Электрическая централизация
стрелок и сигналов
Современная
электрическая централизация при большой
дальности управления позволяет сосредоточить
на одном посту станции управление сотнями
стрелок и сигналов. Такая централизация
управления значительно ускоряет приготовление
маршрутов, повышает безопасность движения,
сокращает число работников, занятых на
станции, и повышает пропускную и перерабатывающую
способность станций. На посту электрической
централизации размещается пульт управления и
светосхема станции (табло).
Управление стрелками
и сигналами светофоров, расположенных
от поста централизации на больших расстояниях,
требует от устройств электрической централизации,
обеспечения взаимного замыкания стрелок
и сигналов, исключения приема поезда
на занятый путь, перевода стрелки под
составом, непрерывного контроля положения
стрелок, контроля занятости путей и стрелок
на аппарате управления. Для этого приемо-отправочные
пути и стрелочные переводы на станции
оборудованы электрическими рельсовыми
цепями. Это дает возможность во время
приема и отправления поездв автоматически
проверять свободность от подвижного
состава всего маршрута следования поезда
в пределах станции, в том числе приемо-отправочного
пути.
При
электрической централизации стрелок
и сигналов приказы машинистам о маневровых
передвижениях, совершаемых часто далеко
от поста централизации, передаются сигналами
маневровых светофоров, обычно карликовых.
Маневровые светофоры подают следующие
сигналы: один или два белых огня — разрешает
производить маневры и один синий огонь
— запрещает производить маневры.
ОСОБЕННОСТИ ПОЛЬЗОВАНИЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫМИ
КНОПКАМИ И КНОПКОЙ ПРИГЛАСИТЕЛЬНОГО
СИГНАЛА
4.16.1. Перевод стрелок электрической
централизации с помощью вспомогательной
кнопки:
1) вспомогательной кнопкой пользуются
для перевода стрелки при ложной занятости
стрелочных изолированных участков. Нажи
маются одновременно стрелочная кнопка
(поворачивается рукоятка) и вспомогательная.
Прием и отправление поездов по маршрутам,
в которые входят такие стрелки, производятся
при запрещающем показании (входных, выходных
и маршрутных) светофоров;
2) при пользовании вспомогательной кнопкой
производится запись в журнале осмотра:
«Ввиду ложной занятости стрелочного
изолированного участка 5—7 СП для перевода
стрелки № 5 срывается пломба со вспомогательной
кнопки. ДСП Соколов».
Если вспомогательная кнопка имеет счетчик,
то в журнале осмотра производится запись:
«Ввиду ложной занятости стрелочного
изолированного участка 5 — 7 СП для перевода
стрелки № 5 пользовался вспомогательной
кнопкой. Показания счетчика изменились
на 78. ДСП Соколов»;
3) прежде чем воспользоваться вспомогательной
кнопкой для перевода стрелки, дежурный
по станции перед каждым ее переводом
должен убедиться в свободности стрелки
и стрелочного изолированного участка
от подвижного состава в установленном
техническо-распорядительным актом станции
порядке;
4) нельзя пользоваться вспомогательной
кнопкой для перевода стрелки электрической
централизации не будучи твердо уверенным,
что стрелка свободна от подвижного состава,
особенно в полном ее освобождении прибывающим
или отправляющимся поездом;
5) иногда дежурные по станции используют
вспомогательную кнопку не по назначению:
для перевода стрелки, когда электромотор
работает на фрикцию, или при нарушении
электрического контроля положения стрелки,
при взрезе стрелки подвижным составом.
В этих случаях, безусловно, вспомогательная
кнопка не играет никакой роли и ее применение
свидетельствует о некомпетентности дежурного
по станции в этом вопросе.
4.16.4. Пользование кнопкой пригласительного
сигнала:
1) при необходимости пользования кнопкой
пригласительного сигнала производится
запись в журнале осмотра: «Участок 2—6
СП показывает ложную занятость. Сорвана
пломба с кнопки пригласительного сигнала
«Ч». ДСП Соколов».
При непломбируемых кнопках (при наличии
счетчиков) пригласительных сигналов
в записях о неисправности и о восстановлении
нормальной работы устройств в журнале
осмотра указываются и показания счетчика;
2) прежде чем воспользоваться кнопкой
пригласительного сигнала, дежурный по
станции должен соблюсти последовательность
действий, изложенных в гл. 13 ИДП и в памятках
о приеме, отправлении поездов при запрещающем
светофоре;
3) кнопку пригласительного сигнала необходимо
держать нажатой до тех пор, пока локомотив
прибывающего или отправляющегося поезда
не проследует светофор. В журнале движения
поездов против номера поезда должна быть
сделана соответствующая отмет ка: «ПС»
(по пригласительному сигналу), «ПР» (по
письменному разрешению), «РС» (по радиосвязи).
Скорость движения поезда в этом случае
не должна превышать 20 км/ч.