Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 19:52, практическая работа
Объем – это величина фигуры в длину, высоту и ширину. (Например: куб - эта фигура объемная, ей свойственно занимать какое-то место в пространстве. Поэтому сравнить фигуры по объему - это значит определить больше или меньше места занимает фигура в пространстве.)
Объем – это величина фигуры в длину, высоту и ширину. (Например: куб - эта фигура объемная, ей свойственно занимать какое-то место в пространстве. Поэтому сравнить фигуры по объему - это значит определить больше или меньше места занимает фигура в пространстве.)
Общепринятые единицы измерения объема:
Емкость – это внутренний объём сосуда, вместимость, то есть максимальный объём помещающейся внутрь него жидкости, который измеряется в литрах (Литр – единица измерения жидкостей. Когда узнают, сколько литров помещается в посуду говорят, что измеряют её вместимость.).
Единицы измерения емкости:
1л = 1 дм³
Методика изучения емкости
1 этап:
Учитель выявляет имеющийся у учащихся опыт, предлагает им стандартные банки вместимостью 1л, 2л, 3л. Некоторые ребята знают вместимость этих банок, некоторые же не имеют о ней никакого представления. Учитель выясняет также, знают ли учащиеся, какими мерами измеряют молоко, керосин, бензин, растительное масло, вообще жидкости.
2 этап:
Ситуация 1:
- Посмотрите, перед вами кастрюля и банка. Определите, куда больше вместится воды? (ёмкости одинаковой вместимости)
Выслушиваются ответы учеников.
Ответы звучат по-разному.
- Как же определить точно? Надо измерить
вместимость кастрюли и банки.
- Давайте измерим ёмкости, наливая в них
воду л банкой.
- Какой можно сделать вывод? (Кастрюля и банка по размеру разные, а вмещают одинаковое количество воды).
- А теперь эти же
ёмкости наполним водой по-
Разрешить проблемную ситуацию.
- Получается, что кастрюля
и банка сначала вмещали
- Почему так произошло?
- Что надо делать, чтобы
определить вместимость
Ситуация 2:
На столе учителя стоят два сосуда с водой: один узкий, другой широкий, два пустых стакана, для переливания воды.
Учитель предлагает выяснить с помощью мерки № 1, в каком сосуде больше воды.
Учащиеся устанавливают, что в широком сосуде получается 10 таких мерок, а узком только 5.
Делается соответствующий вывод.
Затем с этой же целью используется мерка № 2. В широком сосуде помещается 4 такие мерки, а узком 2.
После этого учитель предлагает измерить количество воды в широком сосуде с помощью мерки №2, а в узком - №1.
Обсуждение результатов приводит учащихся к выводу, что для сравнения воды в сосудах необходимо пользоваться единой меркой.
3 этап:
Ситуация 3. Два сосуда: один узкий другой широкий. Уровень воды в узком сосуде выше.
- В каком сосуде воды больше?
Ответы противоречивы. Надо решить проблему – как убедиться, где воды больше.
После разбора С2 учащиеся сами предложат использовать для этой цели третий сосуд в качестве мерки. Следовательно, в разных сосудах налито одинаковое количество воды.
- При сравнении емкости
не всегда можно полагать на
ощущения – предположение
4 этап:
Для измерения вместимости часто используется единица вместимости ЛИТР.
Обозначают ЛИТР так: Л
Масса 1л воды равна 1 кг.
С величиной «емкость» и единицей её измерения - литром учащиеся знакомятся в 1 классе.
5 этап:
К доске учитель вызывает несколько учащихся, где им предлагается самим попробовать измерить с помощью мерки измерить разные емкость.
6 этап:
Полезны при изучении данной темы практические задания.
Например:
1) В одном сосуде 5л воды, а в другом 3л. Как сделать, чтобы количество воды в сосудах было одинаково?
- Из 1-го отлить 2л, будет по 3л.
- Из 2-го перелить 1л во 2-ой будет по 4л.
Запись: 1 сп.: 5-2=3
3=3
2 сп.: 5-1=4
3+1=4
4=4
Задача решается практически.
2) В одном сосуде 3л, а в другом на 2л больше. Что можно сделать, чтобы во втором сосуде воды было больше на 1л.
Проверку, которая
связана непосредственно с
2) В 1 сосуде долить 2л, а во втором 1. 6>5 на 1
Т.о в процессе решения задачи требующей от учеников определенные рассуждения, формирование необходимое условие измерить емкость.
Никаких других единиц емкости в начальной школе не вводится. Поэтому этапы 7,8 при изучении емкости отсутствуют.
9 этап:
Например:
В бочке 40л кваса. За час продали восьмую часть всего кваса, а еще через час в бочке осталось 25л. Сколько кваса продали за 2 часа.
Решение:
Ответ: 15 л.
Делается вывод.