Компоненты физической культуры. Личная гигиена и её роль в формировании ЗОЖ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 13:50, контрольная работа

Краткое описание

Понятие «физическая культура» появилось в конце XIX века в Англии в период бурного становления современного спорта, но не нашло широкого употребления на Западе и со временем практически исчезло из обихода. В России, напротив, войдя в употребление с начала XX века, после революции 1917 года термин «физическая культура» получил свое признание во всех высоких советских инстанциях и прочно вошел в научный и практический лексикон.

Содержание

Введение 3
Тема 1 Компоненты физической культуры 5
1.1 Массовая физическая культура 6
1.2 Физическая рекреация 6
1.3 Лечебная физическая культура 8
1.4 Спорт 11
1.5 Адаптивная физическая культура 12
1.6 Физическое воспитание 17
1.7 Лечебная физическая культура 19
Тема 2. Личная гигиена и её роль в формировании ЗОЖ. 19
Заключение 25
Список литературы 27

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат физическая культура.doc

— 96.50 Кб (Скачать файл)

Уральский институт экономики, управления и права

Нижнетагильский филиал

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по курсу «Физическая культура»

Тема: Компоненты физической культуры.   Личная гигиена и  её роль в формировании ЗОЖ.

 

 

 

 

 

 

 

                                                            

                                                         

           

                                                      2012

 

Содержание                                                                                                            с.

Введение                                                                                                                 3

Тема 1 Компоненты физической культуры                                                        5

     1.1 Массовая физическая культура                                                                 6

     1.2 Физическая рекреация                                                                                6

     1.3 Лечебная физическая культура                                                                  8

     1.4 Спорт                                                                                                           11

     1.5 Адаптивная физическая культура                                                            12

     1.6 Физическое воспитание                                                                             17

     1.7 Лечебная физическая культура                                                                 19

Тема 2. Личная гигиена и её роль в формировании ЗОЖ.                                19

Заключение                                                                                                            25

Список литературы                                                                                               27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Понятие «физическая культура»  появилось в конце XIX века в Англии в период бурного становления  современного спорта, но не нашло широкого употребления на Западе и со временем практически исчезло из обихода. В России, напротив, войдя в употребление с начала XX века, после революции 1917 года термин «физическая культура» получил свое признание во всех высоких советских инстанциях и прочно вошел в научный и практический лексикон. В 1918 году в Москве был открыт институт физической культуры, в 1919 году Всевобуч провел съезд по физической культуре, с 1922 года выходил журнал «Физическая культура», а с 1925 года и по настоящее время — журнал «Теория и практика физической культуры».

Уже само наименование «физическая культура» называет что-то очень важное. Физическая культура является частью общей культуры человечества и вобрала в себя не только многовековой ценный опыт подготовки человека к жизни, освоения, развития и управления во благо человека заложенными в него природой физическими и психическими способностями, но, что не менее важно, и опыт утверждения и закалки проявляющихся в процессе физкультурной деятельности моральных, нравственных начал человека. Таким образом, в физической культуре, вопреки её дословному смыслу, находят свое отражение достижения людей в совершенствовании своих как физических, так и в значительной мере психических и нравственных качеств. Уровень развития этих качеств, а также личные знания, умения и навыки по их совершенствованию составляют личностные ценности физической культуры и определяют физическую культуру личности как одну из граней общей культуры человека Социальные и биологические основы физической культуры.

 

На сегодняшний день рядом  теоретиков оспаривается целесообразность использования термина «физическая культура». Одним из аргументов «против» является то, что в большинстве стран мира данный термин вообще отсутствует в научном лексиконе. Исключение составляют лишь страны восточной Европы, в которых развитие физической культуры и спорта более полувека велось по образу и подобию советской системы. В связи с этим, ведущими российскими учеными-теоретиками спорта высказываются подчас полярные мнения по поводу дальнейшего использования в науке понятия «физическая культура»: так, А. Г. Егоров полагает, что этот термин следует полностью заменить на принятое во всем мире понятие «спорт», в то время как Л. И. Лубышева считает научное определение физической культуры «шагом вперед» по сравнению с западной спортивной наукой.

