Личная и общая гигиена. Физическая культура и спорт в режиме труда и отдыха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2015 в 16:49, лекция

Краткое описание

Личная гигиена — совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья человека. Рациональный, научно обоснованный сменный режим труда и отдыха. Принцип органической связи физического воспитания с практикой трудовой деятельности.

Содержание

1. Личная и общая гигиена.
2. Физическая культура в режиме труда.
3. Физическая культура в режиме отдыха.
4. Профессионально-прикладная физическая подготовка.

Вложенные файлы: 1 файл

ПЛАН-КОНСПЕКТ.docx

— 45.60 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАН-КОНСПЕКТ

для проведения занятия по физической подготовке

 

 

 

Тема: «Личная и общая гигиена. Физическая культура и спорт в режиме труда и отдыха.»

 

Вид занятия: лекция

 

 

Время проведения: 1 час

 

 

Цель занятия: разобрать с личным составом основные принципы личной и общей гигиены. Установить роль физической культуры и спорта в режиме труда и отдыха.

 

 

Место проведения: кабинет №1

 

 

 

Дата проведения: 16.03.2015

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход занятия:

 

1.Подготовительная  часть (5 мин.)

1) приветствие;

2) проверка личного состава и заполнение  журналов;

3) объявление темы, учебных вопросов, цели и порядка проведения занятия.

 

2.Основная часть (35 мин.)

Изложение материала темы по следующим вопросам.

 

Учебные вопросы:

  1. Личная и общая гигиена.
  2. Физическая культура в режиме труда.
  3. Физическая культура в режиме отдыха.
  4. Профессионально-прикладная физическая подготовка.

 

1.Личная и общая  гигиена.

 

Гигиена - медицинская наука, изучающая влияние окружающей среды и производственной деятельности на здоровье человека и разрабатывающая оптимальные, научно-обоснованные требования к условиям жизни и труда населения.

Личная гигиена — совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья человека. Личная гигиена включает общие гигиенические правила, одинаковые для людей любого возраста: правильное чередование умственного и физического труда, занятия физкультурой, регулярные приемы полноценной пищи, чередование труда и активного отдыха, полноценный сон. К личной гигиене в узком понимании относятся гигиенические требования к содержанию в чистоте тела, белья, одежды, жилища, а также к приготовлению пищи.

Первоочередным является соблюдение чистоты тела. Подсчитано, что в течение недели сальные железы выделяют на поверхность кожи человека от 100 до 300 г кожного сала, а потовые железы — от 3,5 до 7 л пота. Поэтому кожу нужно своевременно и регулярно мыть, иначе нарушаются ее защитные свойства и соотношение микроорганизмов,

Чистота рук обязательна при работе в учреждениях общественного питания, при приготовлении пищи дома.

Важное место в личной гигиене занимают соблюдение чистоты нательного белья, одежды, ежедневная смена носков (чулок), особенно при повышенной потливости. Чистота тела и одежды немыслима без соблюдения чистоты в жилых комнатах, кухне, в производственных помещениях.

При разработке правил личной гигиены, по существу общих для всех людей, учитываются возрастные, а также анатомо-физиологические особенности женского и мужского организма.

 

К общей гигиене относится:

Коммунальная гигиена - раздел гигиены, изучающий влияние факторов окружающей среды на здоровье и санитарные условия жизни населения. На основе изучения этих факторов разрабатываются гигиенические нормативы и санитарные мероприятия, необходимые для обеспечения здоровых и благоприятных условий жизни населения.

Гигиена питания - раздел гигиены, изучающий проблемы полноценного и рационального питания здорового человека. Вопросы питания больных и принципы лечебного питания разрабатываются диетологией.

Гигиена труда или профессиональная гигиена-раздел гигиены, изучающий воздействие трудового процесса и окружающей производственной среды на организм работающих с целью разработки санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических нормативов и мероприятий, направленных на создание более благоприятных условий труда, обеспечение здоровья и высокого уровня трудоспособности человека.

Гигиена детей и подростков - раздел гигиены, изучающий проблемы охраны и укрепления здоровья детей и подростков, разрабатывающий гигиенические рекомендации для постановки учебно-воспитательного и трудового процесса в школах, профтехучилищах и детских учреждениях.

