Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 21:40, реферат
Двигательная и умственная виды деятельности человека взаимо связаны. В период напряженного умственного труда у людей обычно наблюдается сосредоточенное выражение лица, сжатие губы, напряженная шея. Напряжение мышц тем сильнее, чем сложнее задача, которую приходится решать. Импульсы, идущие от напряженной мускулатуры в центральную нервную систему, стимулируют деятельность головного мозга, помогают ему поддерживать нужный тонус.
Использование физических
упражнений как средства активного отдыха
и повышения работоспособности
Двигательная и умственная виды деятельности
человека взаимо связаны. В период напряженного
умственного труда у людей обычно наблюдается
сосредоточенное выражение лица, сжатие
губы, напряженная шея. Напряжение мышц
тем сильнее, чем сложнее задача, которую
приходится решать. Импульсы, идущие
от напряженной мускулатуры в центральную
нервную систему, стимулируют деятельность
головного мозга, помогают ему поддерживать
нужный тонус. Установлено, что при умственной
работе, не требующей физических усилий
и точно координированных движений, чаще
всего напряжены мускулы шеи, плечевого
пояса, мимики и речевого аппарата, потому
что их актив ность тесно связана с нервными
центрами ,управляющими вниманием, эмоциями
и речью. При длительном письме напряжение
постепенно перемещается от мускулов
плеча и плечевого пояса.
Таким образом, нервная система стремится
активизировать кору головного, сохранить
работоспособность. Если этот процесс
идет достаточно долго и монотонно, то
кора головного мозга привыкает к этим
раздражениям, начинается процесс ее торможения,
работоспо собность снижается. Чтобы ограничить
образование монотонного напряжения,
необходимы активные движения. Они гасят
нервное возбуждение и освобождают мускулатуру
от лишнего напряжения. Не менее важно
здесь и состояние мускулатуры человека,
которая помогает нервной системе справляться
с интеллектуальными нагруз ками. Если
человек после работы спал меньше, чем
обычно, то тони ческое напряжение его
мускулов увеличивается. Переутомленный
мозг как бы мобилизуется для борьбы с
переутомлением мускулатуры, так что для
успешной умственной работы нужен не только
трениро ванный мозг, но и тренированное
тело. Различают отдых пассивный (сон)
и активный, связанный с двигательной
деятельностью. Физиологическое обоснование
активного отдыха связано с именем К.М.Сеченова,
впервые показавшего, что смена работы
одних мышц работой других лучше способствует
восстановлению сил, чем полное бездействие.
Этот принцип стал основой организации
отдыха и в сфере умственной деятельности,
где соответствующим образом орга низованные
физические нагрузки в процессе и по окончании
умственного труда
оказывают высокий эффект в сохранении
и повышении умственной работоспособности.
Не менее эффективны ежедневные самостоятельные
занятия физическими упражнениями в общем
режиме жизни. Существуют разнообразные
формы использования двигательной деятельности
в активном отдыхе :в режиме учебно-трудового
дня - утренняя гигиеническая гимнастика,
физкультурная пауза, учебные (осязательные
и факультативные) и самостоятельные занятия
студентов по физическому воспитанию,
занятия на учебных практиках; в свободное
от учебных занятий время - в выходные
дни (туристские походы, прогулки, спортивные
соревнования и др.мероприятия),в студенческих
строительных отрядах.