Массовый спорт и спорт высших достижений их цели и задачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2014 в 11:40, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования определяется как минимум тремя главными причинами:
Во-первых, в настоящий момент и в руководстве страны и в обществе растет осознание роли человеческого фактора в социально-экономическом развитии. Оздоровление и формирование здорового образа жизни населения напрямую влияют на процессы социально-экономического развития общества. Сами по себе экономические показатели типа объема ВВП или макроэкономической стабилизации не имеют смысла, если в стране ухудшается здоровье населения, сокращается продолжительность жизни, а среди молодежи растут преступность и наркомания. Огромным социальным значением и потенциалом в этом плане обладает физическая культура и массовый спорт.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 45.18 Кб (Скачать файл)

 
 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 
Актуальность темы исследования определяется как минимум тремя главными причинами:  
Во-первых, в настоящий момент и в руководстве страны и в обществе растет осознание роли человеческого фактора в социально-экономическом развитии. Оздоровление и формирование здорового образа жизни населения напрямую влияют на процессы социально-экономического развития общества. Сами по себе экономические показатели типа объема ВВП или макроэкономической стабилизации не имеют смысла, если в стране ухудшается здоровье населения, сокращается продолжительность жизни, а среди молодежи растут преступность и наркомания. Огромным социальным значением и потенциалом в этом плане обладает физическая культура и массовый спорт.  
Во-вторых, массовый спорт имеет целый ряд важных социально-значимых функций, таких как культивирование социально-ценных форм досуга, воспроизводство рабочей силы, компенсация неудовлетворяющих личность достижений в других областях жизни, углубление внутригрупповой и межгрупповой интеграции, социализация, воспитание здорового, физически крепкого поколения и идеологическую функцию. Именно массовый, а не спорт высших достижений, играет важнейшую роль в осуществлении перечисленных функций. Спорт высших достижений конечно также важен, но он не способен сам по себе стать инструментом решения демографических и социальных проблем страны в отрыве от интенсивного развития массового спорта.  
В-третьих, массовый спорт способствует воспроизводству и поддержанию высокой работоспособности человека, что имеет непосредственный социально-экономический смысл.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ МАССОВОГО СПОРТА

 

 

 
Несмотря на то, что в Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», принятом в 1999 году и Концепцией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 года ставится задача повышения социальной роли и значения массового спорта на практике согласно официальным данным в настоящее время физической культурой и спортом в стране занимается всего 8-10 % населения, тогда как в экономически развитых странах мира этот показатель достигает 40 - 60%'. В Республике Татарстан в 2003 году организованными формами физической культуры и спорта по данным Министерства молодежи и спорта было охвачено 14,8% населения (сюда входят и данные относительно занимающихся в ДЮСШ, СДЮШОР). Финансовые средства и организационные усилия органов региональных властей во многом сосредоточены сегодня на развитии спорта высших достижений, который стал и большим бизнесом и большой политикой.  
Таким образом, несмотря на официальное признание высокой социальной значимости массового спорта, он еще не стал характерной чертой образа жизни нашего населения и имеет существенные проблемы в области управления и развитии. Все это позволяет утверждать, что изучение сложившегося в обществе механизма социального регулирования развития массового спорта представляет собой актуальную научную проблему.  
Разработанность темы исследования. Изучению массового спорта как социокультурного явления и проблемам социального регулирования его развития посвящена обширная литература. Так проблемы ФК и спорта как социальных институтов исследуются в работах Н. Пономарева, Н. Визитей, Л. Лубышевой, Г. Эдвардса и др.  
Разработке культурологических основ физической культуры и спорта посвящены работы таких виднейших теоретиков как Н.А. Пономарев, В.М. Выдрин, Ю.М. Николаев.  
Воспитательная роль физической культуры в социально-педагогическом аспекте показана в работах В.И. Столярова, М.Е. Кутепова, И.М. Быховской, Н.Т. Смирнова, Л.П. Демерза.  
Над проблемами формирования здорового образа жизни различных категорий населения работали В.В. Белорусова, В. Д. Гончаров, В. И. Жолдак, П. А. Виноградов, М.Я. Виленский, И.А.Васильева.  
Собственно социальная роль и значение физической культуры и спорта анализируется в работах В.Г. Бауэра, Л. И. Лубышевой, П.А. Рожкова, И.Ю. Мазова.  
Структурным проблемам массового спорта посвящены работы В.В. Войтенко, Г.В. Дивиной и др.  
Тема социального регулирования и управления развитием массового спорта нашла свое отражение в трудах А.Д. Мискевича, М.Е. Кутепова, СВ. Артемова, A.M. Банникова и др.  
Однако, большинство работ характеризует социально-педагогическая или философская направленность, либо же то, что они были выполнены применительно к иным социально-экономическим условиям. Собственно социологическая рамка исследования ФК и спорта появляется только с начала 90х годов XX века. Много работ посвящено проблемам государственного управления массовым спортом. Однако, на наш взгляд, только анализ процессов и технологий управления не позволяет вскрыть социальные механизмы развития массового спорта.  
Перспективным выглядит подход В.Н. Иванова, рассматривающий процессы управления в широком социальном контексте, как единство целенаправленных и самоорганизующихся взаимодействий в социуме3. Поэтому мы считаем, что термин «социальное регулирование» точнее отражает сущность воздействий на массовое спортивное движение.  
Практически отсутствуют работы, раскрывающие специфику социального регулирования роли и значения массового спорта в современном российском обществе на основе взаимодействия органов государственной власти и общественных организаций. Именно это направление, как нам представляется, имеет особое значение, так  
как наиболее действенным механизмом активизации спортивно-массового движения является сочетание гражданских инициатив снизу и возможностей государственной власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МАССОВОГО СПОРТА

