Основные принципы изменения психофизиологического состояния студентов. Критерии нервно-эмоционального и психофизического утомления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 20:08, реферат

Краткое описание

Два месяца в году у студентов связаны с экзаменам – зимняя и весенняя экзаменационные сессии. Экзамены являются своеобразным критическим моментом в учебной деятельности, в подведении итогов учебного труда за семестр. Они служат определенным стимулом к увеличению объема, продолжительности интенсивности учебной деятельности, мобилизации всех сил организма. В этот период при средней продолжительности самоподготовки 8-9Ƞчасов в день интенсивность учебного труда повышается на 86-100%. Все это происходит в условиях изменения жизнедеятельности студентов.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по физкультуре.docx

— 19.17 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

Брянский государственный  университет 

имени академика И.Г. Петровского

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

Основные принципы изменения  психофизиологического состояния  студентов. Критерии нервно-эмоционального и психофизического утомления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент 3 курса 3 группы ИВТ:

Антоненков А.А.

 

 

Проверила:

Катунина Н.П

 

 

 

Брянск 2012

  1. Основные принципы изменения психофизиологического состояния студентов

Два месяца в году у студентов  связаны с экзаменам – зимняя и весенняя экзаменационные сессии. Экзамены являются своеобразным критическим моментом в учебной деятельности, в подведении итогов учебного труда за семестр. Они служат определенным стимулом к увеличению объема, продолжительности интенсивности учебной деятельности, мобилизации всех сил организма. В этот период при средней продолжительности самоподготовки 8-9Ƞчасов в день интенсивность учебного труда повышается на 86-100%. Все это происходит в условиях изменения жизнедеятельности студентов. У многих из них в этот период возникают отрицательные эмоции, неуверенность в своих силах, чрезмерное волнение и страх. В период экзаменов под влиянием напряженной умственной деятельности, в условиях существенных изменений процессов жизнедеятельности, отсутствие в них физических отношений как средство эмоциональной разрядки, рекреации, наблюдается последовательное снижение показателей умственной и физической работоспособности на всем периоде экзаменационной сессии. Сам процесс экзаменов характеризуется также значительными психоэмоциональными и энергетическими затратами. В то же время более высокий уровень физической подготовленности помогает организму студентов более экономично справиться с требованиями экзаменационной сессии.

Результаты исследований свидетельствуют  о том, что здоровье человека напрямую связано с его работоспособностью и утомляемости. От состояния здоровья во многом зависит успешность учебной  и производственной деятельности студентов.

Сразу после экзаменационной сессии наблюдается снижение общего функционального  состояния, толерантности организма  к физическим нагрузкам и возрастание  требований к профессионально важным интеллектуальным характеристикам  личности. Происходит снижение компонентов клинического статуса и функциональной устойчивости к физическим нагрузкам и повышение профессионально важных интеллектуальных качеств. Такую динамику можно объяснить следующим образом: сам учебный процесс с нарастанием его интенсификации к экзаменационной сессии является мощным тренингом к стимуляции долговременной и оперативной памяти, логического и эвристического мышления, объема и переключения внимания, зрительно-моторного восприятия, позволяющим повысить резервы интеллектуального труда. В то же время, к началу экзаменационной сессии возрастает время нахождения студентов в состоянии гиподинамии, нарушение режима труда и отдыха, питания. Возрастает негативное влияние увеличения интоксикации никотином, временной тонизации посредством тонина и кофеина при повышенном потреблении крепкого чая и кофе, что в совокупности приводит к снижению общей физической тренированности, общему физическому утомлению.

Обучение в высшей школе требует  от студентов значительных интеллектуальных и нервно-эмоциональных напряжений, доходящих в период экзаменационной  сессии до пределов возможного. Кроме того, эти напряжения, налагаясь на социальные, бытовые, экологические и другие нагрузочные факторы, могут привести к различным функциональным и психическим срывам.

