История развития олимпийского движения (Древняя Греция)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 08:57, реферат

Краткое описание

Традиция столь популярных сегодня спортивных Олимпийских игр была заложена в глубокой древности греками. Первые игры состоялись в 776 году до н. э. и с тех пор проводились каждые четыре года до 394 года н. э. На время игр прекращались все междоусобные войны и лучшие атлеты съезжались на соревнования в Олимпию. Вместе с атлетами стекались в Олимпию и зрители, которые болели за своих соотечественников.
Игры продолжались пять дней, и посвящались верховному богу Зевсу. Программа соревнований, конечно, не была такой обширной, как в наши дни. Древние греки соревновались в беге, скачках, прыжках в длину, борьбе, кулачных боях, метании диска ... Чтобы подчеркнуть важность военных дисциплин в программу вводились соревнования по метанию дротика, бегу в воинских доспехах.

Содержание

Введение.

3
Глава 1.
История возникновения Олимпийских Игр.
4
Глава 2.
Организация Олимпийских Игр.
7
Глава 3.
Программа античных Олимпийских Игр.
9
Глава 4.
Олимпионики и их чествование
11
Заключение.

12
Список используемой литературы.
13

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по физкультуре.docx

— 32.93 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Дисциплина: Физическая культура

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

Тема:  «История развития олимпийского движения (Древняя Греция)»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение.

 

3

Глава 1.

История возникновения Олимпийских Игр.

4

Глава 2.

Организация Олимпийских Игр.

7

Глава 3.

Программа античных Олимпийских Игр.

9

Глава 4.

Олимпионики и их чествование

11

Заключение.

 

12

Список используемой литературы.

13


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Традиция столь популярных сегодня спортивных Олимпийских игр была заложена в глубокой древности греками. Первые игры состоялись в 776 году до н. э. и с тех пор проводились каждые четыре года до 394 года н. э. На время игр прекращались все междоусобные войны и лучшие атлеты съезжались на соревнования в Олимпию. Вместе с атлетами стекались в Олимпию и зрители, которые болели за своих соотечественников.

Игры продолжались пять дней, и посвящались верховному богу Зевсу. Программа соревнований, конечно, не была такой обширной, как в наши дни. Древние греки соревновались в беге, скачках, прыжках в длину, борьбе, кулачных боях, метании диска ... Чтобы подчеркнуть важность военных дисциплин в программу вводились соревнования по метанию дротика, бегу в воинских доспехах.

Самой опасной частью программы были гонки на колесницах. Поскольку дорожки для этих гонок имели форму окружности, колесницы нередко сталкивались, что, случалось, заканчивалось травмами, а то и гибелью участников.

Победитель награждался лавровым венком – никаких других поощрений не существовало. Но их и не требовалось. С первых игр уже одна победа считалась самой большой честью, чемпионов с восторгом встречали дома, когда они с победой возвращались в свои родные города.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР

Возникновение Олимпийских игр относится к далекому прошлому. Древние греки создали множество прекрасных легенд, рассказывающих о том, как появились Олимпийские игры. Все они связаны с древнегреческими богами и героями.

Один из поэтических мифов древней Греции повествует о том, как возник олимпийский стадион. Если прислушаться к этой легенде, то его основателем был Геракл из Крита. Примерно в 17 веке до н. э. Он и его четыре брата высадились на Пелопоннесском полуострове. Там у холма с могилой титана Кроноса, Геракл в честь победы своего отца над дедом организовал соревнование со своими братьями в беге. Для этого на площадке у подножия холма он отмерил расстояние в 11 стадий, которое соответствовало 600 его ступням. Импровизированная беговая дорожка длинной 192 м 27 см и послужила основой будущего Олимпийского стадиона. На протяжении трех столетий именно на этой примитивной арене далеко не регулярно проходили игры, названные позднее Олимпийскими.

По неоспоримым приметам появление Олимпийских игр относится к IX веку до н. э. Начинавшиеся как соревнования местного значения, Олимпийские игры со временем стали событием всегреческого масштаба. На Игры съезжалось множество людей не только из самой Греции, но и из ее городов-колоний от Средиземного до Черного моря.

Вскоре грекам пришла идея учредить единый календарь Олимпийских игр.С Олимпийских игр 776 года до н.э. (самые ранние Игры, упоминание о которых дошло до нас, – по подсчетам некоторых специалистов, Олимпийские игры стали проводиться на 100 с лишним лет раньше) у греков шел отсчет особого «олимпийского летоисчисления», введенного историком Тимеем. Олимпийский праздник отмечали в «священный месяц», начинающийся с первого полнолуния после летнего солнцестояния ("между жатвой и сбором винограда"). Он должен был повторяться через каждые 1417 дней (через каждые четыре года), составлявших Олимпиаду – греческий «олимпийский» год.

