять собой, своим временем и жизнью, какие методы здесь более эффективны.
Содержание
Введение 1. Понятие самоменеджмента 1.1 Определение, цели и функции самоменеджмента 1.2 Основы и методики планирования и принятия решений 1.3 Методы искусства управления 2. Самоменеджмент: методология и практика 3. Причины дефицита времени 3.1 Анализ использования рабочего времени 4. Реализация и организация 5. Контроль 6. Информация и коммуникации Заключение Список литературы
1.2 Основы и методики
планирования и принятия решений
1.3 Методы искусства управления
2. Самоменеджмент: методология
и практика
3. Причины дефицита времени
3.1 Анализ использования
рабочего времени
4. Реализация и организация
5. Контроль
6. Информация и коммуникации
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
“Время – самый
ограниченный капитал, и если не можешь
им распоряжаться, не сможешь распоряжаться
ничем другим”
П. Друкер
Тема моей курсовой работы «Самоменеджмент».
Я выбрала эту тему, потому что так сложилось,
что в современном мире успех руководителя
зависит не только от того, насколько эффективно
он управляет другими: едва ли не более
важную роль играет и умение менеджера
управлять самим собой и рационально организовывать
свою работу. Как для будущего менеджера,
мне важны способы овладения искусством
управления, в своей работе я хочу разобраться,
как вообще можно научиться искусству
управлять собой, своим временем и жизнью,
какие методы здесь более эффективны.
Быть организованным, независимо
от того, относится ли это к окружающему
пространству или к вашему времени, - означает
быть подготовленным. Это означает чувствовать
себя собранным, владеть ситуацией, быть
готовым использовать все имеющиеся возможности
и справиться с любыми сюрпризами и неожиданностями,
которые жизнь создает на вашем пути. Мы
живем в сложном, быстро развивающемся
мире, который полон безграничных возможностей.
Актуальность темы «Самоменеджмент»
определяется тем, что многие руководители,
управляя теми или иными субъектами, недостаточно
проявляют организованность, обязательность,
не умеют рационально использовать рабочее
время и т.д. и т.п. Особенно это касается
молодых менеджеров и управленцев. От
того какая у них будет самоорганизованность,
во многом будет зависеть и успех в карьере.
Преимущества овладения искусства
самоменджмента состоят в следующем: выполнение
работы с меньшими затратами времени,
лучшая организация труда; меньше спешки
и стрессов; больше удовлетворения от
работы; активная мотивация труда; рост
квалификации; снижение загруженности
работой; сокращение ошибок при выполнении
своих функций; достижение профессиональных
и жизненных целей кратчайшим путем.
Самоменеджмент прежде всего
это самоорганизация, умение управлять
собой, руководить процессом управления
в самом широком смысле слова – во времени,
в пространстве, общении, деловом мире.
Руководитель должен так уметь свой труд,
чтобы эффективность была максимальной.
Овладеть данной наукой не так
просто, и молодому руководителю надо
начинать все-таки с самообразования,
причем мало только приобретать знания,
нужна ещё и практическая реализация.
Самоменеджмент – это очень тяжелая работа,
поэтому необходимо быть готовым к самосовершенствованию.
Нужен серьезный подход при
разработке своей программы. Прежде всего
разрабатывать программу с учетом тех
вопросов, которые приходится решать в
процессе профессиональной деятельности.
При выборе программы надо учитывать изменения,
происходящие в жизни – в экономике, науке,
современных методах управления и т.д.
Надо учесть аспекты практической реализации
приобретенных знаний.
Надо учиться планировать свое
рабочее время. Планирование призвано
обеспечить хозяйское использование самого
ценного достояния – времени, а именно:
либо имеющееся время употребить
для плодотворной и успешной деятельности
(максимальный критерий);
либо достичь поставленных
целей с возможно меньшим расходом времени
(минимальный критерий).
Цель работы заключается в исследовании
самоменеджемента как способа повышения
эффективности работы руководителя.
Исходя из поставленной цели,
в своей работе я рассматриваю следующие
задачи:
Дать понятие самоменеджмента;
Определить цели и функции самоменеджмента;
Изучить основы и методики планирования
и принятия решений;
Проанализировать принципы
самоменеджемента;
1. Понятие самоменеджмента
1.1 Определение, цели
и функции самоменеджмента
Что такое самоменеджмент?
Самоменеджмент представляет
собой последовательное и целенаправленное
использование испытанных методов работы
в повседневной практике, для того чтобы
оптимально и со смыслом использовать
своё время.
