Здоровье и проблема здоровья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 19:42, статья

Краткое описание

Проблема здоровья детей сегодня стоит настолько остро, что мы вправе поставить вопрос: «Что для нас важнее – физическое состояние или обучение». Такая озабоченность вполне понятна. Статистические данные дают для этого немало поводов. За последнее десятилетие в несколько раз возросла заболеваемость по многим формам хронической патологии. Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несет система образования. Период взросления, приходящийся на пребывание ребенка в дошкольных учреждениях и школе, оказался одним из периодов, в течение, которого происходит ухудшение состояния здоровья детей и подростков, притом, что именно эти годы проходят под постоянным, почти каждодневным контролем со стороны специалистов-педагогов.

Вложенные файлы: 1 файл

выступление.docx

— 95.07 Кб (Скачать файл)

Здоровье до того перевешивает все остальные блага,

что здоровый нищий – счастливее больного короля.

А.Шопенгауэр

Проблема здоровья детей сегодня стоит настолько остро, что мы вправе поставить вопрос: «Что для нас важнее –  физическое состояние или обучение». Такая озабоченность вполне понятна. Статистические данные дают для этого немало поводов. За последнее десятилетие в несколько раз возросла заболеваемость по многим формам хронической патологии. Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несет система образования. Период взросления, приходящийся на пребывание ребенка в дошкольных учреждениях и школе, оказался одним из периодов, в течение, которого происходит ухудшение состояния здоровья детей и подростков, притом, что именно эти годы проходят под постоянным, почти каждодневным контролем со стороны специалистов-педагогов.

По оценкам различных отечественных и зарубежных специалистов, у современных младших школьников в последнее время наблюдается снижение темпов роста и функциональных показателей, отмечается замедление развития по сравнению с данными 10-20-летней давности. И хотя традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, может ли система образования, каждый профессионально подготовленный педагог бесстрастно относиться к неблагополучному и прогрессивно ухудшающемуся состоянию здоровья своих воспитанников? Отвечая на этот вопрос, в последние 2-3 года были разработаны здоровьесберегающие технологии, цель которых –  достижение того или иного образовательного результата в обучении, воспитании, развитии. Здоровьесбережение не может выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только в качестве условия, одной из задач достижения главной цели.

Каждый урок должен быть приятным для ребенка, поэтому при планировании и проведении любого урока учитель должен помнить заповедь здоровьесберегающей педагогики: “Не навреди!”.

Итак, целью здоровьесберегающей педагогики является последовательное формирование в школе здоровьесберегающего образовательного пространства с обязательным использованием всеми педагогами здоровьесберегающих технологий. В этом случае получение учащимися образования происходит без ущерба для здоровья, отсюда  вытекают следующие задачи:

  • воспитание грамотности в вопросах здоровья, практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни;
  • внедрение в работу школы рекомендаций, приемов, технологий, которые связаны со здоровьесберегающей педагогикой;
  • реализация всех позитивных возможностей, которыми располагает каждый учитель и каждая школа, стремящаяся дать ученику старт счастливой жизни. 

Так называемые «школьные болезни» связаны в основном с возрастанием объема и усложнением характера учебной нагрузки, а также усложнением характера взаимоотношений «ученик–учитель» и межличностных отношений внутри класса. В структуре заболеваемости, как учеников, так и учителей преобладают нарушения опорно-двигательного аппарата, патологии нервной системы, органов чувств, сердечнососудистой и пищеварительной систем.

Преподавание предметов цикла естествознания позволяет органично вписывать принципы здоровьесбережения в темы уроков, в различные задания, как на уроках, так и во время подготовки домашнего задания.

Одним из главных направлений здоровьесбережения является создание здорового психологического климата на уроках и повышение интереса к изучаемым предметам, так как раннее повреждение нервной системы является причиной различных отклонений в функционировании ряда систем организма.

Забота о здоровье учеников неотделима от заботы учителя о своем собственном здоровье. Педагог должен подавать пример своим образом жизни и своим здоровьем.

Обязательное применение на уроках здоровьесберегающих технологий обучения предполагает:

  • учёт продуктивности урока, период снижения продуктивности с признаками утомления;(Приложение 1)
  • учет возрастных и физиологических особенностей ребенка на занятиях (количество видов деятельности на уроках, их продуктивность); (Приложение 2)
  • наличие эмоциональных разрядок на уроках; (Приложение 3)
  • включение в учебный процесс  новых методик и технологий для активизации двигательного режима;
  • использование физкультурных пауз на уроках; (Приложение 4)
  • использование  релаксационных  упражнений; (Приложение 5)
  • дозировка домашнего задания.

Мой педагогический стаж составляет 24 года. Многие мои ученики показывают хорошие результаты в изучении географии. В своей работе мною  предпринята попытка решения проблемы здоровьесбережения, создав на уроках географии условия, способствующие сохранению и укреплению соматического и психического здоровья учеников. Сидячее закрепощенное положение тела ведет к постоянному статическому напряжению различных групп мышц, что вызывает резкое утомление учащихся даже не связанное с умственной работой. Значит, если психомоторно раскрепостить учащихся за счет внедрения в урок форм, методов и приемов работы, включающих в себя двигательную компоненту, то это приведет не только к удовлетворению естественных потребностей ребёнка в движении, что уже скажется на состоянии здоровья детей, но и снижению утомляемости, повышению мотивации к обучению, что позволит сохранить необходимый уровень формирования качества знаний. Исходя из задач, стоящих передо мною,  выделяю три основных направления в своей работе по здоровьесбережению на уроках географии.

