Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 20:08, реферат
Два месяца в году у студентов связаны с экзаменам – зимняя и весенняя экзаменационные сессии. Экзамены являются своеобразным критическим моментом в учебной деятельности, в подведении итогов учебного труда за семестр. Они служат определенным стимулом к увеличению объема, продолжительности интенсивности учебной деятельности, мобилизации всех сил организма. В этот период при средней продолжительности самоподготовки 8-9Ƞчасов в день интенсивность учебного труда повышается на 86-100%. Все это происходит в условиях изменения жизнедеятельности студентов.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
Высшего профессионального образования
Брянский государственный университет
имени академика И.Г. Петровского
Реферат на тему:
Основные принципы изменения
психофизиологического
Выполнил:
студент 3 курса 3 группы ИВТ:
Антоненков А.А.
Проверила:
Катунина Н.П
Брянск 2012
Два месяца в году у студентов связаны с экзаменам – зимняя и весенняя экзаменационные сессии. Экзамены являются своеобразным критическим моментом в учебной деятельности, в подведении итогов учебного труда за семестр. Они служат определенным стимулом к увеличению объема, продолжительности интенсивности учебной деятельности, мобилизации всех сил организма. В этот период при средней продолжительности самоподготовки 8-9Ƞчасов в день интенсивность учебного труда повышается на 86-100%. Все это происходит в условиях изменения жизнедеятельности студентов. У многих из них в этот период возникают отрицательные эмоции, неуверенность в своих силах, чрезмерное волнение и страх. В период экзаменов под влиянием напряженной умственной деятельности, в условиях существенных изменений процессов жизнедеятельности, отсутствие в них физических отношений как средство эмоциональной разрядки, рекреации, наблюдается последовательное снижение показателей умственной и физической работоспособности на всем периоде экзаменационной сессии. Сам процесс экзаменов характеризуется также значительными психоэмоциональными и энергетическими затратами. В то же время более высокий уровень физической подготовленности помогает организму студентов более экономично справиться с требованиями экзаменационной сессии.
Результаты исследований свидетельствуют
о том, что здоровье человека напрямую
связано с его
Сразу после экзаменационной сессии наблюдается снижение общего функционального состояния, толерантности организма к физическим нагрузкам и возрастание требований к профессионально важным интеллектуальным характеристикам личности. Происходит снижение компонентов клинического статуса и функциональной устойчивости к физическим нагрузкам и повышение профессионально важных интеллектуальных качеств. Такую динамику можно объяснить следующим образом: сам учебный процесс с нарастанием его интенсификации к экзаменационной сессии является мощным тренингом к стимуляции долговременной и оперативной памяти, логического и эвристического мышления, объема и переключения внимания, зрительно-моторного восприятия, позволяющим повысить резервы интеллектуального труда. В то же время, к началу экзаменационной сессии возрастает время нахождения студентов в состоянии гиподинамии, нарушение режима труда и отдыха, питания. Возрастает негативное влияние увеличения интоксикации никотином, временной тонизации посредством тонина и кофеина при повышенном потреблении крепкого чая и кофе, что в совокупности приводит к снижению общей физической тренированности, общему физическому утомлению.
Обучение в высшей школе требует
от студентов значительных интеллектуальных
и нервно-эмоциональных
Работоспособность в большей степени связана с условиями труда. Для возникновения и развития сердечно-сосудистых заболеваний, астении, неврозоподобных синдромов, неврозов, заболеваний опорно-двигательного аппарата вполне достаточно негативного воздействия учебной деятельности, а в дальнейшем фактора «сидячих» профессий. В то же время нельзя исключить появления этих заболеваний и при воздействии других факторов внеучебного и внепроизводственного характера.
В
процессе выполнения любых видов
работы может развиться состояние
пониженной работоспособности организма,
которое объективно оценивается
как утомление, а субъективно
воспринимается в виде усталости.
Утомление — физиологическая защитная
реакция организма, направленная на снижение
уровня функционирования его систем с
целью предотвращения негативных изменений.
Субъективно этот процесс проявляется
ощущением усталости, временным снижением
работоспособности. Умственное утомление
характеризуется ослаблением внимания,
памяти, замедлением мышления, снижением
скорости переработки информации. Физическое
- уменьшением силы и выносливости мышц,
ухудшением координации движения, возрастанием
затрат энергии при выполнении одной и
той же работы. Его глубина зависит от
степени адаптации человека к определенному
виду деятельности, физического и психического
состояния, уровня мотивации и нервно-эмоционального
напряжения.
Утомление представляет собой обратимое
физиологическое состояние. Утомление
и сопутствующая ему усталость - естественное
состояние людей, ведущих активный образ
жизни. Снижающаяся при этом работоспособность
не только восстанавливается во время
отдыха, но, достигнув исходного уровня,
повышается еще некоторое время.
Однако если работоспособность не восстанавливается
к началу следующего периода работы, то
утомление может накапливаться и переходить
в качественно другое состояние — переутомление,
характеризующееся более стойким снижением
функциональной деятельности организма.
Этот процесс сопровождается болезненным
состоянием: вялостью, ухудшением аппетита,
бессонницей, потерей интереса к работе.
Сильное переутомление может вызвать
развитие неврозов, заболеваний сердечно-сосудистой
системы.
Снижение
умственной работоспособности наблюдается
при психических болезнях, органических
заболеваниях головного мозга, а
также при пограничных
Обучение в высшей школе требует от студентов значительных интеллектуальных и нервно-профессиональных напряжений, доходящих в период экзаменационных сессий до пределов возможного.
Важнейшим фактором обеспечения высокого качества профессиональной подготовки выпускников вузов является активная учебно-трудовая и познавательная деятельность студентов. Эта деятельность представляет собой сложный процесс в условиях объективно существующих противоречий, к которым относятся:
1) противоречия между большим объемом учебной и научной информации, и, дефицитом времени на ее освоение;
2) между объективно текущим постепенным, многолетним процессом становления социальной зрелости будущего специалиста и желанием как можно быстрее самоутвердиться и проявить себя;
3) Между стремлением к самостоятельности в отборе знаний с учетом личных интересов и жесткими рамками учебного плана и учебных программ
Эти
противоречия создают высокое нервно-
Список используемой литературы:
1. Учебник для высших учебных заведений предпринимательства и права. Теоретические и практические основы физического обучения и воспитания студентов. И.С. Барчуков, Е.А. Пеньковский.1996 год.
2. А.К. Кузнецов. Физическая культура в жизни общества. М.:1995 г.
3. Физическое воспитание: Учебник для студентов ВУЗов. М.:Высшая школа, 1983 год.
4. Кенеман А.В. Теория и методика физического воспитания. - М.: Сфера, 2002.
5. Вильчковский Э. С. Физическое воспитание. - М.: Логос, 2004.
6. http://portal.tpu.ru/SHARED/s/
7. http://www.bestreferat.ru/