Основная цель самоменеджмента
состоит в том, чтобы максимально использовать
собственные возможности, сознательно
управлять течением своей жизни (самоопределяться)
и преодолевать внешние обстоятельства
как на работе, так и в личной жизни.
Как и большинству наук, искусству
управлять собой, так и другими, нужно
учиться. Кто не научиться управлять собой,
тот не сможет управлять другими – гласит
древняя мудрость. Как можно хорошо понимать
других, если не понимаешь самого себя.
Потому, прежде всего, человек должен познать
самого себя. Есть два пути познания себя:
один – внешний, а другой – внутренний.
Внешний путь направлен на развитие и
совершенствование таких внешних средств,
как ум и способности. Внутренний путь
ориентирован на развитие и совершенствование
той части сущности человека, которую
называют душа. “Ищите прежде царства
божия, и все остальное приложится вам”.
Эти пути совершенно разные и ведут совершенно
к разным результатам. Они диаметрально
противоположны.
Каждому человеку вообще и в
особенности тому, кто готовит себя к работе
организатора-менеджера или уже является
таковым, в первую очередь, необходимо
уметь превратить ситуацию, для которой
типична неупорядоченность действий,
обусловленная внешними обстоятельствами,
в ситуацию направленных и выполнимых
задач. Даже тогда, когда на вас со всех
сторон сваливаются разные задания и работа
прямо-таки захлестывает, можно благодаря
последовательному планированию времени
и использованию методов научной организации
труда лучше осуществлять свою деятельность,
каждый день выделяя резерв времени (в
том числе и для досуга) для действительно
руководящих функций.
Л. Зайверт совершенно обоснованно
напоминает о том, что улучшать свою жизнь
необходимо с самого себя. «Измени себя
– и ты изменишь мир вокруг себя». Вместо
того, чтобы менять обстоятельства, которые
мы и так не в силах изменить, нужно изменить
своё отношение к ним.
Л. Зайверт дает практические
рекомендации для тех, кто хочет улучшить
свое непосредственное исполнение функций
руководителя, меньше засиживаясь на работе,
эффективнее выполняя возложенные задачи
с меньшими затратами времени, предупреждая
стрессы, повышая квалификацию. Он предлагает
контролировать то, чего всем нам часто
не хватает – время – путем составления
планов работы, где каждому виду деятельности
нужно уделять место, указав временный
интервал, то-есть определив, какую долю
свободного времени, с помощью которого
можно научиться контролировать себя
и контролировать исполнение каждодневных
задач.
Ежедневное решение разного
рода задач и проблем можно представить
в виде различных функций, которые находятся
в определенной взаимозависимости между
собой и, как правило, осуществляются в
определенной последовательности. Процесс
самоменеджмента в аспекте последовательности
выполнения конкретных функций охватывает
шесть фаз:
постановка цели – анализ и
формирование личных целей;
планирование – разработка
планов и альтернативных вариантов своей
деятельности;
принятие решений по конкретным
делам;
организация и реализация –
составление распорядка дня и организация
личного трудового процесса с целью реализации
поставленных задач;
контроль – самоконтроль и
контроль итого (в случае необходимости
– корректировка целей);
информация и коммуникация
– фаза, свойственная в определенной степени
всем функциям, так как и коммуникация,
и обмен информацией необходимы на всех
фазах самоменеджмента.
Отдельные функции не обязательно
строго следуют одна за другой, а могут
переплетаться.
1.2 Основы и
методики планирования и принятия
решений
Существует несколько методик
планирования времени и принятия решений.
Рассмотрим некоторые из них.
Метод «Альпы» включает в себя пять стадий:
Составление заданий дня.
Оценка длительности акций.
Резервирование времени «про
запас».
Принятие решений по приоритетным,
сокращениям и перепоручению (делегирование).
Последующий контроль – перенос
несделанного.
Ведение дневника времени, который
представляет собой одновременно календарь–памятку,
личный дневник, записную книжку, инструмент
планирования, справочник, абонементную
книжку, картотеку идей и инструмент контроля.
Применение принципа Парето
(соотношение 80 : 20) состоит в том, что если
все рабочие функции рассматривать с точки
зрения их эффективности, то окажется,
что 80 % конечных результатов достигается
за 20% затраченного времени, тогда как
остальные 20% итога «поглощают» 80% рабочего
времени.
Установление приоритетов с
помощью анализа АБВ включает
в себя три закономерности:
Важнейшие задачи (категория
А) составляет примерно 15 % количества
всех задач и дел, которыми занят руководитель.