 

 

 

 

 
Анализ актуальности и разработанности темы исследования позволяет сделать вывод, что имеются два противоречия:  
во-первых, между признанием государственной властью и учеными важной социальной роли и значения массового спорта и его явно недостаточным развитием в нашем обществе;  
во-вторых, между необходимостью специального изучения механизма, способного регулировать повышение социальной роли и значения массового спорта и недостаточной разработанностью данной проблематики в социологической науке.  
Отсюда вытекает постановка цели нашего исследования: Обосновать специфику социального регулирования роли и значения массового спорта в современном российском обществе на основе анализа эффективных форм взаимодействия в этом процессе органов государственной власти и общественных организаций спортивной направленности.  
Объектом исследования выступает массовый спорт как социальный институт, а предметом является механизм социального регулирования роли и значения массового спорта в современном российском обществе.  
Поставленная цель определила и задачи исследования:  
• проанализировать концептуальные основы изучения массового спорта в социальных науках;  
• рассмотреть феномен массового спорта как социальное и культурное явление современного общества;  
• уточнить специфику и содержание понятий «физическая культура», «массовый спорт», «социальная роль и значение массового спорта» в контексте социологии спорта и концепции человеческого развития;  
• проанализировать состояние, тенденции развития и социальное значение массового спорта среди различных категорий населения в Республике Татарстан;  
• рассмотреть нормативно-правовую базу и основные направления деятельности органов госвласти по повышению социальной роли и значения массового спорта в современных условиях;  
• выявить специфику деятельности общественных организаций в развитии и повышении социального значения массового спорта:  
• определить эффективные формы взаимодействия госорганов и общественных организаций спортивной направленности в деле повышения социальной роли и значения массового спорта.  
Основной гипотезой нашего исследования явилось предположение, что: так как массовый спорт является сложным социокультурным явлением, включающим в себя организации разной ведомственной принадлежности и формы самоорганизации граждан, требуется совершенствование механизма социального регулирования  
социальной роли и значения массового спорта на основе взаимодействия органов государственной власти и общественных организаций.  
Методологическая база исследования. Массовый спорт — есть стандартизированное, повторяющееся явление, могущее быть представленным в виде объективно существующей структуры, характеризующееся структурной дифференциацией. Социальная роль и значение массового спорта проявляется как социально-ценные виды и результаты спортивной деятельности, направленные на укрепление и развитие человеческого потенциала и общества в целом. Данная онтологическая схема предопределила выбор структурно-функционального подхода (Т.Парсонс, Р.Мертон) в качестве методологической основы нашего исследования.  
Поскольку массовый спорт - характерная черта современных индустриально-развитых обществ, для более тщательного анализа рассматриваемых проблем использовался сравнительно-исторический подход.  
При рассмотрении социокультурных и собственно социологических аспектов физической культуры и спорта в нашей стране исследование опирались на теоретические положения и подходы, содержащиеся в работах В. Столярова, Л. Лубышевой, Р. Пилояна.  
В процессе исследования использовались следующие общенаучные и специально-социологические методы: дедукция и индукция, сравнительный и системный анализ, интервью с экспертами, анализ документов и вторичный анализ данных социологических исследований.  
Эмпирическая база диссертационного исследования. Положения и выводы диссертации опираются на результаты социологических исследований проведенных в гг. Москве и Казани. Эти  
исследования были посвящены изучению особенностей взглядов на массовый спорт, спортивные интересы и той социальной роли, которую играет массовый спорта для различных категорий населения. В период с 2000 по 2004 год исследованиями были охвачены 2125 человек. Анализировались данные опросов 1000 жителей Москвы и 1000 жителей Татарстана, а также 125 интервью с экспертами (100 интервью были проведены проф. А.А.Сазоновым и А.А. Худяком и 25 интервью были проведены нами с ответственными работниками районных и городских администраций, с работниками региональных отделов Министерства по делам молодежи и спорта РТ, с руководителями коллективов физкультуры на промышленных предприятиях и по месту жительства). Кроме того, автор проанализировал статистические материалы и документы Министерства по делам молодежи и спорта РТ, а также материалы физкультурно-спортивного общества профсоюзов Республики Татарстан.  
Научная новизна диссертации определяется одновременно, и постановкой самой научной проблемы социального регулирования роли и значения массового спорта в современном российском обществе, и полученными результатами. Данная работа представляет собой первое специальное исследование механизма социального регулирования роли и значения массового спорта в рамках отечественной социологии управления, новизна которого заключается в следующем:  
