Организация режима дня, его значение в воспитании детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 17:21, контрольная работа

Краткое описание

1. Понятие и значение режима дня. Его особенности в разных возрастных группах

Вложенные файлы: 1 файл

Физкультурные праздники и досуги в детском саду2.docx

— 36.34 Кб (Скачать файл)

Организация режима дня, его  значение в воспитании детей

1. Понятие и  значение режима дня. Его особенности  в разных возрастных группах

 

Большое значение для здоровья и физического развития детей  имеет режим дня. Постоянное время  еды, сна, прогулок, игр и занятий-то, что И.П. Павлов назвал внешним стереотипом, – обязательное условие правильного воспитания ребенка.

Режим дня – это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления.

Физиологической основой, определяющей характер и продолжительность деятельности, является уровень работоспособности  клеток коры головного мозга, поэтому  так важно не превышать предел работоспособности центральной  нервной системы, а также обеспечить полное функциональное восстановление ее после работы. Степень морфофункциональной  зрелости организма, определяет содержание режима дня и длительность основных его элементов, среди которых  выделяют следующие:

– сон;

– пребывание на открытом воздухе (прогулки);

– воспитательная и учебная деятельность;

– игровая деятельность и занятия по собственному выбору (чтение, занятие музыкой, рисованием и другой творческой деятельностью, спорт);

– самообслуживание, помощь семье;

– приемы пищи;

– личная гигиена.

Сон обеспечивает полное функциональное восстановление всех систем организма. Физиологическая потребность во сне детей разного возраста зависит от особенности их нервной системы и состояния здоровья. В дошкольном периоде обязателен как ночной, так и дневной сон, независимо от того, посещает ребенок дошкольное образовательное учреждение, группу кратковременного пребывания или нет. Полноценный ночной сон важен и для дошкольников, и для школьников.

Ребенку до 5 лет положено спать в сутки 12,5–12 часов, в 5–6 лет – 11,5–12 часов (из них примерно 10–11 часов ночью и 1,5–2,5 часа днем). Для ночного сна отводится время с 9–9 часов 30 минут вечера до 7–7 часов 30 минут утра. Дети-дошкольники спят днем один раз. Укладывают их так, чтобы они просыпались в 15–15 часов 30 минут. Организовывать дневной сон позже нецелесообразно – это неизбежно вызывало бы более позднее укладывание на ночной сон. Шестичасовое бодрствование во второй половине дня – это как раз тот промежуток времени, в течение которого ребенок достаточно наиграется, чтобы почувствовать потребность в отдыхе.

Пребывание на открытом воздухе (прогулки) – наиболее эффективный вид отдыха, обусловленный повышенной оксигенацией крови, восполнением ультрафиолетовой недостаточности, позволяющий обеспечить закаливание организма и увеличение двигательной активности. Особенно важны прогулки для детей дошкольного возраста: зимой не менее 4–4,5 часов, а летом по возможности весь день. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -15 °С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5–7 лет при температуре воздуха ниже -20 °С скорости ветра более 15 м/с (для средней полосы).

Воспитательная  и учебная деятельность.

При построении рационального  режима занятий следует учитывать  биоритмы функционирования организма  ребенка. У большинства здоровых детей наибольшая возбудимость коры головного мозга и работоспособность  определяются в утренний период –  с 8:00 до 12:00 часов и вечерний –  с 16:00 до 18:00 часов.

Программами обучения и воспитания в ДОУ предусматриваются развивающие  занятия. В младшей группе продолжительность  занятий составляет 10–15 минут (10 занятий  в неделю), в средней группе (4–5 лет) – по 20 минут (10 занятий в  неделю), в старшей группе (5–6 лет) – два занятия в день по 20–25 минут с перерывом 10 минут. В подготовительной группе (6–7 лет) – 3 занятия в день проводятся по 25–30 минут, приобретая характер обучения. Гигиеническими исследованиями показано, что занятия по развитию речи, обучению грамоте, математике, ознакомлению с окружающим миром более утомительны, чем лепка, рисование, конструирование. Физкультура и музыка (динамические занятия) уменьшают или снимают  утомление.

