Лечебная физкультура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 12:22, реферат

Краткое описание

Объектом воздействия ЛФК является больной со всеми особенностями реактивности и функционального состояния его организма. Этим определяется различие применяемых средств, методов и дозировок в практике ЛФК.
ЛФК — метод естественно-биологического содержания, в основе которого лежит использование основной биологической функции организма —движения. Функция движения является основным стимулятором процессов роста, развития и формирования организма. Функция движения, стимулируя активную деятельность всех систем организма, поддерживает и развивает их, способствуя повышению общей работоспособности больного.

Содержание

Введение 3
1. Основы метода лечебной физкультуры 5

1.1 Особенности метода лечебной физической культуры 5
1.2 Методы применения физических упражнений 10

2. Составление индивидуального комплекса упражнений лечебной физкультуры 12

2.1 Построение частных методик ЛФК 12
2.2 Функциональные пробы и методы контроля при физической реабилитации больного 15

Заключение 19

Список литературы 21

Вложенные файлы: 1 файл

лечебная физкультура.doc

— 102.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение  3

1. Основы  метода лечебной физкультуры  5

 

1.1 Особенности метода лечебной физической культуры  5

1.2 Методы  применения физических упражнений  10

 

2. Составление индивидуального комплекса упражнений лечебной физкультуры  12

 

2.1 Построение частных методик ЛФК 12

2.2 Функциональные  пробы и методы контроля при  физической реабилитации больного 15

 

Заключение  19

 

Список  литературы 21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Физическая активность - одно из необходимых  условий жизни, имеющее не только биологическое, но и социальное значение. Она является естественной биологической потребностью организма, основным стимулятором процессов его роста, развития и формирования, обуславливает активную деятельность всех систем организма, поддерживает и развивает их, способствуя повышению общей работоспособности человека. Физическая активность, регламентированная в соответствии с медицинскими показаниями, является важнейшим фактором коррекции образа жизни человека. Физическая культура – часть общей культуры общества, направленная на укрепление и повышение уровня здоровья, всестороннее развитие физических способностей народа и использование их в общественной практике и повседневной жизни. Физическая культура и спорт - неотъемлемая часть культуры общества и каждого человека в отдельности. Именно поэтому в нашей стране постоянно придавалось и придается большое значение развертыванию массового физкультурного движения. Рассматривая значимость физической культуры в современном обществе, следует выделить несколько аспектов. Первый из них - оздоровительный. Регулярные физические тренировки резко снижают заболеваемость населения, благотворно влияют на психику человека - на его внимание, память, мышление, способствуют эффективному воспитанию ценных личностных качеств - настойчивости, воли, трудолюбия, целенаправленности, коллективизма, коммуникабельности, вырабатывают активную жизненную позицию. Кроме того, занятия физкультурой помогают людям всех возрастов более эффективно использовать свое свободное время, а также способствуют отвыканию от таких социальных и биологически вредных привычек, как употребление спиртных напитков и курение. Воздействие физических упражнений на организм человека выражается в ряде общебиологических эффектов.

Лечебная  физическая культура (ЛФК) - метод лечения, использующий средства физической культуры с лечебно-профилактической целью и для более быстрого восстановления здоровья и трудоспособности больного, предупреждения последствий патологического процесса. ЛФК является не только лечебно-профилактическим, но и лечебно-воспитательным процессом. Применение ЛФК воспитывает у больного сознательное отношение к использованию физических упражнений, прививает ему гигиенические навыки, предусматривает участие его в регулировании своего общего режима и, в частности, режима движений, воспитывает правильное отношение больных к закаливанию организма естественными факторами природы.

Объектом воздействия  ЛФК является больной со всеми  особенностями реактивности и функционального  состояния его организма. Этим определяется различие применяемых средств, методов и дозировок в практике ЛФК.

ЛФК — метод  естественно-биологического содержания, в основе которого лежит использование  основной биологической функции  организма —движения. Функция движения является основным стимулятором процессов роста, развития и формирования организма. Функция движения, стимулируя активную деятельность всех систем организма, поддерживает и развивает их, способствуя повышению общей работоспособности больного.