Олимпийский праздник, состоявший из многочисленных религиозных церемоний и спортивных состязаний, проводился сначала в течение одного дня, затем - в течение пяти дней, а позже продолжительность праздника достигала целого месяца. Когда праздник продолжался только один день, он обычно устраивался в восемнадцатый день "священного месяца", начинавшегося с первого полнолуния после летнего солнцестояния.

Дата проведения Игр определялась особой комиссией, о времени их открытия все греческие государства оповещались специальными послами — спондофорами. С этого момента начиналась экехерия — священное перемирие, длившееся два месяца (апполоний и парфений по элейскому календарю), когда прекращались все военные действия, и область Элида становилась «священной зоной мира», в которую никто не имел права вступать с оружием. Случаи нарушения экехерии были крайне редки и наказывались наложением штрафа или запретом принимать участие в Играх.

На хранившемся в Олимпии в храме Геры бронзовом диске Ифита с правилами Олимпийских игр был записан соответствующий пункт.

Так в Греции установился обычай, по которому раз в четыре года в разгар междоусобных войн все откладывали оружие в сторону и отправлялись в Олимпию, чтобы восхищаться гармонично развитыми атлетами и славить богов.

С 6 века до н.э. по примеру Олимпийских Игр стали проводиться другие общегреческие соревнования атлетов: Пифийские игры, Истмийские игры и Немейские игры, тоже посвященные различным древнегреческим богам. Но Олимпиады были самыми престижными среди этих состязаний. Олимпийские Игры упоминаются в произведениях Плутарха, Геродота, Пиндара, Лукиана, Павсания, Симонидаи других античных авторов.

Начавшийся в 4 веке до н.э. общий упадок греческой культуры, сказывался и на Олимпийских Играх: они постепенно утрачивали былое значение и суть, превращаясь из спортивного состязания и значимого общественного события в сугубо развлекательное мероприятие, в котором участвовали преимущественно атлеты-профессионалы.

А в 394 году н.э. Олимпийские игры были запрещены – как «пережиток язычества» – римским императором Феодосием I, насильственно насаждавшим христианство.

В конце 19 века Олимпийские игры были возрождены по инициативе Пьера де Кубертена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2.  ОРГАНИЗАЦИЯ ИГР

К участию в Олимпийских играх допускались все свободнорожденные греческие граждане (согласно некоторым источникам, мужчины, умевшие говорить по-гречески). В Играх, поначалу имевших местный характер, с 15-й Олимпиады принимают участие жители Пелопоннеса, с 30-й всей Греции, начиная с 40-х Игр к участию в состязаниях допускаются малоазийские греки и греки Великой Греции (Южная Италия) и Сицилии. Рабы и варвары, т.е. лица негреческого происхождения, участвовать в Олимпийских играх не могли. Варвары могли присутствовать на Играх только в качестве зрителей.

После завоеваний Филиппа II Македонского (4 век до н. э.), в эпоху эллинизма и во время господства Рима (со 2 века до н. э.) участниками Игр могли быть даже выходцы из самых дальних окраин. Игры продолжались и тогда, когда Эллада попала в подчинение к Риму (в середине 2 века до н.э.), вследствие чего был нарушен один из основополагающих олимпийских принципов, допускавший участие в Олимпийских играх исключительно греческих граждан, а в числе победителей оказались даже некоторые римские императоры (в том числе и Нерон, «выигравший» скачки на колесницах, запряженных десятью лошадьми).

Агонотесией — организацией праздника — с 572 года до н. э. ведали граждане Элиды, из числа которых на каждую Олимпиаду выбирали от 1 (в раннее время) до 12 (в позднейшую эпоху) судей — элланодиков, деятельность которых контролировал Олимпийский Совет — буле. Порядок на празднике поддерживали рабдохи-палочники.

Организация античных Олимпийских игр предусматривала контроль не только за ходом самих Игр, но и за подготовкой атлетов к ним. Контроль осуществляли элланодики, или гелланодики, самые авторитетные граждане. Спортсмены и их наставники съезжались в Олимпию за месяц до начала Игр для отборочных тренировок. В течение 10–12 месяцев до начала Игр атлеты проходили интенсивную подготовку, после чего сдавали своеобразный экзамен комиссии элланодиков. После выполнения «олимпийского норматива» будущие участники Олимпийских игр еще месяц готовились по специальной программе – уже под руководством элланодиков. Для тренировок предназначались палестры, для состязаний — стадион, гипподром и гимнасион с помещениями для атлетов, вокруг которого располагались площадки для борьбы.

