Массовый спорт и спорт высших достижений, их цели и задачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 20:04, контрольная работа

Краткое описание

Спорт – одно из крупнейших, многогранных и сложных общественных явлений. Он возник на определенном этапе исторического развития общества. Его зарождение и развитие связано с удовлетворением определенных потребностей человека.

Вложенные файлы: 1 файл

ФИЗКУЛЬТУРА_ЯЦИН.doc

— 95.00 Кб (Скачать файл)

 

Филиал  Федерального государственного автономного

 образовательноГО учреждениЯ

высшего профессионального  образования

«Российский государственный

профессионально-педагогический университет»

в г.Первоуральске

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

 

Задание 9

 

 

 

 

 

 

Выполнил:                                                             студент гр. Пу 113 ПД

Яцин В.В.

 

Проверил:          

 

 

 

 

 

 

 

 

Первоуральск

2014

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Задание 9

1. Массовый спорт и спорт высших достижений, их цели и задачи.

 

Спорт – одно из крупнейших, многогранных и сложных общественных явлений. Он возник на определенном этапе исторического  развития общества. Его зарождение и развитие связано с удовлетворением определенных потребностей человека.

«Спорт ведет свое начало от имитаций основных форм двигательной деятельности, входивших в содержание инициаций (посвящений), и позволяющих по конечному эффекту, достигнутому в ходе состязаний, судить об уровне развития способностей в степени пригодности к труду. Достижение высокого эффекта двигательной деятельности первоначально диктовалось потребностью использования его в труде, в быту, в военном деле.  В то же время он определял пригодность человека к выполнению общественно полезных функций и в силу этого стал показателем развития способностей и метой эффективности процесса воспитания, выступал как масштаб, развернутый по отношению к предельному эффекту, достигнутому в рамках данной социальной группы. Идеально предельный результат мог быть достигнут и сопоставлен с другими только в ходе состязаний. С включением отдельных видов двигательной деятельности в содержание агонов (состязаний) достижение высоких результатов, утверждающих общественную ценность человека, стало ближайшей целью и мотивом особой деятельности агонистики, предшественницы спорта. Практически полезный результат осуществления определенных видов двигательной деятельности стал вместе с тем исходным пунктом спорта, объединившим все эти виды.»  .

В настоящее время спорт в научной литературе обычно рассматривают как собственно-соревновательную деятельность, специфической формой которой является система состязаний, обеспечивающая выявление и сравнение человеческих возможностей или как многофункциональное социальное явление, включающее в себя соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также систему специфических межличностных отношений, (политических, экономических, правовых, организационно-управленческих и др.) складывающихся на основе этой деятельности.

Через соревнование и  в соревновании спорт предстает  в качестве специфических общественных отношений, которые называются спортивными отношениями, а соревнования – это основная форма спортивных отношений. Спортсмены не просто меряются силой, ловкостью, умением, выносливостью. Ведь именно обществом определяется ценность формирования и выявления тех или иных качеств человека, причем последние могут быть реально обнаружены лишь через отношения самих людей, т.е. через общественные отношения. В спортивном соревновании каждая из борющихся сторон выступает не просто носителем неких физических качеств, но и носителем надежд и стремлений, полномочным представителем многих и многих людей, защищающих их честь и достоинство. Эти «многие» могут быть или коллективом, к которому принадлежит спортсмен, или социальной группой, отдельной нацией, или целым народом.

В спортивных состязаниях  достигается самоутверждение не только спортсменов. Отсюда становится понятным, почему победа на стадионе служит поводом для национального ликования, а поражение порой воспринимают как национальную катастрофу. Спортивное соревнование становится своеобразной ареной, на которой проявляются отношения определенных социальных общностей людей. Оно предстает не личным, а общественным актом.

