Платон и его учение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 21:16, реферат

Краткое описание

Задачи:
Поведать жизнь Платона.
Описать , что собой представляет философия Платона.
Что представляют собой учения о государстве.

Содержание

1.Введение…………………………………………………………………….3
2.Основная часть
2.1 Биография…………………………………………………………………………………………..4
2.2Философия Платона. Элементы учения……………………………………………..5
Платон о душе…………………………………………………………………………….7
О началах человеческой души…………………………………………………..8
Образ души колесницы………………………………………………………………9
Символ пещеры………………………………………………………………………….9
О красоте и о любви…………………………………………………………………..12
Об Эроте как образе философа…………………………………………………13
Знания как припоминания…………………………………………………………13
3. Заключение……………………………………………………………………………………………… 15
4. Список используемой литературы…………………………………………………………..16

Вложенные файлы: 1 файл

platon.docx

— 44.19 Кб (Скачать файл)

МУ Любимская Средняя Общеобразовательная школа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Платон»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Ученица 10 А класса

Красильникова Елена.

 

 

 

 

 

 

Любим 2012

 

Содержание

1.Введение…………………………………………………………………….3

2.Основная часть

     2.1 Биография…………………………………………………………………………………………..4

     2.2Философия Платона.  Элементы учения……………………………………………..5

    1. Платон о душе…………………………………………………………………………….7
    2. О началах человеческой души…………………………………………………..8
    3. Образ души колесницы………………………………………………………………9
    4. Символ пещеры………………………………………………………………………….9
    5. О красоте и о любви…………………………………………………………………..12
    6. Об Эроте как образе философа…………………………………………………13
    7. Знания как припоминания…………………………………………………………13

3. Заключение……………………………………………………………………………………………… 15

4. Список используемой литературы…………………………………………………………..16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Творчество Плотона  и по сегодняшний день не остается без внимания. Ведь но был основоположником идеализма . Я решила поведать историю его жизни и его достижения , потому что считаю что большое значение имеет тот кто начинает позновать и вкладывать что то новое . Заурядным его не назовешь  ведь он оказал  большое вдияния на философию и даже на культуру.

Задачи:

  1. Поведать жизнь Платона.
  2. Описать , что собой представляет философия Платона.
  3. Что представляют собой учения о государстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Биография.

 

Платон родился в Афинах в 428 или 427 г. до н. э. в аристократической семье. Сначала он учился у Кратила, последователя Гераклита. Затем в возрасте двадцати лет стал учеником Сократа, оказавшего на него решающее влияние. После смерти Сократа в З99 г. он удалился на некоторое время в Мегару, к также учившемуся у Сократа Евклиду, основателю Мегарской школы, а затем возвратился в Афины. Несколько лет спустя он предпринял великое путешествие. 
 
Сперва Платон отправился в Египет, и эта древняя цивилизация произвела на него глубокое впечатление. Из Египта перебрался в Южную Италию, задержавшись в Кирене у математика и астронома Феодора. В Италии он вступил в контакты с пифагорейцами, которых было много в этих краях (эта философская школа переживала тогда период расцвета). Из своего пребывания среди пифагорейцев он извлек величайшую любовь к жизни и общественному благу. Признаки влияния пифагорейцев прослеживаются и в последних произведениях Платона. 
 
Затем Платон переехал в Сицилию, в Сиракузы, где царствовал тиран Дионисий I. Он подружился с молодым зятем тирана, Дионом, пылким и великодушным принцем, которого вдохновили нравственные и политические идеалы Платона. Но Дионисий враждебно отнесся к тому, что Платон обрел такое влияние на Диона, и философу пришлось покинуть Сиракузы: его высадили на острове Эгина, находившемся в состоянии войны с Афинами, и продали в рабство. К счастью, он был выкуплен гражданином Кирен, который находился на острове и узнал Платона. 
 
