Содержание
Хронические
профессиональные заболевания
Таблица
1 Динамика производственного травматизма
по видам экономической деятельности
в Российской Федерации за 2004-2006 гг.
- Физминутки :
- Основные задачи физкультминутки
- варианты проведения физкультминуток
- Упражнения для головы, шейного и грудного
отделов позвоночника «Имитации».
- Упражнение для рук
- Упражнения для ног
- Комплекс упражнений для улучшения мозгового
кровообращения
- Комплекс упражнений для снятия утомления
с плечевого пояса и рук.
- Комплекс упражнений для снятия напряжения
с мышц туловища
- . Математическая гимнастика для глаз
(варианты проведения физминуток для глаз на уроках математики
- Упражнения для глаз с использованием
геометрических фигур, расположенных
на стене классной комнаты.
- Упражнения: «8», «знак бесконечности»,
«геометрическая зарядка».
Меры для понижения
показателя травматизма на предприятиях.
(Тольяттинский Государственный
Университет)
Целью моего доклада сегодня
являются предложить меры для понижения
показателя травматизма на предприятиях.
На данный момент статистика по России
на предприятиях оставляет желать лучшего.
По данным Федеральной инспекции
труда РФ, начиная с 1995 года, уровень травматизма
на частных предприятиях отмечается в
несколько раз выше (более чем в 3 раза),
чем на государственных.
В настоящее время в России на производстве
ежемесячно погибает 650 человек, 1000 человек
выходят на инвалидность, около 20% человек
работает в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим
нормам.
Удельный вес рабочих мест с вредными
и опасными условиями труда вырос с 1990
года по настоящее время более чем на 5%
и составляет в последние годы в среднем
примерно 23%, достигая в отдельных отраслях
производства трети и даже половины.
Первичный выход на инвалидность с 1990
года вырос примерно на 50%.
С учётом реального объёма производства,
показатели травматизма в России постоянно
возрастают (при некотором численном сокращении
числа травм на производстве в последние
годы). Экономические потери при этом ежегодно
возрастают на 10-30%.
Хронические профессиональные
заболевания развиваются после многократного
и длительного воздействия вредных производственных
факторов, например, вибрации, производственного
шума и др.
Неблагоприятные (вредные) условия
труда могут создаваться запыленностью
(шахты, цементное производство), загазованностью
(химическое производство, кирпичные заводы),
повышенной влажностью, производственным
шумом, вибрацией, неудобной рабочей позой,
тяжёлым физическим трудом и др.
В зависимости от вида производственных
вредностей могут развиться такие заболевания
как пневмокониозы, повреждение кожных
покровов, нарушение опорно-двигательного
аппарата, виброболезнь, шумовая болезнь
(тугоухость) и др.
В России в настоящее время ежегодно
регистрируется до 12-13 тысяч профессиональных
заболеваний. Для сравнения, примерно
такое же количество регистрируется в
Финляндии, а в США сотни тысяч (более 500)
профессиональных заболеваний в год. Очевидно,
что сравнительно небольшое количество
ежегодно устанавливаемых профессиональных
заболеваний в России вызвано не лучшими
условиями труда, а недостатками в диагностике
профессиональных заболеваний на ранней
стадии их развития и низкой личностной
оценкой своего здоровья.
Чтобы избежать этих не
желательных последствий кроме
обязательных предварительных и
периодических медицинских осмотров,
следует ввести на предприятиях
физминутки, которые будут нацелены на
устранение усталости и рассеянности,
повышения концентрации и внимательности
рабочих. Тем самым на предприятиях уменьшается
показатель производственных травм и
профессиональных заболеваний. Вот есть
статистика за 2004-2006
Таблица 1 Динамика производственного
травматизма по видам экономической деятельности
в Российской Федерации за 2004-2006 гг.
