Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 06:56, контрольная работа
Научные данные свидетельствуют о том, что у большинства людей при соблюдении ими гигиенических правил есть возможность жить до 100 лет и более. К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием ожирения, склероза сосудов, а у некоторых - сахарного диабета, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей что в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов.
Введение
1. Психофизиологическая характеристика интеллектуальной деятельности и учебного труда студентов
2. Динамика работоспособности студентов в учебном году и факторы, ее определяющие
3. Критерии нервно-эмоционального утомления и переутомления студентов, их профилактика средствами физической культуры.
Заключение.
Список литературы.
План
Введение
1. Психофизиологическая характеристика
интеллектуальной деятельности и учебного
труда студентов
2. Динамика работоспособности студентов
в учебном году и факторы, ее определяющие
3. Критерии нервно-
Заключение.
Список литературы.
Введение.
Здоровье - бесценное достояние не только
каждого человека , но и всего общества.
При встречах, расставаниях с близкими
и дорогими людьми мы желаем им доброго
и крепкого здоровья так как это - основное
условие и залог полноценной и счастливой
жизни. Здоровье помогает нам выполнять
наши планы , успешно решать основные жизненные
задачи , преодолевать трудности , а если
придется , то и значительные перегрузки.
Доброе здоровье, разумно сохраняемое
и укрепляемое самим человеком, обеспечивает
ему долгую и активную жизнь .
Научные данные свидетельствуют о том
,что у большинства людей при соблюдении
ими гигиенических правил есть возможность
жить до 100 лет и более.
К сожалению, многие люди не соблюдают
самых простейших, обоснованных наукой
норм здорового образа жизни . Одни становятся
жертвами малоподвижности (гиподинамии)
, вызывающей преждевременное старение
, другие излишествуют в еде с почти неизбежным
в этих случаях развитием ожирения , склероза
сосудов ,а у некоторых - сахарного диабета
, третьи не умеют отдыхать , отвлекаться
от производственных и бытовых забот,
вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей
что в конечном итоге приводит к многочисленным
заболеваниям внутренних органов . Некоторые
люди , поддаваясь пагубной привычке к
курению и алкоголю , активно укорачивают
свою жизнь.
Физическая культура играет значительную
роль в профессиональной деятельности
бакалавра и специалиста, так как их работа,
как правило связана со значительным напряжением
внимания, зрения, интенсивной интеллектуальной
деятельностью и малой подвижностью. Занятия
физической культурой снимают утомление
нервной системы и всего организма, повышают
работоспособность, способствуют укреплению
здоровья. Как правило занятия физкультурой
у бакалавра и специалиста проходят в
форме активного отдыха.
Отдых - состояние покоя или такого рода
деятельность, которая снимает утомление
и способствует восстановлению работоспособности.
Труд и отдых неразрывно связанны между
собой в учебной, производственной и других
сферах деятельности человека. Недостаточный
отдых ведет к развитию утомления, а длительное
отсутствие полноценного отдыха к переутомлению,
что снижает защитные силы организма и
может способствовать возникновению различных
заболеваний, снижению или потере трудоспособности.
Рациональный режим труда и отдыха позволяет
сохранить здоровье и высокую трудоспособность
в течение длительного времени.
Важное условие эффективного отдыха -
регулярное чередование периодов работы
и отдыха. Исследованиями физиологов и
гигиенистов установлено особое значение
так называемого активного отдыха. Русский
физиолог И.М.Сеченов доказал, что наиболее
быстрое восстановление работоспособности
после утомительной работы одной рукой
наступает не при полном покое обеих рук,
а при работе другой, не работавшей ранее
рукой. Переключение деятельности в процессе
работы с одних мышечных групп и нервных
центров на другие ускоряет восстановление
утомленной группы мышц, Переключение
с одного вида работы на другую, чередование
умственной деятельности с легким физическим
трудом устраняет чувство усталости и
является своеобразной формой отдыха.
Пассивный отдых (состояние полного покоя
и щажения) целесообразно чередовать с
активным отдыхом для наиболее быстрого
восстановления работоспособности после
утомительного физического или умственного
труда.
Выбор рационального режима отдыха определяется
многими факторами, в частности условиями
труда, возрастом и т.д.
1.Психофизиологическая характеристика
интеллектуальной деятельности и учебного
труда студентов
Результаты исследований свидетельствуют
о том, что здоровье человека напрямую
связано с его работоспособностью и утомляемостью.