Все вышеуказанные формы, методы и приемы работы, сочетающей  умственную деятельность с физической активностью, приводят не только к укреплению и сохранению здоровья детей, но и позволяет активизировать познавательный  интерес учащихся, повышает мотивацию к обучению, сохраняет необходимый уровень формирования качества знаний.

Схема 1.

Структура здоровьесберегающих мероприятий на уроках географии

 

 

На своих уроках я использую принципы здоровьесбережения:

  • «Не навреди!».
  • Приоритет заботы о здоровье учителя и обучающегося.
  • Непрерывность и преемственность.
  • Субьект-субьективные взаимоотношения.
  • Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся.
  • Комплексный, междисциплинарный подход.
  • Успех порождает успех.
  • Активность.
  • Ответственность за свое здоровье.

Организация двигательной активности обучающихся должна отвечать определенным требованиям к ведению физкультминуток на уроках:

  • Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания.
  • Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, а следовательно, и их результативность.
  • Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата.
  • Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц.
  • Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой.

На основании требований выделяются виды физкультминуток:

  • Упражнения для снятия общего или локального утомления.
  • Упражнения для кистей рук.
  • Гимнастика для глаз.
  • Гимнастика для слуха.
  • Упражнения,  корректирующие осанку.
  • Дыхательная гимнастика.

В своей работе я использую следующие приемы здоровьесберегающих технологий:

  1. Организация учебной деятельности  таким образом, чтобы избегать неподвижности учащихся в течение длительного времени, что достигается частой сменой деятельности на уроке;
  2. Проведение динамических физкультминуток на 18 минуте каждого урока: учащиеся обязательно встают со своих мест, разминаются, под руководством учителя или одноклассников выполняют упражнения на расслабление утомленных групп мышц;
  3. Проведение в 5-7 классах игровых физкультминуток с предметами (эстафеты): перебрасывание мяча с озвучиванием номенклатуры, какой либо группы географических объектов (городов, гор, рек и т.д.), передай карандаш, и др.;
  4. Ритмических физкультминуток под зажигательные мотивы этнической музыки с попыткой исполнения народных танцев;
  5. Применение технологии Базарного: зарядка для глаз по карте, вращающихся картинок и пр.

Использование перечисленных приемов здоровьесбережения позволяет разрядить обстановку на уроке, создать благоприятный доброжелательный климат на уроке, расслабить группы мышц, улучшить кровообращение, снять усталость от напряженной учебной деятельности.

И конечно же в своей работе я уделяю особое внимание повышению интереса к предмету через реализацию  здоровьесберегающих технологий, создание комфортной обстановки обучения, использование индивидуальных особенностей каждого учащегося, предупреждение чрезмерного умственного напряжения. Все это необходимо учитывать при планировании учебного занятия. (Приложение 6)

В своей работе стараюсь сочетать традиционных и  инновационных образовательных технологий, которые помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности, интересов и склонностей, формируют устойчивые познавательные интересы.

Очевидно, что использование какой-то одной технологии обучения, какой бы совершенной она ни была, не создает максимально эффективных условий для раскрытия и развития способностей обучающихся и творческого поиска учителя. Стратегия интеграции обучения дает возможность учителю создать условия обучающимся не только для усвоения конкретных знаний и выработки умений, но и овладения способами их применения в различных ситуациях. Применение здоровьесберегающих технологий снижает утомляющее воздействие урока на организм школьника, активизирует резервные возможности личности с помощью рациональной организации учебного процесса, средств обучения, а также коррекции психоэмоционального состояния обучающихся на уроке.

Все это, на мой взгляд, способствует повышению мотивации, творческой активности и вместе с этим укреплению здоровья учащихся.

Если для участников учебного процесса будут созданы оптимальные условия: гуманизация содержания урока, целесообразные формы организации учебного процесса, эффективные методы обучения, разнообразные виды поддержки ученика, право свободного выбора, комфортная пространственная среда, то это будет способствовать адаптации участников образовательного процесса на уроке, а значит и здоровьесбережению 

Литература

1. Беседы о здоровье школьников: Книги для учителей и родителей.- М.: Просвещение, 1992.

2. Дубровский А.А. Открытое письмо врача учителю: Здоровье детей – будущее народа.- М.: Просвещение, 1988.

3. Журнал «География в школе»  №7/ 2005

4. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб., 2000.

5. Коростелев Н.Б. Воспитание здорового школьника: Пособие для учителя. / Под ред. В.Н. Кардашенко.- М.: Просвещение, 1986.

6. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002.

7. Шапцева Н.Н. Наш выбор - здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/авт.- сост. Н.Н. Шапцева, 2009.

8. www.eidos.ru/journal/

9. www.valeo.edu.ru

10.http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/primenenie-zdorovesberegayushchikh-tekhnologii-na-urokakh-geografii

11. http://festival.1september.ru/


Информация о работе Здоровье и проблема здоровья