Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 21:00, реферат
Воспитание физических качеств основывается на постоянном стремлении сделать возможное для себя, удивить окружающих своими возможностями. Но для этого с рождения нужно постоянно и регулярно выполнять правила правильного физического воспитания. Основным этапом в воспитании этих качеств является образовательный период в жизни человека (7 – 25 лет), в течение которого происходит закрепление нужного учебного материала для его дальнейшего применения в жизни.
Воспитание физических качеств
основывается на постоянном стремлении
сделать возможное для себя, удивить
окружающих своими возможностями. Но для
этого с рождения нужно постоянно
и регулярно выполнять правила
правильного физического
Организация и руководство физическим воспитанием
Целью физического воспитания в вузах является содействие подготовке гармонично развитых, высококвалифицированных специалистов.
В процессе обучения в вузе
по курсу физического воспитания
предусматривается решение
- воспитание у студентов
высоких моральных, волевых и
физических качеств,
- сохранение и укрепление
здоровья студентов,
- всесторонняя физическая подготовка студентов;
- профессионально-прикладная
физическая подготовка
- приобретение студентами
необходимых знаний по основам
теории, методики и организации
физического воспитания и
- совершенствования спортивного
мастерства студентов-
- воспитание у студентов
убеждённости в необходимости
регулярно заниматься
Процесс обучения организуется в зависимости от состояния здоровья, уровня физического развития и подготовленности студентов, их спортивной квалификации, а также с учётом условий и характера труда их предстоящей профессиональной деятельности.
Одной из главных задач высших учебных заведений является физическая подготовка студентов.
В высшем учебном заведении
общее руководство физическим воспитанием
и спортивно-массовой работой среди
студентов, а также организация
наблюдений за состоянием их здоровья
возложены на ректора, а конкретное
их проведение осуществляется административными
подразделениями и
Непосредственная
Медицинское обследование и наблюдение за состоянием здоровья студентов в течение учебного года осуществляется поликлиникой или здравпунктом вуза. Формы физического воспитания студентов
Физическое воспитание в вузе проводится на протяжении всего периода обучения студентов и осуществляется в многообразных формах, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс физического воспитания студентов.
Учебные занятия являются основной формой физического воспитания в высших учебных заведениях.
Они планируются в учебных планах по всем специальностям, и их проведение обеспечивается преподавателями кафедр физического воспитания.
Самостоятельные занятия
способствуют лучшему усвоению учебного
материала, позволяют увеличить
общее время занятий
В совокупности с учебными
занятиями правильно
Эти занятия могут проводиться во внеучебное время по заданию преподавателей или в секциях.
Физические упражнения в режиме дня направлены на укрепление здоровья, повышение умственной и физической работоспособности, улучшениеение условий учебного труда, быта и отдыха студентов, увеличение бюджета времени на физическое воспитание.
Массовые оздоровительные,
физкультурные и спортивные мероприятия
направлены на широкое привлечение
студенческой молодёжи к регулярным
занятиям физической культурой и
спортом, на укрепление здоровья, совершенствование
физической и спортивной подготовленности
студентов. Они организуются в свободное
от учебных занятий время, в выходные
и праздничные дни, в оздоровительно-спортивных
лагерях, во время учебных практик,
лагерных сборов, в студенческих строительных
отрядах. Эти мероприятия проводятся
спортивным клубом вуза на основе широкой
инициативы и самодеятельности студентов,
при методическом руководстве кафедры
физического воспитания и активном
участии профсоюзной
Физические упражнения в
комплексах желательно периодически разнообразить,
заменяя (примерно 1 раз в 10 – 14 дней)
новыми, сходными по влиянию на организм.
Время проведения физкультурных
пауз и физкультминуток
Каждое упражнение повторяют
6 – 12 раз. Перед началом и в
конце занятий — спокойная
ходьба, после 4 – 5 упражнений для людей,
более физически
Физкультминутки и физкультурные паузы позволяют значительно снижать утомляемость.
Утомление (физиологическое
состояние организма, возникающее
в результате чрезмерной деятельности
и проявляющееся в снижении работоспособности)
может возникнуть и при умственной,
и при физической работе. Умственное
утомление характеризуется
Быстрота утомления зависит
от специфики труда: значительно
скорее оно наступает при выполнении
работы, сопровождающейся однообразной
позой, напряжением мышц, менее утомительны
ритмичные движения. Важную роль в
появлении утомления играет также
отношение человека к выполняемой
работе. Хорошо известно, что у многих
людей в период эмоционального напряжения
длительное время не возникают признаки
утомления и чувство усталости.
Обычно, когда необходимо продолжать
интенсивную работу при наступившем
утомлении, человек расходует
Утомленный человек работает менее точно, допуская сначала небольшие, а затем и серьезные ошибки.
Недостаточный по времени отдых или же чрезмерная рабочая нагрузка в течение длительного времени нередко приводят к хроническому утомлению, или переутомлению. Различают умственное и психическое (душевное) переутомление. У молодых людей и лиц с определенным складом нервной системы интенсивный умственный труд может вести к развитию неврозов, которые возникают чаще при сочетании умственного переутомления с постоянным психическим напряжением, большим чувством ответственности, физическим изнурением и т.п. Психическое переутомление наблюдается у лиц, чрезмерно обремененных “душевными” волнениями и разного рода обязанностями.
