Креативные (художественно-музыкальные и Экстремальные виды адаптивной физической культуры). Возможности и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 20:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель адаптивной ФК позволяет сформулировать основную установку деятельности в этой области как занимающихся, так и педагога (преподавателя, тренера, методиста).
Отметим, что при выделении компонентов, видов, разделов адаптивной физической культуры в качестве основного критерия выступают потребности человека с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалида, поскольку потребности общества, в этом случае даже на теоретическом уровне, достаточно размыты и неконкретны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………………..5
1.Важные компоненты адаптивной физической культуры……………….....5
2. Понятие и основные черты креативных видов АФК………..……………6
3.Понятие экстремальных видов АФК, их цели, задачи, функции и принципы……………………………………………….………………..………8
4. Главные средства экстремальных видов АФК.……………………………11
5. Отличительные черты экстремальных видов адаптивной физической культуры………………………………………………………………….……..14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18

Вложенные файлы: 1 файл

ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ ВИДЫ АФК.doc

— 110.50 Кб (Скачать файл)

 


 


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

 

 

 

ФАКУЛЬТЕТ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

КАФЕДРА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Теория и организация адаптивной физической культуры»

 

КРЕАТИВНЫЕ (ХУДОЖЕСТВЕННО-МУЗЫКАЛЬНЫЕ И

ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ ВИДЫ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ). ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

 

 

Выполнила:

студентка 3 курса

Пащенко Татьяна Александровна

________________________

(номер группы)

_______________________________________________

(подпись, дата)

Направление подготовки

Специальность 032102 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)

Форма обучения

заочная

 

Преподаватель

 

_______________________________

(ученая степень, ученое звание, должность, ФИО)

 

 

_________________________________________________

(подпись, дата)

Оценка

_______________________________________________


 

 

 

Архангельск – 2013

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………………..5

1.Важные компоненты адаптивной физической культуры……………….....5

2. Понятие и основные черты креативных видов АФК………..……………6

3.Понятие экстремальных видов АФК, их цели, задачи, функции и принципы……………………………………………….………………..………8

4. Главные средства экстремальных видов АФК.……………………………11

5. Отличительные черты экстремальных видов адаптивной физической культуры………………………………………………………………….……..14

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Огромна роль адаптивной ФК (особенно адаптивного спорта, адаптивной двигательной рекреации, креативных (художественно -музыкальных) и экстремальных видов адаптивной двигательной активности и др.) в решении задач социализации данной категории населения, реализации соответствующего современным условиям образа жизни, как конечной цели реабилитации, повышения уровня качества их жизни [1, 2].

Для многих инвалидов адаптивная физическая культура является единственным способом «разорвать» замкнутое пространство, войти в социум, приобрести новых друзей, получить возможность для общения, полноценных эмоций, познания мира и т.д. и т.п. Именно здесь, зачастую впервые в жизни, они познают радость движения, учатся побеждать и достойно переносить поражения, осознают счастье преодоления себя и каждой клеточкой своего тела ощущают философию «честной игры»...

Сказанное позволяет сформулировать цели и основную установку (лейтмотивов) адаптивной ФК.

Цель адаптивной ФК как вида физической культуры — максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья и (или) инвалидность, за счет обеспечения оптимального режима функционирования отпущенных природой и имеющихся в наличии (оставшихся в процессе жизни) его телесно - двигательных характеристик и духовных сил, их гармонизации для максимально возможной самоактуализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта.

Цель адаптивной ФК позволяет сформулировать основную установку деятельности в этой области как занимающихся, так и педагога (преподавателя, тренера, методиста).

Отметим, что при выделении компонентов, видов, разделов адаптивной физической культуры в качестве основного критерия  выступают потребности человека с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалида, поскольку потребности общества, в этом случае даже на теоретическом уровне, достаточно размыты и неконкретны.

В своей работе мы рассмотрим креативные (художественно –музыкальные и экстремальные виды адаптивной двигательной активности.

Креативные (художественно-музыкальные) виды АФК - компонент (вид) АФК, удовлетворяющий потребности человека с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалида) в самоактуализации, творческом саморазвитии, самовыражении духовной сущности через движение, музыку, образ (в том числе художественный), другие средства искусства.

 Безусловно, творческий аспект присутствует во всех перечисленных компонентах (видах) АФК, однако именно здесь он является главной, ведущей целью, самой сущностью данного вида АФК

 Экстремальные виды двигательной активности — компоненты (виды) адаптивной физической культуры, удовлетворяющие потребности лиц с отклонениями в состоянии здоровья в риске, повышенном напряжении, потребности испытать себя в необычных, экстремальных условиях, объективно и (или) субъективно опасных для здоровья и даже для жизни.

Важно отметить, что в основе таких потребностей человека лежат биологические предпосылки. Дельтапланеризм, парашютный и горнолыжный спорт, скалолазанье, альпинизм, серфинг, различные виды высотных прыжков и ныряния вызывают «острые» ощущения, связанные с состоянием свободного падения в воздухе, скоростным перемещениям и вращениям тела, резким ускорениям и т.п., которые, в свою очередь, активизируют эндогенную опиатную систему, способствуют выработке так называемы: эндорфинов — гормонов «счастья» [2, 4]..

 

 

 

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

 

    1. Важные компоненты адаптивной физической культуры

 

Выделение новых видов физической культуры, формирование потребности личности в здоровье, гармоничном развитии должны осуществляться, исходя из тщательного изучения всесторонних и постоянно увеличивающихся ее потребностей, аксиологической концепции жизни каждого конкретного человека.

При выделении компонентов, видов, разделов адаптивной физической культуры в качестве основного критерия  выступают потребности человека с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалида, поскольку потребности общества, в этом случае даже на теоретическом уровне, достаточно размыты и неконкретны.

