Общекультурные и специфические функции физической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2014 в 08:55, контрольная работа

Краткое описание

Общекультурные функции основываются на закономерностях отношений и связей, объединяющих физическую культуру с другими общественными явлениями. При этом важно определить роль каждого взаимосодействующего компонента в данной системе отношений, его реальный вклад в формирование культуры личности и общества. Общекультурные функции играют важную роль в процессе первичной стадии социализации личности студента, так как в период активной адаптации к новым условиям студент включает в себя наиболее важные для него на данный момент отношения и виды деятельности.

Содержание

1. В чем заключаются общекультурные и специфические функции физической культуры?
2. Перечислите основные понятия физической культуры.
3. Дайте определение понятиям «физическое воспитание», «физическое развитие».
4. Какова роль физической культуры в профессионально - прикладной подготовке студентов?
5. Охарактеризуйте различия между физической культурой и спортом.
6. Назовите формы физической культуры.
7. Каковы основы организации физического воспитания в вузе?
8. Литература.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по физкультуре.doc

— 66.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Вопросы.

1. В чем заключаются общекультурные  и специфические функции физической культуры?

2. Перечислите основные понятия  физической культуры.

3. Дайте определение понятиям  «физическое воспитание», «физическое развитие».

4. Какова роль физической культуры в профессионально - прикладной подготовке студентов?

5. Охарактеризуйте различия между  физической культурой и спортом.

6. Назовите формы физической  культуры.

7. Каковы основы организации  физического воспитания в вузе?

8. Литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. В чем заключаются общекультурные и специфические функции физической культуры?

Функции  физической культуры принято подразделять на  общекультурные  и   специфические. 

Общекультурные   функции  основываются на закономерностях отношений  и  связей, объединяющих физическую культуру с другими общественными явлениями. При этом важно определить роль каждого взаимосодействующего компонента в данной системе отношений, его реальный вклад в формирование  культуры  личности  и  общества.  Общекультурные   функции  играют важную роль в процессе первичной стадии социализации личности студента, так как в период активной адаптации к новым условиям студент включает в себя наиболее важные для него на данный момент отношения  и  виды деятельности. Общеизвестно, что в спортивной педагогике общие социальные функции физической   культуры  преследуют воспитательные цели. Поэтому при оценке эффективности влияния физической культуры на личность студента необходимо учитывать связи, отношения, нравственные нормы, эмоционально-волевую сферу непосредственно в физкультурной деятельности, в процессе физического воспитания.  
Кроме воспитательной к общекультурным социальным функциям можно отнести общеобразовательную, коммуникативную, идеологическую, политическую, ценностную, нормативную, преобразовательную, ориентационную, эстетическую, информационную  и  другие.

  Специфические   функции  органически связаны с особенностями  и  функциональными свойствами  физической   культуры . Специфические  функции   физической   культуры  – это лишь те  функции , которые свойственны в полной мере только ей как стороне  культуры . Специфика физической культуры выражает в конкретных формах ее социальное бытие, обусловленное необходимой  и  целенаправленной деятельностью для физического совершенствования личности.

К специфическим   функциям  физической   культуры относят:

- специфические  образовательные  функции, позволяющие использовать физическую культуру  и  общей системе образования для совершенствования двигательных навыков и способностей, создания базовой основы для здорового образа жизни.

- специфические  прикладные  функции, способствующие повышению уровня специальной подготовки к трудовой деятельности, устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды и условиям труда, на основе профессиональной прикладной физической подготовки.  
-  специфические "спортивные"  функции, обеспечивающие достижение определенных результатов в спорте высших достижений, раскрытие функциональных и адаптационных возможностей организма человека.  
- специфические  рекреативные и оздоровительно-реабилитационные  функции выражены преимущественно при использовании  физической   культуры  в сфере организации досуга или в системе специальных восстановительных мер, где она применяется как действенный фактор борьбы с утомлением, восстановления временно утраченных функциональных возможностей человека.

 

 

2. Перечислите основные понятия физической культуры.

К основным понятия физической культуры относят следующие понятия: физическая культура, физическое воспитание, физическая подготовка, физическое развитие, физическое совершенствование, физическое формирование, физкультурная деятельность, физическое образование, спорт.

 

 

3. Дайте определение понятиям  «физическое воспитание», «физическое  развитие». 

Физическое   воспитание  -  это  педагогически организованный процесс,

направленный на совершенствование формы и функций организма человека, формирования двигательных умений, навыков, связанных с ними знаний и развития  физических  качеств, а также формирования положительного отношения к физической культуре, выработка ценностных ориентации, убеждений, вкусов, привычек, наклонностей.

Физическое развитие – понимается как процесс и результат изменения морфологических и функциональных показателей развития организма человека, достигнутый под влиянием наследственности, окружающей среды и уровня двигательной активности.

 

 

4. Какова роль физической культуры  в профессионально-прикладной подготовке  студентов?

В настоящее время при организации учебного процесса перед каждым ВУЗом стоит задача – вести  подготовку  специалистов на высоком научно-техническом уровне с применением современных методов организации учебно-воспитательного процесса. Полноценное использование  профессиональных  знаний и умений возможно только при хорошем состоянии здоровья, высокой работоспособности молодых специалистов.

