Казанский Государственный
Аграрный Университет
Институт Экономики
Кафедра Физического воспитания
Реферат на тему:
«История развития
физической культуры
как дисциплины»
Выполнила: студентка группы
6121
Петрова Елена И.
Проверила: Хузина Г.К.
Казань, 2014
Содержание.
Введение.
1. Сущность истории физической
культуры как дисциплины.
2. Совершенствование
научно-методических основ ИФКиС как учебной
дисциплины.
Заключение.
Список используемой литературы.
Введение.
Из совокупности
понятия «здоровый образ жизни», объединяющего
все сферы жизнедеятельности личности,
коллектива, социальной группы, нации,
наиболее актуальной и универсальной
составляющей является физическая культура
и спорт. Сфера физической культуры и спорта
выполняет в обществе множество функций
и охватывает все возрастные группы населения. Физическая
культура, являясь одной из граней общей
культуры человека, его здорового образа
жизни, во многом определяет поведение
человека в учебе, на производстве, в быту,
в общении, способствует решению социально-экономических,
воспитательных и оздоровительных задач.
История прослеживает
эволюцию физической культуры и спорта
с древнейших времён и до наших дней.
Целью работы является
систематизация знаний в области истории
становления и развития физической культуры.
Цель работы потребовала
решения следующих задач:
- определить сущность истории физической
культуры как дисциплины;
- рассмотреть совершенствование научно-методических
основ ИФКиС как учебной дисциплины.
1. Сущность истории физической
культуры как дисциплины.
История физической
культуры - наука, которая, исследуя и изучая
прошлое, помогает познать настоящее и
в известной мере выявить тенденции будущего
развития. Она представляет собой специфическую
отрасль исторических и педагогических
знаний. История физической культуры -
основа гуманитарного образования в спортивной
науке.
Составной частью
предмета истории физической культур
и спорта (ФКиС) выступают историография
и источниковедение, степень и уровень
изучения, которых определяют её достижения
как учебной дисциплины. В процессе своего
формирования предмет истории физической
культуры и спорта впитал в себя сведения
из гражданской и военной истории, этнографии
и археологии, истории педагогики и медицины,
истории культуры. Предмет истории тесно
связан с научными дисциплинами, изучающими
физическую культуру и спорт с социологических,
теоретико-педагогических, медико-биологических
и спортивно-педагогических позиций.
История физической
культуры и спорта имеет большое воспитательное
и образовательное значение. Она призвана
решать следующие основные задачи:
- показать с научных
позиций становление, состояние и развитие
физической культуры и спорта в разные
периоды существования человеческого
общества;
- раскрыть значение,
роль и место физической культуры и спорта
в жизни общества на разных этапах его
развития;
- способствовать
формированию научного мировоззрения,
воспитанию патриотизма и интернационализма,
исторического самосознания и критического
мышления;
- формировать любовь
к благородной профессии педагога, тренера,
организатора и пропагандиста физической
культуры и спорта;
- способствовать
повышению общей педагогической культуры,
расширению умственного кругозора, обогащению
знаниями в области физической культуры
и спорта.
В системе теоретико-педагогических
дисциплин, изучаемых в академиях и институтах
физической культуры, истории ФКиС отводится
важное место. Она принадлежит к профилирующим
дисциплинам, помогает будущим специалистам
лучше познать свою профессию, повышать
педагогическую культуру, непосредственно
подготавливает их к практической деятельности.
2. Совершенствование
научно-методических основ ИФКиС
как учебной дисциплины.
Начало 4-го этапа (с 1929 по 1951
г.) в развитии ИФКиС как учебной дисциплины
обусловлено возрастанием роли спорта
и созданием программно-нормативных основ
физического воспитания - Всесоюзного
физкультурного комплекса ГТО и Единой
Всесоюзной спортивной квалификации.
Следует отметить, что и на этом этапе
политико-экономических кризисных "ситуаций"
было предостаточно. Культ Сталина насаждался
самим генсеком, его окружением (К.Е. Ворошилов,
Г.М. Маленков и др.), которое непосредственно
в ЦК партии большевиков стало координировать
физкультурное движение. Культ - слепая
вера, обожествление и преклонение, а это
характерные черты религиозного осознания,
неприемлемого для олимпийских идеалов,
олимпийского движения, в котором через
4 года вновь и вновь "выясняется"
олимпийский чемпион.
