История физической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 16:27, реферат

Краткое описание

Физическая культура — часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии общественной практики с потребностями.
Термин физическая культура (иногда её называют телесная культура) был впервые употреблён в Англии и США в 90-х гг. XIX века. В России термин физическая культура стал упоминаться в печати с 1908-1910 гг. Под физической культурой тогда понимали деятельность человека и общества, направленную на физическое воспитание, образование и укрепление здоровья.

Вложенные файлы: 1 файл

история физкультуры.docx

— 37.87 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российский Государственный торгово-экономический университет 
Ростовский институт (филиал) 

 

 
 
 
Реферат по дисциплине: «Физическая культура»

на тему:

 

«История физической культуры».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила студентка

1 курса (РГБ)

Заворуева Юлия Игоревна

Проверила

Ятрушева Ольга Владимировна

 

 

 

 

 

 

      Ростов-на-Дону

          2014г.

                                            Введение

 

  Физическая культура — часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека и  использование  их  в соответствии общественной практики с потребностями.

Термин физическая культура (иногда её называют телесная культура) был впервые употреблён в Англии и США в 90-х гг. XIX века. В России термин физическая культура стал упоминаться в печати с 1908-1910 гг. Под физической культурой тогда понимали деятельность человека и общества, направленную на физическое воспитание, образование и укрепление здоровья.

Физическая культура – часть общей культуры общества; представляет собой совокупность достижений в деле оздоровления людей и развития их физических способностей. Она включает систему физического воспитания, специальные научные знания, развитие спорта и спортивных достижений; охватывает область общественной и личной гигиены, гигиены труда и быта, правильного режима труда и отдыха, использование естественных сил природы – солнца, воды и воздуха – в целях оздоровления и закаливания организма.

История физической культуры и спорта изучает возникновение и развитие средств, форм, методов, теорий и систем физического воспитания на разных этапах существования общества. Являясь важным разделом науки о физической культуре и спорте, история рассматривает их как часть всей человеческой культуры. На основе объективно действующих закономерностей развития человеческого общества прослеживается эволюция физической культуры с древнейших времен до наших дней.

 

 

 

История возникновения физической культуры

 

Проблемы жизни людей в первобытном обществе, их экономического уклада и культуры издавна интересовали ученых разных стран. Одни за основу развития человеческого общества брали духовные, инстинктивные и биологические мотивы (К. Бюхер, К. Гросс, Г. Спенсер, К. Дим). другие исходили из условий материальной жизни первобытного общества, трудовой деятельности людей, рассматривая человека как биосоциальное существо. Марксистско-ленинская наука дала также возможность рассматривать происхождение и первоначальное развитие физического воспитания и спорта с материалистических позиций.

Возникновение физической культуры как части общечеловеческой культуры обусловлено материальной жизнью первобытного общества, причем этот процесс протекал при взаимодействии характера и уровня первобытного производства (охоты, рыболовства, собирательства), составляющих объективный фактор, и сознание человека, являющегося фактором субъективным.

Современная наука установила, что охота на крупных животных должна быть отнесена к самому раннему периоду становления человеческого общества. Коллективная охота - явление социальнообусловленное: загонщики должны были согласовывать свои действия с действиями других участников охоты. При этом нужно было проявить большую физическую силу, ловкость, выносливость, упорство и внимание. В процессе коллективной охоты усиливалась активность человека, накапливались навыки, так необходимые в борьбе за существование.

Человек на протяжении многих тысячелетий находился в условиях «состязания» в силе, быстроте, ловкости и выносливости со многими видами животных. Охота, собирательство, рыболовство вырабатывали физическую стойкость, пониженную чувствительность к травмам развивали наблюдательность, пополняли практические знания. Изготовление и применение охотничьих орудий также требовали должного физического развития человека, определенных двигательных навыков. Первобытная техника постепенно изменялась - увеличивалась скорость движений в связи с употреблением метательного оружия. Археология свидетельствует, что слабая техническая вооруженность заставляла человека в период палеолита действовать коллективно.

