Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 01:43, курсовая работа
В этой работе были рассмотрены и изучены особенности зрительного аппарата, благодаря которым возникают оптические иллюзии, с точки зрения физики, биологии и психологии. Были найдены и прочитаны статьи на эту тему. В работе были сделаны попытки классифицировать на несколько основных типов оптические иллюзии. Было выяснено, что виною их возникновения являются не только особенности глаза, но и головного мозга.
Введение.
1.Объяснение оптических иллюзий с точки зрения
физики, биологии, психологии.
2. Строение глаза.
3. Воображение и реальность
4. Невозможные фигуры - особенность воображения
5. Оптические иллюзии - неотъемлемая часть человеческой жизни
6. История открытий
7. Классификация оптических иллюзий
Заключение
Научная литература
Учреждение
образования «Могилёвский государственный
университет имени А.А.
Курсовая на тему:
«Глаз и оптическая иллюзия зрения»
Выполнила:
порвяяраыя.
Проверил:
српяпапв
Содержание:
Введение.
1.Объяснение оптических иллюзий
с точки зрения
физики, биологии, психологии.
2. Строение глаза.
3. Воображение и реальность
4. Невозможные фигуры - особенность воображения
5. Оптические иллюзии - неотъемлемая часть человеческой жизни
6. История открытий
7. Классификация оптических иллюзий
Заключение
Научная литература
Введение
В настоящее время, несмотря
на развитие науки и техники, человек
продолжает пользоваться своими субъективными
оценками по всем направлениям. Конечно,
если это касается нематематических
наук, то в этом нет ничего плохого,
но когда речь идет об оценках, при
ошибке в которых, может произойти
непоправимое, то тогда следует забыть
об интуиции и воспользоваться
1.Строение глаза.
Глаз человека – зрительный анализатор, 95% информации об окружающем нас мире мы получаем через глаза. Современному человеку приходится целый день работать с близкорасположенными объектами: смотреть на экран компьютера, читать и т. д. Наш глаз испытывает огромную нагрузку, в результате чего многие люди страдают глазными болезнями, дефектами зрения. Каждый должен знать как устроен глаз, каковы его функции Глаз является оптической системой, он имеет почти сферическую форму. Глаз представляет собой шарообразное тело диаметром около 25 мм и массой 8 г . Стенки глазного яблока образованы тремя оболочками. Наружная – белочная оболочка состоит из плотной непрозрачной соединительной ткани. Она позволяет глазу сохранять свою форму. Следующая оболочка глаза – сосудистая, в ней располагаются все кровеносные сосуды, питающие ткани глаза. Сосудистая оболочка черная, т. к. ее клетки содержат черный пигмент, который поглощает световые лучи, препятствуя их рассеиванию вокруг глаза. Сосудистая оболочка переходит в радужную 2, у разных людей она имеет различную окраску, которая определяет цвет глаз. Радужная оболочка – это кольцевая мышечная диафрагма с небольшим отверстием в центре – зрачком 3. Он черный потому, что то место, откуда не исходят световые лучи, воспринимается нами черным. Через зрачок световые лучи проникают внутрь глаза, но обратно не выходят, оказавшись как бы в ловушке. Зрачок регулирует поступление света в глаз, рефлекторно сужаясь или расширяясь, зрачек может иметь размер от 2 до 8 мм в зависимости от освещения.
Между роговицей и радужной оболочкой находится водянистая жидкость, за которой - хрусталик 4. Хрусталик представляет собой двояковыпуклую линзу, он эластичен, и может менять свою кривизну с помощью ресничной мышцы 5 поэтому обеспечивается точная фокусировка лучей света. . Показатель преломления хрусталика составляет 1,45. За хрусталиком находится стекловидное тело 6, которое заполняет основную часть глаза . Стекловидное тело и водянистая жидкость имеют показатель преломления почти такой же, как и у воды - 1,33. Задняя стенка склеры покрыта очень тонкими волокнами, которые устилают дно глаза , и называются сетчаткой глаза 7. Эти волокнаявляются разветвлением зрительного нерва. Именно на сетчатке глаза возникает изображение . Место наилучшего изображения, которое расположено над выходом зрительного нерва, называется желтым пятном 8, а участок сетчатки, где зрительный нерв выходит из глазу , которая не дает изображения, - называется слепым пятном 9.
2.Объяснение оптических
иллюзий
с точки зрения физики, биологии, психологии.
Зрительный процесс с точки зрения биологии.
Глаз человека - сложнейший
оптический прибор, с помощью которого
человек воспринимает 90% окружающей
нас жизни. Астроном и физик Иоган
Кеплер в 19 веке рассмотрел устройство
глаза с точки зрения оптики. Он
показал, что на глазном дне формируется
изображение окружающих предметов.
По законам оптики такое изображение
должно быть перевернутым. Именно поэтому
перевернутым видит мир новорожденный
младенец. Но постепенно мозг начинает
переворачивать изображение и привыкает
к этому. Интересно, что, если человек
будет долго продолжать носить очки,
переворачивающие изображение, то мозг
опять поставит его «на ноги».