Безусловно, спортсмены являются основными и полноправными  выразителями и творцами указанных общественных отношений. В спортивные отношения спортсмен вступает уже на тренировках. Можно выделить два типа этих отношений: во-первых, это отношения, которые складываются между спортсменом и спортивным коллективом, здесь определяющую роль играет тренер; во-вторых, это отношения, в которые спортсмен вступает в процессе самого соревнования. Оба типа подобных спортивных отношений взаимосвязаны и взаимообусловлены. Непосредственные отношения спортсменов – это только максимально концентрированное выражение спортивных отношений. Спортивные же отношения представляют собой в системе общественных структур более объемную область, чем просто занятия спортом. Болельщики, даже если они не занимаются физкультурой и спортом, тем не менее, остаются субъектами спортивных отношений. Для этого достаточно проявлять живой интерес к спортивным событиям. В данном случае спорт выступает как средство контактов и социальных связей между людьми. Интерес к спорту у болельщика трансформируется в интерес к другому человеку и тем самым к самому себе. Спорт является предметно выраженным пространством общих интересов, фактором, укрепляющим целостность общества. А спортивные соревнования отражают ряд отношений, реально существующих между людьми.

Спорт принято подразделять на спорт высших достижений и массовый спорт. Хотя разделение это достаточно условно и оба эти явления  тесно взаимодействуют между собой, их цели и задачи различны.

Цели и задачи массового спорта

Массовый спорт – занятия отдельными видами спорта, преимущественно массовыми или разнообразными физическими упражнениями. Целью массового спорта являются: предоставление возможности заниматься спортом всем желающим, привлечение широких масс населения к активным занятиям, активный отдых, снятие нервно-эмоционального напряжения, укрепление здоровья, повышение работоспособности и достижение физического совершенства.

Кроме того, массовый спорт  содействует в подготовке будущих специалистов к высокопроизводительному труду и защите Родины, формированию способности использовать различные формы физических упражнений и спорта в личной жизни, в семье, в условиях будущей поизводственной деятельности.

Массовый спорт как сложное многофункциональное явление в жизни общества выполняет оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи.

Оздоровительные задачи. Сохранение и укрепление здоровья человека, повышение уровня его физической подготовленности и трудоспособности, продление творческой активности – важнейшая социальная задача. У человека должно воспитываться ответственное отношение к своему здоровью, осознанное понимание необходимости достаточной двигательной активности в режиме каждого дня.

Массовый спорт широко используется как средство охраны и укрепления здоровья учащейся молодежи, является действенным средством борьбы с гиподинамией в условиях автоматизации и комплексной механизации современного производства, средством профилактики различных заболеваний.

Выбирать средства физического  воспитания и регулировать физические нагрузки, формы массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий следует в соответствии с принципом оздоровительной направленности, поэтому одним из обязательных условий при занятиях массовым спортом является тщательный контроль за состоянием здоровья занимающихся со стороны преподавателя и врача.

Воспитательные  задачи. Массовый спорт – действенное средство в формировании личности человека. Он существенно влияет на подготовку человека к  высокопроизводительному труду и защите Родины, на повышение умственной работоспособности, воспитание высоких нравственных качеств, развивает у него эстетические вкусы, чувства, идеалы, потребности. При этом воздействие массового спота специфично и не может быть заменено или компенсировано другими средствами.

Не менее важно воспитывать  у человека естественную потребность  в систематических занятиях спотом, в организации здорового образа жизни, что тесно связанно с решением образовательных задач.

Образовательные задачи. Для понимания роли физических упражнений и спорта для здоровья и жизни человека необходимы знания в области физиологии, психологии, медицины, теории и методики физического воспитания, организации и поведения оздоровительных, спортивных мероприятий, спортивных соревнований. Важно также чтобы человек овладел практическими умениями и навыками, методикой обучения технике различных физических упражнений и т.п.

Еще одним очень важным назначением  массового спорта является подготовка резерва для спорта высших достижений. Успешное выступление спортсменов на крупных международных соревнованиях во многом зависит от развития массового спорта в стране.

Следует подчеркнуть, что массовый спорт, сам факт его наличия как  массового явления, выступает в качестве фактора развития общекультурного содержания спорта высших достижений, поскольку оно широко пропагандирует идею самоценности человеческой способности, идею, реальность смысла, которой для спортсмена в ходе соревновательной борьбы (особенно в рамках наиболее престижных соревнований) может оказаться в определенных обстоятельствах временно утраченной.

