Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 14:24, контрольная работа
Физическое самовоспитание понимается как процесс целенаправленной, сознательной, планомерной работы над собой и ориентированный на формирование физической культуры личности. Он включает совокупность приемов и видов деятельности, определяющих и регулирующих эмоционально окрашенную, действенную позицию личности в отношении своего здоровья, психофизического состояния, физического совершенствования и образования.
1.Физическое самовоспитание………………………………..………………..3
2.Определение состояния (уровня) физической работоспособности………..5
3.Различия между занятиями физическими
упражнениями восстановительной, рекреационной и тренировочной направленности…………………………………………………………………..6
4. Принципы дозирования нагрузки, частоте и
продолжительности занятий физическими упражнениями в зависимости от уровня физической подготовленности……........................................................8
Контрольная работа
Тема: «Методика составления индивидуальных Программ
физического самовоспитания и занятий
с оздоровительной, рекреационной
и восстановительной направленностью»
Содержание:
1.Физическое самовоспитание………
2.Определение состояния
(уровня) физической работоспособности……
3.Различия между занятиями
физическими
упражнениями восстановительной, рекреационной
и тренировочной направленности…………………………………………
4. Принципы дозирования нагрузки, частоте и
продолжительности занятий физическими
упражнениями в зависимости от уровня
физической подготовленности……............
1. «Физическое самовоспитание»
Физическое самовоспитание понимается как процесс целенаправленной, сознательной, планомерной работы над собой и ориентированный на формирование физической культуры личности. Он включает совокупность приемов и видов деятельности, определяющих и регулирующих эмоционально окрашенную, действенную позицию личности в отношении своего здоровья, психофизического состояния, физического совершенствования и образования.
Процесс физического самовоспитания включает три основных этапа.
Начальный этап связан с формированием ценностно-смыслового отношения человека к своей физической форме. Сюда входят и знание теоретических основ физического развития и коррекции здоровья, и знание своих психофизических возможностей, и формирование положительного эмоционально-волевого настроя на физическое самовоспитание.
Следующий этап — преобразовательный. Здесь, исходя из самохарактеристики, определяется цель и индивидуальная программа физического самовоспитания. Цель может носить обобщенный характер и ставится, как правило, на большой отрезок времени — годы. Например, цель индивидуальной программы физического самовоспитания с оздоровительной направленностью — коррекция здоровья и повышение физической подготовленности в соответствии с требованиями будущей профессиональной деятельности. В этом случае, для реализации цели подбираются средства и методы физического самовоспитания с учетом своих интересов, возможностей, условий. (Это может быть плавание, ходьба на лыжах, спортивные игры, занятия на тренажерах и любой другой вид физических упражнений).
В целях правильного дозирования физической нагрузки по интенсивности, объему, продолжительности занятий необходимо оценить свое физическое развитие, определить уровень подготовленности и, сравнивая их с рекомендуемыми стандартами, разработать индивидуальную двигательную программу.
Последний этап — творческий. Это этап самореализации студентов и выпускников вузов в сфере физической культуры.
2. «Определение состояния (уровня) физической работоспособности»
В спортивной практике в последнее время для определения уровня спортивной подготовленности используют модифицированный тест Купера, где после окончания 12-минутного теста определяется ЧСС в течение первых 30 сек на 2, 3, 4-й минутах восстановления. Индекс модифицированного теста Купера выражается в виде уравнения
___Z · 100___
2(f1 + f2 + f3)
где Z — результат 12-минутного теста (м), f1, f2, f3 — ЧСС за первые 30 сек на 2, 3, 4-й минутах восстановления.
С учетом этого индекса выработаны стандарты модифицированного теста Купера для молодых мужчин и женщин (табл. 1.3.2).
Таблица 1.3.2
Стандарты модифицированного теста Купера для молодых мужчин и женщин
Оценка физической работоспособности
|
Индекс модифицированного теста Купера | |
Женщины |
Мужчины | |
Очень плохо |
менее 430 |
менее 580 |
Плохо |
430–510 |
580–680 |
Удовлетворительно |
510–590 |
680–780 |
Хорошо |
590 – 670 |
780–880 |
Отлично |
Более 670 |
более 880 |
3. «Различия между занятиями физическими
упражнениями восстановительной, рекреационной
и тренировочной направленности».