От состояния здоровья во многом зависит
успешность учебной и производственной
деятельности студента. Очевидно, что
имеющее тенденцию к росту утрачивание
резервных возможностей, сопротивляемости
организма человека к внешним и внутренним,
негативным факторам, а также наличие
широкого перечня отрицательных диагнозов
ведут к существенному снижению эффективности
обучения и дальнейшей профессиональной
деятельности. В студенческие годы такая
негативная тенденция опасна.
Снижение умственной работоспособности
наблюдается при психических болезнях,
органических заболеваниях головного
мозга, а также при пограничных состояниях
заболеваний. Даже при пограничных нервно-психических
расстройствах продуктивность трудовой
деятельности наблюдается у 70% людей.
Обучение в высшей школе требует от студентов
значительных интеллектуальных и нервно-профессиональных
напряжений, доходящих в период экзаменационных
сессий до пределов возможного.
Важнейшим фактором обеспечения высокого
качества профессиональной подготовки
выпускников вузов является активная
учебно-трудовая и познавательная деятельность
студентов. Эта деятельность представляет
собой сложный процесс в условиях объективно
существующих противоречий, к которым
относятся:
1) противоречия между большим объемом
учебной и научной информации, и, дефицитом
времени на ее освоение;
2) между объективно текущим постепенным,
многолетним процессом становления социальной
зрелости будущего специалиста и желанием
как можно быстрее самоутвердиться и проявить
себя;
3) Между стремлением к самостоятельности
в отборе знаний с учетом личных интересов
и жесткими рамками учебного плана и учебных
программ
Эти противоречия создают высокое нервно-эмоциональное
напряжение, которое отрицательно отражается
на здоровье и физическом состоянии студентов.
Студенческий возраст характеризуется
интенсивной работой над формированием
своей личности, выработкой стиля поведения.
Это время поиска молодыми людьми ответов
на разнообразные нравственно-этические,
эстетические, научные, общекультурные,
политические и другие вопросы. Студенческий
возраст является также заключительным
этапом поступательного возрастного развития
психофизиологических и двигательных
возможностей организма. Молодые люди
в этот период обладают большими возможностями
для напряженного учебного труда.
Трудности обучения в вузе связаны не
только с необходимостью творческого
усвоения большого объема знаний, выработкой
нужных для будущей профессии умений и
навыков, их практическим применением.
Эти трудности явные. Но существуют еще
и скрытые трудности, которые сказываются
порой весьма существенно на учебе психоэмоциональном
состоянии студентов.
К ним относятся целый ряд обстоятельств
студенческой жизни, кажущихся малозначительными,
когда они взяты в отдельности, но в совокупности
дающие отрицательный эффект, который
можно назвать неспособностью студентов
к обучению в вузе. В числе причин такого
явления следующие:
1) Резко отличающиеся от школьных методы
и организация обучения, требующие значительного
повышения самостоятельности в овладении
учебным материалом
2) Отсутствие хорошо налаженных межличностных
отношений, что характерно для всякого
формирующегося коллектива
3) Ломка старого, сложившегося за годы
учебы жизненного стереотипа и формирование
нового «вузовского».
4) Сопутствующее поступлению в вуз новые
заботы, которые чаще возникают у студентов,
проживающих в общежитии.
Особенно в затруднительном положении
оказываются студенты младших курсов.
С одной стороны они должны сразу включаться
в напряженную работу, требующую применения
всех сил и способностей. С другой – само
по себе преодоление новизны условий учебной
работы требует значительной затраты
сил организма. Включение студентов в
новую систему жизнедеятельности может
сопровождаться нервным напряжением излишней
раздражительностью, вялостью, снижением
волевой активности, беспокойством и т.д.
На психофизическом состоянии студентов
отражаются также субъективные и объективные
факторы. К объективным факторам относятся
возраст, пол, состояние здоровья, величина
учебной нагрузки, характер и продолжительность
отдыха и др. Субъективные факторы включают
в себя мотивацию учения, уровень знаний,
способность адаптироваться к новым условиям
обучения в вузе, психофизические возможности,
нервно-психическую устойчивость, личностные
качества (характер, темперамент, коммуникабельность),
работоспособность, утомляемость и тому
подобное.
Серьезным испытанием организма является
информационная перегрузка студентов,
возникающая при изучении многочисленных
учебных дисциплин, научный уровень и
информационный объем, которых все время
возрастает.