• уточнены понятия «социальное значение массового спорта», «социальная роль массового спорта»;  
• дана авторская интерпретация понятия «массовый спорт»;  
• выявлена функциональная специфика элементов механизма социального регулирования значения и развития массового спорта  
применительно к новым социально-экономическим условиям нашей  
страны;  
• выявлены эффективные формы взаимодействия органов  
государственной власти и общественных организаций (в том числе по  
месту жительства) в деле развития массового спорта и повышения его  
социальной роли.  
На защиту выносятся следующие положения:  
1. Спорт - является сложным социокультурным явлением. С одной стороны, исторически он развивался как составная часть физической культуры общества, а с другой - стал в определенным смысле особым феноменом, породившим собственную субкультуру. Массовый спорт осуществляет своеобразный диалог спортивной субкультуры и физической культуры современного российского общества. На основе критерия ведущей цели спортивной активности мы считаем, что массовым спортом следует называть все виды соревновательной деятельности человека, направленные не на достижение высших спортивных результатов или материальных выгод, а на личностное развитие и решение социальных задач (социализация, оздоровление, интеграция, содержательный досуг и т.п.).  
2. Понятие «социальная значимость» в смысловом плане идентично понятию «социальное значение», а применительно к массовому спорту во многом пересекается с терминами «социальная ценность», «социально-ценные функции» и «социальная роль».  
3. Социальное значение (значимость) и роль массового спорта мы определяем как социально-ценные виды и результаты спортивной деятельности, направленные на укрепление и развитие человеческого потенциала и общества в целом.  
4. Наиболее функциональны и социально значимы в настоящее время в городах России и Республике Татарстан такие спортивные игры, как футбол, волейбол, а также соревновательная активность в сфере лыжного спорта и коньков. Именно они позволяют преодолеть стратификационные различия и выступить интегрирующим фактором, объединяющим интересы различных социально-профессиональных, возрастных и этнических групп.  
5. В России наибольшей привлекательностью для большинства населения обладает возможность заниматься спортом по месту жительства. Наиболее эффективной организационной формой развития массового спорта и повышения его социальной значимости является спортивный клуб по месту жительства, который способен выступить организатором спортивной активности населения.  
6. Функционирование и развитие массового спорта не возможно вне единства целенаправленных управляющих действий государства и процессов самоорганизации самих участников физкультурно-спортивного движения. Поэтому в целях повышения социальной роли массового спорта требуется координация действий всех заинтересованных сторон в форме механизма социального регулирования.  
7. Социальный механизм регулирования развития массового спорта состоит из нормативно-правовой базы и административно-организационных элементов, которые включают в себя: органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественно-государственные и общественные организации.  
8. Наиболее перспективной формой взаимодействия органов государственного управления, муниципалитетов, ведомств и общественных организаций является координационный совет при главе исполнительной власти. Наилучшим образом координировать разноведомственные интересы и разноведомственную подчиненность субъектов развития массового спорта может только авторитет и полномочия главы государства, федерального округа, субъекта федерации, города, района. В состав этих советов помимо ответственных работников государственного управления, представителей спортивных федераций должны входить и наиболее авторитетные представители спортивных клубов по месту жительства.  
Практическая значимость диссертационного исследования заключается в:  
• разработке более эффективного механизма регулирования повышения социальной роли массового спорта;  
• разработке более эффективных форм взаимодействия органов власти и общественных организаций в деле развития и повышения социальной роли массового спорта;  
• использовании материалов диссертации в разработке методических рекомендаций для работников сферы управления физической культурой и спортом  
Практическая реализация положений, выводов и материалов диссертации будет способствовать привлечению большего количества людей к активным занятиям спортом и соответственно усилению его социальной роли и значения.  
Апробация результатов исследования. Материалы диссертации легли в основу публикаций и выступлений автора на Всероссийской (2002 года) и межрегиональной (2003 года) научных конференциях. Автор также выступал с докладами перед физкультурно-спортивным активом республики и работниками профсоюзного спортивного движения, где делился своими взглядами и предложениями. Кроме того, результаты и материалы диссертационного исследования могут быть использованы в учебном процессе по предметам «социология спорта» и «управление массовым физкультурным движением».  
 