Совершенствование же научно-методических
основ ИФКиС как самостоятельной учебной
дисциплины началось в условиях формирования
административно-командной системы управления
физкультурным движением, однозначной
официальной методологии, специфической
физкультурно-спортивной пропаганды достижений
в строительстве социализма, "выхода"
советских спортсменов на широкую международную
арену.
30-60-е годы, по нашему
мнению, были самыми плодотворными
в развитии ИФКиС как учебной
дисциплины. Во-первых, на этом этапе
(с 1929 года "коренного перелома"
до признания Международным олимпийским
комитетом в мае 1951 года советского
физкультурного движения) стали
функционировать большинство отечественных
физкультурно-образовательных учреждений
и на ИФКиС как учебную дисциплину
планировалось почти в два
раза больше часов, чем на современном,
6-м, этапе (с 1991 г.). Во-вторых, студенты
и выпускники физкультурных учреждений
не сомневались в том, что будут
работать по специальности. В-третьих,
мировое сообщество восхищалось
нравственными поступками наших
соотечественников, их достижениями
в спорте. Известно, что во времена
"хрущевской оттепели" и "брежневского
застоя" достижения советских
спортсменов даже в странах
народной демократии воспринимались
неоднозначно.
Для второго периода в развитии
ИФКиС как учебной дисциплины характерно
и то, что с 50-х годов в педвузах вновь стали
"соединять" данную дисциплину с
другими учебными дисциплинами. Однако,
как и до 30-х годов, специфичность научно-методической
мысли, и не только в центральных вузах,
определялась российской философией,
отличие которой от западной философии
- в понимании человека, смысла его жизни;
неразрывном взаимодействии с историей,
литературой и политикой - с жизнью. Вместе
с тем в научно-методических работах "советского
прошлого" акцент делался на "комвоспитании",
"кризисных ситуациях", "борьбе"
со старым, "загнивающим" капиталистическом
миром", революционном преобразовании
мира, и иное видение исторических процессов
не допускалось, а произведения авторов
(историков и философов), которые критически
оценивали учение К. Маркса, Ф. Энгельса
и В.И. Ленина, были под запретом.
В начале 4-го этапа развития
ИФКиС как учебной дисциплины Президиумом
ЦИК СССР утверждено положение о ВСФК
как высшем государственном органе управления
физической культурой. С переходом физкультурных
институтов в ведение ВСФК Центральный
научно-исследовательский институт физической
культуры стал головным научно-методическим
учреждением и по ИФКиС. Однако защита
первых диссертаций происходила в Московском
и Ленинградском "инфизкультах".
Учебные и научно-исследовательские
институты как основные в то время научно-методические
центры, определяли циклы гуманитарных
дисциплин и готовили для союзных республик
кадры высшей квалификации, которые консультировали
лекторский общественный актив с отрицательным
отношением к Играм, возрожденным по инициативе
Кубертена.
С внедрением в практику физкультурно-спортивного
движения комплекса ГТО были переосмыслены
теоретические основы физического воспитания
для нефизкультурных учебных и внешкольных
учреждений, преодолено негативное отношение
к спорту как к "буржуазному феномену",
к "болезненной невосприимчивости"
людей, обладающих иммунитетом против
спортивно-педагогической деятельности,
в которой могут быть и неопределенные
категории (безобразное - прекрасное, добро
- зло, вред - польза, истина - ложь, жестокость
- сострадание и др.).
Важным событием в системе Наркомпроса
было создание по инициативе Н.К. Крупской
Советов по внешкольной работе, в ведении
которых были и детские спортивные школы.
В дальнейшем подобные Советы и отделы
по физкультуре и спорту были созданы
почти во всех ведомствах, издательствах
и журналах. Около половины четвертой
страницы в некоторых газетах посвящалось
спорту. Издательство "Физкультура
и спорт" выпускало свыше 50% по тиражам
и около 40% - по количеству названий от
всей спортивной литературы страны.