Работоспособность в большей степени  связана с условиями труда. Для  возникновения и развития сердечно-сосудистых заболеваний, астении, неврозоподобных синдромов, неврозов, заболеваний опорно-двигательного аппарата вполне достаточно негативного воздействия учебной деятельности, а в дальнейшем фактора «сидячих» профессий. В то же время нельзя исключить появления этих заболеваний и при воздействии других факторов внеучебного и внепроизводственного характера.

 

 

  1. Критерии нервно-эмоционального и психофизического утомления

В процессе выполнения любых видов  работы может развиться состояние  пониженной работоспособности организма, которое объективно оценивается  как утомление, а субъективно  воспринимается в виде усталости. 
 
Утомление — физиологическая защитная реакция организма, направленная на снижение уровня функционирования его систем с целью предотвращения негативных изменений. 
 
Субъективно этот процесс проявляется ощущением усталости, временным снижением работоспособности. Умственное утомление характеризуется ослаблением внимания, памяти, замедлением мышления, снижением скорости переработки информации. Физическое - уменьшением силы и выносливости мышц, ухудшением координации движения, возрастанием затрат энергии при выполнении одной и той же работы. Его глубина зависит от степени адаптации человека к определенному виду деятельности, физического и психического состояния, уровня мотивации и нервно-эмоционального напряжения. 
 
Утомление представляет собой обратимое физиологическое состояние. Утомление и сопутствующая ему усталость - естественное состояние людей, ведущих активный образ жизни. Снижающаяся при этом работоспособность не только восстанавливается во время отдыха, но, достигнув исходного уровня, повышается еще некоторое время. 
 
Однако если работоспособность не восстанавливается к началу следующего периода работы, то утомление может накапливаться и переходить в качественно другое состояние — переутомление, характеризующееся более стойким снижением функциональной деятельности организма. Этот процесс сопровождается болезненным состоянием: вялостью, ухудшением аппетита, бессонницей, потерей интереса к работе. Сильное переутомление может вызвать развитие неврозов, заболеваний сердечно-сосудистой системы.

Снижение  умственной работоспособности наблюдается  при психических болезнях, органических заболеваниях головного мозга, а  также при пограничных состояниях заболеваний. Даже при пограничных  нервно-психических расстройствах  продуктивность трудовой деятельности наблюдается у 70% людей.

Обучение  в высшей школе требует от студентов  значительных интеллектуальных и нервно-профессиональных напряжений, доходящих в период экзаменационных  сессий до пределов возможного.

  Важнейшим фактором обеспечения высокого качества профессиональной подготовки выпускников вузов является активная учебно-трудовая  и познавательная деятельность студентов. Эта деятельность представляет собой сложный процесс в условиях объективно существующих противоречий, к которым относятся:

1)   противоречия между большим объемом учебной и научной информации, и, дефицитом времени на ее освоение;

2)   между объективно текущим постепенным, многолетним процессом становления социальной зрелости будущего специалиста и желанием как можно быстрее самоутвердиться и проявить себя;

3)   Между стремлением к самостоятельности в отборе знаний с учетом личных интересов и жесткими рамками учебного плана и учебных программ

Эти противоречия создают высокое нервно-эмоциональное  напряжение, которое отрицательно отражается на здоровье и физическом состоянии  студентов.

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

1. Учебник для высших учебных заведений предпринимательства и права. Теоретические и практические основы физического обучения и воспитания студентов. И.С. Барчуков, Е.А. Пеньковский.1996 год.

2. А.К. Кузнецов. Физическая культура  в жизни общества. М.:1995 г.

3. Физическое воспитание: Учебник  для студентов ВУЗов. М.:Высшая школа, 1983 год.

4. Кенеман А.В. Теория и методика физического воспитания. - М.: Сфера, 2002.

5. Вильчковский Э. С. Физическое воспитание. - М.: Логос, 2004.

6. http://portal.tpu.ru/SHARED/s/SEMENOW/Study/Tab1/lecture01.pdf

7. http://www.bestreferat.ru/referat-60093.html


Информация о работе Основные принципы изменения психофизиологического состояния студентов. Критерии нервно-эмоционального и психофизического утомления