Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 20:27, реферат
Оздоровительный и профилактический эффект массовой физической
культуры неразрывно связан с повышенной физической активностью, уси-
лением функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена ве
ществ. В результате недостаточной двигательной активности в организме че-
ловека нарушаются нервно-рефлекторные связи, заложенные природой и
закреплённые в процессе тяжёлого физического труда, что приводит к рас-
стройству регуляции деятельности сердечно-сосудистой и других систем,
нарушению обмена веществ и развитию дегенеративных заболеваний (ате-
росклероз).
1.Влияние оздоровительной физической культуры на организм 3-5
2.Основы здорового образа жизни студента.
2.1.Организация труда и отдыха
2.2.Организация режима питания
3.Вредные привычки.
«Оздоровительная физическая культура. Основы здорового образа жизни студента.»
План:
1.Влияние оздоровительной
2.Основы здорового образа
2.1.Организация труда и отдыха
2.2.Организация режима питания
3.Вредные привычки.
1.Влияние оздоровительной физической культуры на организм.
Оздоровительный и профилактический эффект массовой физической
культуры неразрывно связан с повышенной физической активностью, уси-
лением функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена ве
ществ. В результате недостаточной двигательной активности в организме че-
ловека нарушаются нервно-рефлекторные связи, заложенные природой и
закреплённые в процессе тяжёлого физического труда, что приводит к рас-
стройству регуляции деятельности сердечно-сосудистой и других систем,
нарушению обмена веществ и развитию дегенеративных заболеваний (ате-
росклероз). Наиболее активным выражением количества произведённой
мышечной работы является величина энергозатрат. Минимальная величина
суточных энергозатрат, необходимых для нормальной жизнедеятельности
организма, составляет 12-16 МДж (в зависимости от возраста, пола и массы
человека). В экономически развитых странах за последние 100 лет удель-
ный вес мышечной работы как генератора энергии, используемой че-
ловеком, сократился почти в 200 раз, что привело к снижению энерго-
затрат на мышечную деятельность. В развитых странах в настоящее
время возникла реальная опасность развития гипокинезии. Этот син-
дром представляет собой комплекс функциональных и органических
изменений и болезненных симптомов, развивающихся в результате
рассогласования деятельности отдельных систем и организма в целом
с внешней средой. Скелетные мышцы, в среднем составляющие 40%
массы тела (у мужчин), генетически запрограммированы на тяжёлую
физическую работу. Мышцы человека являются мощным генератором
энергии. Они посылают сильный поток нервных импульсов для под-
держания оптимального тонуса ЦНС, облегчают движение венозной
крови по сосудам к сердцу, создают необходимое напряжение для нор-
мального функционирования двигательного аппарата. Различают об-
щий и специальный эффект физических упражнений, а также их опо-
средованное влияние на факторы риска. Наиболее общий эффект тре-
нировки заключается в расходе энергии, прямо пропорциональном де-
ятельности и эффективности мышечной деятельности, что позволяет
компенсировать дефицит
Важное значение имеет также повышение устойчивости организ-
ма к действию неблагоприятных факторов внешней среды: стрессовы ситуаций, высоких и низких температур, радиации, травм. В результа-
те повышения неспецифического иммунитета повышается и устойчи-
вость к простудным заболеваниям.
Немаловажное значение имеет ходьба по горной местности,
например гора Машук, потому что такие физические упражнения, как
ходьба или бег 2 часа в неделю, уже через 10-12 недель приводят к
увеличению максимального
образом, оздоровительный эффект занятий физической культурой свя-
зан прежде всего с повышением аэробных возможностей организма,
уровня общей выносливости и физической работоспособности. Повы-
шение физической работоспособности сопровождается профилактиче-
ским эффектом в отношении факторов риска сердечно-сосудистых за-
болеваний: снижением веса тела и жировой массы, содержание холе-
стерина в крови, снижением артериального давления и частоты сердеч-
ных сокращений. В этом отношении не является исключением и кост-
но-мышечная система. Выполнение физических упражнений положи-
тельно влияет на все звенья двигательного аппарата, препятствуя раз-
витию дегеративных изменений, связанных с гиподинамией. Все эти
данные свидетельствуют о
тий оздоровительной физической культурой на организм человека.
2.Основы здорового образа жизни студента.
2.1.Организация режима труда и отдыха.
К основным составляющим здорового образа жизни относят: режим труда и отдыха, организация сна, режим питания, организация двигательной активности, выполнение требований санитарии, гигиены, закаливания; профилактика вредных привычек, культура межличностного общения; психофизическая регуляция организма.
Режим труда и отдыха. Человек, соблюдая устоявшийся и наиболее целесообразный режим жизнедеятельности, лучше приспосабливается к течению важнейших физиологических процессов. Следовательно, необходимо вести четко организованный образ жизни, соблюдать постоянный режим в учебном труде, отдыхе, питании, сне.
Режим дня - нормативная
основа жизнедеятельности для
всех студентов. В то же время
он должен быть индивидуальным,
т.е. соответствовать
Организация сна. Сон – обязательное и наиболее полноценная форма ежедневного отдыха. Для студента необходимо считать обычный нормой ночного монофазного сна 7,5-8 часов. Часы, предназначенные для сна, нельзя рассматривать как некий резерв времени, который можно часто и безнаказанно использовать для других целей. Это, как правило, отражается на продуктивности умственного труда и психоэмоциональном состоянии. Беспорядочный сон может привести к бессоннице, другим нервным расстройствам. Напряженную умственную работу необходимо прекращать за 1,5 часа до отдыха ко сну, так как она создает в коре головного мозга замкнутые циклы возбуждения, отличающиеся большой стойкостью. Поэтому умственный труд, выполняемый непосредственно перед сном, затрудняет засыпание, приводит к ситуативным сновидениям, вялости и плохому самочувствию после пробуждения. Перед сном необходимо проветривание комнаты, а еще лучше сон при открытой форточке.
