Принципы спортивной тренировки в легкой атлетике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 18:05, контрольная работа

Краткое описание

Целью контрольной работы является система подготовки легкоатлетов. Актуальность выбранной темы заключается в том, что подготовка легкоатлета — многогранный и сложный педагогический процесс, состоящий из трех взаимосвязанных компонентов: обучения, тренировки и воспитания, цель которого — обеспечить развитие и совершенствование знаний, умений, двигательных навыков и качеств, необходимых для овладения техникой легкоатлетических упражнений и достижения предусмотренных планом и программой результатов.

Содержание

Введение
1.Дидактические принцыпы спортивной подготовки
2.Этапность и цикличность спортивнойтренировки легкоатлетическим видам спорта
3.Принцып волнообразности и ступенчатости распределения в тренировочном процессе лёгкоатлетов.
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

лег атл.docx

— 23.39 Кб (Скачать файл)

         МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСНОЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра физической культуры

 

 

 

 

Контрольная работа

По предмету : «Легкая атлетика»

Тема : «Принципы спортивной тренировки в легкой атлетике.»

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Петухов В. В.

2 курс 13 группа

Проверил:______________________________

Сдана в деканат: ________________________

Сдана на проверку преподавателю: ________

 

 

 

 

2013 год

Содержание:

Введение

1.Дидактические принцыпы спортивной  подготовки

2.Этапность и цикличность спортивнойтренировки  легкоатлетическим видам спорта

3.Принцып волнообразности и  ступенчатости распределения в  тренировочном процессе лёгкоатлетов.

Список используемой литературы

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Введение

Целью контрольной работы является система подготовки легкоатлетов. Актуальность выбранной темы заключается в том, что подготовка легкоатлета — многогранный и сложный педагогический процесс, состоящий из трех взаимосвязанных компонентов: обучения, тренировки и воспитания, цель которого — обеспечить развитие и совершенствование знаний, умений, двигательных навыков и качеств, необходимых для овладения техникой легкоатлетических упражнений и достижения предусмотренных планом и программой результатов.

Подготовительный период имеет следующие задачи: повышение  общей физической подготовленности; развитие двигательных качеств для  избранного вида спорта; овладение  техникой; освоение элементов тактики; воспитание морально-волевых качеств; повышение уровня теоретической  подготовленности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Дидактические принцыпы спортивной подготовки

Подготовка легкоатлета  — обучение его технике легкоатлетических  упражнений и тренировка, как и  любой педагогический процесс, строятся на определенных педагогических принципах.

Принцип всесторонности —  один из главных. Суть его заключается  в сочетании разностороннего  физического развития и теоретической, моральной и волевой подготовки, составляющих единый педагогический процесс.

Овладение техникой легкоатлетических  упражнений требует определенной физической подготовленности, понимания механизма  изучаемых движений, настойчивости  и упорства в достижении намеченной цели. По мере усложнения решаемых задач  повышаются и требования ко всем сторонам подготовки легкоатлета. Без достаточной  силы и быстроты, например, невозможно не только выполнять учебные нормативы  в скоростном беге, прыжках и метаниях, но и освоить правильную технику, не говоря уже о достижении высоких  результатов. С другой стороны, в  практике нередки случаи, когда прекрасно  физически подготовленные спортсмены перед соревнованиями и во время  их испытывают такое сильное волнение, что это снижает их результаты и ведет порой к неудаче, полному  срыву. Это говорит о том, что  волевые качества спортсменов должны целенаправленно воспитываться.

Таким образом, все направления, виды подготовки легкоатлета взаимосвязаны, дополняют друг друга и должны совершенствоваться параллельно (особенно на первых двух этапах).

Принципы систематичности  и постепенности. Подготовка легкоатлета  осуществляется по определенному плану  и программе, предусматривающим  постепенное решение учебных, воспитательных и тренировочных задач, с использованием в определенной последовательности необходимых средств и методов  на основе дидактических правил «от  простого к сложному», «от легкого  к трудному», «от известного к  неизвестному». Подбор и последовательность применения определенных средств и методов должны соответствовать задачам каждого этапа подготовки.

Исходя из результатов  своих наблюдений и медицинского обследования, преподаватель дает индивидуальные рекомендации по объему и интенсивности  нагрузок.

Принцип наглядности. Принцип  наглядности требует, чтобы занимающийся видел, как выполняются различные  упражнения. В зависимости от условий, в которых проводится учебный  урок или тренировочное занятие, используются те или иные средства и методы. Весьма эффективным является наблюдение за тренировкой квалифицированных  спортсменов.

Принцип сознательности и  активности. Одна из главных задач  учителя или тренера — добиться, чтобы его подопечные сознательно  и активно участвовали в процессе обучения и тренировки.

