Методика изучения емкости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 19:52, практическая работа

Краткое описание

Объем – это величина фигуры в длину, высоту и ширину. (Например: куб - эта фигура объемная, ей свойственно занимать какое-то место в пространстве. Поэтому сравнить фигуры по объему - это значит определить больше или меньше места занимает фигура в пространстве.)

Вложенные файлы: 1 файл

Методика изучения емкости1.docx

— 18.10 Кб (Скачать файл)

 

Объем – это величина фигуры в длину, высоту и ширину. (Например: куб - эта фигура объемная, ей свойственно занимать какое-то место в пространстве. Поэтому сравнить фигуры по объему - это значит определить больше или меньше места занимает фигура в пространстве.) 

Общепринятые  единицы измерения объема:

    • кубический дециметр (дм³);
    • кубический сантиметр (см³);
    • кубический метр (м³).;
    • кубический миллиметр (мм³).

Емкость – это внутренний объём сосуда, вместимость, то есть максимальный объём помещающейся внутрь него жидкости, который измеряется в литрах (Литр – единица измерения жидкостей. Когда узнают, сколько литров помещается в посуду говорят, что измеряют её вместимость.).

Единицы измерения  емкости:

    • литр (л)
    • гектолитр (гл)
    • миллилитр (мл)

1л = 1 дм³


 

Методика изучения емкости

1 этап:

Учитель выявляет имеющийся  у учащихся опыт,  предлагает им стандартные  банки вместимостью 1л, 2л, 3л. Некоторые  ребята знают вместимость этих банок, некоторые же не имеют о ней  никакого представления. Учитель выясняет также, знают ли учащиеся, какими мерами измеряют молоко, керосин, бензин, растительное масло, вообще жидкости. 

2 этап:

Ситуация 1:

- Посмотрите, перед вами  кастрюля и банка. Определите, куда больше вместится воды? (ёмкости  одинаковой вместимости) 

Выслушиваются ответы учеников. Ответы звучат по-разному.  
- Как же определить точно? Надо измерить вместимость кастрюли и банки.  
- Давайте измерим ёмкости, наливая в них воду л банкой.

- Какой можно сделать  вывод? (Кастрюля и банка  по  размеру разные, а вмещают одинаковое  количество воды).  

- А теперь эти же  ёмкости наполним водой по-другому:  кастрюлю банкой, а банку стаканами. 

Разрешить проблемную ситуацию.

- Получается, что кастрюля  и банка сначала вмещали одинаковое  количество воды, а теперь –  разное.

- Почему так произошло? 

- Что надо делать, чтобы  определить вместимость сосудов? ( Измерять одинаковой меркой, а  не разной).

Ситуация 2:

На столе учителя стоят  два сосуда с водой: один узкий, другой широкий, два пустых стакана, для  переливания воды.

Учитель предлагает выяснить с помощью мерки № 1, в каком  сосуде больше воды.

Учащиеся устанавливают, что в широком сосуде получается 10 таких мерок, а узком только 5.

Делается соответствующий  вывод.

Затем с этой же целью  используется мерка № 2. В широком  сосуде помещается 4 такие мерки, а  узком 2.

После этого учитель предлагает измерить количество воды в широком  сосуде с помощью мерки №2, а  в узком - №1.

Обсуждение результатов  приводит учащихся к выводу, что  для сравнения воды в сосудах  необходимо пользоваться единой меркой.

3 этап:

Ситуация 3. Два сосуда: один узкий другой широкий. Уровень воды в узком сосуде выше.

- В каком сосуде воды  больше?

Ответы противоречивы. Надо решить проблему – как убедиться, где воды больше.

После разбора С2 учащиеся сами предложат использовать для  этой цели третий сосуд в качестве мерки. Следовательно, в разных сосудах  налито одинаковое количество воды.

- При сравнении емкости  не всегда можно полагать на  ощущения – предположение следует  проверять измерением.

4 этап:

Для измерения вместимости  часто используется единица вместимости ЛИТР.

  Обозначают ЛИТР так: Л

Масса 1л воды равна 1 кг.


С величиной «емкость»  и единицей её измерения - литром учащиеся  знакомятся в 1 классе.

5 этап:

К доске учитель вызывает несколько учащихся, где им предлагается самим попробовать измерить с  помощью мерки измерить разные емкость.

6 этап:

Полезны при изучении данной темы практические задания.

Например:

1) В одном сосуде 5л воды, а в другом 3л. Как сделать, чтобы количество воды в сосудах было одинаково?

- Из 1-го отлить 2л, будет  по 3л.

- Из 2-го перелить 1л во 2-ой будет по 4л.

Запись: 1 сп.: 5-2=3

                          3=3

              2 сп.: 5-1=4

                        3+1=4

                             4=4

Задача решается практически.  

2) В одном сосуде 3л, а в другом на 2л больше. Что можно сделать, чтобы во втором сосуде воды было больше на 1л.

  1. Долить в 1 сосуд 1л воды. Проверить практически

   Проверку, которая  связана непосредственно с умением  измерять емкость с помощью  мерки, может сделать любой  ученик. В результате измерения  в 1 сосуде 4л, во 2 сосуде – 5л. 5>4 на 1

2) В 1 сосуде долить 2л,  а во втором 1. 6>5 на 1

Т.о в процессе решения  задачи требующей от учеников определенные рассуждения, формирование необходимое  условие измерить емкость.

Никаких других единиц емкости  в начальной школе не вводится. Поэтому этапы 7,8 при изучении емкости отсутствуют.

9 этап:

Например:

  В бочке 40л кваса.  За час продали восьмую часть  всего кваса, а еще через  час в бочке осталось 25л. Сколько  кваса продали за 2 часа.

Решение:

  1. 40:8=5; 5л кваса продали за первый час
  2. 40-5=35; 35л кваса осталось после первого часа.
  3. 35-25=10; 10л кваса продали за второй час
  4. 5+10=15; 15л кваса продали за 2 часа

Ответ: 15 л.

Делается вывод.

 

 


Информация о работе Методика изучения емкости