Медитация как вид рекреации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 22:01, реферат

Краткое описание

Медитация, чуждая европейцам психотехника, активно входит в нашу жизнь. Все больше и больше появляется литературы о восточных учениях, многие мастера приглашают на занятия йоге, цигун и другим направлениям восточной философии. Как и другие психотехники, расширяющие сознание, позволяющие выйти за рамки обычных представлений о себе и мире, многие формы медитации предлагают то, в чем, очевидно, нуждаются многие европейцы. Несмотря на то, что многие исследователи настороженно относятся к этому (например, Юнг считал, что путем имитации методов, взращенных совсем иными психологическими условиями, ничего не добьешься) все больше людей привлекает возможность обнаружить и развить

Содержание

Введение..................................................................................................................3
Роль медитативных практик в европоцентристской культуре XX века..........4
Основные черты большинства медитативных практик......................................4
Буддистская медитация как метод духовного развития.....................................5
Медитативные практики в христианстве.............................................................7
Медитатативные практики в сферах образования, воспитания и
профессионального самосовершенствования......................................................8
Медитация как путь самотрансформации и средства
Самопрограммирования.........................................................................................9

Список литературы.............................................................................................11

Вложенные файлы: 1 файл

Медитация.docx

— 34.03 Кб (Скачать файл)

Национальный Государственный  университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта.

 

 

 

 

Реферат на тему:

 

«Медитация как вид  рекреации»

 

 

Выполнил:

Студент 505 группы,

тренерского факультета

Кузнецов Антон

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012г

Оглавление

Введение..................................................................................................................3

Роль медитативных практик  в европоцентристской культуре XX века..........4

Основные черты большинства  медитативных практик......................................4

Буддистская медитация как  метод духовного развития.....................................5

Медитативные практики в  христианстве.............................................................7

 Медитатативные практики в сферах образования, воспитания и

профессионального самосовершенствования......................................................8

Медитация как путь самотрансформации  и средства

Самопрограммирования.........................................................................................9

 

Список литературы.............................................................................................11

 

 

 

 

 

Введение

 

Медитация, чуждая европейцам психотехника, активно входит в нашу жизнь. Все больше и больше появляется литературы о восточных учениях, многие мастера приглашают на занятия  йоге, цигун и другим направлениям восточной философии. Как и другие психотехники, расширяющие сознание, позволяющие выйти за рамки обычных  представлений о себе и мире, многие формы медитации предлагают то, в  чем, очевидно, нуждаются многие европейцы. Несмотря на то, что многие исследователи  настороженно относятся к этому (например, Юнг считал, что путем  имитации методов, взращенных совсем иными  психологическими условиями, ничего не добьешься) все больше людей привлекает возможность обнаружить и развить

скрытые возможности, выходящие  за рамки обыденных норм.

Однако отсутствие научного объяснения этих возможностей превращает использование таких психотехник  в подчас опасное занятие. Необходима дальнейшая разработка вопросов о природе  сознания. Таким образом, актуальность выбранной темы очевидна, перед нами стоит проблема изучения способов изменения сознания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Роль медитативных практик в европоцентристской культуре XX века

 

Стрессовые ситуации, преждевременное  старение, психосоматические болезни, информационные перегрузки, быстрый темп жизни и экологические проблемы – этому мы обязаны эпохе научно-технической революции. Технократический характер современной цивилизации порождает отсталость в развитии духовной составляющей человека. Современный человек затрудняется найти ответы на свои вопросы в науке, литературе или философии, и решения проблем духовного развития остаются в зачаточном состоянии. Как писал Шри Ауробиндо, “духовность не есть интеллектуальность, не идеализм, не поворот ума к этике, к чистой морали или аскетизму; это не есть религиозность или страстный эмоциональный подъём духа... Духовность в своей сущности есть пробуждение внутренней действительности нашего существа, нашей души...”

Приход медитации на Запад  ознаменовался быстротой и размахом. Поэтому понятен и оправдан рост интереса к медитативным практикам, который в западном обществе активно начался в эпоху хиппи, “детей цветов”, когда зародилось движение ньюэйдж и всевозможные институты развития способностей человека типа Esalen и Big Sur.