 
Физическая культура как социальное явление существует на протяжении всей истории человеческого общества. На состояние и развитие физической культуры в обществе оказывают влияние производственные отношения людей, экономическая, политическая и идеологическая формы борьбы, достижения науки, философии, искусства. В то же время, несмотря на то, что физическая культура имеет столь же давнюю историю, как и общество, этот термин появился лишь в конце XIX века.  
Термин «физическая культура», как и более общий термин «культура», не однозначен. Латинское слово CULTURA изначально означало возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Однако, отсюда не следует, что данный термин лишен какой-либо определенности. Термин «культура» отражает как реальную деятельность человека (общества), так и ее средства и методы, созданные в обществе, а также ее результаты и смыслы.  
Исходя из характерного для XIX в. понимания культуры в целом как процесса, связанного с возделыванием чего-либо или воспитанием кого-либо, в США и Англии появилось выражение «физическая культура».  
В России возникновение термина и становление понятия «физическая культура» имеет свою историю. В 1899 г. английское «Physical culture» переводится на русский язык как физическое развитие, в 1908 г. немецкое «Korper Kultur»— как культура тела, красота и сила.  
И только начиная с 1911 г. появляются работы, в которых встречается на русском языке термин «физическая культура». На первом этапе физическая культура в России понималась как определенная система физических упражнений или как «воспитанная и развитая красота тела».  
Позже понятие «физическая культура» рассматривалось в более широком аспекте. Оно включало охрану здоровья, режимы питания, сна и отдыха, личную и общественную гигиену, использование естественных факторов природы (солнце, воздух и вода), физические упражнения и физический труд.  
Единого общепризнанного понятия физической культуры нет и в настоящее время. В отечественной и зарубежной литературе в него вкладывается различный смысл: от совокупности материальных и духовных ценностей или достижений, используемых для физического совершенствования людей, до вида деятельности, от вида материальной культуры до нематериальной или спортивной услуги.  
Физической культура, на предшествующем историческом этапе формировалась государством с позиций прагматических установок на совершенствование психобиологической природы индивида и в развитии своих основных направлений и организационных форм «подчинялась» решению задач сугубо государственной системы физического воспитания. Развиваясь в рамках заданности этой системы, физическая культура теряла собственно социокультурные функции и представала в сознании человека как тождественная процессу физического воспитания. Такая трансформация из феномена культуры в «педагогический элемент» воспитания нашла свое воплощение в том числе и в особенностях развития физической культуры как социального явления, которая, развиваясь в парадигме «не физическая культура для человека, а человек для физической культуры», становится, по сути и по определению бессубъектной. Наблюдаемое в связи с этим практическое отчуждение физической культуры от самого человека, от его индивидуальных мотивов и потребностей и, следовательно, от активного отношения к своей физической природе, от возможностей полноценно овладевать и в последующем использовать предметно-ценностное ее содержание, предопределило в обществе пассивное отношение к физической культуре как явлению культуры.  
Социально-философское осмысление физической культуры советской науке до середины 70-х годов XX века было несколько оторвано от общей теории культуры (М.Д. Оробинский, 1970; П.С. Степовой, 1971; С.С. Гурвич, 1971, и др.). Однако в начале 70-х годов интенсивно начинают разрабатываться культуроведческие основы физической культуры (В.М. Выдрин, 1973, 1976, 1980; Г.А. Решетнева, 1975; Ю.М. Николаев, 1976; Н.И. Пономарев, 1976; Н.А. Пономарев, 1976; и др.), что дало возможность рассматривать ее как интегративное явление, включающее в себя широкий спектр компонентов, связанных с удовлетворением многообразных потребностей человека и общества.  
В конце 80-х и в 90-е годы в сфере физической культуры появляется все больше теоретических исследований, связанных с социально-философским анализом проблем физической культуры (В.И. Столяров, 1985, 1988, 1989 и др.; Н.Н. Визитей, 1985, 1986, 1989; Ю.В. Манько, 1985; В.А. Пономарчук, О.А. Аяшев,1991; И.М. Быховская, 1993; Н.А. Пономарев, 1994; и др.), в том числе на основе данных культуроведческого характера (В.К. Бальсевич, 1988; В.М. Выдрин, 1988, 1994; В.И. Столяров, 1988; Е.П. Каргаполов, 1990; Л.И. Лубышева, 1992; С.Д. Неверкович, 1995; Ю.М. Николаев, 1997; и мн. др.). Все более  
17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ФОРМЫ МАССОВОГО СПОРТА

