Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 13:01, контрольная работа
Выносливость — это способность выполнять работу заданной интенсивности за определенный период времени. Основной фактор, который ограничивает и в то же время влияет на выступление, — это усталость. Спортсмен считается достаточно выносливым, если не так быстро устает или может продолжать выступать в состоянии утомления. Изо всех компонентов физической формы выносливость нужно развивать в самую первую очередь. Без необходимой выносливости трудно заниматься повторением других видов тренировки в достаточном для развития других компонентов объеме. Выделяют два основных типа выносливости:
Аэробная выносливость.
Анаэробная выносливость.
Выносливость — это способность выполнять работу заданной интенсивности за определенный период времени. Основной фактор, который ограничивает и в то же время влияет на выступление, — это усталость. Спортсмен считается достаточно выносливым, если не так быстро устает или может продолжать выступать в состоянии утомления. Изо всех компонентов физической формы выносливость нужно развивать в самую первую очередь. Без необходимой выносливости трудно заниматься повторением других видов тренировки в достаточном для развития других компонентов объеме. Выделяют два основных типа выносливости
Аэробная выносливость
Термин «аэробная» означает «с кислородом», и аэробная выносливость подразумевает мышечную работу и движения, выполняемые с энергией, полученной с использованием кислорода. Мы уже видели, как поглощение и транспортировка кислорода в мышцы осуществляется сердечнососудистой и дыхательной системами. Аэробная тренировка приводит к развитию этих систем и повышает способность использовать кислород в мышцах. Аэробную выносливость можно развивать за счет непрерывного или прерывистого бега. Чем дольше продолжительность вида, тем важнее аэробная выносливость.
Анаэробная выносливость
Термин «анаэробная»
означает «без кислорода», и «анаэробная»
выносливость обеспечивается энергетическими
системами, которые позволяют мышцам
работать, используя энергию, полученную
без участия кислорода. Правильная
анаэробная тренировка, где выделяется
лактатная система, позволяет спортсмену
выдерживать накопление «кислотной» части
молочной кислоты. А мы помним, что молочная
кислота в организме не существует. Сразу
после ее появления она делится на «лактатную»
часть и «кислотную» часть. Мы уже знаем,
что кислота - это «злодей», однако спортсмен
может использовать лактат в качестве
«топлива».
Существует два важных типа анаэробной
выносливости. Первый тип - скоростная
выносливость, которая в основном задействует
аэробную и лактатные системы, но акцент
делается на лактатной системе. Скоростная
выносливость помогает спортсмену бежать
на высокой скорости, несмотря на образование
кислоты. Второй тип - это выносливость,
необходимая для сохранения максимальной
скорости и быстроты движений в спринте,
беге с барьерами, метаниях и прыжках,
где упор делается на систему АТР -СР.
Аэробный механизм ресинтеза АТФ в обычных условиях обеспечивает около 90 % общего количества АТФ, ресинтезируемой в организме. Ферментные системы аэробного обмена расположены в основном в митохондриях мышц. Механизм аэробного окисления питательных веществ носит название «окислительное фосфорилирование.
В качестве субстратов аэробного окисления используются глюкоза, высшие жирные кислоты, отдельные аминокислоты, кетоновые тела, молочная кислота и другие недоокисленные продукты метаболизма. Все эти вещества постепенно превращаются в единое вещество — ацетил-КоА, который далее окисляется в цикле лимонной кислоты до конечных продуктов СО2 и Н2О с участием многочисленных окислительных ферментов и вдыхаемого кислорода, доставляемого к тканям гемоглобином эритроцитов крови, а в скелетных мышцах — с участием кислорода, накапливаемого белком миоглобина. Энергия окисления накапливается в восстановленной форме переносчиков водорода НАДН2 и ФАДН2, которые передают высокоэнергетические электроны по дыхательной цепи на вдыхаемый кислород, а протоны водорода создают на мембране митохондрий протонный градиент, который является движущей силой для генерирования АТФ в процессе окислительного фосфорилирования. Когда разница протонного градиента достигает определенной величины (200 мВ), протоны движутся через мембрану митохондрий и взаимодействуют с кислородом с образованием Н2О.
При потреблении одинакового количества кислорода объем выполненной работы будет большим в том случае, если энергетическим субстратом будут углеводы, а не жиры. Углеводы являются более эффективным "топливом" по сравнению с жирами, так как на их окисление требуется на 12 % меньше кислорода в расчете на молекулу синтезированной АТФ. Поэтому в условиях недопоступления кислорода при физических нагрузках энергообразование происходит в первую очередь за счет окисления углеводов.
Поскольку запасы
углеводов в организме
В качестве
субстрата окисления могут
Максимальная мощность аэробного механизма наименьшая и составляет 1,2 кДж∙кг-1∙мин-1 и в равной степени зависит от скорости поступлениия и скорости утилизации О2 в клетках. Мощность аэробного энергообразования оценивается по величине максимального потребления кислорода (МПК), достигнутого при выполнении мышечной работы. У спортсменов эта величина составляет в среднем 5,5-6 л∙мин-1, а у неспортсменов ‒ 2,5-3,5 л∙мин-1. Поскольку она отражает скорость потребления О2 в работающих мышцах, а на скелетные мышцы приходится большая часть активной массы тела, то в целях сравнения аэробных способностей разных людей величины МПК обычно выражают в расчете на 1 кг массы тела. У молодых людей, не занимающихся спортом, МПК составляет 40-45 мл∙кг-1∙мин-1 (800-1000 Дж∙кг-1∙мин-1), у спортсменов, занимающихся видами спорта на выносливость, ‒ 80-90 мл∙кг-1∙мин-1 (1600-1800 Дж∙кг-1∙мин-1).