 

 

Основные черты  большинства медитативных практик

 

Какие черты медитативных практик можно выделить как характерные? Начало любой медитации – концентрация, сосредоточенность ума, отрешённость от всего постороннего, что не связано с объектом концентрации, от всех внутренних, второстепенных переживаний. Начиная со средоточения ума на объекте и проходя через этап проникновения в объект, практикующий полностью растворяется в нём, сливается с ним – объект заполняет пространство сознания. Как правило, характер объекта определённым образом ограничивает глубину достигаемой концентрации. Как только внимание отвлекается от объекта концентрации, медитирующий должен произвольным усилием воли вернуть его к объекту. Постепенно, по мере тренировок помехи всё меньше отвлекают внимание и объект остаётся центром концентрации. На этом этапе доминируют чувства энтузиазма, удовлетворения, иногда наблюдаются светящиеся образы, необычные телесные ощущения. По мере углубления концентрации человека могут посещать видения, ментальные процессы в виде образов оживляются при уменьшении сфокусированности. При последующем продвижении возникает момент, когда исчезает обыденное сознание, полностью рассеиваются ощущения и посторонние мысли. Более глубокие уровни концентрации связаны с обращением ума к чувствам восторга и блаженства; появляется невозмутимость, сознание бесконечного. По моему мнению, это рассеивание ощущений и посторонних мыслей в процессе медитации, существует во всех системах медитации, только называется разными именами: “остановка внутреннего диалога” у Кастанеды, механический “ненужный разговор” у Гурджиева и так далее. Независимо от идейной подоплёки, практикующие медитацию учатся контролировать и управлять умом, что приводит к улучшению памяти, внимания; приобретают чувство глубинного спокойствия, психической релаксации, улучшают психическое функционирование, что в свою очередь ведёт к улучшению соматического

состояния. Эти попутные эффекты не являются единственной целью  медитации. Одна из общих черт медитативных практик – идея о том, что медитация должна стать образом жизни практикующего. При всех видах медитации достигается этап, который описывается как прозрение, экстаз, просветление, прорыв за пределы обычного сознания, состояния ума, “прыжок” в бессознательное, к глубинным пластам своего существа, пребывание в сфере сознания как противоположности сфере рассудка, ума.

Изложенные общие черты  можно найти как в древнейших формах медитативных практик (дзэн, йога), так и в современных техниках (аутотренинг, трансцендентальная медитация).

 

 

Буддистская медитация  как метод духовного развития

 

Правильное сосредоточение имеет четыре ступени. На первом этапе  ум сосредотачивается на осмыслении и истолковании истин; на втором этапе отбрасываются излишние умствование и беспокойство; на третьей ступени идёт освобождение от радости рассеивания сомнений и от ощущения телесности; наконец, четвёртая ступень – это достижение полной невозмутимости, безразличия и отрешённости. Процесс созерцания (дхьяна) может также быть разделён на четыре ступени:

·         спокойное и свободное от чувственности  исследование предмета,

выбранного для созерцания;

·         мысль остаётся сосредоточенной  на предмете созерцания, но ум

освобождается от рассуждений;

·         ум полностью освобождается от всех страстей и индивидуализма;

·         очищенность и безразличность ума  ко всем воздействиям.

Медитативные традиции буддизма не были предназначены простым людям

(разделение на кзотерическое/эзотерическое  учение). Методика буддийской

медитации имела значительно  больше сложных элементов и прямо  связана с

другими эзотерическими традициями Востока. Например, широко распространена была концентрация на цветных кругах, медитация над отражением Луны над поверхностью водной глади, а также представление себя размером с насекомое. После того, как удавалось добиться ощущения окружающего мира с точки зрения мелкого насекомого, следовало в процессе медитации представить себя величиной с гору. Считалось, что благодаря такой практике достигается космическое расширение сознания. Созерцание движущихся вод, волнистой поверхности гор в чём-то было аналогично действию музыки, танца, ритму произнесения мантр – оно вырывало человека из-под власти реальности, погружая в состояние транса. Восприятие мира в средневековом Китае было медитативным, сосуществуя рядом с созерцательными упражнениями и формируясь под их влиянием. В буддизме медитация – это не просто упражнение, которое проводится в комнате и не связано с жизнью. С точки зрения буддиста – это нечто, что помогает сделать жизнь лучше.

В процессе медитации делаются обязательные три вещи: изучение того, чем

занимается практикующий; затем обдумывание этого до тех  пор, пока он поймёт; затем взращивание благотворной привычки медитировать. В этом процессе медитация интегрируется и становится частью её практикующего. В буддизме не предлагается делать что-то, исходя лишь из слепой веры. Только поняв учение и убедившись в том, что практикующий хочет его применять, он начинает медитировать. Таким образом, медитация означает взращивание определенной благотворной привычки, превращение ее в часть нас самих.

