Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 15:53, контрольная работа
Прыжки в воду не входят в число видов спорта с высоким уровнем травматизма, однако при их выполнении возможны: удары о дно бассейна или естественного водоема; удары о предметы или людей, находящихся в месте погружения; удары о снаряды (трамплин или вышку); удары о воду; утопление.
Предупреждение травматизма на занятиях в прыжках в воду.
Прыжки в воду не входят в число видов спорта с высоким уровнем травматизма, однако при их выполнении возможны: удары о дно бассейна или естественного водоема; удары о предметы или людей, находящихся в месте погружения; удары о снаряды (трамплин или вышку); удары о воду; утопление.
Успешная борьба со спортивными травмами возможна лишь при знании причин их возникновения. Исключения не составляют и прыжки в воду. Травмы случаются как в процессе использования средств общей физической и специальной подготовки и в первую очередь упражнений на батуде, «сухом» трамплине и в акробатике. Вот почему в практике работы с прыгунами в воду случаются самые разнообразные травмы: потертости, ссадины и ушибы, растяжения, надрывы и разрывы мышц и связок, повреждение менисков и связочного аппарата голеностопных, коленных, плечевых или лучезапястных суставов, реже – переломы и вывихи.
Между тем любая, пусть самая незначительная травма уже сама по себе связана с возникновением более или менее продолжительного болевого ощущения и вынуждает спортсмена тренироваться не в полную силу. Иными словами, эффективность тренировочного процесса снижается. Более серьезная травма не только заставляет его на время прекратить занятия, но и наносит ущерб здоровью, учебе, трудовой деятельности. Иногда прыгун вынужден вовсе расстаться со спортом.
Чтобы предупредить возникновение травм, необходимо хорошо знать как причины, так и пути и средства их предупреждения. В предупреждении травм должны активно участвовать не только тренеры, но и сами спортсмены. Они же должны знать и уметь правильно оказать первую помощь, если повреждение все же произойдет.
1. Ошибки и отклонения в методике обучения и тренировки – наиболее частая причина травм. Травмы случаются, когда нарушается последовательность обучения и тренировки, систематичность занятий. В частности, когда не учитывается, что длительные перерывы снижают быстроту двигательных реакций, притупляют чувство ориентировки в пространстве (восприятие взаимного расположение предметов-ориентиров, дифференцирование времени и т.д.), мышечно-двигательные ощущения. Снижение координации движений, зрительных, двигательных, вестибулярных и иных восприятий независимо от причин увеличивает возможность возникновения травм.
Нередко травмы возникают потому, что не было разминки или она была проведена неправильно, наспех. В результате функциональное состояние организма прыгуна не соответствует направленности предстоящего занятия, не устанавливается оптимальных взаимоотношений, например, между структурой предстоящих прыжков в воду и нервными процессами, лежащими в их основе. В частности, резкое напряжение мышц во время выполнения какого-либо упражнения или прыжка может вызвать надрыв или разрывы отдельных мышечных волокон или привести к растяжению связочного аппарата суставов. Нарушения правил разминки могут привести к травме и непосредственно во время ее проведения. Однако чаще всего травмы возникают во время основной части занятия. О некоторых причинах мы уже говорили. Кроме того, травмы случаются, если спортсмены не прочно владеют основами техники, предотвращающими их падений со снарядов (прыжковых, гимнастических и других), ударов о них или об опору, воду. Это во многом связано с незнанием тренерами и спортсменами широкого круга специальных и подготовительных упражнений и, в конечном счете, отражается на уровне спортивного мастерства прыгунов.
В самом деле, при неправильном, нерациональной технике разбега-наскока на трамплине (например, «закручивающее» движение рук и маховой ноги при наскоке) можно поскользнуться и упасть на него спиной. По той же причине может произойти соскальзывание ног при толчке из задней стойки. Серьезные травмы возможны, если у спортсмена нет прочного навыка правильно согласовывать движения в толчке и вылете при выполнении в первую очередь прыжков I и IV классов, где особенно важно обеспечить безопасное направление вылета.
