Методика физического воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2015 в 07:53, реферат

Краткое описание

Физическая культура-это часть общей культуры, совокупность достижений общества в области физического совершенствования человека, накопленных в процессе общественно исторической практики (А. В. Кенеман). К материальным ценностям относятся: спортивные сооружения (стадионы, спортивные залы, бассейны и др.), инвентарь, (специальная одежда, обувь и др.). К духовным ценностям принадлежат: наука, произведения искусства.

Содержание

Введение.....................................................................................................2

Цели и задачи физического воспитание детей дошкольного возраста...........3
Самостоятельное выполнение физических упражнений...............................7
Физическое воспитание в праздники...........................................................10
Список использованной литературы................................................................20

Вложенные файлы: 1 файл

методика физической культуры.docx

— 51.95 Кб (Скачать файл)

 

Методика физического воситания.

 

 

Введение.....................................................................................................2

 

  1. Цели и задачи физического воспитание детей дошкольного возраста...........3
  2. Самостоятельное выполнение физических упражнений...............................7
  3. Физическое воспитание в праздники...........................................................10

Список использованной литературы................................................................20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Самым широким понятием, из всех понятий теории физического воспитания является физическая культура. Оно включает в себя содержание всех рассмотренных ниже понятий.

Физическая культура-это часть общей культуры, совокупность достижений общества в области физического совершенствования человека, накопленных в процессе общественно исторической практики (А. В. Кенеман). К материальным ценностям относятся: спортивные сооружения (стадионы, спортивные залы, бассейны и др.), инвентарь, (специальная одежда, обувь и др.). К духовным ценностям принадлежат: наука, произведения искусства.

Физическое воспитание - это вид воспитания, специфическим содержанием которого является обучением движением, воспитание физических качеств, овладения специальными физкультурными знаниями и формирования осознанной потребности физкультурных занятий (рис.1). Таким образом, физическое воспитания - это наука об общих законах управления процессом физического совершенствования человека.

Физическое развитие - это процесс изменения форм и функций организма человека в течение индивидуальной жизни.

Физическая подготовка - прикладная направленность физического воспитания по отношению к трудовой или иной деятельности, требующей физической подготовленности.

Физическая подготовленность - это уровень развития двигательных навыков, умений, физических качеств.

Физическое совершенство — это исторически обусловленный уровень физического развития и высокая степень здоровья (А. В. Кенеман).

При обучении движениями, имеющими смысловое значение, важными для жизни или спорта двигательными действиями, занимающиеся приобретают умения рационально и полноценно проявлять свои физические качества. Одновременно с этим они познают закономерности движений своего тела.

Воспитание физических качеств является не менее существенной стороной физического воспитания. Целенаправленное управление прогрессирующим развитием силы, быстроты, выносливости и других физических качеств затрагивает комплекс естественных свойств организма и тем самым обуславливает количественные изменения его функциональных возможностей.

Все физические качества являются врожденными, т.е. даны человеку в виде природных задатков, которые необходимо развивать, совершенствовать.

В процессе физического воспитания приобретается также широкий круг физкультурных и спортивных знаний социологического, гигиенического, медико-биологического и методического содержания. Знания делают процесс занятий физическими упражнениями более осмысленным и силу этого более результативным.

Теория физического воспитания детей дошкольного возраста имеет единое содержание и предмет изучения с общей теорией физического воспитания, вместе с тем специально изучает закономерности физического воспитания ребенка во всех его возрастных периодах (от рождения до семи лет)

Физического воспитания детей дошкольного возраста - наука об общих закономерностях физического воспитания ребенка. В соответствие с этим теория физического воспитания детей раннего возраста познает общие закономерности управления развитием ребенка в процессе воспитания и обучения.

Теория физического воспитания детей определяет задачи физического воспитания, раскрываем их сущность, наиболее эффективные средства, методы, формы организации всего пресса физического воспитания.

Познавая и учитывая закономерности потенциальных возможностей ребенка, теория физического воспитания детей предусматривает требования научно обоснованной программы всею воспитательно-образовательного комплекса физического воспитания, усвоение которой обеспечивает детям необходимый уровень физической подготовленности.

 

  1. Цели и задачи физического воспитание детей дошкольного возраста.

Физическое воспитание детей раннего возраста непрерывно развивается и обогащается новыми знаниями, получаемыми путем исследований, охватывающих многообразные стороны физического воспитания ребенка и особенно формирования его двигательных навыков.