Сам процесс буддийской медитации  состоит из двух частей:

·         «аналитическая» медитация;

·         «стабилизирующая» медитация .

Первая часть помогает медитирующему различить, увидеть  вещи некоторым более благотворным образом, видеть реальность, а не проекции собственных фантазий. Это делается для того, чтобы почувствовать. На этом уровне процесс практики не вербален. Научившись смотреть на мир, чувствуя в себе подобные благотворные установки, практикующему можно переходить к стабилизирующей ступени, которая состоит в том, что мы максимально сосредотачиваемся на том, что он видит. При занятиях медитацией важно научиться сосредотачиваться, избавиться от помех, а для того, чтобы удерживать сосредоточение, нужно корректировать свое внимание, когда оно отвлекается. В разных буддийских традициях это делается по разному. Рекомендуется не быть привязанным к единственной практике. В буддийских практиках существуют различные типы объектов, на которых можно сосредотачиваться в процессе медитации: например, определенный объект, или даже сам ум, процесс мышления. В практиках Махаяны предлагается

концентрировать внимание на ментальных явлениях. В тантре для  сосредоточения используется визуализация самих себя в образе Будды.

 

 

 

Медитативные  практики в христианстве

 

С установлением и всеобщей победой христианства в Европе основной акцент медитативной практики сместился в сторону длительных молитв и схоластических рассуждений. Молитвы длились иной раз несколько часов, что представляло собой вид медитации. Более сложные медитативные практики существовали в закрытых духовных орденах (доминиканцев, тамплиеров, госпитальеров). Вывод о наличии специальных упражнений можно сделать, исходя из некоторых высказываний (например: “Ищи сокровище в сердце своём” у тамплиеров, что полностью соответствует многим восточным учениям), существования “Логосмедитации”, православной “Иисусовой молитвы”, иезуитских “экзерциций”. Есть существенные совпадения между основными элементами этих упражнений и

практикой йогической медитации. То же можно сказать о продолжительных

молитвах преподобного Серафима Саровского. “Иисусова молитва” повторялась  им многократно, подобно практике беспрерывного чтения мантр в джапа-медитации. Многие христианские мыслители выходили за тесные рамки учения, например, Мейстер Экхарт. По Экхарту, человек способен познать Бога благодаря тому, что в самом человеке заложена “искорка”, единосущая Богу. Отрешаясь от своего “Я”, соединяясь с Божественным “ничто”, душа человека является средством порождения Богом самого себя.

К сожалению, и по сей день появляются “воинствующие” или слишком  ограниченно понимающие букву Учения – такое ощущение у меня возникло при прочтении книги “Православие и религия будущего” иеромонаха Серафима Роуза (1934-1982). В этом труде Серафим Роуз выступил с критикой не только медитации, но также большинства практик личностного развития, многих религий и конфессий (экуменизма, пятидесятников и т.д.).

 

 

 

Медитатативные  практики в сферах образования, воспитания и профессионального самосовершенствования

 

Для достижения вершины или  просто успеха в любой деятельности человеку нужно оптимальное состояние готовности к ней, что хорошо известно педагогам. Как отмечает проф. Ю.А. Гагин, с акмеологической точки зрения успех – это легкость, чаще всего необъяснимая, с которой что-либо достигается». Одним из популярных ныне методов самоформирования состояния для достижения успеха является медитация. Этот метод пришел в западный мир с Востока и практикуется для психологической подготовки лиц, чья профессиональная деятельность сопряжена со стрессом, большими нервно-психическими и физическими нагрузками, риском для жизни и большой моральной ответственностью.

Медитация - это, с одной  стороны, высшее трансовое состояние  внутренней

интеграции психики, сконцентрированной на каком-то образе или идее, с другой - это достижение единства духа (волевая сфера) с душой (эмоциональная сфера) и телом (физическая сфера самоощущения). Замечательный русский писатель Михаил Пришвин назвал медитацию «состоянием собранности», что, например, совпадает с пониманием «собранности» у спортсменов, находящихся в так называемой спортивной форме и переживающих оптимальное боевое состояние готовности к состязанию. Обычно это состояние переживается как внутренний покой, отсутствие каких-либо посторонних мыслей кроме доминирующего образа

цели, ощущение спокойной  радостной уверенности в себе, в своих силах и

возможностях на фоне легкого  приятного возбуждения.

Информация о работе Медитация как вид рекреации