А вот линзу, подобную хрусталику
глаза люди не создали и по сей
день. Ведь он может, становясь, то более
выпуклым, то менее «наводить резкость»
на ближние и дальние предметы.
Но, если этот механизм нарушается, то
у человека появляется, либо дальнозоркость,
либо близорукость, поэтому ему в
таком случае приходится носить очки.
Дно, на которое попадает и формируется
изображение в уменьшенном виде, передает
изображение сетчатке, которая воспринимает
его. Между хрусталиком и сетчаткой лежит
прозрачное стекловидное тело, похожее
на студень. Благодаря тому, что внутри
сетчатки есть зрительный пурпур, выцветающий
под действием света, мы можем его воспринимать.
Сетчатка состоит из клеток, называемых
палочками и колбочками. Благодаря палочкам
мы воспринимаем черно-белое изображение.
Колбочки различают цвет: одни - синий,
другие - зеленый, третьи - красный. Все
остальные цвета являются для человеческого
глаза смешанными.
Психология зрения.
Вместе с тем известно,
что изображение, попав нам в
глаз и дойдя до сетчатки по специальным
мозговым каналам, попадает в головной
мозг, где и формируется. При этом
импульсы зрительной системы ничем
не отличаются от импульсов нервных
клеток носа, кожи уха. Мозг воспринимает
их сообщения зрительными образами
только потому, что знает, откуда они
пришли. Там человек и представляет
изображение. Но почему мозг способен
представить изображение. Этим вопросом
с недавнего времени занимается
психология.
Мозг человека, помимо восприятия,
мышления, памяти и ряда других психических
процессов имеет особенную форму психики,
присущую исключительно людям - воображение. Ни в чем другом, кроме воображения,
не проявляется идеальный и загадочный
характер психики. Можно предполагать,
что именно воображение, желание понять
и объяснить привлекло внимание к психическим
явлениям в древности, поддерживало и
продолжает его стимулировать в наши дни.
Что же касается загадочности этого феномена,
то она состоит в том, что до сих пор нам
почти ничего ни известно о механизме
воображения, в том числе о его анатомо-физиологической
основе. Даже то, в каком отделе головного
мозга локализовано воображение, науке
не известно.
Благодаря воображению человек
творит, разумно планирует свою деятельность
и управляет ею. Почти вся человеческая
материальная и духовная культура является
продуктом воображения и творчества людей,
а какое значение эта культура имеет для
психического развития и совершенствования
вида «гомосапиенс», мы все уже достаточно
хорошо знаем. Воображение выводит человека
за пределы его сиюминутного существования,
напоминает ему о прошлом, открывая будущее.
Обладая богатым воображением, человек
может «жить» в разном времени, что не
может позволить себе никакое другое живое
существо в мире. Прошлое зафиксировано
в образах памяти, произвольно воскрешаемых
усилием воли, будущее представлено в
мечтах и фантазиях. Воображение во многом
помогает человеку в тех случаях жизни,
когда практические действия или не возможны,
или затруднены, или просто нецелесообразны
(бесполезны). От восприятия воображение
отличается тем, что его образы не всегда
соответствуют реальности, в них есть
элементы фантазии, вымысла. Если воображение
рисует сознанию такие картины, которым
ничего или мало чего соответствует в
действительности, то оно носит название
фантазии.
Физическая оценка
окружающего.
Физика, в свою очередь, является точной наукой, поэтому, чтобы не вгрызаться в полемику - фантазия важнее и нужнее или реальность, скажем, что и реальность несет немаловажную роль. Человек видит все вокруг себя в уменьшенном размере, воспринимает только солнечные лучи. Из биологии известно, что глаз - орган неидеальной точности. На глаз влияют мышцы различной силы, у сетчатки глаза есть некоторая кривизна, оба глаза расположены горизонтально, в них есть слепые пятна, да и вообще: область бинокулярного зрения у человека мала и видит он только перед собой, в то время как муха со своими фасеточными глазами способна видеть и сзади и воспринимать более 300 изображений в секунду! Поэтому доверие такому варианту субъективной оценки как «на глазок», особенно в физике, не оправданно. Следовательно, то, что есть на самом деле, мы воспринимаем с искажениями.
3.Воображение и реальность
Воображение может быть четырех основных видов: активное, пассивное, продуктивное и репродуктивное. Сталкиваясь с оптическими иллюзиями, люди без воли обманывают свой разум, чаще всего даже не замечая этого и, лишь прибегнув к помощи измерительных приборов, обнаруживают несоответствие. Некоторое время назад вы смогли убедиться в этом. Посмотрите на рисунок 1: на нем две перпендикулярные друг другу палочки, которые пересекаются.
рис.1
Они равны, но кажется что
вертикальная заметно длиннее горизонтальной.