Максимальная мощность аэробного процесса достигается на 2-3-й минуте неинтенсивной работы у спортсменов и на 4-5-й минуте ‒ у неспортсменов и может поддерживаться до 15-30-й минуты. В более длительных упражнениях она постепенно уменьшается. При марафонском беге средний уровень аэробной энергопродукции составляет 80-85 % максимальной аэробной мощности.
Наиболее интенсивно протекают процессы аэробного энергообразования в медленносокращающихся мышечных волокнах. Следовательно, чем выше процентное содержание таких волокон в мышцах, несущих основную нагрузку при выполнении упражнения, тем больше максимальная аэробная мощность у спортсменов и тем выше физическая работоспособность при продолжительной работе.
Метаболическая емкость аэробного механизма практически безгранична, поскольку имеются большие запасы энергетических источников, дающих большое количество ресинтезируемой АТФ. Так, при окислении 1 молекулы глюкозы в аэробных условиях образуется 38 молекул АТФ, тогда как в анаэробных — только 2 АТФ:
C6H12O6 + 6O2 - 6CO2 + 6H2O + 38АТФ
При окислении высших жирных кислот, например пальмитиновой, образуется еще больше энергии:
C16H32O2 + 23O2 - 6CO2 + 146H2O + 130(129)АТФ
Эффективность энергообразования этого механизма также высокая и составляет около 50 %. Определяется она по порогу анаэробного обмена (ПАНО): у нетренированных людей ПАНО наступает при потреблении кислорода примерно 50 % от уровня VO2max, а у высокотренированных на выносливость — при 80-90 % МПК. Увеличение показателя ПАНО под влиянием специальной тренировки связано с повышением (адаптацией) возможностей кислородтранспортной системы, а также ферментативных, регуляторных и других систем.
Аэробный механизм энергообразования является основным при длительной работе большой и умеренной мощности: беге на дистанции 5000 и 10 000 м, марафонском беге на 25 000 м, велогонках, плавании на 800 и 1500 м, беге на коньках на 5000 и 10 000 м. Он является биохимической основой общей выносливости.
Детский и юношеский организмы обладают меньшей работоспособностью, чем взрослый. По-видимому, это происходит в результате незаконченного возрастного развития, так как функциональные возможности органов и систем и координация их деятельности не достигла расцвета. Условия для максимального развития выносливости, создаются только в зрелом возрасте, когда закончено возрастное формирование организма. В детском, подростковом и юношеском возрасте организм ещё недостаточно приспособлен для выполнения длительной работы, особенно если она производится с повышенной интенсивностью. Это связано с недостаточным развитием сердца и дыхательного аппарата, с тем, что такая работа является значительным временем для энергетических ресурсов организма, которые в этот период обеспечивают процессы роста. Состояние нервной системы этих возрастов, её возбуждаемость и неустойчивость также ограничивают способности организма к длительным напряжениям. Всё это не исключает возможности и необходимости развития выносливости путём правильного подбора средств и методов. Серьёзная специальная работа по развитию выносливости должна начинаться лишь после окончания полового созревания, но и в подростковом периоде, как и в юношеском можно начинать эту работу, но её объем в общем объеме применяемых средств невелик.
Главная цель развития выносливости
в дошкольном возрасте - создание условий
для постоянного повышения
Показатели выносливости у детей
младшего школьного возраста незначительны.
Например, мощность работы, которая
может быть сохранена в течение
9 мин., у детей 9 лет составляет только
40% мощности, сохраняемой взрослыми
на протяжении такого же времени. Однако
уже к 10-летнему возрасту, дети становятся
способными без выраженных признаков
снижения работоспособности неоднократно
повторять скоростные действия (например,
ускоренный бег 30м с короткими
промежутками для отдыха) или мало
интенсивную работу (медленный, сравнительно
продолжительный бег).
Развитие выносливости, как и других физических
способностей, на различных этапах возрастного
созревания организма происходит неравномерно.
Старший школьный возраст (юношеский) охватывает детей с 16 до 18 лет(IХ-ХI)классы.
Старший школьный возраст
В этой связи четко проявляются половые и индивидуальные различия, как в строении, так и в функциях организма.
В этом возрасте замедляются рост тела в длину и увеличение его размеров в ширину. Различия между юношами и девушками в размерах и формах тела достигают максимума.
Юноши
перегоняют девушек в росте и
массе тела. Юноши выше девушек
на 10-12 см и тяжелее на 5-8 кг. Туловище
юношей немного короче, а руки и
ноги длиннее, чем у девушек. Кости
утолщаются. Интенсивно развивается
грудная клетка, особенно у юношей.
Скелет способен выдержать значительные
нагрузки. Мышечные волокна по своим
биомеханическим и
Такое
соотношение жировой и мышечной
ткани снижает у девушек
Сердце юношей на 10-15% больше по
объему и массе, чем у девушек;
По таким показателям как ЧСС, объем сердца, систолический и минутный объем крови, ЖЕЛ, максимальная вентиляция легких, резерв дыхания, МПК и кислородный пульс, школьники 17-18 лет практически не уступают взрослым. Несколько снижены у них показатели кислородной емкости крови.
Формирование
этих морфофункциональных структур
расширяет адаптивные возможности
юношей и девушек не только к работе
умеренной и большой
У этой возрастной группы
Для практики физического
У них отмечается увеличение жировой ткани, что приводит к снижению относительных значений МПК. Окончание процесса формирования основных органов и систем предопределяет и темпы развития физических способностей. В сравнении с предыдущими они значительно ниже.[10]