 

В настоящим момент Л.И. Лубышева активно внедряет понятие "спортивная культура". Не вступая в прения. можно отметить, что данная позиция  не является продуктивной, так как  по мнению основных теоретиков данной области знаний (П.Ф.Лесгафт), нельзя принципиально путать понятия "физическая культура и физическое воспитание" и понятие спорт. По мнению данного учёного, молодёжь погубить три вещи: вино, азарт и спорт.

 

По мнению А. А. Исаева, вполне логично рассматривать  физическую культуру как цель, а  спорт как средство её достижения. Именно по этой причине широкое распространение приобретает дефиниция «спорт для всех», отражаемая все более предметно на международном уровне — в документах ЮНЕСКО, Совета Европы, МОК. «Спорт для всех» ставит физическую культуру на её законное место качественной характеристики, впитывая некогда принадлежавший ей деятельностные составляющие. Теоретики физической культуры советской школы, писал А. А. Исаев, активно сопротивляются процессу трансформации значения физической культуры, продиктованного изменением социально-политических доминант в развитии современной России. Данное обстоятельство, влияя на управленческие решения, заметно тормозит выработку адекватной переменам в обществе спортивной политики России. Такой подход является ключом к разрешению методологических противоречий, связанных с определением понятий «физическая культура» и «спорт»

 

Средства физической культуры

 

Основным средством физической культуры, развивающими и гармонизирующим  все проявления жизни организма  человека, являются сознательные (осознанные) занятия разнообразными физическими упражнениями (телесными движениями), большинство из которых придуманы или усовершенствованы самим человеком. Они предполагают постепенность возрастания физических нагрузок от зарядки и разминки к тренировке, от тренировки к спортивным играм и соревнованиям, от них к установлению как личных, так и всеобщих спортивных рекордов по мере роста личных физических возможностей. В сочетании с использованием естественных сил природы (солнце, воздух и вода), гигиенических факторов, режима питания и отдыха и в зависимости от личных целей физическая культура позволяет гармонично развивать и оздоравливать организм и поддерживать его в отличном физическом состоянии длительные годы.

 

Тема 1. Компоненты физической культуры

 

Каждый из компонентов  физической культуры имеет известную  самостоятельность, свою собственную  целевую установку, материально-техническое  обеспечение, различный уровень  развития и объем личностных ценностей. Поэтому спорт в деятельностной сфере физической культуры выделяют особо, используя словосочетания «физическая культура и спорт», «физкультура и спорт». В этом случае под «физической культурой», «физкультурой» в узком смысле как раз и можно подразумевать массовую физическую культуру и лечебную физическую культуру.

 

1.1 Массовая физическая  культура

 

Массовую физическую культуру образуют физкультурная деятельность людей в рамках процесса физического  воспитания и самовоспитания для  своего общего физического развития и оздоровления, совершенствования двигательных возможностей, улучшения телосложения и осанки, а также занятий на уровне физической рекреации.

 

 1.2 Физическая рекреация

 

Физическая рекреация - комплексное  понятие, включающие в себя использование  физических упражнений, а также видов спорта в упрощенных формах, для активного отдыха людей, получения удовольствия от этого процесса, развлечения, переключения с одного вида деятельности на другой, отвлечения от обычных видов трудовой, бытовой деятельности. Понятие рекреации неразрывно связано с организацией досуга человека.

 

Физическая рекреация  использует традиционные для физической культуры средства (физические упражнения, естественные силы природы, режим питания, труда, отдыха, быта).

 

Специалист по рекреации  обязан быть компетентен в различных сферах, которые имеют влияние на процесс оздоровления, ведь именно фигура специалиста по рекреации является наиболее важным фактором, который может повлиять на приобщение человека к двигательной активности и оздоровлению.

Находясь на стыке различных дисциплин, рекреация динамично развивается, что, в свою очередь, требует от специалиста по рекреации неустанно следить за новинками и открытиями в сферах, которые, так или иначе, влияют на рекреацию.

Работа в  сфере рекреации предполагает частое общение с людьми, которое, в свою очередь, требует наличия у специалиста по рекреации открытости и коммуникабельности, а также знаний основ по психологии, в частности. - межличностного общения.

Для эффективного осуществления физкультурно-рекреационной  деятельности перед специалистами по рекреации стоят следующие задачи:

1. Организация физкультурно-рекреационной  деятельности (создание соответствующих  организационных структур).