Учебно-тренировочный процесс  — всегда тяжелый труд. Тем не менее, он может доставлять радость  и удовлетворение. Человек, испытывающий интерес к определенному виду труда, может выполнять его более  длительное время охотно и менее  утомляясь, чем человек равнодушный. По этой причине преподаватель должен постоянно поддерживать интерес  учащихся, искать «изюминку» в любом  на первый взгляд обычном упражнении и поощрять всякое проявление активности с их стороны. Одно из простейших средств  повышения интереса к занятиям —  введение в них игровых и соревновательных элементов.

Все рассмотренные дидактические  принципы подготовки легкоатлета приобретают  особое значение в условиях занятий  с детьми, подростками, юношами и  девушками в общеобразовательной  школе и ДЮСШ.

 

 

2.Этапность  и цикличность спортивнойтренировки  легкоатлетическим видам спорта

К числу основных закономерностей  процесса спортивной тренировки относится  также четко выраженная цикличность, то есть относительно законченный кругооборот  его стадий с частичной повторяемостью отдельных упражнений; занятий, этапов и целых периодов в рамках определенных циклов. Циклы тренировки - наиболее общие формы ее структурной организации.  
 
Каждый очередной цикл является частичным повторением предыдущего и одновременно выражает тенденции развития тренировочного процесса, то есть отличается от предыдущего обновленным содержанием, частичным изменением состава средств и методов, возрастанием тренировочных нагрузок и т.д.  
 
В форме циклов строится весь тренировочный процесс - от его элементарных звеньев до этапов многолетней тренировки.  
 
В зависимости от масштабов времени, в пределах которого строится тренировочный процесс, различают: микроциклы, мезоциклы, макроциклы. Все они составляют неотъемлемые звенья рационального построения тренировочного процесса.  
 
Циклы тренировки - наиболее общие формы ее структурной организации. Уяснить основы их структуры - значит понять общий порядок построения тренировки. Именно на это нацеливает принцип цикличности тренировочного процесса.

Спортивная специализация  не исключает всестороннего развития спортсмена. Напротив, наиболее значительный прогресс в избранном виде спорта возможен лишь на основе разностороннего  развития физических и духовных способностей, общего подъема функциональных возможностей организма.  
 
Зависимость спортивных достижений от разностороннего развития, в том числе и интеллектуального, объясняется двумя основными причинами. Во-первых, единством организма - органической взаимосвязи его органов, систем и функций в процессе деятельности и развития. Во-вторых, взаимодействиями различных двигательных навыков и умений. Чем шире круг двигательных навыков и умений, освоенных спортсменом, тем благоприятнее предпосылки для образования новых форм двигательной деятельности и совершенствования освоенных ранее.  
 
Единство общей и специальной подготовки заключается во взаимной зависимости их содержания: содержание общей физической подготовки определяется с учетом особенностей избранного вида спорта, а содержание специальной подготовки зависит от тех предпосылок, которые создаются общей подготовкой.  
 
Оптимальное соотношение общей и специальной подготовки не остается постоянным, а закономерно изменяется на различных стадиях спортивного совершенствования.  
 
Непрерывность тренировочного процесса.  
Эта черта тренировочного процесса в спорте характерна тремя основными положениями:  
 
1) спортивная тренировка строится как круглогодичный и многолетний процесс, гарантирующий наибольший кумулятивный эффект в направлении спортивной специализации;  
 
2) воздействие каждого последующего тренировочного занятия как бы "наслаивается" на "следы" предыдущего, закрепляя и углубляя их;  
 
3) интервал отдыха между занятиями выдерживается в пределах, гарантирующих общую тенденцию восстановления и повышения работоспособности, причем в рамках тренировочных мезо- и микроциклов при определенных условиях допускается проведение занятий на фоне частичного недовосстановления, в силу чего создается уплотненный режим нагрузок и отдыха.  
 
Необходимо стремиться так строить тренировочный процесс, чтобы в наибольшей степени обеспечить возможную в данных конкретных условиях преемственность положительного эффекта тренировочных занятий, исключить неоправданные перерывы между ними и свести к минимуму регресс тренированности. В этом заключается основная суть принципа непрерывности спортивной тренировки. Принципиальный методический смысл этого положения заключается в требовании не допускать излишне длительных интервалов между тренировочными занятиями, обеспечивать преемственность между ними и тем самым создавать условия для прогрессирующих достижений.  
 
Непрерывность тренировочного процесса связана со степенью и продолжительностью воздействия отдельных упражнений, отдельных тренировочных занятий или соревнований, а также отдельных циклов подготовки на состояние работоспособности спортсмена.  
 
Эффект этих воздействий непостоянен и зависит от продолжительности нагрузки и ее направленности, а также величины.  
 
В связи с этим различают ближний тренировочный эффект (БТЭ), следовой тренировочный эффект (СТЭ) и кумулятивный тренировочный эффект (КТЭ).  
 
БТЭ характеризуется процессами, происходящими в организме непосредственно при выполнении упражнений, и теми изменениями функционального состояния, которые возникают в конце упражнения или занятия. СТЭ является последствием выполнения упражнения, с одной стороны, и ответным реагированием систем организма на данное упражнение или занятие - с другой.  
 