 

 

 

 

 

Наряду с массовым спортом существует спорт высших достижений, или большой спорт.

 

Цель большого спорта принципиально отличается от цели массового. Это достижение максимально возможных спортивных результатов или побед на крупнейших спортивных соревнованиях.

Всякое высшее достижение спортсмена имеет не только личное значение, но становится общенациональным достоянием, так как рекорды и победы на крупнейших международных соревнованиях вносят свой вклад в укрепление авторитета страны на мировой арене. Поэтому нет ничего удивительного в том, что крупнейшие спортивные форумы собирают у экранов телевизоров всего мира миллиардные аудитории, а среди прочих духовных ценностей столь высоко ценятся и мировые рекорды, и победы на чемпионатах мира, и лидерство на Олимпийских играх.

Нельзя не сказать еще об одной общественной ценности большого спорта, которая обычно остается в тени.) Сегодня спорт высших достижений — пока единственная модель деятельности, при которой у выдающихся рекордсменов функционирование почти всех систем организма может проявляться в зоне абсолютных физиологических и психических пределов здорового человека. Это позволяет не только проникнуть в тайны максимальных человеческих возможностей, но и определить пути рационального развития и использования имеющихся у каждого человека природных способностей в его профессиональной и общественной деятельности, повышения общей работоспособности.

Для выполнения поставленной цели в большом спорте разрабатываются поэтапные планы многолетней подготовки и соответствующие задачи. На каждом этапе подготовки эти задачи определяют необходимый уровень достижения функциональных возможностей спортсменов, освоение ими техники и тактики в избранном виде спорта. Все это суммарно должно реализоваться в конкретном спортивном результате.

Чтобы сравнить уровень достигнутых результатов как в одной спортивной дисциплине, так и между различными видами спорта, используется единая спортивная классификация.

Действующая спортивная классификация включает в себя почти все культивируемые в стране виды спорта. В ней весьма условно, в единой градации по спортивным званиям и разрядам представлены нормативы и требования, характеризующие уровень подготовленности спортсменов, их спортивные результаты и достижения»

Условность сведения в единую систему спортивных разрядов и званий разнохарактерных видов спорта (например, марафонский бег ~ тяжелая атлетика) сочетается с научностью такой систематизации, которая опирается на статистическую достоверность установленной трудоемкости и реальных сроков достижения одного и того же разряда. Так, звание «мастер спорта» одаренные молодые люди получают обычно после 6—8 лет регулярной и напряженной спортивной подготовки. Реально возможные сроки достижения .нормативов и требований отдельных разрядов и званий — это и определенные временные ориентиры как для начинающих, так и для высококвалифицированных спортсменов. Продвижение спортсмена от разряда к разряду служит критерием эффективности учебно-тренировочного процесса.

Структура спортивной классификации предусматривает присвоение следующих разрядов и спортивных званий (от низших к высшим).

Спортивные разряды: 5-й, 4-й разряды (только в шахматах и шашках); 3-й, 2-й, 1-й разряды, «кандидат в мастера спорта». Спортивные разряды необходимо подтверждать.

Спортивные звания: «мастер спорта», «мастер спорта международного класса» (к этому званию приравнивается звание «гроссмейстер» в шахматах и шашках). За особо выдающиеся спортивные достижения присваивается звание «заслуженный мастер спорта России».'Спортивные звания присваиваются пожизненно.

