Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 13:12, доклад
Неправильная организация и методика проведения учебно-тренировочных занятий: слабая дисциплина, проведение занятий без предварительной разминки, неправильное дозирование нагрузок, продолжительность занятий, не соответствующая возрасту и физическим возможностям, переутомление, слабое владение техникой, несоблюдение правил при проведении игр.
Основные причины травматизма во время занятий физическими упражнениями и их пре
1. Неправильная
организация и методика
2. Некачественный спортивный инвентарь: рваные или деформированные мячи, трещины на гимнастических снарядах, качающиеся снаряды и приспособления.
3. Неблагоприятные
метеорологические условия:
4. Нарушение правил содержания мест занятий и условий безопасности: несоблюдение инструкций по технике безопасности; наличие на площадке посторонних предметов или другого выступающего оборудования (в зале), камней, палок и т.п. ( на улице); занятия на скользкой площадке или в обуви со скользкой подошвой; наличие у занимающихся посторонних предметов, часов, цепочек, браслетов, серёжек, металлических и пластмассовых заколок, значков; отсутствие спортивной обуви и формы; плохое освещение.
5. Нарушение врачебных требований: занятия при болезненных состояниях; несоблюдение сроков ограничения после заболеваний; неправильное распределение студентов на медицинские группы; участие в соревнованиях студентов из специальной медицинской группы; участие в соревнованиях студентов без разрешения врача.
Для предупреждения травматизма во время занятий физической культурой следует для начала определить причины, условия и обстоятельства получения травм студентами во время выполнения различных упражнений, а затем выработать травмоисключающие поведенческие рекомендации.
Чаще всего встречаются легкие спортивные травмы, которые не доставляют пострадавшим больших неприятностей. Как правило, это обычные травмы, такие же, как и в повседневной жизни. Но есть травмы, которые характерны только для занимающихся физической культурой и спортом. Они могут быть различной тяжести, в том числе и тяжёлыми, требующими оперативного вмешательства медицинских специалистов. Следует выделить три основных фактора, влияющих на травматизм: индивидуальные особенности
занимающихся физической культурой; условия проведения занятий, наличие и качество инвентаря; особенности конкретного вида спортивной деятельности и тип физической активности.
Наибольшее количество травм у студентов наблюдается в начале и в конце учебного года, когда студенты ещё функционально не готовы к нагрузкам или уже находятся в перенапряжённом состоянии. Резко возрастает риск получения травм при инфекционных заболеваниях, часто сопровождающихся различными осложнениями.
Важное значение для предупреждения травматизма имеют условия проведения занятий, спортивный инвентарь. Так, неблагоприятная погода и недостаточное освещение значительно увеличивают риск получения травмы.
Для предотвращения травм на занятиях физической культурой и спортом, каждому занимающемуся рекомендуется выполнять следующие правила: иметь для занятий соответствующую обувь и одежду; не стремиться сразу же к рекордным результатам, а улучшать свои спортивные показатели постепенно, без ущерба для здоровья; перед каждым занятием непременно выполнять разминочные упражнения, чтобы уменьшить вероятность растяжения и разрыва мышц, связок и сухожилий.
Таким образом, причины несчастных случаев и травм кроются в нарушениях обязательных правил при проведении занятий по физическому воспитанию. Эти правила изложены в специальных инструкциях по разным видам физкультурно-спортивной деятельности (легкой атлетике, спортивным играм, лыжной подготовке, плаванию, и т.д.), с ними студентов знакомит преподаватель физической культуры перед началом занятий.
Несколько конкретных примеров.
Если выполнять упражнения на перекладине с влажными ладонями, то в любой момент можно сорваться и упасть. При выполнении опускания с
перекладины рекомендуется приземляться мягко на носки ступней, пружинисто приседая. В результате выполнения приземления в положении «стойка смирно» можно получить травму позвоночника, суставов, сотрясение мозга.
Наиболее частой причиной травм во время занятий бегом являются неровности грунта (бугры, ямки, рытвины), не подходящая для этого обувь.
Перед началом соревнований необходимо провести разминку, которая подготовит опорно-двигательный аппарат к предстоящей нагрузке. Во время разминки мышцы приобретают способность совершать работу с большей амплитудой и с большей скоростью, при этом снижается возможность травмы.
Необходимо
строго придерживаться рекомендаций врача
о возобновлении занятий
(особенно
соревновательной) может дать молниеносное
обострение с явлением острой
сердечно-сосудистой
Предупреждение спортивного травматизма основано на принципах профилактики повреждений с учетом
особенностей отдельных видов
спорта. Кроме общих организационно-
пасности на учебно-тренировочных занятиях и спортивных соревнованиях в отдельных видах спорта сущест-
вуют меры профилактики спортивного травматизма, присущие только данному виду спорта.