Большая возможность получить ушиб или более серьезные травмы у спортсменов, не освоивших правильную технику раскрытия – подготовки к входу в воду, правильное взаимное расположение частей тела (и соответствующее чувство мышечного напряжения) непосредственно при погружении в воду. Например, если в этот момент не свести руки над головой в линию с верхней частью позвоночника, то можно удариться о воду лицом или другой частью тела; если излишне отвести голову назад и прогнуться в пояснице, то из-за резкого замедления скорости движения тела при переходе в значительно более плотную среду и его переразгибания можно получить болезненное растяжение межпозвоночных связок и даже повреждение остистых отростков позвонков. По той же причине при входе в воду головой в результате резкого отведения руки в сторону спины возможен вывих в плечевом суставе. Происходящее при этом нарушение целостности суставной сумки на длительны срок выводит прыгуна из строя. Если после случившегося спортсмен игнорирует рекомендации врача и преждевременно приступает к тренировкам, то, как правило, вывих вскоре повторяется, становится привычным и спортсмен может совсем потерять возможность заниматься прыжками в воду. К травмам во время занятий прыжками в воду на «сухом» трамплине, батуде и других снарядах может привести состояние утомления спортсмена, разучивание или совершенствование более сложных упражнений, прыжков в воду не в середине, а в конце занятия.
Причинами травм, вплоть до самых серьезных, могут быть и психологические срывы, Так, спортсмен (как правило, недостаточно квалифицированный), начав прыжок и уже осуществив толчок, вдруг раздумает выполнять его, теряется, хочет остановиться, но поздно. В полете (над матами, опилками, сеткой батуда или водой) уже нельзя ухватиться за какой-либо предмет и прекратить падение.
2. Ошибки и отклонения
в организации занятий и
3. Нарушение спортсменами
дисциплины, их невнимательность, а
также беспечность самих
Между тем порой спортсмены во время тренировок невнимательны друг к другу – громко разговаривают, бросают реплики, смеются, перемещаются или жестикулируют, стоя прямо перед своим товарищем, готовящимся выполнить прыжок. Вследствие чего причиной травмы у прыгуна младшей группы явилась недисциплинированность других спортсменов, при выполнении прыжка в воду с трехметровой платформы, из-за невнимательности друг к другу: смеялись и жестикулировали, что привело к несобранности ученика во время выполнения прыжка , повлекшего за собой- удар лицом об воду.
4. Неудовлетворительное состояние мест занятий, оборудования и инвентаря – одна из самых частых причин травм. В частности, слабое крепление трамплинов в спортивном зале или на воде, неустойчивость батуда (лучше, если сетка батуда натянута на уровне пола – над ямой), неравномерность натяжения сетки, непрочность амортизаторов или подвесного страховочного пояса, отсутствие предохранительных покрышек на раме батуда, неправильная или небрежная укладка матов для занятий на «сухом» трамплине, акробатикой и т.д. К тяжелым последствиям может привести неисправность вышек и трамплинов для прыжков в воду, малая глубина под ними, не говоря уже о несоответствии их параметров нормам и техническим требованиям, установленным правилами соревнований.
5. Причинами травм у прыгунов
в воду могут явиться неблагопр
6. Возникают травмы и из-за неудо
Так, причиной травмы прыгуньи младшей группы явился синтетический купальник, непредназначенный для тренировки в гимнастическом зале, в результате – потертости в области спины и подмышек.
7. Нарушение правил гигиены и врачебного контроля – одна из частых причин травм. Прежде всего, к занятиям прыжками в воду можно допускать лишь тех, кто прошел медицинский осмотр и получил разрешение врача. Нередко даже в закрытом бассейне занятия прыгунов в воду проходят при недостаточной температуре воздуха и воды. Из-за длительного охлаждения тела тем более при сквозняке. Возможны различные простудные заболевания.
Тренер, проводящий занятия по прыжкам в воду, несет уголовную ответственность за безопасность занимающихся, поэтому он должен хорошо знать и строго соблюдать правила проведения занятий.
Правильная организация занятий и дисциплина занимающихся при выполнении прыжков в воду имеют особое значение для обеспечения их безопасности.