Для присвоения указанных разрядов и званий в одних видах спорта необходимо выполнить разрядные нормативы и требования, а в других только разрядные требования. Разрядные нормативы обычно выражены в мерах времени, длины, веса и других количественных показателях. Разрядные требования определяются такими положениями:

- занять определенное  место на соревнованиях того  или иного масштаба;

- добиться определенного  количества побед над спортсменами  соответствующих разрядов.

Спортивная классификация носит подвижный, динамичный характер. Периодически в нее вносятся коррективы, связанные со спортивной практикой, на которую влияют прогрессивные изменения в теории и практике подготовки спортсменов, их техническая оснащенность и др.

 

 

 

 

Возрастные особенности студенческой молодежи, специфика учебного труда и быта студентов, особенности их возможностей и условий занятий физической культурой и спортом позволяют выделить в особую категорию студенческий спорт.

Организационные особенности студенческого спорта:

·        доступность и возможность заниматься спортом в часы обязательных учебных занятий по дисциплине «Физическая культура» (элективный курс в основном учебном отделении, учебно-тренировочные занятия в спортивном учебном отделении);

·        возможность заниматься спортом в свободное от учебных академических занятий

·        время в вузовских спортивных секциях и группах, а также самостоятельно;

·        возможность систематически участвовать в студенческих спортивных соревнованиях доступного уровня (в учебных зачетных соревнованиях, во внутри- и вневузовских соревнованиях по избранным видам спорта).

Вся эта система дает возможность каждому практически здоровому студенту сначала познакомиться, а затем выбрать вид спорта для регулярных занятий.

 

 

Спорт в высшем учебном заведении

Учебная программа по физической культуре предусматривает свободу выбора видов спорта для студентов основного и спортивного отделений. После периода активной теоретико-методической и общефизической подготовки на I курсе студентам предлагается самостоятельно выбрать вид спорта или систему физических упражнений для систематических занятий в процессе обучения в вузе.

Спорт в элективном курсе физического вое питания студентов — эта та часть преимущественно практических занятий учебной дисциплины «Физическая культура», в которой вид спорта студенты выбирают самостоятельно (из числа предложенных кафедрой физического воспитания). Однако здесь уместно сделать небольшую оговорку: в учебную программу могут быть включены только те виды спорта, которые связаны с повышенной двигательной активностью. Поэтому в рабочую программу не включаются шахматы, шашки и т.п.

Мотивация выбора того или другого вида спорта у каждого студента, конечно, своя, но принципиально в этом процессе то, что «не меня выбирают, а Я выбираю». Поэтому, например, студенту с «небаскетбольным» ростом, желающему заниматься баскетболом (где всегда имели преимущество высокорослые), никто не вправе отказать в его желании.

Между тем практика работы ряда вузов показывает, что в некоторых случаях такие отказы правомерны. Так, «права выбора» лишаются те студенты, которые в обязательных тестах общей физической подготовки (например, у мужчин — бег на 100 и 3000 м, подтягивание на перекладине) не показывают результатов, равных 1 очку в каждом упражнении. Эти студенты проходят подготовку в группах ОФП (общей физической подготовки); при ограниченных возможностях комплектации учебных групп по отдельным видам спорта (разрешается не более 15 человек в одной группе) преимущество отдается студентам, набравшим в трех указанных обязательных тестах ОФП большее количество очков. Такой опыт комплектации учебных групп в отдельных вузах не обязателен для других. Подобная практика часто носит вынужденный характер — из-за ограниченности мест занятий и других причин.

 

 

 

 

 

 

Мотивационные варианты и обоснование индивидуального выбора студентов

Как показывает многолетний опыт, при выборе видов спорта (или систем физических упражнений) у большей части студентов не наблюдается четкой, осознанной и обоснованной мотивации.

Чаще всего выбор определяется случайностью: то вместе с другом или подругой; то преподаватель более симпатичен; то расписание более удобно... Гораздо реже выбор опирается на устойчивый интерес к определенному виду спорта или на понимании необходимости выполнять те или иные физические упражнения, чтобы исправить недостатки в своем физическом развитии или функциональной подготовленности. А случайный выбор, как правило, приводит к утрате интереса и снижению активности, а значит, занятия не будут эффективными.

Из далекой древности дошел до нас призыв древнегреческого мыслителя Сократа «Познай самого себя!». Поэтому объективная оценка своего физического развития, телосложения, физической подготовленности, а также предварительное ознакомление с «возможностями» различных видов спорта необходимы для осознанного и оправданного

Информация о работе Массовый спорт и спорт высших достижений их цели и задачи