Однако лишь одна потребность в хорошем физическом развитии еще не могла привести к появлению физических упражнений. У древнейшего человека в отличие от животных существовал социальный способ передачи опыта (люди сохраняли орудия и передавали из поколения в поколение навыки их изготовления и использования). Именно это привело древнего человека к тому, что он обратил внимание на явление упражняемости в процессе труда. Физические упражнения являлись не только средством подготовки к предстоящей деятельности, но и служили для передачи опыта, были направлены на согласование двигательных актов, сотрудничеству, выработка плана совместных действий. Опыт применения физических упражнений фиксировался и закреплялся в наглядных образах первобытного искусства. Способность к мышлению позволила человеку установить, в частности, связь между предварительной подготовкой и результатами охоты. С этого момента и начинается постепенное отделение ряда двигательных актов от производственной основы и превращение их в первоначальные физические упражнения. Указанные действия протекали вне прямого производственного процесса (обучение стрельбе на точность попаданий в различные изображения животных известно по археологическим источникам). При этом охотник осознавал реальную действительность, а правильность своих движений сопоставлял с настоящей охотой, видя несомненную пользу в предварительной подготовке.

Аналогичную роль играл и ритуал, который в этом случае также выполнял функцию подготовки предстоящей деятельности. Ритуал оказывал должное психологическое воздействие: тонизировал силы участников предстоящей охоты, мобилизировал волю охотников.

Возникновение физических упражнений следует отнести к самому раннему, дорелигиозному периоду в истории человеческого общества, когда его рациональные, «содержательные» действия еще не были отягощены магическими актами. Практические знания человека возникли значительно раньше религии, они передавались из поколения в поколение (орудия труда, добыча огня и пр.). Способность к абстрактно-теоретическому мышлению, при котором человек мог обгонять ход событий и тем самым предвидеть результаты своих собственных действий, помогала создать условия, при которых человек воздействовал не на объект природы (зверь во время охоты, препятствие и др.), а не на модель (изображение). Будущий процесс труда, изменение внешней природы как бы отходят на второй план, выдвигая на первое место совершенствование собственной природы человека. Таким образом, действия человека были направлены уже внутрь себя.

 

Физическая культура в Древней Греции и Афинах

 

Греческая физическая культура начала складываться в глубокой древности. Однако своего расцвета она достигла в VIII-IV вв. до н.э. В то время Греция представляла собой ряд небольших рабовладельческих государств, основное население которых составляли рабы. В зависимости от экономического, политического и культурного развития, военной организации и системы воспитания в том или ином греческом государстве определялись задачи, средства, формы и методы физического воспитания. Наиболее характерными в этом отношении были пути формирования системы физического воспитания в Спарте и Афинах.

В V в. до н. э. одним из крупнейших полисов Древней Греции стали Афины – типичный образец античной рабовладельческой республики с резко выраженным классовым расслоением общества. В Афинах были широко развиты внешняя торговля, мореплавание, ремесла. Каждый рабовладелец имел право и возможность принимать участие в общественной жизни. Поэтому афиняне не ограничивались только военно-физической подготовкой молодежи, а стремились дать ей разностороннее воспитание. В Афинах впервые была сделана попытка соединить воспитание умственное, физическое, нравственное и эстетическое.

До семилетнего возраста ребенок воспитывался дома, под наблюдением специально приставленного раба или рабыни. С 7 до 16 лет молодой афинянин посещал государственную или частную мусическую и гимнастическую школы.

Гимнастическую школу мальчики начинали посещать с 13 лет. В течении двух-трех лет они занимались бегом, прыжками, борьбой, плаванием, метанием диска и копья. По достижении 16-летнего возраста дети наиболее обеспеченных родителей поступали в так называемые гимназии, где наряду с занятиями физическими упражнениями изучали философию, политику, литературу.

С 18 лет молодежь мужского пола зачисляли в отряд эфебов для прохождения двухгодичной военной службы. Первый год они проводили в казармах, изучая военное дело и занимаясь физической подготовкой. В течении второго года эфебы несли охрану границ своего государства.