Таким образом Платон смог вернуться в Афины, и тогда-то, в возрасте сорока лет, он основал Академию, в которой преподавал до конца своих дней, лишь дважды покинув Афины ради двух новых путешествий на Сицилию. Академия была обращена в сторону Востока. Ученики Платона были даже из Вавилона. Влияние философии Востока на Академию еще больше усилилось с приходом Евдоха, астронома, побывавшего в различных районах Востока. Платон не сделал, подобно Сократу, философию предметом социальной беседы; напротив, он жил в уединении, ограничившись кругом своих учеников. Однако, благодаря престижу его имени, несколько греческих городов просили его составить для них свод законов, и в некоторых случаях Платон делал это. 
 
Его последние годы были омрачены трагической смертью Диона. Платон умер в 348 или 347 г. до н. э. в возрасте восьмидесяти лет, до конца жизни сохранив всю полноту своего могучего ума. Его тело погребено в Керамике, неподалеку от Академии.

 

 

 

 

Философия Платона .Элементы учения.

 

 

Основная часть философии Платона, давшая название целому направлению  философии — это учение об идеях (эйдосах), о существовании двух миров: мира идей (эйдосов) и мира вещей, или форм. Идеи (эйдосы) являются прообразами вещей, их истоками. Идеи (эйдосы) лежат в основе всего множества вещей, образованных из бесформенной материи. Идеи — источник всего, сама же материя ничего не может породить.

 

Мир идей (эйдосов) существует вне времени и пространства. В этом мире есть определенная иерархия, на вершине которой стоит идея Блага, из которой проистекают все остальные. Благо тождественно абсолютной Красоте, но в то же время это Начало всех начал и Творец Вселенной. В мифе о пещере Благо изображается как Солнце, идеи символизируются теми существами и предметами, которые проходят перед пещерой, а сама пещера — образ материального мира с его иллюзиями.

 

Идея (эйдос) любой вещи или существа — это самое глубокое, сокровенное и существенное в нем. У человека роль идеи выполняет его бессмертная душа. Идеи (эйдосы) обладают качествами постоянства, единства и чистоты, а вещи — изменчивости, множественности и искаженности.

 

Душа человека представляется у  Платона в образе колесницы с  всадником и двумя лошадьми, белой  и черной. Возница символизирует  разумное начало в человеке, а кони: белый — благородные, высшие качества души, черный — страсти, желания  и инстинктивное начало. Когда  человек пребывает в ином мире, он (возница) получает возможность вместе с богами созерцать вечные истины. Когда же человек вновь рождается  в мире материальном, то знание этих истин остается в его душе как  воспоминание. Поэтому, согласно философии  Платона, единственный для человека способ знать — это припоминать, находить в вещах чувственного мира «отблески» идей. Когда же человеку удается увидеть следы идей —  через красоту, любовь или справедливые дела — то, по словам Платона, крылья души, когда-то утерянные ею, вновь  начинают расти.

 

Отсюда — важность учения Платона  о Красоте, о необходимости искать ее в природе, людях, искусстве или  прекрасно устроенных законах, потому что, когда душа постепенно восходит от созерцания красоты физической к  красоте наук и искусств, далее  — к красоте нравов и обычаев, — это наилучший способ для  души подняться по «золотой лестнице»  к миру идей.

 

Второй силой, не менее преобразующей  человека и способной поднять  его до мира богов, является Любовь. Вообще, сам философ напоминает Эрота: от также стремится достичь блага, он и не мудр и не невежественен, но является посредником между одним  и другим, он не обладает красотой и  благом и именно поэтому стремится  к ним.

 

И философия, и любовь дают возможность  рождения чего-то прекрасного: от создания прекрасных вещей до прекрасных законов  и справедливых идей.

 

Платон учит, что все мы можем  выйти из «пещеры» к свету идей, поскольку способность видеть свет духовного Солнца (то есть созерцать  истину и мыслить) есть в каждом, но, к сожалению, мы смотрим не в  том направлении.

 

В «Государстве» Платон также дает нам учение об основных частях человеческой души, каждая из которых имеет свои добродетели: разумная часть души имеет  в качестве добродетели мудрость, вожделеющее начало (страстное начало души) — умеренность и воздержанность, а яростный дух (который может  быть союзником как первого, так и второго) — мужество и способность подчиняться разуму. Все вместе эти добродетели составляют справедливость.

