Система управления качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 09:42, контрольная работа

Краткое описание

Управление качеством включает методы и виды деятельности оперативного характера, направленные и на мониторинг процессов и на устранение причин неудовлетворительной работы на всех этапах петли качества для достижения экономической эффективности. Управление качеством имеет реактивный характер. Для оценки выполнения работ применяются такие методы, как проверки, мониторинг характеристик продукции, мониторинг процесса и т.п., часто с применением статистических методов. Если требования не выполняются, то для устранения причин выполняются корректирующие действия.

Вложенные файлы: 1 файл

контр работа.docx

— 75.72 Кб (Скачать файл)

1.Система управления  качеством

Стремление стимулировать производство товаров, конкурентоспособных на мировых рынках, инициировало создание нового общеорганизационного метода непрерывного повышения качества всех организационных процессов, производства и сервиса. Этот метод получил название — всеобщего управление качеством.  
 
«Управление качеством» (ISO 9000 : 2000) определяется следующим образом: «Часть менеджмента качества, направленная на выполнение требований к качеству».

Управление качеством включает методы и виды деятельности оперативного характера, направленные и на мониторинг процессов и на устранение причин неудовлетворительной работы на всех этапах петли качества для достижения экономической эффективности. Управление качеством имеет реактивный характер. Для оценки выполнения работ применяются такие методы, как проверки, мониторинг характеристик продукции, мониторинг процесса и т.п., часто с применением статистических методов. Если требования не выполняются, то для устранения причин выполняются корректирующие действия. 
 
Управление качеством, в упрощенном понимании этого термина, касается средств оперативного характера, которые необходимы для удовлетворения требований к качеству. 
 
Управление качеством продукции объединяет все этапы жизненного цикла продукции — от изучения рынка до конечного удовлетворения требований потребителя: маркетинг, поиск и изучение рынка; разработку технических требований, разработку продукции; материально-техническое снабжение; подготовку и разработку производственных процессов, производство; контроль, проведение испытаний и обследований; упаковку и хранение; реализацию продукции; монтаж и эксплуатацию; техническую помощь и обслуживание; утилизацию после использования.

Процесс управления качеством продукции состоит из следующих операций: 
 
1) разработка программы управления, планирования, повышения качества продукции; 
 
2) сбор и анализ информации о состоянии любого объекта, влияющего на качество; 
 
3) выработка управленческих решений по управлению качеством и подготовка воздействий на объект;

4) выдача управленческих  воздействий;

5)анализ информации об  изменениях в качестве объекта, которые вызваны управленческими  воздействиями.

Важным элементом в управлении качеством продукции является стандартизация, главной задачей которой является создание системы нормативно-технической документации, определяющей прогрессивные требования к продукции. 
 
Нормативные требования к качеству продукции устанавливаются государственным стандартом и техническими условиями, необходимыми для производства и выпуска продукции.

Всеобщее управление качеством — это система управления, основанная на производстве качественных с точки зрения заказчика продукции и услуг. TQM (Total Quality Management — философия всеобщего управления качеством, успешно стартовавшая много лет назад в Японии и США с практики присуждения наград компаниям, достигшим высшего качества производимой продукции) определяется как сосредоточенный на качестве, сфокусированный на заказчике, основывающийся на фактах, управляемый командный процесс. TQM направлен на планомерное достижение стратегической цели организации через непрерывное улучшение работы. Принципы TQM также известны как «всеобщее улучшение качества», «качество мирового уровня», «непрерывное улучшение качества», «всеобщее качество услуг» и «всеобщее качество управления».

Слово «всеобщее» в понятии «Всеобщее управление качеством» означает, что в данный процесс должен вовлекаться каждый сотрудник организации, слово «качество» означает заботу об удовлетворении потребностей клиента, и слово «управление» относится к сотрудникам и процессам, необходимым для достижения определенного уровня качества.

Всеобщее управление качеством — это не программа; это систематический, интегрированный и организованный стиль работы, направленный на непрерывное ее улучшение. Это не управленческая прихоть; это проверенный временем стиль управления, успешно десятилетиями используемый компаниями по всему миру. 
 
Главная идея TQM состоит в том, что компания должна работать не только над качеством продукции, но и над качеством работы в целом, включая работу персонала. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Активизация творческой деятельности кадров по обеспечению управления качеством

 
Приоритетной задачей управления качеством является повышение творческой активности каждого члена коллектива и подразделений по обеспечению качества, в противном случае предприятию в условиях рынка и конкуренции трудно выжить. При активизации творческой деятельности каждому работнику необходимо учитывать, что любой труд должен включать:

- собственно труд;

- работу мысли (творческий труд);

- удовлетворение трудом (социальный фактор).

Очевидно, что в труде большинства производственных рабочих второй и третий факторы нередко отсутствуют.

На предприятиях, особенно это относится к производству сложной продукции, всем звеньям управления следует обеспечить работникам возможность использовать в работе творческий подход и удовлетворение своим трудом. Руководители должны понимать, что труд, как и личность работающего, индивидуален, требует уважения, соответствующей оплаты и признания. Следует больше внимания уделять индивидуальной активизации труда работников именно на этой основе, поощряя в каждом творческий потенциал, интерес к труду, личную и групповую ответственность за выполнение работы. Вместе с тем нужно создавать соревновательный дух внутри групп работающих и между различными группами.

Для повышения и обеспечения качества важно инициировать активизацию инновационных процессов повышения и обеспечения качества на всех стадиях жизненного цикла продукции. Среди условий и факторов, формирующих у каждого работающего на предприятии позитивную инициацию этих процессов, следует выделить:

  • занимаемую работником должность, его права, обязанности и знание цели своего труда;

  • уровень образования и культуры (общей, технологической и производственной);

  • личные свойства (качества) и цели на ближайшее время и перспективу;

  • ситуацию и обстановку на предприятии (в том числе условия труда, отношение собственности, социально-психологическую атмосферу, научно-технические, экономические, социальные, организационные и другие условия);

  • состояние внешней среды (ситуацию и обстановку за пределами предприятия).