Исходя из потребностей лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов, выделяют шесть компонентов адаптивной физической культуры. Мы рассмотрим два их них: креативные (художественно-музыкальные) и экстремальные виды АФК.

Креативные (художественно-музыкальные) и экстремальные виды двигательной активности встречаются в существующих видах этой области социальной практики — адаптивном физическом воспитании, адаптивном спорте, физической реабилитации, адаптивной двигательной рекреации; что они, скорее, относятся к средствам или методам адаптивной физической культуры [5, 6].

Креативные (художественно-музыкальные) выды адаптивной физической культуры — это вид адаптивной физической культуры, удовлетворяющий потребности человека с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалида) в самоактуализации, творческом саморазвитии, самовыражении духовной сущности через движение, музыку, образ (в том числе художественный), другие средства искусства.

Безусловно, творческий аспект присутствует во всех перечисленных компонентах (видах) адаптивной физической культуры, однако именно здесь он является главной, ведущей целью, самой сущностью данного вида АФК.

 Именно в креативных  практиках единение духовного и телесного начал человека в процессе занятий физическими упражнениями является обязательным, непременным атрибутом деятельности, без которого она в принципе не может существовать.

Фрагменты, элементы, а иногда и хорошо научно-методически оформленные системы креативных практик используются в сказкотерапии, игротерапии.

Данные замечания во многом верны и справедливы, однако они не учитывают главной идеи выделения дополнительных видов адаптивной физической культуры, которая состоит в стремлении учесть все многообразие  личных (а не только общественных, государственных) потребностей человека с отклонениями в состоянии здоровья и предложит социально приемлемые способы их удовлетворения [1].

 

2. Основные черты креативных видов АФК

 

Креативные (художественно-музыкальные) выды адаптивной физической культуры — это вид адаптивной физической культуры, удовлетворяющий потребности человека с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалида) в самоактуализации, творческом саморазвитии, самовыражении духовной сущности через движение, музыку, образ (в том числе художественный), другие средства искусства.

Основными чертами креативных (художественно-музыкальных) телесно-ориентированных видов адаптивной физической культуры  являются следующие:

Главной чертой креативных видов двигательной активности является творчество, стремление к познанию нового. Именно здесь творчество становится ведущей целью, самой сущностью занятий, непременным атрибутом деятельности, без которого она превращается во что-то другое.

Максимально возможное привлечение в сферу адаптивной физической культуры средств и методов психологии и психотерапии и, с другой стороны, обогащение классических методов психологии и психотерапии технологиями адаптивной физической культуры - вот главный признак этой отличительной особенности данного вида адаптивной физической культуры.

Этот признак находит свое отображение и в названии, где для 
специалистов физической культуры акцент делается на креативность, 
образность, духовность, а для психологов - на телесность, физические компоненты личности.

Важнейшей отличительной чертой является интеграция двигательной деятельности со средствами и методами искусства. Это подчеркивается в полном названии данного вида адаптивной физической культуры, которое включает в себя определение — художественно-музыкальное. Опыт практической работы показывает, что здесь широко используются музыка, хореография, пантомима, литература, поэзия, рисунок, лепка, работа с песком и т.д. и т.п.

Вытеснение из сознания занимающихся предыдущей картины мира, полное поглощение его новыми впечатлениями, образами, активностью – считается принципиально важной отличительной особенностью креативных (художественно-музыкальных) видов АФК. Здесь происходит не просто смена вида деятельности, например, умственной на физическую, а полное переключение сознания, погружение его в новую, необычную для повседневности деятельность, стимулирующую работу отдыхавших участков мозга, его обоих полушарий, всех сфер человеческого восприятия [1, 2].

Это достигается использованием образов, музыки, выполнением новых ролей, сложных действий и т.п., что невозможно достичь при выполнении 
хорошо известных, автоматизированных действий (ходьбы, бега, езды на велосипеде, плавания, лыжных прогулок и др.), применяемых, например, в рекреации именно для смены вида деятельности.

Креативные (художественно-музыкальные) виды адаптивной физической культуры дают возможность занимающимся перерабатывать свои негативные состояния (агрессию, страх, депрессию, тревожность, отчужденность), проиграть свои внешние и внутренние ощущения, лучше познать и понять себя; совместно переживать ситуации с другими людьми (детьми и взрослыми); экспериментировать со своим телом и движениями; развивать эстетические чувства и получать сенсорное удовлетворение и радость от ощущений собственного тела.

В настоящее время креативные телесно-ориентированные практики получили наибольшее развитие в психиатрии, психотерапии, в 
нетрадиционных системах оздоровления [12].

 

3. Понятие экстремальных видов АФК, их цели, задачи, функции и принципы

Экстремальные виды двигательной активности - компоненты (виды) АФК, удовлетворяющие потребности лиц с отклонением в состоянии здоровья в риске, повышенном напряжении, потребности испытать себя в необычных, экстремальных условиях, объективно и (или) субъективно опасных для здоровья и даже для жизни.

Важно отметить, что в основе таких потребностей человека лежат биологические предпосылки. Показано, например, что механизмы потребности к получению нового опыта, связанного с риском, угрозой для жизни и т.п., обусловлены потребностью человека в активизации своей эндогенной системы, выполняющей функции профилактики состояний  депрессии.

Главной целью экстремальных видов адаптивной физической культуры является борьба с монотонней, однообразием в жизни, преодоление психологических комплексов неполноценности (неуверенности своих силах, недостаточного самоуважения); формирование потребности в значительных напряжениях как необходимом условии саморазвития и самосовершенствования.

Информация о работе Креативные (художественно-музыкальные и Экстремальные виды адаптивной физической культуры). Возможности и перспективы