Когда наблюдателей просили нарисовать
на самом деле равные палочки, то от реальных
размеров результат отличался на 33%! Образы
пассивного воображения возникают помимо
воли и желания человека. Но никакая фантазия
не способна изобрести нечто такое, что
не было бы человеку известно, следовательно:
человек сознательно будет изображать
эти палочки с несоответствием в 33%, так
как уверен в своей правоте и, даже узнав
об ошибке, он и в дальнейшем будет ее совершать,
ведь именно в таком виде они будут для
него равными, к тому же это закоренелая
привычка, избавиться от которой практически
невозможно. Как было написано выше, именно
благодаря воображению человек способен
творить. Но чаще всего, импульсом творческого
процесса является активное (усилием воли),
продуктивное (сознательное конструирование
без воспроизведения созданного до…)
и репродуктивное (копирование) типы воображения.
Гораздо реже таким толчком
служит пассивное воображение. Хотя известно
на примере поэзии, как автор непроизвольно
сочиняет стихи, при этом стремится найти
возможность записи новой рифмы, чтобы
не потерять ее. Говорят: появилось вдохновение.
Кроме того, творческий процесс, начинаясь,
как правило, с волевого усилия, т.е. с акта
воображения, постепенно настолько захватывает
автора, что воображение становится спонтанным,
и уже не он творит образы, а образы владеют
и управляют художником, и он подчиняется
их логике.
4.Невозможные фигуры - особенность воображения.
Поэтому появилась цель подробнее рассказать об особом виде иллюзий и рисунков: невозможные фигуры и объекты. Первую невозможную фигуру создал в 1934 году шведский художник Оскар Ройтерсверд, изобразив девять кубиков в особом порядке (рис.2).
рис.2
Перу Ройтерсверда принадлежат
сотни вариантов. Три из них, в том числе
кубики, были воспроизведены на серии
почтовых марок, выпущенных в Швеции в
1982 году. Но, пожалуй, самая известная из
невозможных фигур - это треугольник Пенроуза,
(рис.3) опубликованный в 1958 году в «Британском
психологическом журнале» Л. и Р. Пенроузами.
рис.3
Они основывались на рисунке
Ройтерсверда. Присмотревшись к треугольнику,
мы видим, что все три угла этой
рамы являются прямыми, хотя ясно, что
этого быть не может. Здесь вступают в
конфликт между собой усвоенные нами с
детства правила изображения предметов
на плоском листе бумаги.
Еще больше подливает масла
в огонь конфликта между воображением
и здравым смыслом - чертеж, показывающий,
как можно сделать треугольник Пенроуза
(рис.4).
рис.4
Как вы видите для этого нужно всего то три деревянных кубика и три брусочка, соединенных палочками, как показано здесь или клеем - и готово!
рис.5
Несмотря на всю простоту этого треугольника, можно нарисовать невозможную фигуру из меньшего количества элементов. Обратите внимание на этот пример из двух брусков (рис.5): справа они лежат друг на друге, а слева - рядом друг с другом.
рис.6
Поняв принцип рисования простых
невозможных фигур, можно рисовать и более
сложные. Обратите внимание на эту трапецию
(рис.6) - принцип ее рисования заключен
в том, что углы её, если к ним приглядеться,
на самом деле прямые, аналогично углам
в невозможном треугольнике Пенроуза.
рис.7
А этот кубик (рис.7) примечателен
тем, что, если вспомнить из геометрии
его определение - все грани равны между
собой, это совсем не кубик, хотя три средние
грани, образующие перевернутый значок
«Мерседеса», равны, но остальные, видимые
нам шесть граней, нет. Вот объяснение
его невозможности.
рис.8
Известны фигуры, в которых
пропадает один элемент или промежуток
между элементами. Они близки по
принципу начертания к «полуторабрусковым»
рисункам. Попытайтесь сосчитать
количество брусков на этом рисунке
8.
Неверно предполагать, что «невозможность»
- удел лишь геометрических фигур. Такими
эффектами пользовались и продолжают пользоваться
художники сюрреализма, футуризма и ряда других направлений в живописи.
рис.9
Вот продукт воображения некоего
художника (рис.9). Это невозможный камертон,
от которого исходит вполне нормальная
тень, от которой отходят вполне нормальные,
звуковые волны.
рис.10
Как известно, к телескопу часто
прикрепляют меньшую телескопическую
трубу, так называемый искатель, позволяющий
более или менее точно навести основной
телескоп на тот участок неба, который
мы хотим рассмотреть. Тогда сколько дополнительных
подзорных труб пристроено к этому телескопу
(рис.10).
И, если вы их обнаружите, где,
собственно, основная-то труба!?
рис.11
Вилка Дьявола (рис. 11) была таковой
названа одним из увидевших за «феномен»
превращения из четырехугольника с двумя
отходящими прямоугольными параллелепипедами
в трехштырьковую вилку с цилиндрическими
концами.