Создание благоприятных мотивационных условий зависит от организационных форм их использования. Как показывает практика и опыт фирм Японии, США, других промышленно развитых стран, одной из таких форм является создание различных кружков, объединяющих работников для решения конкретных задач в области производства. Положительный опыт в организации и функционировании аналогичных кружков накоплен в процессе обеспечения КП. В Японии такие кружки получили дальнейшее развитие и расширили сферу своей деятельности, что обусловило их преобразование в кружки качества и производительности.

Применительно к решению проблемы повышения и обеспечения качества и конкурентоспособности, т.е. проблемы более сложной, чем только обеспечение качества в процессе производства, в концепцию организационно-структурной мотивации деятельности работников, независимо от организационно-правовой формы предприятий, следует заложить следующее:

1)создание в рамках  организационной структуры управления предприятия и/или в структурах взаимосвязанных и взаимодействующих объединений предприятий (например, при кооперации или связанных с проведением НИР и проектно-конструкторских работ)групп качества и конкурентоспособности, представляющих специфические общественные организационно-структурные формирования работников одного или нескольких подразделений;

2)главной целью создания  групп качества является активизация  работ по поиску и реализации  путей повышения и обеспечения  качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции для достижения генеральной цели деятельности всего предприятия (как правило, это удовлетворение запросов потребителей на основе получения прибыли);

  1. привлечение к участию в группах максимально возможного числа работающих;

  1. принципы создания и функционирования групп:

  1. добровольность, когда объединяются для решения конкретных задач, как правило, 3-12 человек (большее число работников менее результативно);

  1. коллективное участие в выборе задач по повышению качества и конкурентоспособности продукции (на всех стадиях ее жизненного цикла);

  1. реальная поддержка со стороны руководства предприятия и создание всех необходимых условий для эффективной работы группи мотивации их деятельности;

  1. само- и взаиморазвитие;

  1. систематическое воспитание, обучение и повышение профессионального уровня каждого члена группы;

  1. учет результатов работы каждого члена группы при установлении ставок, надбавок к оплате труда, а также при должностном продвижении;

  1. формирование атмосферы творчества и соревновательности в группах и между группами;

  1. широкое использование прогрессивных методов повышения и обеспечения качества и конкурентоспособности;

  1. активность работы и непрерывного функционирования;

  1. осознанное понимание целей и необходимости повышения и обеспечения высокого качества и конкурентоспособности продукции;

  1. взаимосвязь деятельности членов группы со своими рабочими функциями;

  1. широкое освещение в средствах внутрифирменной информации достижений групп качества;

5) общее организационное  и методическое руководство группами  осуществляют менеджеры предприятия  и специально создаваемый совет  по группам качества или научно-технический  совет предприятия. Для координации  и организации работ в группах  качества целесообразно сформировать  четкую ОСУ, определив при этом  головное подразделение из числа действующих на предприятии (например, отдел качества, отдел организации управления).

В конечном счете успех деятельности групп качества во многом зависит от массовости участия работающих, которая может быть обеспечена планомерной, кропотливой работой менеджеров. При этом важно стимулировать работу групп «сверху», ненавязчиво направляя их творческий потенциал на решение наиболее важных задач для достижения целей предприятия. Непереоценимую роль в активизации работ в области качества и конкурентоспособности играет мотивация труда всех сотрудников. Необходимо создавать такие условия, чтобы каждый работник чувствовал себя нужным, востребованным; понимал, что его труд почетен и что за высококачественную работу он будет уважаем и достаточно хорошо вознагражден. Только в этом случае работающий будет требовательно относиться к качеству своего и чужого труда.

Премии, призы и конкурсы в области качества следует дифференцировать по уровням управления страной, включая: федеральный, региональный, городской, районный, предприятия (организации).Критериями награждения могут быть удовлетворенность потребителей продукцией, безопасность и экологичность продукции, воздействие на общество и т.п. Премии за качество не гарантируют сбыт продукции, но позволяют повысить эффективность маркетинговых работ. В конечном счете это увеличит объем продаж продукции премированного предприятия. Кроме того, участие в конкурсах на получение премии качества требует самооценки и проверки со стороны предприятия своей системы управления качеством.

 

 

 

 

 

 

 

3. Диаграммы разброса

 

Диаграмма разброса - это инструмент качества, который предназначен для выявления зависимости между двумя типами данных. Также с помощью этой диаграммы можно определить корреляцию между каким-либо параметром качества и влияющим на него фактором.

Применяется диаграмма разброса в том случае, когда необходимо отобразить что происходит с одной переменной при изменении другой, для определения причины возникновения неконтролируемых точек в ходе многовариантного статистического контроля процесса, подтверждения взаимосвязи, выявленной в результате применения причинно-следственной диаграммы (диаграммы Исикавы) и пр.

Диаграмма разброса строится в следующей последовательности:

1. Собираются парные данные, которые по предположению являются взаимосвязанными. Желательно, чтобы таких парных данных было не менее 20-25. Это позволит более объективно установить зависимость между данными.

2. Составляется список данных. В списке данных для каждого измерения по порядку указываются значения парных данных.

3. Определяются максимальные и минимальные значения по каждому из типов парных данных.

4. Выбираются шкалы для осей диаграммы разброса на основании разницы между максимальным и минимальным значением каждого из типов парных данных. При необходимости (если отображаемые величины имеют малые размеры) могут применяться коэффициенты масштабирования шкалы.

Информация о работе Система управления качеством