Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 18:05, контрольная работа
Целью контрольной работы является система подготовки легкоатлетов. Актуальность выбранной темы заключается в том, что подготовка легкоатлета — многогранный и сложный педагогический процесс, состоящий из трех взаимосвязанных компонентов: обучения, тренировки и воспитания, цель которого — обеспечить развитие и совершенствование знаний, умений, двигательных навыков и качеств, необходимых для овладения техникой легкоатлетических упражнений и достижения предусмотренных планом и программой результатов.
Введение
1.Дидактические принцыпы спортивной подготовки
2.Этапность и цикличность спортивнойтренировки легкоатлетическим видам спорта
3.Принцып волнообразности и ступенчатости распределения в тренировочном процессе лёгкоатлетов.
Список используемой литературы
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСНОЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра физической культуры
Контрольная работа
По предмету : «Легкая атлетика»
Тема : «Принципы спортивной тренировки в легкой атлетике.»
Выполнил: Петухов В. В.
2 курс 13 группа
Проверил:_____________________
Сдана в деканат: ________________________
Сдана на проверку преподавателю: ________
2013 год
Содержание:
Введение
1.Дидактические принцыпы
2.Этапность и цикличность
3.Принцып волнообразности и
ступенчатости распределения в
тренировочном процессе
Список используемой литературы
Введение
Целью контрольной работы является система подготовки легкоатлетов. Актуальность выбранной темы заключается в том, что подготовка легкоатлета — многогранный и сложный педагогический процесс, состоящий из трех взаимосвязанных компонентов: обучения, тренировки и воспитания, цель которого — обеспечить развитие и совершенствование знаний, умений, двигательных навыков и качеств, необходимых для овладения техникой легкоатлетических упражнений и достижения предусмотренных планом и программой результатов.
Подготовительный период имеет следующие задачи: повышение общей физической подготовленности; развитие двигательных качеств для избранного вида спорта; овладение техникой; освоение элементов тактики; воспитание морально-волевых качеств; повышение уровня теоретической подготовленности.
1.Дидактические принцыпы спортивной подготовки
Подготовка легкоатлета — обучение его технике легкоатлетических упражнений и тренировка, как и любой педагогический процесс, строятся на определенных педагогических принципах.
Принцип всесторонности —
один из главных. Суть его заключается
в сочетании разностороннего
физического развития и теоретической,
моральной и волевой
Овладение техникой легкоатлетических упражнений требует определенной физической подготовленности, понимания механизма изучаемых движений, настойчивости и упорства в достижении намеченной цели. По мере усложнения решаемых задач повышаются и требования ко всем сторонам подготовки легкоатлета. Без достаточной силы и быстроты, например, невозможно не только выполнять учебные нормативы в скоростном беге, прыжках и метаниях, но и освоить правильную технику, не говоря уже о достижении высоких результатов. С другой стороны, в практике нередки случаи, когда прекрасно физически подготовленные спортсмены перед соревнованиями и во время их испытывают такое сильное волнение, что это снижает их результаты и ведет порой к неудаче, полному срыву. Это говорит о том, что волевые качества спортсменов должны целенаправленно воспитываться.
Таким образом, все направления, виды подготовки легкоатлета взаимосвязаны, дополняют друг друга и должны совершенствоваться параллельно (особенно на первых двух этапах).
Принципы систематичности и постепенности. Подготовка легкоатлета осуществляется по определенному плану и программе, предусматривающим постепенное решение учебных, воспитательных и тренировочных задач, с использованием в определенной последовательности необходимых средств и методов на основе дидактических правил «от простого к сложному», «от легкого к трудному», «от известного к неизвестному». Подбор и последовательность применения определенных средств и методов должны соответствовать задачам каждого этапа подготовки.
Исходя из результатов своих наблюдений и медицинского обследования, преподаватель дает индивидуальные рекомендации по объему и интенсивности нагрузок.
Принцип наглядности. Принцип наглядности требует, чтобы занимающийся видел, как выполняются различные упражнения. В зависимости от условий, в которых проводится учебный урок или тренировочное занятие, используются те или иные средства и методы. Весьма эффективным является наблюдение за тренировкой квалифицированных спортсменов.
Принцип сознательности и
активности. Одна из главных задач
учителя или тренера —
Учебно-тренировочный процесс
— всегда тяжелый труд. Тем не
менее, он может доставлять радость
и удовлетворение. Человек, испытывающий
интерес к определенному виду
труда, может выполнять его более
длительное время охотно и менее
утомляясь, чем человек равнодушный.