Профессионально-прикладная физическая подготовка — это специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности. Современный труд требует значительного напряжения умственных, психических и физических сил, повышенной координации движений работников в любой сфере труда. Но каждая профессия диктует свой уровень развития психофизических качеств, свой перечень профессионально-прикладных умений и навыков.

Целью профессионально-прикладной физической подготовки является психофизическая готовность к успешной профессиональной деятельности. Чтобы достичь эту цель, необходимо создать у будущих специалистов психофизические предпосылки и готовность: к ускорению профессионального обучения; к достижению высокопроизводительного труда в избранной профессии; к предупреждению профессиональных заболеваний и травматизма, обеспечению профессионального долголетия; к использованию средств физической культуры и спорта для активного отдыха и восстановления общей и профессиональной работоспособности в рабочее и свободное время; к выполнению служебных и общественных функций по внедрению физической культуры и спорта в профессиональном коллективе.  Задачи профессионально-прикладной физической подготовки студентов определяются особенностями их будущей, профессиональной деятельности и состоят в том, чтобы: формировать необходимые прикладные знания, осваивать прикладные умения и навыки; воспитывать прикладные психофизические качества; воспитывать прикладные специальные качества. 
 Применительно к учащейся молодежи образ жизни социологи рассматривают как систему основных видов деятельности, которая связана с подготовкой специалистов высококвалифицированного умственного труда с хорошей  физической  подготовленностью, посредством которой раскрываются характер и мера активности молодежи, степень реализации социальных функций.

 

 

5. Охарактеризуйте различия между  физической культурой

Разница   между   физической   культурой   и   спортом  значительна.  Главным образом это связано с тем, что большой спорт обслуживает человека, стремящегося к достижению наивысших результатов, победы на соревнованиях по различным видам спорта. Спорт зачастую носит соревновательный характер  между  спортсменами. Вместе с тем массовый спорт (занятия в школьных секциях, участие в простейших соревнованиях) используется  и  для повышения общего уровня  физической  подготовленности, увеличения двигательной активности человека, стремящегося вести здоровый образ жизни. Физкультура это вид деятельности человека направленная на сохранение   и  укрепление здоровья, развития физических  и  психологических способностей человека. Она играет важную роль в формировании человека  и  его социальной адаптации.  В физической  культуре на первое место выходят не достижения в отдельных видах спорта, а общий уровень развития основных физических качеств (силы, быстроты, ловкости, гибкости, выносливости); имеющиеся физкультурные знания  и  гигиенические навыки, привычка повседневно заботиться о своем здоровье, закаливании организма. Физкультура отличается от спорта — не содержанием, а целью и мерой. 

 

 

6. Назовите формы физической  культуры.

Физическую   культуру  можно разделить на ряд больших разделов, которые по своим особенностям соответствуют различным направления и сферам  ее  использования в обществе. Наиболее крупными являются:

- базовая  физическая   культура; 

- спорт (в той части, в которой  он относится к  физической   культуре);

- профессионально-прикладная  физическая   культура; 

- оздоровительно-реабилитационная  и «фоновая»  физическая   культура .

 

 

7. Каковы основы организации  физического воспитания в вузе?  

Физическое   воспитание   в   вузе  проводится на протяжении всего периода обучения студентов и осуществляется в многообразных формах, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс  физического   воспитания  студентов.

Целью  физического   воспитания  в вузах является содействие подготовке гармонично развитых, высококвалифицированных специалистов.

В процессе обучения  в   вузе  по курсу  физического   воспитания  предусматривается решение следующих задач:

- воспитание у студентов высоких  моральных, волевых и физических  качеств, готовности к высокопроизводительному  труду;

- сохранение и укрепление здоровья  студентов, содействие правильному  формированию и всестороннему развитию организма, поддержание высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения;

- всесторонняя физическая подготовка  студентов;

- профессионально - прикладная физическая  подготовка студентов с учётом  особенностей их будущей трудовой деятельности;

- приобретение студентами необходимых  знаний по основам теории, методики  и  организации   физического   воспитания  и спортивной тренировки, подготовка к работе в качестве общественных инструкторов, тренеров и судей;

- совершенствования спортивного мастерства студентов - спортсменов;

- воспитание у студентов убеждённости  в необходимости регулярно заниматься  физической культурой и спортом.

Процесс обучения организуется в зависимости от состояния здоровья, уровня  физического  развития и подготовленности студентов, их спортивной квалификации, а также с учётом условий и характера труда их предстоящей профессиональной деятельности.

 

 

8. Литература

1. Физическое  воспитание  студентов  и учащихся /под ред. Петрова Н.Я. Минск: «Полымя», 1988.

2. Физическая культура: Учебно-методический комплекс/ под ред. Бочкарева С.И., Кокоулина О.П., Копылова Н.Е., Митина Н.Ф.,Плеханова О.З., Ростеванов А.Г. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008.

3. Физическая   культура   студентов  ВУЗов / под ред. Жолдака В.И. Воронеж: издательство воронежского университета, 1991.

4.  Интернет сайт http://www.sgu.ru.

5. Интернет сайт http://www.gubkin.ru.

 

 


Информация о работе Общекультурные и специфические функции физической культуры