Удары о дно бассейна или естественного водоема могут стать причиной травм различной степени тяжести — от порезов и ушибов до перелома позвоночника. Выполнять прыжки в воду (особенно вниз головой) разрешается только в том случае, если глубина водоема или бассейна соответствует принятым нормам. В закрытых бассейнах следует обращать внимание на имеющиеся резкие подъемы дна или обрывы в глубину, сколы плитки, сливные отверстия в зоне прыжков.
Если нет специального бассейна для прыжков в воду, то место для их выполнения необходимо выбирать в соответствии с правилами проведения занятий на открытых водоемах. Особенно опасны ныряния и прыжки с различных надводных сооружений на открытых водоемах.
Если глубина водоема недостаточная, то при входе в воду можно удариться головой о дно или же повредиться о камни, битые стекла и другие колюще-режущие предметы, лежащие на дне. Для предупреждения возможных травм тренер должен определить глубину водоема, тщательно обследовать дно и убрать все травмоопасные предметы (разбитые бутылки, острые предметы, камни и т. п.). Только после этого можно разрешить занимающимся выполнять прыжки в воду. Следует помнить, что люди, прошедшие специальное обучение прыжкам в воду, погружаются в воду глубже, чем те, кто не обучался специально.
Удары о предметы или людей, находящихся в месте погружения. Могут произойти вследствие плохой организации работы бассейна или же при плохом освещении. Места для занятий должны быть хорошо освещены. Во время проведения занятий не разрешается прыгать под трамплинами и вышками; плавать с аквалангами в местах, отведенных для прыжков в воду; выполнять прыжки без команды тренера. Это может привести к столкновению и серьезной травме.
Удары о снаряды (трамплин или вышку). Основными их причинами являются плохо подготовленные места для занятий, а также ошибки в технике прыжков, которые, в свою очередь, являются следствием неправильной методики обучения или же плохого самочувствия спортсмена, исполняющего прыжок. Вышки и трамплины должны быть установлены в соответствии с требованиями к установке снарядов. Их поверхность должна быть нескользкой, без неровностей и трещин. Наиболее травмоопасными являются ошибки в технике выполнения отталкивания — как следствие неправильной методики обучения.
Удары о воду. Происходят, как правило, вследствие потери ориентировки в пространстве при выполнении прыжка или неправильной методики обучения. Потеря ориентировки, в свою очередь, имеет множество причин, например серьезные ошибки в технике выполнения прыжка (даже незначительное дополнительное возбуждение вестибулярного анализатора, вызванное резким движением головы, может вызвать у некоторых людей потерю ориентировки).
У начинающих и плохо умеющих плавать удары о воду случаются из-за страха перед глубоким погружением. Для обучения погружению в воду вниз головой необходимо подбирать упражнения, в которых само исходное положение предусматривало бы безопасное погружение, и правильно инструктировать занимающихся о выполнении данных упражнений.
Даже при хорошем входе в воду спортсмен может получить травму: растяжение мышц или связок, вывих. Причиной таких травм является недостаточная физическая подготовленность спортсмена или ошибки в момент погружения. Необходимо помнить, что нагрузки, которые испытывает спортсмен при входе в воду, выполняя прыжки с 5—10-метровых вышек, весьма значительны. В связи с этим не следует выполнять прыжки с этих снарядов людям, недостаточно физически подготовленным, и детям, у которых мышечный аппарат полностью не сформировался.
Часто причиной ударов о снаряды и воду является несоблюдение принципов доступности и систематичности при проведении учебно-тренировочных занятий. При составлении тренировочного задания тренер должен учитывать уровень физической и технической подготовленности, а также индивидуальные особенности спортсмена; не допускать выполнения нового прыжка спортсменом, недостаточно к нему подготовленным, или же выполнения любого прыжка без своего разрешения. Занятия должны проводиться согласно расписанию; следует помнить, что длительные перерывы в занятиях приводят к притуплению чувства пространства и времени, снижают точность и остроту двигательно-мышечных ощущений. Причиной ошибок в технике выполнения прыжков и вследствие этого ударов о воду или о снаряд может стать переутомление. Это состояние очень опасно и может привести к длительному перерыву в тренировках или полному их прекращению. Следует помнить, что переутомление может наступить вследствие не только чрезмерной нагрузки, но и нарушения режима. При первых признаках утомления следует изменить план тренировок и снизить нервно-эмоциональную нагрузку.