 

Платон проводит параллели между  частями души и типами людей в  государстве и называет справедливостью  в государстве, когда каждый человек  находится на своем месте и  делает то, к чему более всего  способен.

 

Особое место в «Государстве»  Платон уделяет стражам (воинам) и  их воспитанию, которое должно сочетать в себе две части: мусическую и гимнастическую. Гимнастическое воспитание позволяет подчинить страсти разумному началу и развить в себе качество воли. А мусическое — позволяет смягчить яростный дух и подчинить его законам ритма и гармонии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Платон о душе

 

Всякая душа бессмертна. Ведь вечнодвижущееся бессмертно. А у того, что сообщает движение другому и приводится в движение другим, это движение прерывается, а значит, прерывается и жизнь. Только то, что движет само себя, раз оно не убывает, никогда не перестает и двигаться и служить источником и началом движения для всего остального, что движется... Каждое тело, движимое извне, — неодушевленно, а движимое изнутри, из самого себя, — одушевлено, потому что такова природа души. Если это так и то, что движет само себя, есть не что иное, как душа, из этого необходимо следует, что душа непорождаема и бессмертна. («Федр»)

 

... Божественному, бессмертному, умопостигаемому,  единообразному, неразложимому, постоянному  и неизменному самому по себе  в высшей степени подобна наша душа, а человеческому, смертному, постигаемому не умом, многообразному, разложимому и тленному, непостоянному и несходному с самим собою подобно — и тоже в высшей степени — наше тело. («Федон»)

 

Будучи совершенной и окрыленной, она (душа) парит в вышине и правит с миром, если же она теряет крылья, то носится, пока не натолкнется на что-нибудь твердое, — тогда она  вселяется туда, получив земное тело, которое благодаря ее силе кажется  движущимся само собой; а что зовется  живым существом, — все вместе, то есть сопряжение души и тела, получило прозвание смертного.

 

Мы же коснемся причины утраты крыльев, почему они отпадают у души. Причина  здесь, видимо, такая: крылу от природы  свойственна способность подымать тяжелое в высоту, туда, где обитает род богов. А изо всего, что связано с телом, душа больше всего приобщилась к божественному — божественное же прекрасно, мудро, доблестно и так далее; этим вскармливаются и взращиваются крылья души, а от его противоположного — от безобразного, дурного — она чахнет и гибнет. («Федр»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О началах человеческой души.

 

Мы не без основания  признали двойственными и отличными  друг от друга эти начала: одно из них, с помощью которого человек  способен рассуждать, мы назовем разумным началом души, а второе, из-за которого человек влюбляется, испытывает голод  и жажду и бывает охвачен другими  вожделениями, мы назовем началом  неразумным и вожделеющим, близким  другом всякого рода удовлетворения и наслаждений.

 

Что же касается ярости духа, отчего мы и бываем гневливы, то составляет ли это третий вид или вид этот однороден со вторым, т. е. вожделеющим, видом?... («Государство»)

 

В душе существуют всего два  вида начал: разумное и вожделеющее? Или как в государстве три рода начал, его составляющих: деловое, защитное, совещательное, так и в душе есть тоже третье начало — яростный дух. По природе своей оно служит защитником разумного начала, если не испорчено дурным воспитанием («Государство»)

 

... оба начала превосходно  оберегали бы и всю душу  в целом и тело от внешних  врагов: одно из них — своими  советами, другое — вооруженной  защитой; оно будет следовать  за господствующим началом и  мужественно выполнять его решения. («Государство»)

 

... мужественным мы назовем  каждого отдельного человека  именно в той мере, в какой  его яростный дух и в горе, и в удовольствиях соблюдает  указания рассудка насчет того, что опасно, а что — неопасно.