Одним из средств физического  воспитания является правильное проведение режима, составленного для каждой возрастной группы детей с учетом их психофизиологических особенностей. Если режим осуществляется правильно, то дети спокойны, активно занимаются, играют, хорошо едят, быстро засыпают и  крепко спят, просыпаются бодрыми  и веселыми.

В режиме дня каждой возрастной группы указано примерное время, протекающее от включения первого  ребенка в данный режимный процесс  до его окончания последним ребенком.

Чем меньше возраст детей, чем менее они самостоятельны, тем важнее сохранять принцип  постепенности при проведении всех режимных моментов.

Важно вносить сезонные изменения  в режим дня. В программе предложены режимы как для холодного, так  и для теплого времени года.

В зимнее время в связи  с особенностями погоды и большим  числом занятий с детьми несколько  сокращается пребывание ребенка  на воздухе в течение дня.

Поэтому особое значение приобретает  прогулка, которую крайне важно проводить  систематически не менее 2 раз в день. Летом и в другие теплые периоды  года увеличивается ежедневная длительность пребывания детей на свежем воздухе, так как число занятий сокращается  до одного и почти все режимные процессы по возможности проводятся на участке. Большинство занятий  с детьми – физкультурные, музыкальные, по ознакомлению с окружающим и т.д. – также следует проводить на свежем воздухе.

Для того чтобы прогулка была не только полезной, но и интересной, следует правильно планировать  ее содержание: проводить подвижные  игры, спортивные развлечения, знакомить  детей с окружающим, с природой, с работой взрослых на участке, на улице, привлекать детей к посильной для них работе в саду, выходить па экскурсии за пределы участка и т.п.

При осуществлении режима следует обеспечить своевременную  смену видов деятельности детей.

Планируя работу, воспитатель  предусматривает, чтобы занятия, на которых дети двигаются мало (по развитию элементарных математических представлений, рисованию и др.), сменялись физкультурными и музыкальными занятиями. При возникновении у  детей признаков утомления (возбуждение, невнимательность, двигательное беспокойство и т.п.) проводится физкультурная  минутка.

В периоды времени, отводимые  в режиме для самостоятельной  деятельности детей, большое внимание уделяется обеспечению их двигательной активности.

На основе передового опыта  дошкольных учреждений и достижений педагогической науки выработан  примерный режим дня для каждой возрастной группы ДОУ, который включен  в «Программу воспитания в детском  саду». Типовой режим рассчитан  на 12-ти часовое пребывание детей  в дошкольном учреждении.

 

Распорядок дня (в теплое время)

Режимные процессы

1 млад. гр.

2 млад. гр.

средняя гр.

старшая гр.

подгот. гр.

Подъем, утренний туалет

6.30–7.30

6.30–7.30

6.30–7.30

6.30–7.30

6.30–7.30

Прием, осмотр, игры, утр. гимнастика

7.00–8.00

7.00–8.20

7.00–8.25

7.00–8.35

7.00–8.35

Подготовка к завтраку, завтрак

8.00–8.30

8.20–8.55

8.25–8.55

8.35–9.00

8.35–8.55

Игры, подготовка к прогулке, выход

8.30–8.50

8.55–9.15

8.55–9.20

9.00–9.15

8.55–9.05

Занятие (на участке)

8.50–9.00

9.15–9.30

9.20–9.40

9.15–9.45

9.05–9.35

Игры, наблюдения, воздушные  и солнечные процедуры

9.15–11.30

9.30–11.15

9.40–11.35

9.45–12.15

9.35–12.10

Возращение с прогулки, водные процедуры, игры

11.30–11.50

11.15–11.40

11.35–12.00

12.15–12.30

12.10–12.30

Подготовка к обеду, обед

11.50–12.30

11.40–12.20

12.00–12.35

12.30–13.00

12.30–13.00

Подготовка ко сну, сон

12.30–15.10

12.20–15.10

12.35–15.10

13.00–15.00

13.00–15.00

Подъем, полдник

15.15–15.35

15.10–15.30

15.10–15.30

15.00–15.25

15.00–15.25

Подготовка к прогулке, игры

15.35–15.50

15.30–15.50

15.30–16.00

15.25–16.10

15.25–16.20

Прогулка, игры на воздухе, уход детей домой

16.40–19.00

16.30–19.00

16.40–19.00

16.50–19.00

16.55–19.00


 

Распорядок дня (в холодное время)

Режимные процессы

1 млад. гр.

