Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 16:18, реферат
В нашем реферате рассматривается сущность развития выносливости и определение наиболее эффективных методик ее совершенствования.
Для этого нами изучены особенности выносливости, как одной из важнейших физических способностей человека; выявлены наиболее значимые задачи, средства, методы и методические подходы в развитии выносливости.
Введение………………………………………………………………………3
1. Определение выносливости и ее отдельных видов……………………..
2. Факторы, обуславливающие уровень развития выносливости…………
3. Возрастные особенности проявления выносливости……………………
4. Критерии и методы оценки выносливости у занимающихся физической культурой и спортом…………………………………………………………..
5. Задачи, решаемые в процессе развития выносливости……………………
6. Средства развития выносливости…………………………………………..
7. Методы и методики, применяемые для развития выносливости…………
Заключение………………………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………..
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Определение выносливости и ее отдельных видов……………………..
2. Факторы, обуславливающие уровень развития выносливости…………
3. Возрастные особенности
4. Критерии и методы оценки
выносливости у занимающихся физической
культурой и спортом………………………………………………………….
5. Задачи, решаемые в процессе развития выносливости……………………
6. Средства развития
7. Методы и методики, применяемые для развития выносливости…………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………..
Выносливость – это способность человека к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения её эффективности.
В любой деятельности человека участвует организм в целом. Однако в зависимости от ее разновидности какое либо звено или система организма выполняет большую часть работы. В процессе решения двигательной задачи спортсмену предстоит преодолевать утомление, имеющее в каждом отдельном случае вполне конкретный характер.
Можно выделить несколько аспектов самого понятия «выносливость»:
При этом, интегральные свойства способности индивида к проявлению выносливости, проявляемые с реализацией комплекса физических качеств, указывают на их неразрывную связь, поскольку их реализация обеспечивается теми же биологическими механизмами. Поэтому условное выделение её в самостоятельную категорию обусловлено, главным образом, необходимостью классификации используемых средств и методов в педагогических технологиях её развития. В соответствии с принятой классификацией в теории и методике физического воспитания различают так называемый "сопряженные" виды выносливости: силовую, скоростную, скоростно-силовую, координационно-двигательную и статическую.
Существуют другая, более полная классификация разнообразных форм проявления выносливости, которые группируются по тем или иным признакам. Например:
Однако нет таких двигательных действий, которые требовали бы проявления какой-либо формы выносливости в "чистом виде". Например, силовая выносливость может носить аэробный или анаэробный характер проявляться в циклических или ациклических упражнениях, в работе может участвовать небольшое число мышечных групп или почти все мышцы тела.
В практике обилие всех форм проявления выносливости обычно сводятся к двум её видам: общей и специальной.
Общая выносливость – это способность человека к продолжительному и эффективному выполнению работ неспецифического характера, оказывающую положительное влияние на развитие специфических компонентов работоспособности человека, благодаря повышению адаптации к нагрузкам и наличию явлений "переноса" тренированности с неспецифических видов деятельности на специфические.
Специальная выносливость – это способность к эффективному выполнению работы и преодолению утомления в условиях детерминированных требованиями конкретного вида деятельности.
Кроме всего прочего, характер выносливости, проявляемой в двигательной деятельности, зависит от числа мышечных групп, принимающих активное участие в работе. По этому признаку выносливость подразделяют на тотальную (проявляемую, тогда, когда в работе участвует свыше 2/3 всех мышечных групп, региональную (когда активно функционирует от1/3 до 2/3 мышечных групп) и локальную (когда активно функционирует менее 1/3 общего числа мышечных групп.
Реализация способности человека к проявлению различных видов выносливости обусловлена многими факторами. К ним можно отнести не только социальные и личностные особенности индивида, но и особенности его морфофункционального развития, состояния здоровья, спортивно-технического мастерства, устойчивости к воздействию стресс-фактора.
Уровень развития и проявления выносливости зависит:
Увеличение функциональных возможностей организма, лимитирующих выносливость, происходит особенно значительными темпами в периоды, предшествующие зрелому возрасту. Уже в конце подросткового периода определяются наибольшие величины относительного МПК и показатели активности кислородного обмена. Следовательно, в этом возрасте созревает часть предпосылок к проявлению значительной аэробной выносливости.
Наибольшие величины МПК, предельные параметры кислородного долга и ряда других показателей функциональных возможностей, определяющих выносливость разного типа, наблюдаются у людей зрелого возраста. После 40 лет постепенно все заметнее выявляется возрастной регресс выносливости.
Уровень проявления выносливости виден и по времени работы в разных зонах мощности представлен в таблице 1.