Спорт высших достижений

Спорт высших достижений предполагает организацию систематических занятий, тренировок, соревнований, в ходе которых ставятся и решаются задачи достижения максимально возможных спортивных результатов превышающих уже достигнутые ранее в том или ином виде спорта.

Спорт высших достижений – особая деятельность. Постоянная нацеленность на высокий результат, установка на активное преодоление соперника (особенно когда такого рода преодоление совершается в рамках непосредственного физического контакта, предусмотренного правилами соревнования в данном виде спорта – бокс, спортивная борьба, эпизоды игры в хоккее, в футболе и т.п.), высокий престиж спортивной победы, необходимость бороться (и побеждать!) на уровне международных спортивных соревнований, определенные материальные блага, получаемые спортсменами, возможность многочисленных поездок по стране и за рубеж, наконец, относительно небольшой срок активных занятий спортом – все эти обстоятельства способствуют тому, чтобы вопрос о мотивации, силе и содержании «стремления к успеху» стоял в спорте особенно остро.

Спорт высших достижений совершенно определенно ставит  человека перед необходимостью развивать свои способности и стимулирует его стремление превзойти другого человека в этом развитии. Такого рода ситуация естественно благоприятствует формированию у спортсмена высокой мотивации достижения, стремления к успеху, как одного из ведущих его стремлений. Спортивное достижение является центральным понятием,  главным критерием, которым измеряется,  оценивается и регламентируется  спортивная  деятельность в СВД.

Отличительными чертами СВД следует считать огромные  политическую и социальную значимости и высочайший уровень спортивных результатов.

Социальная и политическая значимости СВД определяются:

- взаимосвязью с массовым  спортом  (здоровье  нации, работоспособность, воспитательная роль, познание пределов человеческого организма);

- косвенной оценкой  состояния экономики, науки, медицины, социальных и других показателей развития общества;

- огосударствлением многочисленных  сторон деятельности,  связанной   с содержанием и развитием СВД;

- политизацией спорта: "спорт - престиж нации" (США), "спорт - это  реванш" (ФРГ), "спорт - это скачок" (КНР).

СВД характеризуется  постоянным  прогрессивным ростом уровня спортивных результатов и установлением все новых и  новых,  иногда  феноменальных рекордов. Например, за время проведения олимпийских игр (1896-1996г.г.) фактический рост  спортивных  результатов  перекрыл  самые оптимистичные прогнозы.  Динамика спортивных результатов по некоторым видам спорта приводится в табл. 6.1.  Кроме того, можно отметить и так называемые "рекорды века": Р.Бимон - прыжок в длину на 8,90 м;  С.Сальников - плавание 1500 м за 14 мин,  58 с;  Т.Казанкина -  бег 3000 м за 8 мин,  36 с; 1500 м за 3 мин, 52 с; метание молота на 80 м; Э.Хейден - 500 м на коньках на равнинном катке за 38 с; бег на 100 м за 9,82 с.

Высокие результаты  достигаются  интенсификацией учебно-тренировочного процесса. Известно, что спортивный успех - это талант, помноженный на труд,  труд до самоотречения, до самопожертвования. Действительно, нагрузка ведущих спортсменов мира в подготовительном периоде  характеризуется, например,  у  бегунов  - до 500 км,  лыжников - 10000 км в месяц;  пловцов - 20 км в день; тяжелоатлеты измеряют нагрузки тоннами; велосипедисты имеют до 365 тренировочных дней в году;  в спортивных играх - до  100 матчей в год и т.д.

Такие нагрузки неизбежно  приводят к быстрой сменяемости  поколений, омолаживанию некоторых  видов спорта (женская спортивная гимнастика,  фигурное катание, женское плавание).  Отсюда возникает проблема поиска талантов, набора и отбора, работы со спортивным резервом (специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва);  вместе  с  этим   наблюдается высокий уровень травматизма - до 4...6 травм в год,  причем  связанного не только с непосредственной спортивной деятельностью,  а и   травматизмом на уровне патологических заболеваний (перелом костных тканей от перегрузок,  хронический травматизм, психологическая усталость и  пр.).

Информация о работе Массовый спорт и спорт высших достижений, их цели и задачи