 

А мудрым — в той малой  мере, которая в каждом главенствует и дает эти указания, ибо она-то и обладает знанием того, что пригодно и каждому отдельному началу, и  всей совокупности этих трех начал. («Государство»)

 

 

 

 

 

 

Образ души-колесницы

Уподобим душу соединенной  силе крылатой парной упряжки и возничего. У богов и кони, и возничие все благородны и происходят от благородных, а у остальных они смешанного происхождения. Во-первых, это наш повелитель правит упряжкой, а затем, и кони-то у него — один прекрасен, благороден и рожден от таких же коней, а другой конь — его противоположность и предки его — иные. Неизбежно, что править нами — дело тяжкое и докучное.

Из коней, говорим мы, один хорош, а другой нет. А чем хорош один и плох другой, мы не говорили, и об этом надо сказать сейчас. Так вот, один из них — прекрасных статей, стройный на вид, шея у него высокая, храп с горбинкой, масть белая, он черноокий, любит почет, но при этом рассудителен и совестлив; он друг истинного мнения, его не надо погонять бичом, можно направлять его одним лишь приказанием и словом. А другой — горбатый, тучный, дурно сложен, шея у него мощная, да короткая, он курносый, черной масти, а глаза светлые, полнокровный, друг наглости и похвальбы, от косм вокруг ушей он глухой и еле повинуется бичу и стрекалам. («Федр»)

 

Платон. Миф о пещере

(«Государство», книга  7 в сокращении. Диалог между Сократом и Главконом)

... посмотри-ка: ведь люди  как бы находятся в подземном жилище наподобие пещеры, где во всю ее длину тянется широкий просвет. С малых лет у них там на ногах и на шее оковы, так что людям не двинуться с места, и видят они только то, что у них прямо перед глазами, ибо повернуть голову они не могут из-за этих оков. Люди обращены спиной к свету, исходящему от огня, который горит далеко в вышине, а между огнем и узниками проходит верхняя дорога, огражденная... невысокой стеной вроде той ширмы, за которой фокусники помещают своих помощников, когда поверх ширмы показывают кукол.

... за этой стеной другие люди несут различную утварь, держа ее так, что она видна поверх стены; проносят они и статуи, и всяческие изображения живых существ, сделанные из камня и дерева. При этом, как водится, одни из несущих разговаривают, другие молчат.

— Странный ты рисуешь образ и странных узников!

— Подобных нам. Прежде всего, разве ты думаешь, что, находясь в таком положении, люди что-нибудь видят, свое ли или чужое, кроме теней, отбрасываемых огнем на расположенную перед ними стену пещеры?

— Как же им видеть что-то иное, раз всю свою жизнь они вынуждены держать голову неподвижно?

— А предметы, которые проносят там, за стеной; не то же ли самое происходит и с ними?.. Если бы узники были в состоянии друг с другом беседовать, разве, думаешь ты, не считали бы они, что дают названия именно тому, что видят?

Если бы в их темнице отдавалось эхом все, что бы ни произнес любой из проходящих мимо, думаешь ты, они приписали бы эти звуки чему-нибудь иному, а не проходящей тени?.. Такие узники целиком и полностью принимали бы за истину тени проносимых мимо предметов...

Понаблюдай же их освобождение от оков неразумия и исцеление от него, иначе говоря, как бы это все у них происходило, если бы с ними естественным путем случилось нечто подобное.

Когда с кого-нибудь из них снимут оковы, заставят его вдруг встать, повернуть шею, пройтись, взглянуть вверх — в сторону света, ему будет мучительно выполнять все это, он не в силах будет смотреть при ярком сиянии на те вещи, тень от которых он видел раньше. И как ты думаешь, что он скажет, когда ему начнут говорить, что раньше он видел пустяки, а теперь, приблизившись к бытию и обратившись к более подлинному, он мог бы обрести правильный взгляд? Да еще если станут указывать на ту или иную мелькающую перед ним вещь и задавать вопрос, что это такое, и вдобавок заставят его отвечать! Не считаешь ли ты, что это крайне его затруднит, и он подумает, будто гораздо больше правды в том, что он видел раньше, чем в том, что ему показывают теперь?...

Информация о работе Платон и его учение