Таблица 1. Показателя времени работы в зонах относительной мощности в циклических упражнениях у людей различного возраста (обобщенные данные)
Возрастные группы- |
Зовы мощности | ||||
Максимальная |
Субмаксимальная (диапазон) |
Большая |
Умеренная | ||
1-й |
2-й | ||||
Взрослые |
до 20 с |
до 40 с |
40-120 с |
2–10 мин |
10–60 мин и более |
15-16 лет |
до 15с |
до 42 с |
42-160 с |
2 мин 40 с – 11 мин 10 с |
> 11 мин 10с |
13-14 лет |
до 15 с |
до 45 с |
45-200 с |
4 мин 40 с – 16 мин 50 с |
> 16 мин 50с |
9- и дети |
до 9 с |
до 50 с |
50-90 с |
1,5–25 мин |
> 25 мин |
Возрастные различия в работе тех или иных органов и систем организма определяют в значительной мере и различную методику развития выносливости. К примеру, для развития скоростной выносливости в работе максимальной мощности будет развиваться при использовании легкоатлетического бега на дистанции – 30–60 м – у младших, 100 м – у старших школьников, 100–200 м – у квалифицированных бегунов.
Далее рассмотрим основные критерии и методы выносливости у занимающихся физической культурой и спортом.
О состоянии и степени развития выносливости судят по ряду общих и частных показателей. Естественно, что выбор их зависит от особенностей той деятельности, по отношению к которой определяется выносливость, одним из обязательно учитываемых параметров является время, в пределах которого совершается деятельность.
При этом в одних условиях учитывается время, в течение которого удается совершать без снижения заданного уровня эффективности, оцениваемой по количественным и качественным критериям, в других – предельно возможное время выполнения работы «до отказа». В практике физического воспитания интегральными внешними показателями выносливости чаще всего служат:
- в упражнениях циклического
характера, направленных на преодоление
расстояния, – минимальное время
преодоления заданной и
- в серийно повторяемых
- в сложноорганизованных формах
двигательной деятельности
В совокупности со всеми этими показателями обычно учитываются и другие. В числе их одним из общих является стабильность технически правильного выполнения действий – отсутствие или минимальное число нарушений техники в указанных условиях.
Если при прямом способе испытуемому предлагают выполнять какое-либо задание (например, бег) с заданной интенсивностью (60, 70, 80 или 90% от максимальной скорости), а сигналом для прекращения теста является начало снижения скорости выполнения данного задания, то, важно отметить, что на практике педагоги по физической культуре и спорту прямым способом пользуются редко, поскольку сначала нужно определить максимальные скоростные возможности испытуемых (по бегу на 20 или 30 м с ходу), затем вычислить для каждого из них заданную скорость и только после этого приступать к тестированию. В практике физического воспитания в основном применяется косвенный способ, когда выносливость занимающихся определяется по времени преодоления ими какой-либо достаточно длинной дистанции. Так, например, для учащихся младших классов длина дистанции обычно составляет 600–800 м; средних классов – 1000–1500 м; старших классов – 2000–3000 м.
Задачи развития общей выносливости состоят в первую очередь в том, чтобы обеспечить развитие общей аэробной выносливости. Главное здесь не избирательное воздействие на какие либо отдельные факторы выносливости, а создание условий для повышения общего уровня работоспособности по отношению к все большему кругу видов деятельности, связанных с проявлением выносливости.
Достигаемый на данной основе базовый уровень развития общей выносливости предусматривается в программах физического воспитания. В случае спортивной специализации дальнейшее развитие общей выносливости обеспечивается в той мере, в какой это диктуется закономерностями совершенствования в избранном виде спорта.
Задачи развития специфической выносливости заключаются в том, чтобы обеспечить направленное развитие специфической выносливости каждого типа в той мере, в какой это необходимо для всестороннего совершенствования двигательных способностей и специальной подготовки к избранной деятельности.
Важно отметить, что задачи по воспитанию специфической выносливости в норме решаются преимущественно после того, как достигнут некоторый базовый уровень общей выносливости.
выносливость физический культура скоростной
В качестве основных средств развития выносливости используются, как правило, физические упражнения и их комплексы, характерными признаками которых являются:
В качестве средств развития выносливости могут быть использованы самые разнообразные по форме физические упражнения, если они организованы методически таким образом, что приобретают (в комплексе или в отдельности) всю совокупность перечисленных признаков. Широко применяются, в частности ациклические и смешанные гимнастические и игровые упражнения, которым придается необходимая действенность путем многократных слитных повторений, суммации эффекта отдельных упражнений, увеличения моторной плотности занятий и другими методически оправданными путями. Значительную ценность в этом отношении приобрела в последние десятилетия такая организационно- методическая форма занятий, как «круговая тренировка.