Менеджмент в системах физической культуры и спорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 19:34, реферат

Краткое описание

Среди российских специалистов все более утверждается практика использовать термин "менеджмент" как синоним русскою слова "управление". Действительно, термин "менеджмент" синоним слова "управление", но не полностью. Смысл слова "управление" значительно шире, так как оно употребляется применительно к различным сферам человеческой деятельности. Поэтому зарубежные специалисты термин "менеджмент" употребляют применительно к теории и практике управления социально-экономическими процессами в условиях рынка, рыночной экономики.

Вложенные файлы: 1 файл

физ ра отовая.docx

— 16.05 Кб (Скачать файл)

Менеджмен в системе физической культуры

     Среди российских специалистов все более  утверждается практика использовать термин "менеджмент" как синоним русскою  слова "управление". Действительно, термин "менеджмент" синоним слова "управление", но не полностью. Смысл  слова "управление" значительно  шире, так как оно употребляется  применительно к различным сферам человеческой деятельности. Поэтому  зарубежные специалисты термин "менеджмент" употребляют применительно к  теории и практике управления социально-экономическими процессами в условиях рынка, рыночной экономики.

     В"словаре иностранных слов" менеджмент переводится на русский язык как совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности и прибыльности. В англоязычных странах термин "менеджмент" употребляется довольно свободно и в различных значениях, по чаше всего применительно к управлению социально-экономическими процессами па уровне фирмы, действующей в рыночных условиях.

     Спортивный  менеджмент - один из видов отраслевого  специального менеджмента, который  имеет дело с управлением организациями  физкультурно-спортивной направленности. В связи с таким подходом организация  является ключевым понятием спортивного  менеджмента.

     С позиций менеджмента физическая культура и спорт - это не только "целесообразная двигательная деятельность человека", не только совокупность специальных  средств и методов направленного  развития физической дееспособности людей, как утверждается в теории физической культуры. Физическую культуру и спорт  в качестве объекта социального  управления не только правомерно, но и  необходимо рассматривать как определенное множество физкультурно-спортивных организаций - спортивных школ, спортивных клубов, спортивных команд по видам  спорта (футболу, хоккею, баскетболу, волейболу  и др.), стадионов, спортивно-оздоровительных  центров, спортивных федераций и  т.п.

     Следует отметить, что в современной России физкультурно-спортивную работу проводят 100 тыс. различного вида физкультурных  и спортивных организаций, в которых  трудятся более 241,8 тыс. специалистов - тренеров, преподавателей, учителей физической культуры, инструкторов-методистов и других категорий работников, а также более полумиллиона рабочих и технического персонала. Продукт их трудовой деятельности - это физкультурно-спортивные услуги, то есть организованные формы занятий физическими упражнениями и спортом, программы спортивной тренировки и физкультурно-оздоровительных занятий, спортивные зрелища и т.п.

     Таким образом, организация - ключевое понятие  спортивного менеджмента. Общий  и специальный менеджмент имеет  еще одно характерное свойство. Менеджмент связан с наличием в организации  профессиональных руководителей, которых  за рубежом называют менеджерами.

     Спортивный  менеджер - это специалист, занимающий, как правило, руководящую должность  в физкультурно-спортивной организации  и владеющий искусством научного управления. Искусство менеджмента  характеризуется особенностями  умения того или иного спортивного  менеджера применять общепринятые принципы, методы и технологию управления в своей конкретной управленческой деятельности.

     Подведем  некоторые итоги. Таким образом, спортивный менеджмент - это специальная  теория и практика управления физкультурными и спортивными организациями  в рыночных условиях, это один из отраслевых видов менеджмента, одна из отраслевых сфер управленческой деятельности в условиях рынка. Объектом спортивного  менеджмента как самостоятельной  науки является совокупность физкультурно-спортивных организаций страны, продуктом деятельности которых являются физкультурно-спортивные услуги.

       Предмет спортивного менеджмента  - управленческие отношения, складывающиеся  в процессе взаимодействия субъекта  и объекта управления внутри  организаций физкультурно-спортивной  направленности и взаимодействия  этих организаций с внешней  средой в процессе производства  и распространения физкультурно-спортивных  услуг. 

     Следует также отметить, что специалисты  выделяют несколько функциональных разновидностей менеджмента: стратегический менеджмент, финансовый менеджмент, персонал-менеджмент, проектный менеджмент, инновационный  менеджмент, маркетинговый подход в спортивном менеджменте и др. Задача спортивного менеджмента как учебной дисциплины - обеспечение целостного представления об отраслевой системе управления, о принципах, закономерностях и технологии управления в организациях отрасли физической культуры и спорта в современных рыночных условиях России. Учитывая складывающуюся традицию, в дальнейшем мы будем употреблять термин "спортивный менеджмент" в том же значении, что и давно известное словосочетание "управление физической культурой и спортом".

1.2. Физическая культура  и спорт в системе  рыночных отношений

Спортивный  менеджмент тесно связан с главными факторами рентами рыночной экономики - формами собственности, системой свободного ценообразования, конкуренцией, правом свободного выбора как для спортивного предпринимателя, так и для потребителей услуг, зависимостью доходов предпринимателя от результатов его труда и ситуации на рынке физкультурно-спортивных услуг и др. Включение физической культуры и спорта в систему рыночных отношений обусловливают соответствующие особенности управления этой отраслью сферы услуг.

Рыночная  экономика способствует развитию предпринимательства  в сфере физической культуры и  спорта, росту числа собственников  физкультурных и спортивных организаций, увеличению многообразия их организационно-правовых форм, расширению спектра и улучшению  качества предоставляемых населению  физкультурно-спортивных услуг. Основным видами физкультурно-спортивных услуг  являются:

организованные  формы занятий физическими упражнениями и спортом в виде урочных занятий, спортивных и оздоровительных секций, спортивных команд и клубов и т.п.; спортивные зрелища;

разработка  методик, методических комплексов физкультурно-оздоровительных  занятий, программ физического воспитания и систем подготовки спортсменов.

Следует отметить особенности функционирования физической культуры и спорта в рыночных условиях. Их несколько, главными из которых являются:

преобразование  физической культуры и спорта в сферу  услуг как специфическую совокупность социально-педагогических форм деятельности, осуществляемой в целях физического  воспитания населения;

децентрализация управления отраслью физической культуры и спорта;

возросшее многообразие организационно-правовых форм физкультурных и спортивных организаций;

правовое  закрепление официального статуса  профессионального спорта и его  развитие в России;

все возрастающее экономическое значение физической культуры и спорта, развивающихся в основном на основе коммерческого хозрасчета;

возникновение конкуренции физкультурных и  спортивных организаций и свободное  ценообразование на услуги физической культуры и спорта.

В рыночных условиях существенно возрастает роль физической культуры и спорта в самоутверждении  и самореализации личности как важнейшей  социальной ценности, в удовлетворении потребностей людей в физическом совершенствовании, в рациональном использовании свободного времени.


Информация о работе Менеджмент в системах физической культуры и спорта