 

 

 

 

 

 

1. Основы  метода лечебной физкультуры

 

1.1 Особенности метода лечебной физической культуры

Наиболее характерной  особенностью метода ЛФК является использование  физических упражнений. Их применение в ЛФК требует активного участия  больного в лечебном процессе.

Физические  упражнения — это такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организованы по его закономерностям.

Слово физическое отражает характер совершаемой работы, внешне проявляемой в виде перемещений  тела человека и его частей в пространстве и во времени.

Слово упражнение обозначает направленную повторность действия с целью воздействия на физические и психические свойства человека и совершенствования способа  исполнения этого действия.

Таким образом, физическое упражнение рассматривается, с одной стороны, как конкретное двигательное действие, с другой — как процесс многократного повторения.

Эффект физических упражнений определяется прежде всего содержанием. Содержание физических упражнений —  это совокупность физиологических, психологических и биомеханических процессов, происходящих в организме человека при выполнении данного упражнения.

Содержание физических упражнений обусловливает их оздоровительное  значение, образовательную роль, влияние  на личность.

 

ЛФК является методом  неспецифической терапии, а применяемые физические упражнения — неспецифическими раздражителями. Всякое физическое упражнение всегда вовлекает в ответную реакцию все звенья нервной системы.

В связи с  участием нейрогуморального механизма  регуляции функций в ответной реакции организма ЛФК всегда выступает как метод общего воздействия на весь организм больного.

При этом учитываются  способности различных физических упражнений избирательно влиять на разные функции организма, что очень  важно при учете патологических проявлений в отдельных системах и органах.

ЛФК следует  рассматривать и как метод  патогенетической терапии. Систематическое  применение физических упражнений способно влиять на реактивность организма, изменять как общую реакцию больного, так  и местное ее проявление.

ЛФК — метод  активной функциональной терапии. Регулярная дозированная тренировка физическими  упражнениями стимулирует, тренирует  и приспосабливает отдельные  системы и весь организм больного к возрастающим физическим нагрузкам, в конечном итоге приводит к функциональной адаптации больного.

ЛФК — метод  поддерживающей терапии, применяется  обычно на завершающих этапах медицинской  реабилитации, а также в пожилом  возрасте.

ЛФК — метод  восстановительной терапии. При  комплексном лечении больных  ЛФК успешно сочетают с медикаментозной терапией и с различными физическими методами лечения.

Одной из характерных  особенностей ЛФК является процесс  дозированной тренировки больных физическими  упражнениями. Тренировка в ЛФК пронизывает  весь ход лечебного применения физических упражнений, способствуя терапевтическому эффекту.

В ЛФК различают  тренировку общую и тренировку специальную.

Общая тренировка преследует цель оздоровления, укрепления и общего развития организма больного, она использует самые разнообразные  виды общеукрепляющих и развивающих физических упражнений.

Специальная тренировка ставит своей целью развитие функций, нарушенных в связи с заболеванием или травмой. При ней используют виды физических упражнений, оказывающие непосредственное воздействие на область травматического очага или функциональные расстройства той или иной пораженной системы (дыхательные упражнения при плевральных сращениях, упражнения для суставов при полиартритах и т.-д.).

При применении метода ЛФК необходимо соблюдать  следующие принципы тренировки.

1. Индивидуализация  в методике и дозировке физических  упражнений в зависимости от  особенностей заболевания и общего  состояния организма.

2. Системность  воздействия с обеспечением определенного  подбора упражнений и последовательности  их применения.

3. Регулярность воздействия, так как только регулярное применение физических упражнений обеспечивает развитие функциональных возможностей организма.

4. Длительность  применения физических упражнений, так как восстановление нарушенных  функций основных систем организма больного возможно лишь при условии длительного и упорного повторения упражнений.

5.Нарастание  физической нагрузки в процессе  курса лечения.

6.Разнообразие  и новизна в подборе и применении  физических упражнений (10—15% упражнений  обновляются, а 85—90% повторяются для закрепления достигнутых успехов лечения).

7.Умеренность  воздействия физических упражнений, т. е.умеренная, но более продолжительная  или дробная физическая нагрузка  более оправдана, чем усиленная и концентрированная.

8.Соблюдение  цикличности при выполнении физической нагрузки в соответствии с показаниями — физические упражнения чередуют с отдыхом.