По окончании упражнения или занятия в период последующего отдыха начинается следовой процесс, представляющий из себя фазу относительной нормализации функционального состояния организма и его работоспособности. В зависимости от начала повторной нагрузки организм может находиться в состоянии недовосстановления, возвращения к исходной работоспособности или в состояние суперкомпенсации, т.е. более высокой работоспособности, чем исходная.  
 
При регулярной тренировке следовые эффекты каждого тренировочного занятия или соревнования, постоянно накладываясь друг на друга, суммируются, в результате чего возникает кумулятивный тренировочный эффект, который не сводится к эффектам отдельных упражнений или занятий, а представляет собой производное от совокупности различных следовых эффектов и приводит к существенным адаптационным (приспособительным) изменениям в состоянии организма спортсмена, увеличению его функциональных возможностей и спортивной работоспособности. Однако, такие положительные изменения в состоянии подготовленности возможны при правильном построении спортивной тренировки и через достаточно продолжительное время. Таким образом взаимодействия БТЭ, СТЭ и КТЭ и обеспечивают непрерывность процесса спортивной тренировки.  

3.Принцып  волнообразности и ступенчатости  распределения в тренировочном  процессе лёгкоатлетов.

Волнообразность динамики нагрузок.  
Прогрессирующее повышение тренировочных нагрузок на определенных этапах вступает в противоречие с ходом приспособительных изменений в организме спортсмена. Это вызывает необходимость наряду с отдыхом временно снижать нагрузки, что обеспечивает необходимые биологические перестройки в организме спортсмена. Поэтому динамика тренировочных нагрузок не может иметь вид прямой линии - она приобретает волнообразный характер. Волнообразные изменения нагрузки характерны как для относительно небольших отрезков учебно-тренировочного процесса, так и для этапов и периодов годичного цикла тренировки.  
 
Волнообразные колебания свойственны как динамике объема, так и динамике интенсивности нагрузок, причем максимальные значения тех и других параметров в большинстве случаев не совпадают. В настоящее время можно представить ориентировочную схему общих тенденций нагрузок в различных фазах, этапах и периодах тренировочного процесса.  
 
Искусство строить спортивную тренировку в немалой степени состоит именно в том, чтобы правильно соразмерить все «волны» друг с другом, т.е. обеспечить необходимое соответствие между динамикой нагрузок в микроциклах и более общими тенденциями тренировочного процесса, характерными для тех или иных его этапов и периодов.

Единство постепенности  и предельности в наращивании  тренировочных нагрузок.  
Увеличение функциональных возможностей организма закономерно зависит от величины предъявляемых тренировочных и соревновательных нагрузок. В процессе занятий спортом эта зависимость используется в наиболее полной мере, поскольку спорт непосредственно нацелен на максимально возможные достижения. Каждый новый шаг на пути к спортивным достижениям означает и новый уровень тренировочных нагрузок. Постепенно и неуклонно возрастают как физические нагрузки, так и требования к технической, тактической и психической подготовленности спортсмена, что выражается в последовательном выполнении им таких заданий, какие мобилизуют его на освоение все более сложных и совершенных навыков, умений, на все более высокие проявления физических и духовных сил. Для динамики нагрузок в процессе тренировки характерно, что они возрастают постепенно и в то же время с тенденцией к предельно возможным. Понятие "максимальная нагрузка" неверно было бы всегда отождествлять с понятием "нагрузка до отказа", до полного утомления. Правильно будет сказать, что это - нагрузка, которая находится на границе наличных функциональных способностей организма, но ни в коем случае не выходит за границы его приспособительных возможностей.  
 
Постепенное и максимальное увеличение тренировочных и соревновательных нагрузок обуславливает прогресс спортивных достижений. Это обеспечивается неуклонным повышением объема и интенсивности тренировочных нагрузок, постепенным усложнением требований, предъявляемых к подготовке спортсмена. Все это выражается в последовательном выполнении спортсменом таких заданий, которые позволяют ему овладевать все более сложными и совершенными умениями и двигательными навыками. Постепенность в тренировке должна соответствовать возможностям и уровню подготовленности, особенно юного спортсмена, обеспечивая неуклонный поступательный рост его спортивных достижений.  
 
Особое значение имеет принцип единства и постепенности и тенденции к «предельным» нагрузкам. Применительно к подготовке юных спортсменов это обуславливает необходимость полного соответствия объема и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок функциональным возможностям растущего организма детей, подростков, юношей и девушек.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

1.   Волков Н.И., А.В. Карасев, М. Хосни. Теория и практика интервальной тренировки в спорте. М., 1995.

2. Друзь В.А. Спортивная тренировка и организм. — Киев: Здорове, 1980.

3. Матвеев Л.П. Основы  спортивной тренировки. — М.: ФиС, 1977.

4.   Озолин Н.Г. Развитие выносливости спортсмена. - М.: ФиС,1959, 128 с

5. http://lib.sportedu.ru/  Жилкин А.И. Легкая атлетика. 2006.


Информация о работе Принципы спортивной тренировки в легкой атлетике