Виды экономической деятельности |
Численность пострадавших с
утратой трудоспособности на один рабочий
день и более и со смертельным исходом
в расчете на 1000 работающих, К ч |
Численность пострадавших со
смертельным исходом в расчете на 1000 работающих,
К ч см |
2004 |
2005 |
2006 |
2004 |
2005 |
2006 |
Сельское хозяйство, охота и
лесное хозяйство |
5,8 |
5,3 |
4,9 |
0,213 |
0,198 |
0,205 |
Рыболовство, рыбоводство |
3,2 |
2,7 |
3,2 |
0,506 |
0,380 |
0,325 |
Добыча полезных ископаемых |
5,1 |
4,7 |
4,0 |
0,318 |
0,279 |
0,268 |
Обрабатывающие производства |
3,9 |
3,6 |
3,5 |
0,092 |
0,096 |
0,087 |
Производство и распределение
электроэнергии, газа и воды |
1,9 |
1,7 |
1,7 |
0,108 |
0,107 |
0,096 |
Строительство |
4,4 |
4,4 |
4,1 |
0,333 |
0,312 |
0,332 |
Оптовая и розничная торговля,
ремонт автотранспортных средств, мотоциклов,
бытовых изделий и предметов личного пользования |
1,8 |
1,8 |
1,6 |
0,123 |
0,126 |
0,11 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Гостиницы и рестораны |
2,1 |
1,3 |
1,2 |
0,029 |
0,027 |
0,013 |
Транспорт и связь |
2,4 |
2,2 |
2,0 |
0,114 |
0,112 |
0,099 |
Операции с недвижимым имуществом,
аренда и предоставление услуг |
2,2 |
2,1 |
2,0 |
0,090 |
0,097 |
,102 |
Здравоохранение и предоставление
социальных услуг |
1,6 |
1,4 |
1,3 |
0,013 |
0,016 |
0,013 |
Предоставление прочих коммунальных,
социальных и персональных услуг |
2.9 |
2,9 |
2,6 |
0,127 |
0,118 |
0,1 |
Физминутки :
Основные задачи физкультминутки:
1) снять усталость и напряжение;
2) внести эмоциональный заряд;
3) совершенствовать общую моторику;
4) выработать четкие координированные
действия во взаимосвязи с речью;
5) тренировка скоростных навыков выполнения
мыслительных операций.
Физкультурная минутка представляет
собой небольшой комплекс из 3-4 упражнений,
не требующих сложной координации движений,
предназначенных для развития мышц туловища
и шеи, рук, головы, глаз. По времени эти
упражнения занимают около 2 минут. Комплексы
подбираются в зависимости от содержания
нагрузки на данном предприятии.
Рассмотрим несколько вариантов
проведения физкультминуток.
1. Упражнения для головы,
шейного и грудного отделов
позвоночника «Имитации».
Цель: снять утомление у ребенка, обеспечить
активный отдых и повысить умственную
работоспособность учащихся.
Для проведения физкультминутки используются
упражнения для головы, шейного и грудного
отделов позвоночника:
Упражнения:
1) «Черепаха»: наклоны головы вперед-назад.
2) «Маятник»: наклоны головы вправо-влево.
3) «Собачка»: вращение головы вокруг воображаемой
оси, проходящей через нос и затылок.
4) «Сова»: поворот головы вправо-влево.
5) «Ёжик нахмурился» (плечи вперёд, подбородок
к груди) → «Ёжик весёлый» (плечи назад,
голову назад).
6) «Весы»: левое плечо вверх, правое вниз.
Поменять положение рук.
7) «Тянемся – потянемся»: руки вверх, вытягиваем
позвоночник
2. Упражнение для рук
1) «Волна»: пальцы сцеплены в
замок, поочередно открывая и
закрывая ладони, учащиеся имитируют
движения волн.
2) «Встреча с братом»: поочередно касаемся
подушечками 2-5 пальцев руки с большим
пальцем.
3) «Кулачки»: сжимаем и разжимаем кулачки.
3. Упражнения для ног
Цель: профилактика застоя крови в нижних
конечностях (целесообразна после длительной
работы в положении сидя и стоя).
1) «С носка на пятку»: попеременно
становимся на носки, затем на
пятки (в положении сидя или
стоя).
2) «Шаги (степ)»: ходьба на месте, не отрывая
носков от пола.
3) «Коленками рисуем круг»: прижимаем
колени плотно друг к другу, ладони рук
помещаем на колени и вращаем ими, делая
круги сначала в одну сторону, затем в
другую.
4) Приседание.
4. Комплекс упражнений
для улучшения мозгового кровообращения
а) Исходное положение – сидя на стуле.
1-голову наклонить вправо; 2-исходное положение;
3-голову наклонить влево; 4-исходное положение;
5-голову наклонить вперёд, плечи не поднимать;
6-исходное положение. Повторить 3-4 раза.
Темп медленный.