9.Всестороннее  воздействие с целью совершенствования  нейрогуморального механизма регуляции  и развития адаптации всего  организма больного.

10.Учет возрастных особенностей больных.

Мышечная деятельность, создающая доминанту двигательного  анализатора (А. А. Ухтомский) или доминанту  функционирующих нервных центров (И.П. Павлов), прежде всего, повышает тонус  центральной нервной системы. Мышечная работа, развивающая доминанту двигательного анализатора, изменяет функцию внутренних органов, в частности системы кровообращения и дыхания. Работу скелетной мускулатуры в свете концепции моторно-висцеральных рефлексов следует рассматривать как стимулятор и регулятор ответных реакций, в частности системы кровообращения. Дозированную мышечную деятельность при применении физических упражнений следует расценивать как фактор, способствующий восстановлению вегетативных функций, нарушенных болезнью. Известно регулирующее влияние умеренной физической нагрузки на функцию сердечнососудистой системы. Это влияние выражается усилением энерготропных и трофотропных воздействий на мышцу сердца, мобилизацией сосудистой системы и экстракардиальных факторов кровообращения, а также приспособлением кровоснабжения в целом к потребностям обмена.

В процессе применения физических упражнений у больных  развиваются, совершенствуются и закрепляются временные связи (кортико-мышечные, кортико-сосудистые и др.) — усиливается регулирующее воздействие корковых и подкорковых центров на сосудистую систему.

Известно, что  при мышечной работе нервные механизмы  регуляции дыхания обеспечивают адекватную легочную вентиляцию и постоянство  напряжения углекислоты в артериальной крови. Физические упражнения являются осмысленным актом поведения больного с одновременным участием и психических, и физических категорий личности больного. Ведущим в методе ЛФК является процесс дозированной тренировки. С общебиологических позиций тренировка организма средствами ЛФК приводит к развитию его адаптационной способности. Воздействие факторов внешней среды, вызывая различные ответные реакции организма, способствует развитию приспособительных процессов, поэтому взаимоотношения организма и среды, особенно в плане сохранения здоровья, следует рассматривать с точки зрения развития приспособительных процессов, как у здорового, так и у больного человека.

Повышение трудоспособности под влиянием дозированной тренировки обусловлено совершенствованием высшей нервной деятельности больных, что в свою очередь улучшает двигательную функцию и способствует нормализации вегетативной функции. Под воздействием физических упражнений выравнивается течение основных нервных процессов – повышается возбудимость при возросших тормозных процессах, развиваются тормозные влияния при выраженном патологическом раздражении. Регулярное применение дозированной физической тренировки способствует формированию нового динамического стереотипа, устраняющего или ослабляющего патологический стереотип, что содействует ликвидации болезни или функциональных отклонений во внутренних системах. Физические тренировки можно рассматривать как факторы, усиливающие подвижность физических процессов.

1.2 Методы  применения физических упражнений

Эффективность используемых средств физического воспитания во многом зависит от методов их применения. Методов использования физических упражнений очень много. Данное обстоятельство обусловлено большим количеством, разнообразием и сложностью задач, которые невозможно успешно решать применяя какой-то один или несколько методов. Из этого также следует два очень важных положения:

• в природе не существует универсальных методов, при помощи которых можно решить все задачи физического воспитания;

• все методы в очень  значительной мере специализированны, и отличаются присущими только им характеристиками.

Знание всего состава  и специфических характеристик  методов позволяет правильно  ориентироваться в их многообразии и отбирать наиболее эффективные  из них для решения тех или  иных задач физического воспитания и тренировки организма. Правильный выбор методов, их грамотное использование является одним из самых главных условий эффективности процесса физического воспитания.

В самом широком смысле “Метод” - это способ практических действий человека, направленных на достижение поставленной цели.

“Метод физического  воспитания” - это определённым образом  упорядоченная совокупность приёмов  выполнения физических упражнений, обеспечивающих решение конкретной задачи.

Методы физического  воспитания реализуются через использование различных методических приёмов.

“Методический приём” - это конкретный способ реализации метода, осуществляемый в соответствии с  особенностями какой-либо частной  задачи.

Наряду с этими терминами  необходимо иметь представление  и о понятии “методика”.

Информация о работе Лечебная физкультура