Возможности организации
еженедельного отдыха расширяет
пятидневная рабочая неделя с
двумя выходными днями (более
длительное пребывание на свежем воздухе,
более полноценные занятия
Очень популярным видом активного отдыха в выходные дни являются спортивные игры (бадминтон, баскетбол, волейбол, футбол, теннис, хоккей и др.). Они оказывают разностороннее влияние на организм занимающихся. Включая разнообразные формы двигательной деятельности (бег, ходьбу, прыжки, метание, удары, ловлю и броски, различные силовые элементы), спортивные игры развивают глазомер, точность и быстроту движений, мышечную силу, способствуют развитию сердечно-сосудистой, нервной, дыхательной систем, улучшению обмена веществ, укреплению опорно-двигательного аппарата. Спортивные игры характеризуются непрерывной сменой игровой обстановки и способствуют выработке у спортсменов быстрой ориентировки, находчивости и решительности. Необходимость соблюдения определенных правил в спортивных играх и игра в команде помогают воспитывать у игроков дисциплинированность, умение действовать в коллективе. Чем разнообразнее и сложнее приемы той или иной игры, чем больше в ней движений, связанных с интенсивной мышечной работой, тем сильнее она воздействует на организм и ценнее как средство активного отдыха.
Значительную роль также играют занятия такими видами спорта, как бег, плавание и другие, доступные всем формы занятий физкультурой и спортом.
Ежегодный отдых обеспечивается в период отпуска. Для более эффективного отдыха рекомендуется полностью уйти от обычных занятий, изменить обстановку. Очень полезно пребывание во время отдыха на природе: в лесу, у реки, у моря, сочетание отдыха с закаливанием организма, воздушными и солнечными ваннами, туристическими походами, занятиями физкультурой и спортом.
Наиболее эффективным длительным активным отдыхом является спортивный туризм, участие в спортивных мероприятиях (ориентирование на местности и т.д.).
Различают туризм пешеходный,
велосипедный, автомобильный, лыжный,
водный и комбинированный, при последнем
часть пути совершается пешком и
часть — тем или иным видом
транспорта. В зависимости от этого
интенсивность физической работы при
туристических путешествиях варьируется
чрезвычайно сильно. Так, при передвижениях
на лыжах, на велосипеде или лодке, а
также при пешеходных маршрутах,
особенно в горной местности, физическая
нагрузка может достигать значительной
величины. Путешествия пешком, на лодках,
плоту, велосипеде и др. способствуют
лучшему кровоснабжению органов
и мышц, в том числе и сердечной
мышцы, укреплению костей, суставов, связок,
активизируется обмен веществ, улучшается
деятельность органов дыхания, дыхание
становится более полным и глубоким,
увеличивается жизненная
Тип нагрузки
Характер воздействия физической тренировки на организм зависит от вида упражнений, структуры двигательного акта. В оздоровительной тренировке различают три основных типа упражнений, обладающих различной избирательной направленностью:
- циклические упражнения аэробной направленности, способствующие развитию общей выносливости;
- циклические упражнения
смешанной аэробно-анаэробной
- ациклические упражнения,
повышающие силовую
Однако оздоровительным
и профилактическим эффектом в отношении
атеросклероза и сердечно-
Исследования Б. А. Пироговой показали, что решающим фактором, определяющим физическую работоспособность людей среднего возраста, является именно общая выносливость, которая оценивается по величине МПК.
В среднем и пожилом
возрасте на фоне увеличения объема упражнений
для развития общей выносливости
и гибкости снижается необходимость
в нагрузках скоростно-силового
характера (при полном исключении скоростных
упражнений). Кроме того, у лиц
старше 40 лет решающее значение приобретает
снижение факторов риска ИБС (нормализация
холестеринового обмена, артериального
давления и массы тела), что возможно
только при выполнении упражнений аэробной
направленности на выносливость. Таким
образом, основной тип нагрузки, используемый
в оздоровительной физической культуре,
— аэробные циклические упражнения.
Наиболее доступным и эффективным
из них является оздоровительный
бег. В связи с этим физиологические
основы тренировки будут рассмотрены
на примере оздоровительного бега.
В случае использования других циклических
упражнений сохраняются те же принципы
дозировки тренировочной
По степени воздействия на организм в оздоровительной физической культуре (так же, как и в спорте) различают пороговые, оптимальные, пиковые нагрузки, а также сверхнагрузки. Однако эти понятия относительно физической культуры имеют несколько иной физиологический смысл.
Пороговая нагрузка — это нагрузка, превышающая уровень привычной двигательной активности, та минимальная величина тренировочной нагрузки, которая дает необходимый оздоровительный эффект: возмещение недостающих энергозатрат, повышение функциональных возможностей организма и снижение факторов риска. С точки зрения возмещения недостающих энергозатрат, пороговой является такая продолжительность нагрузки, такой объем бега, которые соответствуют расходу энергии не менее 2000 ккал в неделю. Такой расход энергии обеспечивается при беге продолжительностью около 3 ч (3 раза в неделю по 1 ч), или 30 км бега при средней скорости 10 км/ч, так как при беге в аэробном режиме расходуется примерно 1 ккал/кг на 1 км пути (0,98 у женщин и 1.08 ккал/кг у мужчин).
Информация о работе Организация и руководство физическим воспитанием