Собственная значимость этих задач (в
смысле вклада в достижение цели) составляет,
однако, примерно 65 %;
На важные задачи (категория
Б) приходится в среднем общего числа и
также 20 % значимости задач и для руководителя;
Менее важные и несущественные
задачи (категория В) составляет, напротив,
65 % общего числа задач, но имеют незначительную
долю – около 15 % в общей «стоимости» всех
дел, которые нужно выполнить.
Нужно учесть, что установление
приоритетов – важное правило эффективной
технической работы. Нужно уяснить, что
не все можно сделать и не все нужно сделать.
Всегда надо начинать с самых важных дел.
Анализ по принципу
Эйзенхауэра
Согласно этому правилу устанавливаются
по таким критериям, как срочность и важность
дела.
В зависимости от степени срочности
и важности задачи различаются четыре
возможности их оценки и (в итоге) выполнением:
срочные/важные дела. За них
нужно приниматься немедленно и самому
их выполнять.
Срочные/менее важные дела.
Менее срочные/ важные задачи.
Их не надо выполнять срочно. Но нужно
проконтролировать, чтобы они не перешли
в разряд срочных дел.
Менее срочные / менее важные
задачи.
Рассмотренные аспекты самоменеджмента
по своему характеру носят рационалистический
подход или так называемый западный, развивающий
способности и силу ума.
Задачи самоменеджмента учитывают
и такой фактор деятельности человека,
как биологический, который включает в
себя понятие естественного ритма работы
индивидуально для каждого человека и
понятие биоритмов.
Работоспособность каждого
человека подвержена определенным колебаниям,
происходящим в рамках естественного
ритма. Говорят обычно о «человеке утра»
или «жаворонке» и о «человеке вечера»
или «сове». Пик работоспособности приходится
у них на разные периоды дня. Каждый из
нас может приспособиться к этим колебаниям
своей работоспособности. Необходимо
изучать свои способности и использовать
эти закономерности в своем распорядке
дня.
В жизни каждого человека присутствуют
и воздействуют три различных потоков
энергии:
физический ритм (влияет на
физическую силу и на силу воли);
интеллектуальный ритм (влияет
на умственные способности).
Поскольку продолжительность
отдельных периодов различна (23, 28 и 33 дня),
у каждого человека всегда наблюдаются
различные, постоянно меняющиеся комбинации
характеристик физического, психологического
и интеллектуального состояния.
Учет своего индивидуального
биоритмического состояния позволяет
улучшить работоспособность, учитывая
его при составлении планов работы.
1.3 Методы искусства
управления
Искусство управления, как и
всякий другой вид творчества, обязательно
имеет в своей основе талант, оригинальность
и самобытность личности. Талант руководителя
проявляется в его яркой индивидуальности,
нестандартности, в его особом образе
мышления и широком кругозоре. Но любое
воздействие одного человека на другого
должно осуществляться с гуманной целью,
с полным пониманием силы своего умения
и ответственности за свои действия перед
обществом, будь то боевые приемы рукопашного
боя, гипноз или методы искусства управления.
Воздействие на человека силой своего
умения и отточенного мастерства может
оказаться непоправимо безнравственным,
хотя в повседневной жизни мы всегда пытаемся
влиять на поведение окружающих людей
любыми доступными нам средствами.
Методы искусства управления
универсальны, т. е. пригодны для применения
в различных ситуациях, от публичного
выступления до уровня межличностных
отношений. Успешность любых вербальных,
словесных контактов всегда зависит от
множества сложных, взаимосвязанных психологических
факторов, от того, кому, когда и как разумнее
изложить свои аргументы, постоянно помня
о конечной цели диалога и направляя его
в нужное русло.
Метод Сократа
Неоценимый вклад в мировую
цивилизацию внесли великие мыслители
Древней Греции, среди которых не меркнет
ими Сократа (ок. 469-399 гг. до н. э.) - Учителя
и Гражданина, создателя знаменитой афинской
школы философии и риторики. Основы учения
Сократа, который принципиально ничего
не писал, известны лишь из сочинений его
многочисленных учеников: Платона, Аристиппа,
Антисфена, Евклида и позже - Аристотеля.
Платон так высоко чтил своего учителя,
что вывел его главным персонажем всех
своих философских диалогов. Сократ сформулировал
сверхсложные задачи познания - познай
самого себя и научись искусству жить,
дал определения таким этическим понятиям,
как мужество, доблесть, справедливость,
свои исследования сравнивал с «искусством
повивальной бабки», обосновал критическое
отношение к догматическим утверждениям,
получившим название «сократовской иронии».
Исследуя проблемы человеческого общения,
Сократ особое внимание уделял диалогу.
Диалог развивается в непосредственном
словесном контакте, в общении и является
интерактивным поиском истины, искусством
рассуждений и доказательств.