Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 07:41, курсовая работа
Цель исследования
Выявить при каких педагогических условиях в режиме дня двигательная активность детей будет способствовать совершенствованию физического воспитания.
Задачи исследования
-Проанализировать научную, нормативно-правовую литературу по проблеме физического воспитания детей дошкольного возраста и путях его совершенствования.
- Рассмотреть особенности организации двигательной активности детей дошкольного возраста в режиме дня в ДОУ.
- Дать рекомендации по оптимизации двигательной активности и физического воспитания в ДОУ.
Введение
Теоретическая часть
1. Совершенствование физического воспитания детей дошкольного возраста.
1.1 Физическое воспитание детей дошкольного возраста: сущность, задачи, средства.
1.2 Формы физического воспитания детей.
1.3 Особенности организации двигательной активности детей дошкольного возраста в режиме дня.
1.4 Совершенствование физического воспитания детей дошкольного возраста посредством рациональной организации двигательной активности в режиме дня.
2. Проектная часть (диагностические исследования)
2.1 Анализ состояния физического воспитания в ДОУ, уровня физического развития, двигательной активности.
2.2 Рекомендации по оптимизации двигательной активности и физического воспитания в ДОУ.
Заключение
Список литературы
Приложение
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО
И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НИЖНЕТАГИЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №1»
КУРСОВАЯ РАБОТА
ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ В РЕЖИМЕ ДНЯ
КАК УСЛОВИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2013
Оглавление
Введение
Теоретическая часть
1. Совершенствование физического воспитания детей дошкольного возраста.
1.1 Физическое воспитание детей дошкольного возраста: сущность, задачи, средства.
1.2 Формы физического воспитания детей.
1.3 Особенности организации двигательной активности детей дошкольного возраста в режиме дня.
1.4 Совершенствование физического воспитания детей дошкольного возраста посредством рациональной организации двигательной активности в режиме дня.
2. Проектная часть (диагностические исследования)
2.1 Анализ состояния физического воспитания в ДОУ, уровня физического развития, двигательной активности.
2.2 Рекомендации по оптимизации двигательной активности и физического воспитания в ДОУ.
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
В общей системе разностороннего и гармоничного развития человека физическое воспитание ребенка дошкольного возраста занимает особое место. В дошкольном возрасте закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности. В эти годы происходит становление двигательной деятельности, а также начальное воспитание физических качеств. Движение является средством познания окружающего мира, удовлетворения биологических потребностей организма.
Именно в детском
возрасте формируются жизненно важные
базовые, локомоторные навыки и умения,
создается фундамент
Если учесть, что двигательная активность детей является одновременно и условием, и стимулирующим фактором развития интеллектуальной эмоциональной и других сфер, то становится очевидной необходимость интенсивной научной разработки вопросов физического воспитания детей дошкольного возраста.
Согласно Федеральным государственным требованиям основная общеобразовательная программа дошкольного образования определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на:
развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств;
сохранение и укрепление
здоровья детей дошкольного
Одним из итоговых планируемых результатов освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования является физически развитый ребенок, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Он самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни. [2]
В связи с этим основными задачами ДОУ являются:
Охрана жизни и укрепление здоровья детей
Обеспечение интеллектуального,
личностного и физического
Осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребёнка.
Приобщение детей к общечеловеческим ценностям.
Взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка.[1]
В наш модернизированный и автоматизированный век, человек все меньше двигается. Автомобиль, телевизор, компьютер, лифт – все это обуславливает малоподвижный образ жизни. Поэтому «гипокинезия» т.е. недостаточная двигательная активность все больше «молодеет», она отмечается уже у дошкольников. В первую очередь страдает мышечная система: снижается тонус мышц, работоспособность, выносливость, снижается устойчивость организма к простудным заболеваниям, идет нарушение обмена веществ. А двигательная активность в свою очередь является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма.
Исследования, проведенные в дошкольных учреждениях[30,с.9], показывают, что воспитанники свободно двигаются и играют менее 30% времени бодрствования от общего времени пребывания в детском саду. При таких условиях дети по количеству движений реализуют меньше половины возрастной нормы. Физиологи отмечают, что движение является врожденной, жизненно необходимой потребностью человека, именно поэтому важно её полное удовлетворение особенно в дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. Так, у малоподвижных детей чаще наблюдается отставание моторного и нервно-психического развития и они в большей мере подвержены простудным заболеваниям.[7, с.283.]