 

2.Физическая культура  в режиме труда.

 

Рациональный, научно обоснованный сменный режим труда и отдыха — это такое чередование периодов работы и перерывов на отдых, при котором сохраняется высокая производительность труда и высокий уровень работоспособности человека и отсутствует чрезмерное утомление в течение всего рабочего дня.

Оптимальный режим труда и отдыха должен соответствовать следующим основным требованиям. Во-первых, он должен обеспечить высокую производительность труда (материального или умственного). Во-вторых, он способствует сохранению высокого уровня работоспособности, который характеризуется следующими признаками: восстановлением функциональных показателей во время перерывов до уровня, низкого к дорабочему; наличием устойчивого уровня функциональных психофизиологических показателей во время работы и после окончания ее последовательных периодов; быстрой врабатываемостью, длительным поддержанием высокого уровня работоспособности и продолжительности труда; предупреждением и ограничением развития глубоких стадий утомления.

Для  оптимизации сменного режима труда и отдыха, способности и производительности труда используется:

    • производственная гимнастика,
    • отдельные упражнения и комплексы оздоровительно-профилактической гимнастики,
    • ходьба,
    • спортивные игры во время обеденного перерыва
    • и другие средства восстановления работоспособности (массаж, водные процедуры, психорегулирующие занятия).

 

3.Физическая культура  в режиме отдыха.

 

К средствам физической культуры, применяемым во внерабочее время (после окончания рабочего дня и до начала работы), относятся:

    • организованные занятия по общей физической подготовке,
    • занятия в группах здоровья и профилированными видами спорта,
    • оздоровительно профилактическая гимнастика,
    • восстановительные упражнения,
    • реабилитационно-гигиенические мероприятия (сауна, гидропроцедуры, аэоононизация) и др.

Проблемы режима труда и отдыха тесно связаны с состояниями пограничными между здоровьем и болезнью, такими как депрессия и синдром хронической усталости.

Для формирования правильного режима труда и отдыха необходимо знание значения физической культуры и спорта в применении к этим режимам.

 

4.Профессионально-прикладная  физическая подготовка.

 

Принцип органической связи физического воспитания с практикой трудовой деятельности наиболее конкретно воплощается в профессионально-прикладной физической подготовке. Хотя этот принцип распространяется на всю социальную систему физического воспитания, именно в профессионально-прикладной физической подготовке он находит свое специфическое выражение. В качестве своеобразной разновидности физического воспитания профессионально-прикладная физическая подготовка представляет собой педагогически направленный процесс обеспечения специализированной физической подготовленности к избранной профессиональной деятельности.

Известно, что результативность многих видов профессионального труда существенно зависит, кроме прочего, от специальной физической подготовленности, приобретаемой предварительно путем систематических занятий физическими упражнениями, адекватными в определенном отношении требованиям, предъявляемым к функциональным возможностям организма профессиональной деятельностью и ее условиями.

Большинство исследователей указывают, что высокой эффективности при воспитании профессионально-прикладных физических качеств можно достичь с помощью весьма разнообразных средств физической культуры и спорта.  При этом  применяемые в процессе ППФП специальные прикладные упражнения — это те же обычные физические упражнения, но подобранные и организованные в полном соответствии с ее задачами.

В настоящее время еще не существует специальной классификации физических упражнений, ориентированной на задачи ППФП специалистов различных профессиональных групп, поэтому в каждом отдельном случае этот вопрос должен решаться самостоятельно.

группами средств ППФП можно считать:

прикладные физические упражнения и отдельные элементы из различных видов спорта;

    • прикладные виды спорта;
    • оздоровительные силы природы и гигиенические факторы;
    • вспомогательные средства, обеспечивающие рационализацию процесса по вопросам ППФП.

Прикладные физические упражнения, и отдельные элементы из различных видов спорта могут в сочетании с другими упражнениями обеспечить воспитание необходимых прикладных физических и специальных качеств, а также освоение прикладных умений и навыков.

 

3. Заключительная  часть (5 мин.)

1)подведение итогов занятия;

2)ответы на вопросы  слушателей;

3)задание для самоподготовки: выучить материал лекции.

 

 

 

 

Руководитель учебной группы:            


Информация о работе Личная и общая гигиена. Физическая культура и спорт в режиме труда и отдыха