2 млад. гр.

средняя гр.

старшая гр.

подгот. гр.

Подъем, утренний туалет

6.30–7.30

6.30–7.30

6.30–7.30

6.30–7.30

6.30–7.30

Прием, осмотр, игры, утр. гимнастика

7.00–8.00

7.00–8.20

7.00–8.25

7.00–8.30

7.00–8.30

Подготовка к завтраку, завтрак

8.00–8.30

8.20–8.55

8.25–8.55

8.30–8.55

8.30–8.50

Подготовка к занятиям

8.20–9.00

8.55–9.00

8.55–9.00

8.55–9.00

8.50–9.00

Занятия

8.40–9.15

9.00–9.35

9.00–9.50

9.00–10.50

9.00–11.05

Игры, подготовка к прогулке, прогулка

9.15–11.30

9.35–11.35

9.50–11.50

10.50–12.25

11.05–12.35

Возращение с прогулки, игры

11.30–12.10

11.35–12.00

11.50–12.15

12.25–12.40

12.35–12.45

Подготовка к обеду, обед

11.50–12.30

12.00–12.40

12.15–12.50

12.40–13.10

12.45–13.15

Подготовка ко сну, сон

12.30–15.00

12.40–15.00

12.50–15.00

13.10–15.00

13.15–15.00

Подъем, полдник

15.00–15.15

15.00–15.15

15.00–15.15

15.00–15.15

15.00–15.15

Игры, самост. худож. деят., занятия

15.15–15.40

15.15–15.50

15.15–16.00

15.15–16.10

15.15–16.20

Подготовка к прогулке, прогулка, игры, уход детей домой

16.20–19.00

16.30–19.00

16.40–19.00

16.50–19.00

16.55–19.00


 

Таким образом, для каждого  возрастного периода рекомендован режим, учитывающий физиологические  потребности и физические возможности  детей данного возраста.

Эмоционально-положительное  состояние ребенка в течение  дня, успешность восприятия им окружающей действительности зависят от полноценного и своевременного кормления, качественного  и достаточного по времени сна, педагогически  грамотно организованного бодрствования. Следует соблюдать определенную последовательность их чередования: сон, кормление, бодрствование.

 

Организация режима дня в условиях домашнего воспитания

 

Возрастные особенности  психического развития детей 3–4 лет.

В возрасте 3–4 лет ребенок  постепенно выходит за пределы семейного  круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка  не только членом семьи, но и носителем  определенной общественной функции. Желание  ребенка выполнять такую же функцию  приводит к противоречию с его  реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом  деятельности в дошкольном возрасте.

Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям  с другими предметами. Основным содержанием  игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и  простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений  о предмете. В этом возрасте они  только начинают формироваться. Графические  образы бедны. У одних детей в  изображениях отсутствуют детали, у  других рисунки могут быть более  детализированы. Дети уже могут использовать цвет.

Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие  дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.

Известно, что аппликация оказывает положительное влияние  на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.

Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.

В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов – индивидуальных единиц восприятия – переходят к сенсорным эталонам – культурно выработанным средствам  восприятия. К концу младшего дошкольного  возраста дети могут воспринимать до пяти и более форм предметов и  до семи и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса и в помещении всего дошкольного  учреждения.

Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут  запомнить 3–4 слова и 5–6 названий предметов. К концу младшего дошкольного  возраста они способны запомнить  значительные отрывки из любимых  произведений.

Продолжает развиваться  наглядно-действенное мышление. При  этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые  скрытые связи и отношения  между предметами.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется  в игре, когда одни объекты выступают  в качестве заместителей других.

Взаимоотношения детей обусловлены  нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия  они могут усвоить относительно большое количество норм, которые  выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.

Информация о работе Организация режима дня, его значение в воспитании детей