Таким образом, теория физического воспитания детей дошкольного возраста, познавая закономерности развития ребенка, выделяя и обосновывая все самое существенное, содействует совершенствованию всей системы физического воспитания. (Кенеман А. В).

Физическое воспитание детей дошкольного возраста занимает особое место в общей системе Российского воспитания. Этот возраст охватывает период от рождения до семи лет. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, общая выносливость и работоспособность, жизнедеятельность, осуществляется наиболее интенсивный рост и развития важнейших систем организма и их функций, закладывается вся база для всестороннего развития физических и духовных способностей и другое, что необходимо для всестороннего гармонического развития личности. И, как уже было выше сказано, физическое воспитания является основой всестороннего развития ребенка в первые годы жизни, т. к. организованные физкультурные занятия в яслях, детских садиках и семьях улучшают деятельность всех физиологических функций организма ребенка, тем самым, повышая устойчивость ребенка к заболеваниям. В связи с этим в системе физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста осуществляется единая цель - подготовка к жизни, труду, овладения определенным запасом двигательных навыков и умений в момент поступления в школу, которые помогут более успешно усвоить школьную программу на последующих этапах обучения, проявления интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и в частности всей из культурно-спортивной деятельности.

Также, формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с интеллектуальным и психическим развитием ребенка, с воспитанием нравственно - волевых черт личности, что также характерно основе всестороннего физического воспитания детей дошкольного возраста. (Пензулаева Л. И.).

Для решения цели физического воспитание детей дошкольного возраста, решаются основные задачи физического воспитания, которые должны решатся в комплексе и взаимосвязи с задачами умственного, нравственного, трудового и этического воспитания. Основными задачами физического воспитания являются:

укрепление и охрана здоровья ребенка, закаливание организма;

достижение полноценного физического развития (телосложения, физической и умственной работоспособности ребенка);

создание условий для целесообразной двигательной активности детей;

-формирование жизненно  необходимых видов двигательных  действий: ходьба, бега, прыжков, ползания  и лазания, бросания, ловли и метания; ходьбы на лыжах, плавание, езда  на велосипеде;

формирований широкого круга игровых действий;

развитие физических (двигательных) качеств: ловкости, выносливости, скоростно-силовых качеств;

-содействие формированию  правильной осанки и предупреждение  плоскостопия;

формирование доступных представлений и знаний о пользе занятий физическими упражнениями и играми, обоснованных гигиенических требованиях и правилах;

воспитание интереса к активной деятельности и потребности в ней. (Осокина Т. И.).

В дошкольном возрасте осуществляются общие задачи физического воспитания: оздоровительные, образовательные и воспитательные. В данной курсовой работе рассматриваются эти задачи.

Главной задачей физического воспитания дошкольников является охрана жизни и укрепления здоровья, закаливание организма детей, которая относится к общей оздоровительной задаче. Хорошее здоровье определяется нормальной работой всех органов и систем организма

Исходя из особенностей развития детского организма, задачи укрепления здоровья определяются в более конкретной форме по каждой системе: укреплять опорно-двигательный аппарат и формировать правильную осанку; развивать все группы мышц; укреплять дыхательную систему, развивать подвижность грудной клетки; способствовать правильному функционированию внутренних органов; способствовать уравновешенности процессов возбуждения и торможения, подвижности их, а также совершенствованию двигательного анализатора органов чувств (зрения, слух и др.); способствовать усилению тока крови к сердцу, улучшению ритмичности его сокращения и способности приспосабливается к внезапно изменившейся нагрузки; воспитать физические способности (координационных, скоростных и выносливости).

В процессе физического воспитания детей дошкольного возраста также решаются образовательные задачи: формирование основных жизненно важных двигательных умений и навыков, прививание навыков правильной осанки, навыков гигиены, освоение знаний о физическом воспитании.

У детей двигательные навыки формируются сравнительно легко. Двигательные навыки облегчают связь с окружающей средой и способствуют её познанию: так, ребенок, поучившись ползать, сам приближается к тем предметам, которые его интересуют, и знакомится с ними.

Правильное выполнение физических упражнений эффективно влияет на развитие мышц, связок, суставов костной системы. Например, умение ребенка правильно метать на дальность способствует лучшему развитию соответствующих групп мышц, связок, суставов.