Сами игры в 5 веке до н. э. длились пять дней. Обязательной частью античных Олимпийских игр были религиозные церемонии. По установившемуся обычаю, первый день Игр отводился для жертвоприношений: атлеты проводили этот день у жертвенников и алтарей своих богов-покровителей, приносили клятву в соблюдении всех правил состязаний; во 2-й день проводились состязания в группе мальчиков, в 3-й — состязания мужчин, в 4-й — конные ристания, 5-й день заканчивался жертвоприношениями и был посвящен торжественной церемонии вручения наград.

Основополагающим принципом состязаний была честность участников. Перед началом соревнований они давали клятву соблюдать правила. Элланодики имели право лишить чемпиона титула, если он победил мошенническим путем, провинившийся атлет подвергался также штрафу и телесному наказанию. У алтаря Зевса атлеты приносили клятву в соблюдении правил олимпийских состязаний. Кроме того, к участию в Играх не допускались лица, уличенные в совершении преступления или в святотатстве.

Вход на соревнования был бесплатный. Но их могли посещать только мужчины, женщинам под страхом смертной казни запрещалось появляться в Олимпии в течение всего празднества (согласно некоторым источникам, этот запрет распространялся только на замужних женщин). Исключение делалось лишь для жрицы богини Деметры: для нее на стадионе, на самом почетном месте был сооружен специальный мраморный трон.

 

 

ГЛАВА 3. ПРОГРАММА АНТИЧНЫХ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР

Первое время в программе Олимпийских игр был только стадиодром – бег на один стадий (192 м 27 см), затем число олимпийских дисциплин выросло. Отметим некоторые кардинальные изменения в программе:

– на 14 Олимпийских играх (724 год до н.э.) в программу включен диаулос – бег на 2 стадия, а 4 года спустя – долиходром (бег на выдержку), дистанция которого составляла от 7 до 24 стадиев;

– на 18 Олимпийских играх (708 год до н.э.) впервые проведены соревнования по борьбе и пентатлону (пятиборью), включавшему, помимо борьбы и стадиодрома, прыжки, а также метание копья и диска;

– на 23 Олимпийских играх (688 год до н.э.) в программу состязаний вошел кулачный бой,

– на 25 Олимпийских играх (680 год до н.э.) добавлены гонки на колесницах (запряженных четырьмя взрослыми лошадьми, со временем этот вид программы расширился, в 5–4 вв. до н.э. стали проводиться гонки колесниц, запряженных парой взрослых лошадей, молодыми лошадьми или мулами);

– на 33 Олимпийских играх (648 год до н.э.) в программе Игр появились верховые скачки на лошадях (в сер. 3 в. до н.э. стали также проводиться скачки на жеребятах) и панкратион – единоборство, соединявшее в себе элементы борьбы и кулачного боя с минимальными ограничениями на «запрещенные приемы» и во многом напоминающее современные бои без правил.

Некоторые из дисциплин античных Олимпийских игр, знакомые нам по современным соревнованиям, заметно отличаются от своих нынешних аналогов. Греческие атлеты прыгали в длину не с разбега, а с места – к тому же с камнями (позже с гантелями) в руках. В конце прыжка спортсмен отбрасывал камни резко назад: считалось, что это позволяет ему прыгнуть дальше. Подобная техника прыжка требовала хорошей координации. Метание копья и диска (со временем вместо каменного атлеты стали кидать железный диск) производилось с небольшого возвышения. При этом копье метали не на дальность, а на точность: атлет должен был поразить специальную мишень. В борьбе и боксе не было деления участников по весовым категориям, а боксерский поединок продолжался до тех пор, пока один из соперников не признавал себя побежденным или оказывался не в состоянии продолжать схватку. Были весьма своеобразные разновидности и у беговых дисциплин: бег в полном вооружении (т.е. в шлеме, со щитом и оружием), бег герольдов и трубачей, попеременный бег и гонка на колеснице.

С 37 Игр (632 год до н.э.) в состязаниях стали участвовать и юноши в возрасте до 20 лет. Поначалу соревнования в этой возрастной категории включали только бег и борьбу, со временем к ним добавились пятиборье, кулачный бой и панкратион.

Помимо атлетических соревнований, на Олимпийских играх проводился и конкурс искусств, с 84-х Игр (444 год до н.э.) ставший официальной частью программы.

Первоначально Олимпийские игры занимали один день, затем (с расширением программы) – пять дней (именно столько продолжались Игры в период их расцвета в 6–4 вв. до н.э.) и, в конце концов, «растянулись» на целый месяц.

Информация о работе История развития олимпийского движения (Древняя Греция)