б) Исходное положение – стоя, руки на
поясе.
1-поворот головы направо; 2-исходное положение;
3-поворот головы налево; 4-исходное положение.
Повторить 4-5 раз. Темп медленный.
5. Комплекс упражнений для
снятия утомления с плечевого пояса и
рук.
а) Исходное положение – стоя, руки на
поясе.
1-правую руку вперёд, левую вверх; 2-переменить
положение рук. Повторить 3-4 раза. Затем
расслабленно опустить вниз и потрясти
кистями, голову наклонить вперёд. Затем
повторить ещё 3-4 раза. Темп средний.
б) Исходное положение – сидя или стоя.
Кисти тыльной стороной на поясе.
1-2 – свести локти вперёд, голову наклонить
вперёд; 3-4 – локти назад, прогнуться. Повторить
5-6 раз. Затем руки вниз и потрясти ими
расслабленно. Темп медленный.
в) Исходное положение – сидя, руки вверх.
1-сжать кисти в кулак; 2-разжать кисти.
Повторить 6-8 раз. Затем руки расслабленно
опустить вниз и потрясти кистями. Темп
средний.
6. Комплекс упражнений
для снятия напряжения с мышц
туловища
а) Исходное положение – стойка, ноги врозь,
руки за голову.
1-5-круговые движения тазом в одну сторону;
4-6-круговые движения тазом в другую сторону;
7-8 – руки вниз и расслабленно потрясти
кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
б) Исходное положение – стойка, ноги врозь.
1-2-наклон в сторону, правая рука скользит
вдоль ноги вниз, левая, согнутая, вдоль
тела вверх; 3-4 – исходное положение; 5-8-то
же в другую сторону.
Повторить 5-6 раз. Темп средний.
7. Математическая
гимнастика для глаз (варианты проведения
физминуток для глаз на уроках математики
90 % всей информации об окружающем
мире человек получает с помощью
органов зрения. Нагрузка на глаза
у современного ребенка огромная,
а отдыхают они только во
время сна. Гимнастика полезна
всем, а детям особенно, для профилактики
нарушений зрения.
7.1. Упражнения для глаз с использованием
геометрических фигур, расположенных
на стене классной комнаты.
Цель: расширение зрительной активности,
снятие утомления на уроке.
На листе ватмана изображаются различные
цветные фигуры (квадрат, круг, ромб и.т.д.),
вырезаются и размещаются на стене в кабинете.
Во время физминутки дается задание последовательно
перемещать взгляд с одной фигуры на другую
(самостоятельно) или по названию фигуры
(цвета) учителем. Упражнение можно выполнять
сидя и стоя.
7.2. Упражнения: «8», «знак бесконечности»,
«геометрическая зарядка».
Цель: снятие зрительного напряжения.
Задание 1: нарисуйте движениями глаз
на доске цифру 8.
Задание 2: нарисуйте движениями глаз
на доске знак бесконечности ∞.
8 ∞
Данное упражнение можно разнообразить
в виде стихотворной инструкции:
Нарисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни вершиной вниз.
И вновь глазами ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям води.
И на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы, наконец.
Зарядка окончилась. Ты – молодец!
7.3. Упражнение «Цифровые таблицы».
Цель: развитие психического темпа восприятия,
в частности скорости зрительных ориентировочно-поисковых
движений.
Таблица представляет собой разграфленный
на несколько ячеек квадрат с вписанными
в ячейки в беспорядке числами от 1 до n (max 25).
При работе с ними надо, концентрируя взгляд
в центре таблицы, видеть ее всю целиком
и найти все видимые цифры по порядку нарастания
счета.
7.4. Комплекс упражнений
для глаз:
1) вертикальные движения глаз
вверх-вниз;
2) горизонтальные вправо-влево;
3) вращение глазами по часовой стрелке
и против;
4) закрыть глаза и представить по очереди
цвета радуги (Каждый охотник желает знать,
где сидит фазан»).
Литературные источники:
http://www.znakcomplect.ru/proizvodstvenniy-travmatizm-i-professionalnye-zabolevaniya.php
http://marpo-mat.jimdo.com/%D1%83%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8E-%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B8/%D1%84%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D1%83%D1%82%D0%BA%D0%B8/
http://www.bestreferat.ru/referat-150292.html
http://t-n-deni.narod.ru/mo2.html