Важными задачами предупреждения
спортивного травматизма
- знание причин возникновения телесных повреждений и их особенностей в различных видах физических
упражнений;
- разработка мер по
предупреждению спортивных
ганизация занятий;
- недочеты и ошибки в методике проведения занятий;
- неудовлетворительное
состояние мест занятий и
- нарушение правил врачебного контроля;
- неблагоприятные санитарно-
- нарушение правил
врачебного контроля, который имеет
большое значение в
ма.
Существуют внутренние факторы, вызывающие спортивные травмы – состояние утомления, переутомле-
ния, перетренировка, хронические очаги инфекций, индивидуальные особенности организма, возможные пере-
рывы в занятиях.
При занятиях физическими упражнениями и спортом возможны различные виды травм: ссадины, потер-
тости, раны, ушибы, растяжения, разрывы мягких тканей, вывихи суставов, переломы костей и разрывы хря-
щей; ожоги, обморожения, тепловые и солнечные удары; обмороки, потеря сознания и т.п.
В спортивном травматизме отмечается преимущественно поражение суставов - 38%, много ушибов -
31%, переломы - 9%, вывихи - 4%. Врачебный контроль — система медицинского обеспечения всех континген-
тов населения, занимающихся физической культурой, спортом, туризмом.
Врачебный контроль как неотъемлемая часть медицинского обеспечения населения решает задачи, свя-
занные с оздоровительной направленностью физкультурного движения. Целью врачебного контроля является
всемерное содействие эффективности физического воспитания народа, правильному использованию средств
физической культуры и спорта, всестороннему физическому и духовному развитию, сохранению здоровья на-
ции.
Основными задачами врачебного контроля являются: организация и проведение лечебно-профилактических и
санитарно-гигиенических мероприятий, квалифицированное решение вопросов соответствия физических нагрузок
функциональным возможностям здоровых и лиц с отклонениями в состоянии здоровья, как в спортивном совершен-
ствовании, так и во время занятий массовыми видами физической культуры; выявление ранних признаков заболева-
ний и повреждений, возникающих при нерациональных занятиях физической культурой и спортом; санитарно-
гигиеническое и медицинское обеспечение всех физкультурных и спортивных мероприятий.
Организатор обязан обеспечить медицинское обслуживание соревнований.
Основные задачи медицинского обслуживания:
- контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм;
- профилактика спортивного травматизма;
- оказание первой медицинской
помощи участникам
Любая физическая нагрузка приводит, в конечном счете, к утомлению (комплексу защитных реакций организ-
ма различного характера, ограничивающих возникающие при выполнении работы чрезмерные функциональные и
биохимические изменения). Именно задача фармакологической профилактики и лечения состояния острого утомле-
ния спортсменов является одной из важнейших для практики спорта, как высших достижений, так и массового.
Объективно оценить степень утомления организма спортсмена можно только по ряду биохимических показа-
телей крови, таких как содержание молочной кислоты, образуемой при анаэробном распаде глюкозы в мышцах, кон-
центрации пировиноградной кислоты, мочевины и некоторых других. Используемые в спортивной медицине средст-
ва восстановления и восстановительные мероприятия можно условно разделить на три группы: педагогические, пси-
научно
хологические и медико-
комплексное применение
перечисленных методов
Педагогические средства восстановления включают в себя: индивидуализацию процесса тренировки и по-
строения тренировочных циклов, адекватные интенсивность и направленность нагрузки, рациональный режим тре-
нировки и отдыха. Кроме того, весьма важным является постоянный контроль и коррекция тренировочных занятий в
зависимости от функционального состояния спортсмена.
К психологическим методам восстановления спортсмена можно отнести: психолого-педагогические методы,
учитывающие индивидуальность каждого спортсмена, его эмоциональный уровень и степень контактности, обеспе-
чение психологической разгрузки и полноценного отдыха, а также специальную регуляцию психического состояния -
регуляцию сна, сеансы гипноза, аутотренинг, приемы мышечной релаксации.
К медико-биологическим
методам восстановления относятся:
полноценность и
жим питания, прием дополнительных количеств витаминов, незаменимых аминокислот и микроэлементов; факторы
физического воздействия - различные виды мануальной терапии, использование бани, различных ванн и физиотера-
певтических процедур, а также прием естественных и фармакологических препаратов, способствующих нормализа-
ции самочувствия и физической подготовленности спортсмена.
Информация о работе Основные причины травматизма во время занятий физическими упражнениями