Проводимые ранее научные исследования были направлены на разработку двигательных режимов по восполнению дефицита двигательной активности дошкольников.
Анализ практики работы дошкольных учреждений показывает, что за последние годы отмечается уменьшение удельного веса движений в общем режиме дня. Это отрицательно сказывается на формировании всех систем и понижает защитные силы детского организма, поэтому так важен оптимальный двигательный режим, в котором бы удовлетворялась естественная и достаточная потребность ребенка в движении [23, с. 14-17].
Правильно построить физическое
Недостаточный объем двигательной активности в раннем возрасте может привести к ранним отклонениям осанки, косоглазию, плохо сформированной стопе и другим заболеваниям в дошкольном возрасте [24, с. 18 – 31].
Актуальность данной темы обусловлена растущим беспокойством общества в связи с ухудшением здоровья, физического развития, работоспособности населения в целом, детей в особенности.
Таким образом, становится ясно, что совершенствование физического воспитания детей дошкольного возраста зависит от их двигательной активности в режиме дня.
Проблема исследования заключается в затруднении совершенствования физического воспитания детей дошкольного возраста без эффективной организации их двигательной активности в режиме дня.
Объект исследования: процесс физического воспитания детей дошкольного возраста и пути его совершенствования.
Предмет исследования: Двигательная активность детей дошкольного возраста в режиме дня.
Цель исследования
Выявить при каких педагогических условиях в режиме дня двигательная активность детей будет способствовать совершенствованию физического воспитания.
Задачи исследования
-Проанализировать научную, нормативно-правовую литературу по проблеме физического воспитания детей дошкольного возраста и путях его совершенствования.
- Рассмотреть особенности организации двигательной активности детей дошкольного возраста в режиме дня в ДОУ.
- Дать рекомендации по оптимизации двигательной активности и физического воспитания в ДОУ.
Гипотеза
Предполагается, что создание
оптимальных условий для
Методы исследования
В курсовой работе были использованы методы обобщения, анализа научно-методической литературы, педагогического наблюдения.
Методологические основы исследования
Исследования по проблеме физического воспитания дошкольников отражены в работах В.А.Шишкиной, М.А Руновой, М.Н.Алиева и других.
Исследования по проблеме двигательной активности детей в режиме дня в ДОУ- С.Д.Поляков, И.Н.Бочарова, Т.И.Осокина, Ю.Ф.Змановский и другие.
1.Совершенствование физического воспитания детей дошкольного возраста
1.1Физическое воспитание детей дошкольного возраста: сущность, задачи, средства
Физическое воспитание - часть общего воспитания; направлено на укрепление здоровья, гармонического развития организма человека; один из показателей состояния физической культуры в обществе.[13, с.386]
Физическое воспитание формирует систему ценностных ориентаций личности на здоровый образ жизни, обеспечивает мотивационную, функциональную и двигательную готовность к нему. Оно осуществляется в соответствии с общими и специфическими для него закономерностями, принципами и правилами педагогического процесса. Влияет на интеллектуальные, психические, морально-волевые и другие качества личности.
Физическое воспитание в дошкольных учреждениях - это единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Оно одновременно является подсистемой, частью общегосударственной системы физического воспитания, которая помимо указанных компонентов включает так же учреждения и организации, осуществляющие и контролирующие физическое воспитание. Каждое учреждение в зависимости от его специфики имеет свои конкретные направления в работе, отвечающие в целом государственным и общенародным интересам [ 25, 128 с.].
Подчеркивая значение физического воспитания в жизни человека, Г. В. Ращупкин отмечает: «Ничто не может сравниться с преобразующей силой физической культуры и спорта. Эта сила делает неуклюжего ловким, медлительного – быстрым, слабого – сильным, всегда жалующегося на усталость – выносливым, болезненного – здоровым.»
Целью физического воспитания является формирование у детей основ здорового образа жизни.