Физическое воспитание в Афинах, как и в Спарте, имело военную направленность, хотя и не так резко выраженную. Ф. Энгельс, характеризуя постановку воспитания в Афинах, указывает, что оно было направлено в основном на развитие ловкости и физической силы.

На женщин физическое воспитание не распространялось. Афинская женщина не принимала участия и в общественной жизни.

В целом система физического воспитания, сложившаяся в период расцвета греческого античного общества, называлась гимнастикой. Она состояла из трех основных разделов.

I раздел – палестрика (от слова «пале»- борьба ). Основным содержанием ее был греческий пентатлон – пять видов физических упражнений: бег, прыжки, метание копья и диска, борьба. В палестрику входили также панкратион (соединение борьбы с кулачным боем), плавание, кулачный бой, верховая езда, стрельба из лука, езда на колеснице, игры в мяч.

II раздел – орхестрика – состоял в основном из танцевальных упражнений, выполнявшихся под музыку.

III раздел – игры с  палкой, колесом, клюшкой, шаром и  другие детские подвижные игры.

В Древней Греции различали два метода применение физических упражнений: гимнастика, или общее физическое развитие, и агонистика – специальная тренировка к выступлениям в состязаниях, которые устраивали по самым различным поводам (праздник, погребение героев, торжество в честь победы и т. п.). Постепенно эти состязания приобрели определенную периодичность и организованность.

Наиболее крупными состязаниями, на которых греки демонстрировали свою военно-физическую подготовленность, были олимпийские игры. Первые известные в истории Олимпийские игры состоялись в 776 г. до н. э. Местом проведения Игр была Олимпия, расположенная в северо-западной састи Пелопонесского полуострова, в долине реки Алфей, у подножия горы Кронос. В Олимпии, кроме храмов, имелись гимнасия, стадион и ипподром.

В период с VIII по II в. до н. э. в играх могли участвовать только свободорожденные и наиболее имущие греки. Рабы и люди негреческого происхождения, «варвары» как их называли греки, а также женщины к играм не допускались. Каждый участник должен был в течении 10 месяцев готовится к играм дома, а затем в течении месяца – а Олимпии. Это могли позволить себе только наиболее состоятельные рабовладельцы, располагавшие достаточным количеством свободного времени.

В общественной жизни рабовладельческой Греции периода расцвета (VI-IV вв. до н. э.) олимпийские празднества играли очень большую роль. Во время проведения игр Олимпия превращалась в центр экономической, политической и культурной жизни страны. Олимпийские игры способствовали объединению разрозненного греческого населения. За месяц до игр по всей территории Греции объявлялось священное перемирие, прекращались всякие распри между полисами, никто не имел права вступать на землю Олимпии с оружием в руках.

До 50 тысяч зрителей собирались на олимпийские праздники. Их посещали знаменитые философы, историки, поэты, ораторы, музыканты, служители культ. В силу этого олимпийские игры имели большое значение для культурного развития и эстетическое воспитание греков.

Олимпийские праздники проводились один раз в четыре года. Перерывы между играми назывались олимпиадами; по ним греки некоторое время вели летосчисление.

Программа олимпийских игр, вначале состоявшая только из бега на одну греческую стадию (192 м), впоследствии расширилась за счет состязаний в пентатлоне, в беге с оружием ( меч и щит), в борьбе, кулачном бою и панкратионе, состязаний колесниц и в верховой езде. С 37-й Олимпиады (632 г. до н. э.) в играх стали принимать участие и дети.

Олимпийские игры проводились чрезвычайно торжественно. Победители их (олимпионики) пользовались большим почетом и уважением. Высшей наградой на играх был венок ветвей оливкового дерева.

В III в. до н. э. начавшийся кризис рабовладельческой системы приводит к разложению античной культуры. Физическая культура в Греции вступает в полосу упадка. Появление христианской религии, проповедовавшей аскетизм и боровшейся против физического воспитания, повлекло за собой прекращение олимпийских праздников. В 394 г. н. э. древнегреческие олимпийские игры были запрещены.

 

Физическая культура эпохи Возрождения

Информация о работе История физической культуры