2. Управление  физкультурно-рекреационной деятельностью  (организация, планирование, обеспечение ресурсами, контроль и координация деятельности).

3. Предоставление физкультурно-рекреационных  услуг (в качестве инструктора  по виду спорта, организатора  массовых физкультурно-спортивных  мероприятий и туристических  слетов и т.п.).

4. Пропаганда различных форм физической рекреации (рекламная деятельность в области досуга населения).

 

Характеристика сферы  деятельности специалиста по рекреации

 

  • Сфера деятельности специалиста по рекреации представляет собой работу в следующих направлениях:
  • работа в санаторно-курортных учреждениях;
  • туризм;
  • фитнес-индустрия;
  • современные SPA-комплексы;
  • различные обучающие школы и клубы оздоровительного характера.

 

Стоит сказать, что указанный выше перечень не является исчерпывающим, так как здоровый образ жизни только начинает культивироваться в нашей стране. Ежедневно к вниманию граждан предлагаются различные форматы оздоровления.

 

Не стоит забывать также, что к физической рекреации относят  также такие формы занятий  физическими упражнениями, как утренняя зарядка, вводная гимнастика, паузы и физкультминутки в учебных заведениях, подвижные игры детей, подростков и взрослых, различные виды прогулок пешком, на лыжах, лодках, велосипедах, катание на коньках. Поэтому деятельность специалиста по рекреации также уместно рассматривать в сопоставлении с этими видами физической активности.

 

Главным аспектом работы специалиста  в сфере рекреации лежит особая область жизнедеятельности людей - сфера досуга. Выделяются разнообразные  виды и формы досуговой деятельности, носящие рекреационный характер, и привести их к какой-либо единой системе пока не представляется возможным

Выделяются разнообразные  виды и формы деятельности, носящие  рекреационный характер, и привести их к какой-либо единой системе пока не представляется возможным, отдельно можно выделить туризм, фитнес, терренкур и пр.

 

1.3 Лечебная физическая  культура

 

Другое, также неспортивное по целям, направление физической культуры образует лечебная физическая культура (двигательная реабилитация), использующая специально подбираемые физические упражнения и, как уже отмечалось, некоторые спортивные средства для лечения и восстановления функций организма, нарушенных в результате заболеваний, травм, переутомления и других причин.

 

 Лечебная физическая культура (ЛФК) — метод лечения, состоящий в применении физических упражнений и естественных факторов природы к больному человеку с лечебно-профилактическими целями. В основе этого метода лежит использование основной биологической функции организма — движения. Метод строго дозированных упражнений на фоне постановки правильного дыхания.

 

Термином лечебная физическая культура (или ЛФК) обозначают самые  различные понятия. Это и дыхательная  гимнастика после тяжелой операции, и обучение ходьбе после травмы, и разработка движений в суставе  после снятия гипсовой повязки. Это и название кабинета в поликлинике, и кафедры в институте физкультуры, и кафедры в медицинском институте. Термин «лечебная физкультура» применяется в самых различных аспектах, обозначая и метод лечения, и медицинскую или педагогическую специальность, и раздел медицины или физкультуры, и структуру здравоохранения.

 

Средства, формы и методики ЛФК

 

Основной терапевтический  метод ЛФК — это лечебная гимнастика, то есть специально подобранные для  лечения физические упражнения. Основное средство ЛФК — физические упражнения, применяемые в соответствии с задачами лечения, с учетом этиологии, патогенеза, клинических особенностей, функционального состояния организма, общей физической работоспособности.

 

 Форма лечебной физической культуры — это та организационная форма, в рамках которой применяются средства лечебной физкультуры и осуществляются методы ЛФК.

 

 Методы (методики) ЛФК по сути, являются задачами ЛФК. В наименовании методики ЛФК указывают то заболевание или патологической состояние, при котором этот метод применяется. Например, «ЛФК при артрозе тазобедренного сустава в форме индивидуальных занятий утренней гимнастикой» или «ЛФК при хронической ишемической болезни сердца в форме группового занятия ЛФК», или «Обучение ходьбе с опорой на трость в форме индивидуального занятия ЛФК».

Информация о работе Компоненты физической культуры. Личная гигиена и её роль в формировании ЗОЖ