Физическое воспитание
в жизни общества выполняет ряд
важнейших задач:
- Развивающая задача состоит в совершенствовании
всех физических сущностных сил людей,
включая мышечную и нервную системы, психические
процессы; руки и ноги; гибкость и стройность
тела, глаз и ухо, способность ориентироваться
в пространстве в экстремальных ситуациях,
адаптироваться к изменяющимся условиям;
- Воспитательная задача направлена на
укрепление выносливости и закалку морального
духа человека. Занятия физической культурой
должны быть органично связаны с высокими
нравственными целями и благородными
стремлениями. В этом случае закаленная
воля, твердость и решительность характера,
коллективистская направленность личности
послужит интересам общества: борьбе с
распущенностью, алкоголизмом, наркоманией
и т.п.;
- Образовательная задача заключается
в том, чтобы ознакомить людей с теорией
и историей физической культуры, ее значением
в жизни личности; с разнообразными видами
физкультуры, созерцание спортивной борьбы,
проявления мастерства, силы духа, красоты
человеческого тела пробуждает в людях
сильные чувства, доставляет эстетическое
наслаждение;
- Оздоровительно-гигиеническая задача
обусловлена тем, что в современных условиях
жизни у многих людей, в связи с дефицитом
активного действия, развивается гиподинамия,
снижается сопротивляемость организма.
Это делает необходимой для каждого человека
ежедневную зарядку, ритмическую гимнастику,
проведение физкультурных пауз на работе;
- Общекультурная задача, которая заключается в том, что физкультура организует и заполняет свободное время полезным и увлекательным занятием [14, 274с.]
Для решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста используются: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения и другие методы.
Гигиенические факторы (режим занятий, отдыха, питания, сна и т.д.) составляют обязательное условие для решения задач физического воспитания. Они повышают эффективность воздействия физических упражнений на организм занимающихся. Например, занятие физическими упражнениями лучше содействует развитию костной и мышечной системы. Чистота помещений, физкультурного инвентаря, игрушек, одежды, обуви служат профилактикой заболеваний. Гигиенические факторы имеют и самостоятельное значение: они способствуют нормальной работе всех органов и систем. Соблюдение твердого режима дня приучает к организованности, дисциплинированности и т.д.
Естественные силы природы (солнце, воздух, вода) усиливают положительное влияние физических упражнений на организм, и повышают работоспособность человека. В процессе занятий физическими упражнениями на воздухе при солнечных излучениях или в воде (плавание) возникает положительные эмоции, повышаются функциональные возможности отдельных органов и систем организма (больше потребляется кислорода, усиливается обмен веществ и т.д.). Кроме того, естественные силы природы могут использоваться и как самостоятельное средство. Вода применяется для очищения кожи, механического воздействия на тело человека. Воздух с лесов, садов, парков, содержащий особые вещества фитонциды, способствуют уничтожению микробов, обогащает кровь кислородом, благотворно влияет на организм человека. Солнечные лучи способствуют отложению витамина «Д» под кожей, который убивает различные микробы и охраняет человека от заболевания рахитом. Для разностороннего влияния на организм следует принимать, целесообразно сочетая, все естественные силы природы.
Физические упражнения – специфическое средство физического воспитания, используемое для решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому физические упражнения широко применяются в разные периоды жизни человека.
Движения, входящие в различные виды деятельности, оказывают положительное влияние на организм ребенка, если соблюдается правильная осанка, а также дозировка физической нагрузки.
Особую значимость в процессе развития физического воспитания дошкольников имеют игровые двигательные задания, подвижные спортивные игры, спортивные развлечения которые всегда интересны детям они обладают большим эмоциональным зарядом, отличаются вариативностью составных компонентов, дают возможность быстро осуществлять решение двигательных задач. Дети учатся придумывать двигательное содержание к предложенному сюжету, самостоятельно обогащать и развивать игровые действия, создавать новые сюжетные линии, новые формы движения. Это исключает привычку механического повторения упражнений, активирует в доступных пределах творческую деятельность по самостоятельному осмыслению и успешному применению знакомых движений в нестандартных условиях. Постепенно коллективное творчество, организуемое взрослым, становится самостоятельной деятельностью детей. [15, с. 23-25.]