Сформированные двигательные навыки позволяют экономить физические силы ребенка. Если ребенок выполняет упражнения легко, без напряжения, то он тратит меньше нервной энергии. Благодаря этому создается возможность повторять упражнения большее количество раз.

Использование прочно сформированных двигательных навыков позволяет осмыслить задачи, возникающие в непредвиденных ситуациях двигательной и игровой деятельности.

Двигательные навыки, сформированные до семи лет, составляют фундамент для их дальнейшего совершенствования в школе, и позволяют в дальнейшем достигать высоких результатов в спорте.

Детям дошкольного возраста важно сообщать элементарные знания, связанные с физическим воспитанием. Важно, чтобы дети знали о пользе занятий, о значение физических упражнений и других средств физического воспитания, имели представление о правильной осанки, технике движений, о правилах подвижных игр, а также элементарные знания о личной гигиене.

В процессе физического воспитания не менее важно решать широкие воспитательные задачи, Необходимо вырабатывать у детей потребность, привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями, развивать умения самостоятельно заниматься этими упражнениями в детском учреждении и дома.

У детей необходимо воспитать любовь к занятиям спортом, интерес к их результатам.

Умственное и физическое воспитание тесно связаны между собой. Правильное физическое воспитание создаёт наиболее благоприятные условия для нормальной деятельности органов и систем, что помогает лучшему восприятию и запоминанию. Кроме того, у детей закрепляются знания, а также мыслительные процессы.

Необходимо воспитать у детей умение творчески пользоваться приобретенными знаниями и навыками в двигательной деятельности.

В процессе физического воспитания осуществляется трудовое воспитание.

Подготовка к труду заключается в том, что у детей развивается способность к быстрому овладению двигательными навыками и воспитываются физических качеств, необходимые для труда.

Оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи очень тесно взаимосвязаны между собой. Процесс физического воспитания детей дошкольного возраста должен строится так, чтобы одновременно решались все перечисленные задачи. Только в этом случае ребёнок приобретает необходимую базу для дальнейшего всестороннего развития, не только физического, но и духовного. (А. В. Кенеман).

 

 

 

 

  1. Самостоятельное выполнение физических упражнений.

 

В комплексной программе физического воспитания детей значительное место в процессе обучения учащихся отводится формированию навыков и умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями. Задание для самостоятельного выполнения упражнений школьники получают на уроках физкультуры. Их содержание должно быть направлено на развитие физических качеств, повторение простейших двигательных действий, осваиваемых на этих уроках.  
 
Формирование умений и навыков самостоятельных занятий физическими упражнениями, их совершенствование и закрепление необходимо осуществлять и в физическом воспитании детей по месту жительства, в семье. Здесь прослеживается тесная взаимосвязь учебной и внеучебной работы по физическому воспитанию школьников.  
 
Для успешного овладения навыками и умениями самостоятельных занятий физическими упражнениями необходимо, чтобы учащиеся сами занимались в свободное от учебы и домашних занятий время, ежедневно выполняли утреннюю гимнастику, организовывали и проводили занятия с младшими школьниками по подвижным играм во дворе, на детской площадке.  
 
Важная роль в создании необходимых условий для проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями по месту жительства отводится физкультурной общественности микрорайона (общественному совету по физической культуре и спорту микрорайона), педагогам-организаторам, инструкторам физкультуры детских площадок, родителям. При этом полезно установить тесные контакты с учителями физической культуры школы, находящейся на территории микрорайона.  
 
Ниже приводятся некоторые практические рекомендации по организации и проведению самостоятельных занятий физическими упражнениями со школьниками по месту жительства, а также их содержание.  
 
Утренняя гигиеническая гимнастика - наиболее массовая форма физкультурно-оздоровительной работы среди населения всех возрастных групп. Физиологами и педагогами доказано, что гимнастика, проведенная после сна, бодрит, оживляет деятельность организма, помогает быстро включаться в трудовую деятельность, повышает ее продуктивность. Утренняя гимнастика, выполняемая регулярно, приучает школьников к ежедневным занятиям физическими упражнениями. Физические упражнения, входящие в ее комплекс, необходимо выполнять ежедневно в любое время года. Наибольший оздоровительный эффект достигается тогда, когда утренняя гимнастика проводится на открытом воздухе (возле дома, в парке, лесном массиве, на спортивной площадке или стадионе). Продолжительность ее - 15-30 мин (в зависимости от состояния здоровья, самочувствия, дня недели). В субботние и воскресные дни, а также в периоды каникул время, отводимое на утреннюю гимнастику, может быть увеличено, и она может носить тренировочный характер.  
 