По этой причине преподаватель должен
постоянно поддерживать интерес
учащихся, искать «изюминку» в любом
на первый взгляд обычном упражнении
и поощрять всякое проявление активности
с их стороны. Одно из простейших средств
повышения интереса к занятиям —
введение в них игровых и
Все рассмотренные дидактические
принципы подготовки легкоатлета приобретают
особое значение в условиях занятий
с детьми, подростками, юношами и
девушками в
2.Этапность
и цикличность
К числу основных закономерностей
процесса спортивной тренировки относится
также четко выраженная цикличность,
то есть относительно законченный кругооборот
его стадий с частичной повторяемостью
отдельных упражнений; занятий, этапов
и целых периодов в рамках определенных
циклов. Циклы тренировки - наиболее
общие формы ее структурной организации.
Каждый очередной цикл является частичным
повторением предыдущего и одновременно
выражает тенденции развития тренировочного
процесса, то есть отличается от предыдущего
обновленным содержанием, частичным изменением
состава средств и методов, возрастанием
тренировочных нагрузок и т.д.
В форме циклов строится весь тренировочный
процесс - от его элементарных звеньев
до этапов многолетней тренировки.
В зависимости от масштабов времени, в
пределах которого строится тренировочный
процесс, различают: микроциклы, мезоциклы,
макроциклы. Все они составляют неотъемлемые
звенья рационального построения тренировочного
процесса.
Циклы тренировки - наиболее общие формы
ее структурной организации. Уяснить основы
их структуры - значит понять общий порядок
построения тренировки. Именно на это
нацеливает принцип цикличности тренировочного
процесса.
Спортивная специализация
не исключает всестороннего
Зависимость спортивных достижений от
разностороннего развития, в том числе
и интеллектуального, объясняется двумя
основными причинами. Во-первых, единством
организма - органической взаимосвязи
его органов, систем и функций в процессе
деятельности и развития. Во-вторых, взаимодействиями
различных двигательных навыков и умений.
Чем шире круг двигательных навыков и
умений, освоенных спортсменом, тем благоприятнее
предпосылки для образования новых форм
двигательной деятельности и совершенствования
освоенных ранее.
Единство общей и специальной подготовки
заключается во взаимной зависимости
их содержания: содержание общей физической
подготовки определяется с учетом особенностей
избранного вида спорта, а содержание
специальной подготовки зависит от тех
предпосылок, которые создаются общей
подготовкой.
Оптимальное соотношение общей и специальной
подготовки не остается постоянным, а
закономерно изменяется на различных
стадиях спортивного совершенствования.
Непрерывность тренировочного процесса.
Эта черта тренировочного процесса в спорте
характерна тремя основными положениями:
1) спортивная тренировка строится как
круглогодичный и многолетний процесс,
гарантирующий наибольший кумулятивный
эффект в направлении спортивной специализации;
2) воздействие каждого последующего тренировочного
занятия как бы "наслаивается" на
"следы" предыдущего, закрепляя и
углубляя их;
3) интервал отдыха между занятиями выдерживается
в пределах, гарантирующих общую тенденцию
восстановления и повышения работоспособности,
причем в рамках тренировочных мезо- и
микроциклов при определенных условиях
допускается проведение занятий на фоне
частичного недовосстановления, в силу
чего создается уплотненный режим нагрузок
и отдыха.
Необходимо стремиться так строить тренировочный
процесс, чтобы в наибольшей степени обеспечить
возможную в данных конкретных условиях
преемственность положительного эффекта
тренировочных занятий, исключить неоправданные
перерывы между ними и свести к минимуму
регресс тренированности. В этом заключается
основная суть принципа непрерывности
спортивной тренировки. Принципиальный
методический смысл этого положения заключается
в требовании не допускать излишне длительных
интервалов между тренировочными занятиями,
обеспечивать преемственность между ними
и тем самым создавать условия для прогрессирующих
достижений.
Непрерывность тренировочного процесса
связана со степенью и продолжительностью
воздействия отдельных упражнений, отдельных
тренировочных занятий или соревнований,
а также отдельных циклов подготовки на
состояние работоспособности спортсмена.
Эффект этих воздействий непостоянен
и зависит от продолжительности нагрузки
и ее направленности, а также величины.
В связи с этим различают ближний тренировочный
эффект (БТЭ), следовой тренировочный эффект
(СТЭ) и кумулятивный тренировочный эффект
(КТЭ).
БТЭ характеризуется процессами, происходящими
в организме непосредственно при выполнении
упражнений, и теми изменениями функционального
состояния, которые возникают в конце
упражнения или занятия. СТЭ является
последствием выполнения упражнения,
с одной стороны, и ответным реагированием
систем организма на данное упражнение
или занятие - с другой.
По окончании упражнения или занятия в
период последующего отдыха начинается
следовой процесс, представляющий из себя
фазу относительной нормализации функционального
состояния организма и его работоспособности.
В зависимости от начала повторной нагрузки
организм может находиться в состоянии
недовосстановления, возвращения к исходной
работоспособности или в состояние суперкомпенсации,
т.е. более высокой работоспособности,
чем исходная.
