Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 16:47, контрольная работа
В настоящее время уровень экономического и социального развития общества, дальнейшее расширение и углубление научно-технического прогресса, широкая автоматизация и компьютеризация производства неуклонно приводят, с одной стороны, к интенсификации умственного труда, с другой – к естественному снижению мышечной работы человека. Наблюдаемое во всем мире явление гиподинамии становится характерной чертой не только взрослого населения, но и детей, в том числе дошкольников. Многочисленные данные свидетельствуют о том, что дефицит двигательной активности оказывает отрицательное влияние на развитие организма, нередко способствует возникновению значительных нарушений со стороны различных органов и систем, особенно в детском возрасте.
В настоящее время уровень
Многочисленные данные
В связи с этим особую
Известно, что активный отдых
предполагает смену умственной
и физической деятельности. Движения
помогают сохранению и
Правильная организация всех
видов активного отдыха в сочетании
с другими формами
Действительно, невозможно
Эти формы работы нацелены
не на оттачивание техники
выполнения тех или иных упражнений,
а на воспитание положительных
эмоций, высокую двигательную
Именно такая работа с детьми дошкольного возраста и ценна тем, что создает условия для эмоционально – психологического благополучия, так как оказывает большое влияние на развитие ума, воспитание характера, воли, нравственности. Создает определенный духовный настрой, побуждает интерес к самовыражению, способствует не только лучшему усвоению знаний и закреплению навыков, но и благотворно влияет на детскую психику.
Существуют разные формы организации физического воспитания и в системе физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения прочное место занимают:
- физкультурный досуг;
- физкультурные праздники;
- дни здоровья, каникулы.
Физкультурные праздники в детском саду организуются в соответствии с программными указаниями. Количество их в течение года в средней, старшей и подготовительной к школе группах - два раза в год. Периодичность проведения, продолжительность (в пределах 45-60 минут) дифференцируется в зависимости от возраста детей, условий проведения, задачи и содержания праздника.
Физкультурный праздник является особым, радостным событием в жизни ребенка. Он демонстрирует здоровый образ жизни, представляет достижения в формировании двигательных навыков и психофизических качеств.
По методам проведения праздников выделяются следующие их разновидности:
По доминирующим задачам следует выделить следующие праздники:
По двигательному содержанию праздники делятся следующим образом:
Значительную роль в празднике играет музыка, создающая эмоциональный подъем, веселое, бодрое, радостное настроение. Использование музыки в физкультурной деятельности делает ее увлекательной и эффективной. Она поднимает настроение, организует движение детей и облегчает в ряде случаев их усвоение. Музыка способствует улучшению осанки, придает движениям точность и выразительность, способствует развитию координации движений. Она также облегчает усвоение различных построений и перестроений, которые обычно даются в начале и в конце занятия, а также широко используется при проведении спортивных праздников и развлечений.
Структура праздника разнообразна и зависит от его вида. Условно ее можно разделить на три части.
Первая часть праздника, как правило, проходит в форме физкультурного парада, который начинается общим шествием детей, разделенных на отдельные команды, идущие со своими значками, вымпелами, эмблемами. Движения проводятся под музыку, стихи, песни, что вызывает высокий эмоциональный подъем.
Основная часть праздника, направленная
на решение его главной задачи,
наполняется соответствующим
В заключение праздника уместно провести общую игру средней подвижности (лучше в круге) типа «Мышеловка», «Карусели», организовать массовый танец. Поощрение участников (награждение), осуществляется по принципу «Главное - не победа, а участие». Памятные значки, сувениры вручаются всем детям. Награждение должно проходить торжественно и весело.
Одним из важнейших требований к организации праздников является проведение их в разные сезоны года. Физкультурный праздник может быть организован не только на участке дошкольного учреждения, но и в парке, на стадионе. От конкретного места проведения праздника во многом зависит его тематика, структура, специфика, подготовительные работы и оформление.
В подготовке и проведении праздника принимает участие весь педагогический коллектив: заведующая, старший воспитатель, музыкальный руководитель, воспитатель по физической культуре, воспитатели.
Другим видом активного отдыха детей является физкультурный досуг.
Физкультурный досуг проводится во всех возрастных группах, начиная со второй младшей, один-два раза в месяц. В младшей и средней группах в течение 20-30 минут, в старшей -35-40 минут, в подготовительной к школе – 40-50 минут. Организуются они во второй половине дня, после полдника, преимущественно на открытом воздухе (в ненастную погоду в зале). В каникулы, а также в летнее время, физкультурный досуг может проводиться и первой половине дня, после завтрака.
Физкультурный досуг не требует специальной подготовки. Он строится на знакомом материале. Развлечения проводят как с одной группой, так и с группами близких по возрасту детей. В досуге педагог принимает самое активное участие: он подает команды к началу и окончанию игры или двигательного задания, подводит итоги, является главным судьей соревнования и своим заинтересованным отношением к происходящему создает эмоциональную атмосферу.
Физкультурные досуги могут быть различные по содержанию и организации.
Первый вариант.
Физический досуг строится
на хорошо знакомых детям
Вначале одна подгруппа
После короткого отдыха (3-5 минут) детям предлагаются игры соревновательного характера: «Кто быстрее построит пирамиду» (собрать по форме, цвету), «Найди себе пару», «Бег в мешках», «Веревочка», «Перетягивание каната».
В конце с детьми проводятся
игры низкой степени
Второй вариант.
Физкультурный досуг может состоять из одних спортивных игр: баскетбола, футбола, хоккея, настольного тенниса, городков. Использование этого варианта возможно лишь в этом случае, если все дети хорошо владеют элементами спортивной игры. Здесь необходим индивидуально- дифференцированный подход. Так, детям с высоким и средним уровнем двигательной активности и хорошей физической подготовленностью предлагаются более сложные элементы спортивных игр с достаточно высокой физической нагрузкой. Детям с низким уровнем двигательной активностью и с отставанием в развитии моторики рекомендуем давать более простые задания с постепенным увеличением физической нагрузки. Например, игру в баскетбол, с учетом индивидуально- дифференцированного подхода, можно организовать следующим образом. Дети выходят на спортивную площадку, приветствуют друг друга и строятся в две колонны (команды). Капитаны команд подходят к судье (воспитателю), приветствуют друг друга. Воспитатель дает задание. Первой команде (детям с высоким и средним уровнем двигательной активности) даются следующие задания: отбивая мяч о землю, продвинуться вперед на расстояние 4-5 м., стараясь не потерять его; подбросить и поймать мяч 10 раз подряд. Второй команде (с низким уровнем двигательной активности) даются такие задания: отбивать мяч на месте, или продвигаясь вперед, стараясь не потерять его; бросать мяч в корзину любым способом.
Информация о работе Значение активного отдыха в физическом воспитании детей дошкольного возраста