Рекреационная направленность физических упражнений предполагает использование средств физической культуры с целью более эффективного отдыха, восстановления сил, израсходованных в процессе труда. В выходные дни и отпускное (каникулярное) время все шире используется средства физической культуры как факторы послерабочего (учебного) восстановления, укрепления здоровья и организации здорового отдыха. Рекреационные формы организации досуга, целиком или в значительной мере основанные на применении средств физической культуры, весьма разнообразны. Это туристические походы в выходные дни и отпускное время (пешие, водные, велосипедные и др.); экскурсии, связанные с двигательной активностью; физкультурно-массовые мероприятия, включающие подвижные игры и спортивные развлечения; пешие и лыжные прогулки, купания, пляжный волейбол, городки, бадминтон, рыбная ловля, охота.
Восстановительная направленность физических упражнений предусматривает использование средств физической культуры для восстановления функциональных и приспособительных возможностей организма после длительных периодов напряженных тренировочных и соревновательных нагрузок, особенно при перетренировке и ликвидации последствий спортивных травм, а также устранения нарушений физических функций организма, вызванных хроническими стрессами или заболеваниями.
В качестве таких средств обычно рекомендуются дозированная ходьба, ходьба на лыжах, плавание и лечебная гимнастика (отличающаяся замедленным темпом выполнения упражнений, плавностью движений), элементы аутотренинга, способствующие саморегуляции психического состояния и мышечного тонуса. Обязательно определяются двигательные режимы: щадящий, тонизирующий и тренировочный.
Лечебное действие физических упражнений основано на способности стимулировать физиологические процессы в организме. Так, гимнастические упражнения оказывают воздействие не только на различные системы организма, но и на отдельные мышечные группы, суставы, связки, сухожилия, позволяя при этом восстановить, сохранить и развить ряд двигательных качеств (силу, гибкость, быстроту, координацию и т.п.). Таким образом, одни и те же средства физической культуры могут быть как тренировочными (оздоровительными), так и специальными, с восстановительной, лечебной направленностью. Ходьба, бег, плавание, ходьба на лыжах используются как средства общеразвивающие, тренирующие организм человека, и как средства реабилитации, восстанавливающие функции, нарушенные болезнью. В последнем случае очень важное значение имеет дозирование физической нагрузки (установление суммарной величины ее), соответствующей физическим возможностям и состоянию здоровья или диагнозу заболевания человека. Дозировка нагрузок, как уже говорилось, определяется в основном расстоянием, продолжительностью и темпом ходьбы, плавания и т.п. и также соотношением продолжительности нагрузки и отдыха.
4.«Принципы дозирования нагрузки, частоте
и
продолжительности занятий физическими
упражнениями в зависимости от уровня
физической подготовленности»
В соответствии с индивидуальным уровнем физической работоспособности применяются дифференцированные тренировочные программы. Если в результате регулярных занятий аэробными упражнениями достигаются новые, более высокие показатели физической работоспособности, надо переходить к другой программе тренировки, соответствующей новому уровню физической работоспособности (Купер К. Новая аэробика. М.: ФиС, 1976).
При разработке индивидуальной тренировочной программы необходимо определиться с количеством тренировочных занятий в неделю и их продолжительностью. Считается, что для поддержания уровня физической подготовленности достаточно 2-х разовых занятий в неделю, для повышения уровня физической подготовленности — 3 занятия, для достижения более высоких спортивных результатов — 4 и более.
Зависимость продолжительности занятий, обеспечивающих тренирующий эффект от ЧСС во время работы по М. Ф. Гриценко, Т. Я. Ефимовой, представлена в табл. 1.3.3.
Таблица 1.3.3
ЧСС, уд/мин |
Продолжительность занятий, мин |
110 |
180 |
120 |
90 |
130 |
45 |
140 |
20 |
150 |
10 |
Особое внимание
при составлении программы