Методические принципы и методы физического воспитания. Общие основы обучения движениям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 10:00, реферат

Краткое описание

Осознав эффект упражняемости, человек стал имитировать необходимые ему в трудовой деятельности движения (действия) вне реального трудового процесса, например, бросать дротик в изображение животного. Как только трудовые действия начали применяться вне реальных трудовых процессов, они превратились в физические упражнения. Далее, в ходе эволюционного развития выяснилось, что значительно лучший эффект в физической подготовке достигается тогда, когда человек начинает упражняться в детском, а не в зрелом возрасте, т.е. когда его готовят к жизни и к труду предварительно

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
1
МЕТОДИЧЕСКИЕПРИНЦИПЫ
4
2
МЕТОДЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
7
2.1
Методы строго регламентированного упражнения
7
2.2
Игровой метод
9
2.3
Соревновательный метод
11
3
ОБЩИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ДВИЖЕНИЯМ
12

СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ
14

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат методические принципы и методы физ воспитания..doc

— 99.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЯНОЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра физического воспитания

 

 

 

 

 

Методические принципы и методы физического воспитания. Общие основы обучения движениям

 

Реферат по дисциплине: «Физическая культура»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент (ка) гр.______         _______________________________

                                                                   «___»____________________20___г.

Проверил                                                  _______________________________

 

                                                                   «___»____________________20___г.

 

 

 

Уфа2012г. 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

2

 

ВВЕДЕНИЕ

3

1

МЕТОДИЧЕСКИЕПРИНЦИПЫ

4

2

МЕТОДЫ  ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

7

2.1

Методы  строго регламентированного упражнения

7

2.2

Игровой метод

9

2.3

Соревновательный  метод

11

3

ОБЩИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ДВИЖЕНИЯМ

12

 

СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ

14

     
     
     

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Возникновение физического  воспитания относится к самому раннему  периоду в истории человеческого  общества. Элементы физического воспитания возникли в первобытном обществе. Люди добывали себе пищу, охотились, строили жильё, и в ходе этой естественной, необходимой деятельности спонтанно происходило совершенствование их физических способностей – силы, выносливости, быстроты.

Постепенно  в ходе исторического процесса люди обратили внимание на то, что те члены племени, которые вели более активный и подвижный образ жизни, многократно повторяли те или иные физические действия, проявляли физические усилия, были и более сильными, выносливыми и работоспособными. Это привело к осознанному пониманию людьми явления упражняемости (повторяемости действий). Именно явление упражняемости стало основой физического воспитания.

Осознав эффект упражняемости, человек стал имитировать необходимые ему в трудовой деятельности движения (действия) вне реального трудового процесса, например, бросать дротик в изображение животного. Как только трудовые действия начали применяться вне реальных трудовых процессов, они превратились в физические упражнения. Далее, в ходе эволюционного развития выяснилось, что значительно лучший эффект в физической подготовке достигается тогда, когда человек начинает упражняться в детском, а не в зрелом возрасте, т.е. когда его готовят к жизни и к труду предварительно

Таким образом, осознание человечеством явления  упражняемости и важности так называемой предварительной подготовки человека к жизни, установление связи между ними послужили истоком появления подлинного физического воспитания.[4].

 

 

  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ

 

Общими принципами реализации задач, вытекающих из цели физического  воспитания, являются: I) принцип содействия всестороннему и гармоническому развитию личности; 2) принцип связи физического воспитания с практикой; 3) принцип оздоровительной направленности.

Общими они  называются потому, что их действие распространяется на всех работников в сфере физической культуры и спорта, на все звенья системы физического воспитания (дошкольные учреждения, школа, средние специальные и высшие учебные заведения и т.п.), на государственные и общественные формы организации (массовая физическая культура и спорт высших достижений и т.д.).

В общих принципах  заложено требование общества, государства как к самому процессу физического воспитания, так и к его результату (каким должен стать человек, занимающийся физической культурой).

Принцип содействия всестороннему и гармоничному развитию личности. Данный принцип раскрывается в двух основных положениях.

  1. Обеспечить единство всех сторон воспитания, формирующих гармонически развитую личность. В процессе физического воспитания и смежных формах использования физической культуры необходим комплексный подход в решении задач нравственного, эстетического, физического, умственного и трудового воспитания.
  2. Комплексное использование различных факторов физической культуры для полного общего развития свойственных человеку жизненно важных физических качеств и основанных на них двигательных способностей наряду с формированием широкого фонда двигательных умений и навыков, необходимых в жизни. В соответствии с этим в специализированных формах физического воспитания необходимо обеспечивать единство общей и специальной физической подготовки.

Принцип связи физического воспитания с  практикой жизни. Этот принцип в наибольшей мере отражает целевое назначение физической культуры: готовить человека к трудовой, а также в силу необходимости к военной деятельности. Принцип прикладности конкретизируется в следующих положениях.

  1. Решая конкретные задачи физической подготовки, следует при прочих равных условиях отдавать предпочтение тем средствам (физическим упражнениям), которые формируют жизненно важные двигательные умения и навыки непосредственно прикладного характера.
  2. В любых формах физкультурной деятельности необходимо стремиться обеспечить приобретение возможно более широкого фонда разнообразных двигательных умений и навыков, а также разностороннее развитие физических способностей.
  3. Постоянно и целенаправленно связывать культурную деятельность с формированием активной жизненной позиции личности на основе воспитания трудолюбия, патриотизма и нравственных качеств.