Критическим и сложным фактором перенапряжения
студентов является экзаменационный период
0 один из вариантов стрессовой ситуации,
протекающий в большинстве случаев в условиях
дефицита времени и характеризующийся
повышенной ответственности с элементом
напряженности. Отрицательное воздействие
на организм усиливается при суммарно
влиянии нескольких факторов риска, когда
они воздействуют одновременно и принимают
хронический характер.
2. Динамика работоспособности
студентов в учебном году и факторы, ее
определяющие
Работоспособность определяется как способность
человека к выполнению конкретной умственной
деятельности в рамках заданных временных
лимитов и параметров эффективности. Основу
работоспособности составляют специальные
знания, умения, навыки, а также определенные
психофизические особенности, например,
память, внимание, мышление и т.д.; физиологические
– состояние сердечно-сосудистой, дыхательной,
мышечной, эндокринной и других систем;
физические – уровень развития выносливости,
силы, быстроты движений и др.: совокупность
специальных качеств, необходимых в конкретной
деятельности. Работоспособность зависит
от возможностей человека, адекватных
уровню мотивации и поставленной цели.
Работоспособность в учебной деятельности
в определенной степени зависит от свойств
личности, типологической особенности
нервной системы, темперамента. Наряду
с этим, на нее влияют новизна выполняемой
работы, интерес к ней, установка на выполнение
определенного кокретного задания, информация
и оценка результатов по ходу выполнения
работы, усидчивость, аккуратность и т.п.
Под влиянием учебно-трудовой деятельности
работоспособность студентов претерпевает
изменения, которые отчетливо наблюдаются
в течение дня, недели, полугодия (семестра),
учебного года.
2.1Учебный день
Учебный день студенты, как правило, не
начинают сразу с высокой продуктивности
учебного труда. После звонка они не могут
сразу сосредоточиться и активно включиться
в занятия. Проходит 10-20, а иногда и более
30 минут, прежде чем работоспособность
достигает оптимального уровня. Этот период
врабатывания характеризуется постепенным
повышением работоспособности с определенными
колебаниями.
Период оптимальной (устойчивой) работоспособности
имеет продолжительность 1,5 – 3 часа, в
процессе чего функциональное состояние
студентов характеризуется изменениями
функций организма, адекватных той учебной
деятельности, которая выполняется.
Третий период – период полной компенсации,
характеризуется появлением начальных
признаков утомления, которые компенсируются
волевым усилием и положительной мотивацией.
В четвертом периоде наступает неустойчивая
компенсация, нарастает утомление, наблюдаются
колебания волевого усилия, а также колебания
продуктивности учебной деятельности.
В пятом периоде начинается прогрессивное
снижение работоспособности, которая
перед окончанием работы может смениться
кратковременным ее повышением за счет
мобилизации резервов организма (конечный
порыв).
При дальнейшем продолжении работы в шестом
периоде, происходит резкое уменьшение
ее продуктивности. В результате снижения
работоспособности и угасания рабочей
доминанты.
Учебный день студента кроме аудиторных
занятий включает самоподготовку. Наличие
второго подъема работоспособности объясняется
не только суточным ритмом, а главным образом
психологической установкой на выполнение
учебных заданий.
Вариантность изменения отдельных сторон
работоспособности обусловлены и тем,
что учебная деятельность студентов характеризуется
постоянным переключением различных видов
умственной деятельности (лекции, семинары,
лабораторные занятия и другие)
2.2Учебная неделя
Динамика умственной работоспособности
в учебном недельном цикле характеризуется
наличием периода врабатывания в начале
(понедельник, вторник), устойчивой работоспособности
в середине (среда, четверг) и снижением
в последние дни недели. В некоторых случаях
отмечается ее подъем, что связывают с
явлением «конечного порыва».
Типичная кривая работоспособности может
изменяться при наличии фактора нервно-эмоционального
напряжения, сопровождающего работу в
различные дни недели. Такими факторами
могут быть выполнение контрольной работы,
участие в коллоквиуме, подготовка и сдача
зачета.
2.3Учебный семестр и
учебный год
В начале учебного года в течение 3-3,5 недель
наблюдается период врабатывания, сопровождаемый
постепенным повышением уровня работоспособности.
Затем на протяжении 2-2,5 месяцев наступает
период устойчивой работоспособности.