Для выполнения утренней гимнастики на открытом воздухе необходимо иметь соответствующую одежду; тренировочный костюм, на ногах - спортивную обувь (кеды, тапочки, кроссовки). Если зарядка проводится на улице в прохладную погоду, то необходимы лыжная шапочка, защитная теплая куртка, шерстяные носки.  
 
Комплексы утренней гигиенической гимнастики состоят из 7-8 и более физических упражнений. Обычно она начинается с ходьбы в среднем темпе (1-2 мин) и бега в медленном темпе (2-3 мин).  
 
Доктор педагогических наук профессор В. Г. Яковлев при составлении комплексов гимнастических упражнений обращает внимание на основные требования, относящиеся к содержанию и характеру упражнений, которые подбираются по принципу чередования нагрузки на различные части тела. Ниже приводится примерная схема этих комплексов.  
 
В начале комплекса выполняется упражнение, способствующее правильной осанке (потягивание). Оно сопровождается глубоким вдохом и выдохом. Это упражнение отвечает естественному желанию потянуться после сна и глубоко вздохнуть и усиливает процесс кровообращения. Повторяется 5-8 раз.  
 
Затем выполняются упражнения для мышц нижних конечностей. Они способствуют их развитию, и в частности укреплению мышц свода стопы, что важно для предупреждения плоскостопия. Проводятся эти упражнения в медленном темпе. Это могут быть, например, приседания на всей ступне и на носках (6-8 раз), сгибания и разгибания ног в тазобедренных, коленном и голеностопном суставах, круговые движения (по 6-8 раз для каждой ноги).  
 
Следующие 2-3 упражнения - для развития мышц рук и плечевого пояса. Они включают движения рук и туловища из различных исходных положений в разных направлениях. Выполняются они свободно или напряженно, плавно или резко, быстро или медленно, симметрично обеими руками или асимметрично. При этом необходимо следить за правильной осанкой. Каждое упражнение повторяется 6- 8 раз.  
 
Далее в комплексе утренней гигиенической гимнастики выполняются 2-3 более сложных упражнения в медленном темпе. В работу включаются мышцы туловища и верхнего плечевого пояса. Каждое из них повторяется 6-8 раз. Это такие упражнения, как бег и прыжки на месте, быстрая ходьба с энергичной работой рук, прыжки со скакалкой и другие, заметно активизирующие деятельность важнейших систем организма.  
 
Упражнения, завершающие этот комплекс, обеспечивают постепенный переход от возбужденного состояния к более спокойному. Для этого рекомендуется ходьба с сохранением правильной осанки или упражнения на расслабление мышц с углубленным дыханием. Длительность их выполнения - до 3 мин.  
 
Необходимо обратить внимание на дозировку упражнений в зависимости от возраста, физической подготовленности, состояния здоровья и самочувствия. Нагрузку можно регулировать изменением количества упражнений в комплексе, их сложностью и числом повторений, а также изменением исходных положений и величины отягощений, ускорением или замедлением темпа движений, длительностью пауз между упражнениями.  
 
Если утреннюю гигиеническую гимнастику выполнять регулярно в течение 2-3 месяцев, можно увеличить физические нагрузки, дополнив их специальными упражнениями на развитие быстроты, силы, прыгучести, ловкости, выносливости, гибкости. Все это позволяет подготовиться к сдаче нормативов в беге, прыжках, ходьбе на лыжах, подтягивании и других упражнениях.  
 
В утренней гигиенической гимнастике можно использовать различные вспомогательные предметы и снаряды: гимнастические палки, скакалки, мячи, гантели, резиновые бинты, эспандеры, перекладину, скамейки и т. п.  
 
После выполнения комплекса утренней гигиенической гимнастики можно перейти к закаливающим процедурам: обтиранию, обливанию до пояса, контрастному душу и т. п. Правильное применение этих процедур имеет не только гигиеническое значение, но и повышает сопротивляемость организма к заболеваниям.

Информация о работе Методика физического воспитания