Малоспящим людям для хорошего самочувствия и высокой работоспособности достаточно 5-6 часов сна. Это, как правило, люди энергичные, активно преодолевающие трудности, не задерживающие чрезмерно внимание на неприятных переживаниях. Много спящие люди нуждаются в 9 часовом сне и даже более. Это преимущественно люди с повышенной эмоциональной чувствительностью.
2.2.Организация режима питания.
Каждый студент может
и должен знать принципы рационального
питания, регулировать
Пища служит источником
энергии для работы всех
В период экзаменационных сессий, когда энергозатраты возрастают, распад белков усиливается, вследствие чего энергетическая ценность рациона, повышается до 3000 ккал, а потребление белков до 120 грамм. В процессе регулярных занятий физическими упражнениями и спортом, в зависимости от его видов, энергозатраты возрастают до 3500 – 4000 ккал. Потребность организма в воде соответствует количеству теряемой им жидкости. Вода составляет в среднем 66% нашего тела. В нормальных условиях человек теряет за сутки в среднем 2300-2800 мл воды. В обычных условиях потребность организма в воде частично удовлетворяется за счет поступления с твердой пищей (в среднем 800-1000мл/сутки). Поэтому для полного удовлетворения потребности организма в воде необходимо употреблять дополнительно около 1200-1300мл. так называемой свободной жидкости (чай, молоко, вода и т.д.). Недостаток воды способствует накоплению в организме продуктов распада белков и жиров, а избыток – вымывание из него минеральных солей, водорастворимых витаминов и других необходимых веществ.
К режиму питания следует
подходить строго
3.Вредные привычки.
Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками. Употребление алкоголя, наркотических веществ, табака входит в число важнейших факторов риска многих заболеваний, негативно отражающихся на здоровье студентов.
У пьющих мужчин в 2,5 раза выше заболеваемость психическими расстройствами, болезнями печени, органов дыхания; у женщин часто рождаются дети с врожденными аномалиями. Алкоголь - это вещество наркотического действия; он обладает всеми характерными для данной группы
веществ особенностями. Сразу после приема алкоголя наступает выраженная фаза возбуждения (эйфория) – люди становятся веселыми, общительными, разговорчивыми, смелыми (нарушаются тормозные процессы в ЦНС); возбуждаются половые эмоции, но заглушается чувство стыда, появляется неразборчивость в связях (большинство заражений венерическими болезнями происходит в состоянии опьянения). Под действием алкоголя возникает иллюзия о повышении работоспособности, приводящая к переоценке сил и возможностей. На самом деле объективно снижается умственная работоспособность (быстрота и точность мышления, ухудшается внимание, допускается много ошибок). Ухудшается и физическая работоспособность, значительно снижается точность, координация и быстрота движений, а также мышечная сила. Вслед за фазой возбуждения неизбежно наступает фаза угнетения. Продолжительное и систематическое употребление алкоголя раздражающе действует на проводящую систему сердца, а также нарушает нормальный процесс обмена веществ. Страдают также органы пищеварения. Раздражая органы желудочно-кишечного тракта, алкоголь вызывает нарушение секреции желудочного сока и выделение ферментов, что приводит к развитию гастритов, язвы желудка и даже злокачественных опухолей. Развивается ожирение печени, затем ее цирроз, который в 10% случаев завершается появлением ракового заболевания. Стиль жизни, связанный с употреблением алкоголя, неизбежно приводит к утрате социальной активности, замыкание в кругу своих эгоистических интересов. Снижается качество жизни студента в целом, его главные жизненные ориентиры искажаются и не совпадают с общепринятыми. Работа, требующая волевых и интеллектуальных усилий, становится затруднительной, возникает конфликтный характер взаимоотношения с обществом.
Курение – одна из самых вредных привычек. Широко распространены мифы о курении, играющие роль «психической защиты» и служащие средством самоопределения.
Курение – это сухая перегонка табака и бумаги под воздействием высокой температуры. При этом выделяется большое количество вредных веществ попадающих в организм (никотин, синильная кислота, аммиак, окись углерода, смолистые и радиоактивные вещества).
Научные данные
50% веществ,
образующихся при курении,
Утверждают,
что курение – один из
Воздействие табачного дыма на органы дыхания, приводит к раздражению слизистых оболочек дыхательных путей, вызывая в них воспалительные процессы, сопровождаемые кашлем, особенно по утрам. Именно поэтому курильщики в 10 раз чаще болеют раком легкого. Курение вызывает учащение серцебиения до 85-90 ударов/ в минуту в покое при норме для здорового человека 60/80 удар/мин. Это приводит к увеличению работы сердца в сутки примерно на 20%. Вдыхание табачного дыма способно повысить артеальное давление на 20-25%.
Притягательная
сила курения для молодежи
в том, что они получают
К числу вредных привычек относятся употребление наркотиков. Их основное свойство - способность вызвать состояние эйфории. Причины употребления наркотиков разные. На первых порах - желание испытать еще незнакомое «острое» ощущение, подражать тем, кто уже употребляет эти вещества, желание хоть на короткое время уйти от каких-либо тяжелых жизненных ситуаций; почувствовать состояние «невесомости», «блаженства».
Информация о работе Оздоровительная физическая культура. Основы здорового образа жизни студента