В конце семестра, когда студенты готовятся
и сдают зачеты, работоспособность начинает
снижаться. В период экзаменов снижение
кривой работоспособности усиливается.
В период зимних каникул работоспособность
восстанавливается к исходному уровню,
а если отдых сопровождается активным
использованием сред физической культуры
и спорта наблюдается повышенной работоспособности
Начало второго полугодия также сопровождается
периодом врабатывания продолжительность
которого сокращается по сравнению с первым
полугодием до 1,5-2 недель. Дальнейшие изменение
работоспособности со второй половины
февраля до начала апреля характеризуется
устойчивым уровнем. Причем, этот уровень
может быть выше, чем в первом полугодии.
В апреле наблюдаются признаки снижения
работоспособности, обусловленные возникающим
утомлением. В зачетную сессию и в период
экзаменов снижение работоспособности
выражено резче, чем в первом полугодии.
Процесс восстановления отличается более
медленным развитием, вследствие значительной
глубины утомления
3. Критерии нервно-эмоционального утомления и переутомления студентов, их профилактика средствами физической культуры.
Утомляемость – это особенность организма в целом или отдельных его частей быть подверженными утомлению. Утомление может появляться кк при умственной, так и при физической работе. Умственное утомление характеризует ся снижением продуктивности интелектуального труда, ослаблением внимания, скорости мышления и др. физическое утомление проявляется нарушением функции мышц: снижением силы, скорости сокращения, точности, согласованности и ритмичности движений.
Переутомление – это симптомы невроза, который характеризуется наличием соматических и вегетативных нарушений.
В основе заболевания лежит перенапряжение возбудительного или тормозного процессов, нарушение их соотношения в коре больших полушарий головного мозга.
Виды утомления студентов:
Умственное. Проявляется снижением эффективности интелектуального труда, ослаблением внимания (главным образом, человеку трудно сосредоточиться), замедлением мышления.
Физическое утомление.выражается нарушением функций мышц: снижением скорости, силы, точности, согласованности и ритмичности движений и тд. Уменьшается работоспособность.
Хроническое утомление.при постоянном утомлении (переутомлении) возникают выраженные дистрофические и деструктивные изменения части мышечных волокон. Одной из причин их появления является гипоксия или нарушение микроциркуляции тканей ОДА.
Хроническое утомление, потеря эластичности мышц (имеет место гипертонус, мышечный дисбаланс и т.п.), мышечные боли, эпизодические спазмы мышц являются предпологающим фактором возникновения травм опорно-двигательного аппарата.
Среди разнообразных форм физической активности утренняя гимнастика наименее сложна, но достаточно эффективна для ускоренного включения в учебно-трудовой день, благодаря мобилизации вегетативных функций организма, повышению работоспособности центральной нервной системы, создаю определённого эмоционального фона. У студентов, регулярно выполняющих утреннюю гимнастику, период врабатывания на первой учебной паре был в 2,7 раза меньше, чем у не выполняющих её. Это же в полной мере относится и к психоэмоциональному состаянию – настроение повышалоь на 50%, самочувствие на 44%, активность на 36,7%.
Действенной и доступной формой занятий в вузах является физкультурная пауза. Она решает задачу обеспечить активный отдых студентов и повысить , их работоспособность. С учётом особенностей динамики работоспособность студентов в учебном дне физкультурная пауза продолжительностью 10 минут вводится после 4 часов занятий и продолжительностью 5 минут после каждых двух часов самоподготовки, т.е. в периоды, когда появляются первые признаки утомления. Проводятся физкульт паузы в хорошо проветриваемом помещении. Упражнения подбираются так, что бы активизировать работу систем организма, не непринимавших участия в учебно-трудовой деятельности.
Заключение.
Уровень физической подготовленности и здоровья учащихся молодёжи в настоящее время по ряду критериев не отвечает современным требованиям. Сегодня студенты слишком часто болеют( до 60% подростков страдают острыми респираторными заболеваниями!), имеют избыточную массу (до20%), нарушения опорно-двигательного аппарата (до 40%), лиш 20-30% осваивают в целом нормы комплекса. Факты подтверждают неотложность принятия мер, улучшающих физический статус молодёжи.
Профилактика средствами физической культуры очень необходима для студентов. Т.к. именно физическая культура способствует улучшению умственной и трудовой активности студентов.
Информация о работе Контрольная работа по «Физической культуре»