При регулярной тренировке следовые эффекты
каждого тренировочного занятия или соревнования,
постоянно накладываясь друг на друга,
суммируются, в результате чего возникает
кумулятивный тренировочный эффект, который
не сводится к эффектам отдельных упражнений
или занятий, а представляет собой производное
от совокупности различных следовых эффектов
и приводит к существенным адаптационным
(приспособительным) изменениям в состоянии
организма спортсмена, увеличению его
функциональных возможностей и спортивной
работоспособности. Однако, такие положительные
изменения в состоянии подготовленности
возможны при правильном построении спортивной
тренировки и через достаточно продолжительное
время. Таким образом взаимодействия БТЭ,
СТЭ и КТЭ и обеспечивают непрерывность
процесса спортивной тренировки.
3.Принцып
волнообразности и
Волнообразность динамики нагрузок.
Прогрессирующее повышение тренировочных
нагрузок на определенных этапах вступает
в противоречие с ходом приспособительных
изменений в организме спортсмена. Это
вызывает необходимость наряду с отдыхом
временно снижать нагрузки, что обеспечивает
необходимые биологические перестройки
в организме спортсмена. Поэтому динамика
тренировочных нагрузок не может иметь
вид прямой линии - она приобретает волнообразный
характер. Волнообразные изменения нагрузки
характерны как для относительно небольших
отрезков учебно-тренировочного процесса,
так и для этапов и периодов годичного
цикла тренировки.
Волнообразные колебания свойственны
как динамике объема, так и динамике интенсивности
нагрузок, причем максимальные значения
тех и других параметров в большинстве
случаев не совпадают. В настоящее время
можно представить ориентировочную схему
общих тенденций нагрузок в различных
фазах, этапах и периодах тренировочного
процесса.
Искусство строить спортивную тренировку
в немалой степени состоит именно в том,
чтобы правильно соразмерить все «волны»
друг с другом, т.е. обеспечить необходимое
соответствие между динамикой нагрузок
в микроциклах и более общими тенденциями
тренировочного процесса, характерными
для тех или иных его этапов и периодов.
Единство постепенности
и предельности в наращивании
тренировочных нагрузок.
Увеличение функциональных возможностей
организма закономерно зависит от величины
предъявляемых тренировочных и соревновательных
нагрузок. В процессе занятий спортом
эта зависимость используется в наиболее
полной мере, поскольку спорт непосредственно
нацелен на максимально возможные достижения.
Каждый новый шаг на пути к спортивным
достижениям означает и новый уровень
тренировочных нагрузок. Постепенно и
неуклонно возрастают как физические
нагрузки, так и требования к технической,
тактической и психической подготовленности
спортсмена, что выражается в последовательном
выполнении им таких заданий, какие мобилизуют
его на освоение все более сложных и совершенных
навыков, умений, на все более высокие
проявления физических и духовных сил.
Для динамики нагрузок в процессе тренировки
характерно, что они возрастают постепенно
и в то же время с тенденцией к предельно
возможным. Понятие "максимальная нагрузка"
неверно было бы всегда отождествлять
с понятием "нагрузка до отказа",
до полного утомления. Правильно будет
сказать, что это - нагрузка, которая находится
на границе наличных функциональных способностей
организма, но ни в коем случае не выходит
за границы его приспособительных возможностей.
Постепенное и максимальное увеличение
тренировочных и соревновательных нагрузок
обуславливает прогресс спортивных достижений.
Это обеспечивается неуклонным повышением
объема и интенсивности тренировочных
нагрузок, постепенным усложнением требований,
предъявляемых к подготовке спортсмена.
Все это выражается в последовательном
выполнении спортсменом таких заданий,
которые позволяют ему овладевать все
более сложными и совершенными умениями
и двигательными навыками. Постепенность
в тренировке должна соответствовать
возможностям и уровню подготовленности,
особенно юного спортсмена, обеспечивая
неуклонный поступательный рост его спортивных
достижений.
Особое значение имеет принцип единства
и постепенности и тенденции к «предельным»
нагрузкам. Применительно к подготовке
юных спортсменов это обуславливает необходимость
полного соответствия объема и интенсивности
тренировочных и соревновательных нагрузок
функциональным возможностям растущего
организма детей, подростков, юношей и
девушек.
Список используемой литературы:
1. Волков Н.И., А.В. Карасев, М. Хосни. Теория и практика интервальной тренировки в спорте. М., 1995.
2. Друзь В.А. Спортивная тренировка и организм. — Киев: Здорове, 1980.
3. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. — М.: ФиС, 1977.
4. Озолин Н.Г. Развитие выносливости спортсмена. - М.: ФиС,1959, 128 с
5. http://lib.sportedu.ru/ Жилкин А.И. Легкая атлетика. 2006.
Информация о работе Принципы спортивной тренировки в легкой атлетике