Принцип оздоровительной направленности. Смысл принципа заключается в обязательном достижении эффекта укрепления и совершенствования здоровья человека. Этот принцип обязывает:

  • определяя конкретное содержание средства и метода физического воспитания, непременно исходить из их оздоровительной ценности, как обязательного критерия;
  • планировать и регулировать тренировочные нагрузки в зависимости от пола, возраста, уровня подготовленности занимающихся;
  • обеспечивать регулярность и единство врачебного и педагогического контроля в процессе занятий и соревнований;

— широко использовать оздоровительные силы природы и гигиенические факторы.

Таким образом, как следует из вышеизложенного, основное назначение общих принципов системы физического воспитания сводится к следующему [1]:

во-первых, к  созданию наиболее благоприятных условий и возможностей для достижения цели и решения задач физического воспитания;

во-вторых, к  обозначению общей направленности процесса физического воспитания (всесторонности, прикладности, оздоровления);

в-третьих, к  определению основных путей, гарантирующих достижение положительных результатов физического воспитания (пути реализации их на практике).

Принципы  системы физического воспитания представляют собой органическое единство. Нарушение одного из них отражается на осуществлении остальных[4].

 

 

 

 

  1. МЕТОДЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Под методами физического воспитания понимаются способы применения физических упражнений.

В физическом воспитании применяются две группы методов: специфические (характерные только для процесса физического воспитания) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).

К специфическим методам физического воспитания относятся:

  1. методы строго регламентированного упражнения;
  2. игровой метод (использование упражнений в игровой форме);
  3. соревновательный метод (использование упражнений в соревновательной форме).

С помощью  этих методов решаются конкретные задачи, связанные с обучением технике выполнения физических упражнений и воспитанием физических качеств.

Общепедагогические  методы включают в себя:

  1. словесные методы;
  2. методы наглядного воздействия.

Ни одним  из методов нельзя ограничиваться в  методике физического воспитания как наилучшим. Только оптимальное сочетание названных методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач физического воспитания.

 

2.1 Методы строго регламентированного  упражнения

Основным  методическим направлением в процессе физического воспитания является строгая  регламентация упражнений. Сущность методов строго регламентированного упражнения заключается в том, что каждое упражнение выполняется в строго заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой.

Методы строго регламентированного упражнения обладают большими педагогическими возможностями. Они позволяют: 1) осуществлять двигательную деятельность занимающихся по твердо предписанной программе; 2) строго регламентировать нагрузку по объему и интенсивности, а также управлять ее динамикой в зависимости психофизического состояния занимающихся и решаемых задач; 3) точно дозировать интервалы отдыха между частями нагрузки; 4) избирательно воспитывать физические качества; 5) использовать физические упражнения в занятиях с любым возрастным контингентом; 6) эффективно осваивать технику физических упражнений.

В практике физического  воспитания все методы строго регламентированного упражнения подразделяются на две подгруппы: 1) методы обучения двигательным действиям; 2) методы воспитания физических качеств.

Методы обучения двигательным действиям. К ним относятся:

  1. целостный метод (метод целостно-конструктивного упражнения);
  2. расчлененно-конструктивный; 3) сопряженного воздействия.

Метод целостно-конструктивного упражнения. Применяется на любом этапе обучения. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия осваивается с самого начала в целостной своей структуре без расчленения на отдельные части. Целостный метод позволяет разучивать структурно несложные движения (например, бег, простые прыжки).

Целостным методом  возможно осваивать отдельные детали, элементы или фазы не изолированно, а в общей структуре движения, путем акцентирования внимания учеников на необходимых частях техники.

Недостаток  этого метода заключается в том, что в неконтролируемых фазах или деталях двигательного действия (движения) возможно закрепление ошибок в технике. Следовательно, при освоении упражнений со сложной структурой его применение нежелательно. В этом случае предпочтение отдается расчлененному методу.

Расчлененно-конструктивный метод. Применяется на начальных этапах обучения. Предусматривает расчленение целостного двигательного действия (преимущественно со сложной структурой) на отдельные фазы или элементы с поочередным их разучиванием и последующим соединением в единое целое.

Недостаток  расчлененного метода заключается  в том, что изолированно разученные элементы не всегда легко удается объединить в целостное двигательное действие.

В практике физического  воспитания целостный и расчлененно-конструктивный методы часто комбинируют. Сначала приступают к разучиванию упражнения целостно. Затем осваивают самые трудные выделенные элементы и в заключение возвращаются к целостному выполнению.

Метод сопряженного воздействия. Применяется в основном в процессе совершенствования разученных двигательных действий для улучшения их качественной основы, т.е. результативности. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия совершенствуется в условиях, требующих увеличения физических усилий. Например, спортсмен на тренировках метает утяжеленное копье или диск, прыгает в длину с утяжеленным поясом. В этом случае одновременно происходит совершенствование, как техники движения, так и физических способностей.

При применении сопряженного метода необходимо обращать внимание на то, чтобы техника двигательных действий не искажалась и не нарушалась их целостная структура.

 

2.2 Игровой метод

В системе физического  воспитания игра используется для решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач.

Информация о работе Методические принципы и методы физического воспитания. Общие основы обучения движениям