Издательство "Новая Москва"
печатало ежемесячный общественно-педагогический
журнал "Вестник просвещения", пропагандировавший
достижения педагогов, опыт работы школ
по данным Центральной педагогической
лаборатории Московского отдела народного
образования (ОНО); издательство "Молодая
гвардия" - журналы "Барабан" (для
сельских и национальных начальных школ),
"Пионер", "Вожатый" и книги по
физической культуре. Но в журналах "Вопросы
просвещения" - органе Северо-Кавказского
краевого ОНО, "Просвещение" - органе
Ленинградского областного Союза работников
просвещения, "Уральский учитель"
- органе Уральского ОНО и Уралпроса, "Просвещение
Сибири" - органе Сибирского крайОНО
и Сибиркрайпроса почти не печатали материалов
о физкультуре.
В соответствии с решениями
ХV съезда партии о необходимости усиления
борьбы на идеологическом и культурном
фронтах определилась концепция, согласно
которой в научно-методических основах
ИФКиС особое значение имел вывод о возрастающей
силе обратного воздействия школы и педагогического
вуза на условия жизни общества; на то,
что- бы, по Ленину, "все дело воспитания,
образования и учения современной молодежи
было воспитанием в ней коммунистической
морали". Физическая культура рассматривалась
как орудие "комвоспитания" (см.: Экскурсии
и туризм - необходимое орудие комвоспитания:
Методическое письмо. - М. - Л.: ОГИЗ, 1931;
объяснительные записки общеобразовательных
школьных программ по физическому воспитанию
и др.).
Непреходящее методологическое
значение имели вопросы всеобщего обучения,
"охвата" работой по новым, "типовым
учебным планам" всей учащейся молодежи.
Последовательно проводились в жизнь
ленинские указания о выравнивании уровней
культурного развития народов, об оказании
помощи в сфере ФКиС народам ранее отсталых
национальных окраин Российской империи.
Так, все расходы на просвещение с 1929 по
1937 год возросли в РСФСР менее чем в 12 раз,
в Киргизии же - в 26, а в Таджикистане в
84,3 раза. На базе окрепшей экономики к
1939 году неграмотность среди взрослого
населения была практически ликвидирована.
Но на содержание и идейную направленность
научно-методических основ ИФКиС как учебной
дисциплины влияла возросшая опасность
войны.
В трудные годы Великой Отечественной
войны специалисты ФКиС сражались за Родину,
и многие из них не вернулись с полей сражений.
Еще шла война, а в 1944 г. во вновь открытых
высших и средних физкультурных учебных
заведениях гуманитарные дисциплины,
как правило, преподавали те, кто с оружием
в руках защищал Родину, и ведущую роль
в накоплении исторических знаний, на
базе которых осуществлялось преподавание
ИФКиС, занял ГЦОЛИФК. В диалектическом
единстве науки и практики важную роль
сыграл сложившийся еще в дореволюционной
России, но приобретший новое звучание
принцип единства воспитания и образования.
На основе этого принципа в педагогических
вузах определились основные тенденции
для формирования специфических знаний,
которые и в 20-30-е годы не противоречили
идеалам олимпизма, но, как уже отмечалось,
в силу внутренних и внешних условий отношение
к Играм Олимпиад было неблагоприятным.
В итоге после Великой Отечественной
войны некоторые специальные научно-методические
проблемы ИФКиС как учебной дисциплины
до "выхода" отечественных спортсменов
на широкую международную арену либо были
вовсе не подняты (современный олимпизм
и его идеалы, социально важные ценности),
либо находились в стадии начальной разработки
(история международного спортивного
движения и достижения спортсменов в олимпийских
видах спорта).
Отмеченные тенденции с 50-90-х
годов для педагогической подготовки
студентов имели большое теоретическое
значение: определение конкретного содержания
программного материала в физкультурных
и нефизкультурных вузах с ориентацией
личности на такую общечеловеческую ценность,
как спортивно-педагогическая деятельность;
установление периодов (этапов) и закономерностей
физкультурного движения, места и роли
физической культуры в экономической
и общекультурной жизни; формирование
жизненно важных и социально значимых
ценностей в процессе физического воспитания,
олимпийского образования в аспекте аксиологического
(ценностного) подхода.