Рациональный режим труда и отдыха студента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 21:24, реферат

Краткое описание

Дело в том, что студенты - это социальный слой населения, который можно отнести к группе повышенного риска, так как на непростые возрастные проблемы студентов (адаптацию к физиологическим и анатомическим изменениям, связанных с процессами созревания: высокая психоэмоциональная и умственная нагрузка, приспособления к новым условиям проживания и обучения; формирование межличностных взаимоотношений вне семьи) накладывается негативное влияние кризиса практически всех основных сфер общества и государства. Это ведёт к значительному усилению возрастного ухудшения адаптации студентов, следствием чего являются серьёзные медицинские и социально - психологические проблемы, возникающие в той или иной форме у студентов.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат1.docx

— 25.98 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

по дисциплине: Физическая культура

 

на тему: Рациональный режим  труда и отдыха студента

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНСК 2013

 

 

Введение

Особую актуальность в последнее  время приобретают вопросы здорового  образа жизни молодежи. Отметим, что  здоровый образ жизни для каждого  индивидуален.

Дело в том, что студенты - это  социальный слой населения, который  можно отнести к группе повышенного  риска, так как на непростые возрастные проблемы студентов (адаптацию к  физиологическим и анатомическим  изменениям, связанных с процессами созревания: высокая психоэмоциональная и умственная нагрузка, приспособления к новым условиям проживания и  обучения; формирование межличностных  взаимоотношений вне семьи) накладывается  негативное влияние кризиса практически  всех основных сфер общества и государства. Это ведёт к значительному усилению возрастного ухудшения адаптации студентов, следствием чего являются серьёзные медицинские и социально - психологические проблемы, возникающие в той или иной форме у студентов.

Поэтому охрана здоровья студентов традиционно считается одной из важнейших социальных задач общества. Успешная подготовка высококвалифицированных кадров тесно связана с укреплением и охраной здоровья, повышением работоспособности студенческой подростковой молодежи.

В данной работе будут рассмотрены особенности рационального режима труда и отдыха студента.

 

Рациональный  режим труда и отдыха студента

Вначале необходимо отметить, что  рациональный режим труда и отдыха является одним из элементов здорового  образа жизни. Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п.

Рациональный режим труда и  отдыха - необходимый элемент здорового  образа жизни любого человека. При  правильном и строго соблюдаемом  режиме вырабатывается четкий и необходимый  ритм функционирования организма, что  создает оптимальные условия  для работы и отдыха и тем самым  способствует укреплению здоровья.

Важно постоянно помнить: если хорошо «взять старт», т.е. если начало процесса умственной деятельности было удачным, то обычно и все последующие операции протекают непрерывно, без срывов и без необходимости «включения»  дополнительных импульсов.

Залог успеха - в планировании своего времени. Студент, который регулярно  в течение 10 минут планирует свой рабочий день, сможет ежедневно сэкономить 2 часа, а также вернее и лучше  справиться с важными делами. Надо взять за правило каждый день выигрывать один час времени. В течение этого  часа никто и ничто не может помешать. Таким образом, студент получает время - возможно, самое важное для человека - личное время. Его можно потратить по своему усмотрению по-разному: дополнительно на отдых, на самообразование, хобби либо для внезапных или чрезвычайных дел.

Построение аудиторной работы значительно облегчено, т.к. оно регламентируется уже составленным расписанием занятий. Необходимо взять за правило приходить в аудиторию заблаговременно, т.к. студент, входящий в аудиторию после звонка, производит впечатление несобранного, необязательного и проявляет неуважение к преподавателю.

Для вечерних занятий надо выбирать спокойное место - нешумное помещение (например, библиотеку, аудиторию, кабинет  и пр.), чтобы там не было громких  разговоров и других отвлекающих  факторов. Организуй такие условия  и в комнате общежития. В период занятий не рекомендуется включать радио, магнитофон, телевизор. Выполнение домашней работы лучше начинать с  самого сложного. Это тренирует и  укрепляет волю. Не позволяет откладывать  трудные дела с утра на вечер, с  вечера на утро, с сегодня на завтра и вообще в долгий ящик.

Свет электролампочки не должен слепить глаза: он должен падать сверху или слева, чтобы книга, тетрадь  не закрывались тенью от головы. Правильное освещение рабочего места  уменьшает утомление зрительных центров и способствует концентрации внимания на работе. Надо книгу или  тетрадь располагать на расстоянии наилучшего зрения (25 см), избегать чтения лежа.

Систематический, посильный, и хорошо организованный процесс умственного  труда чрезвычайно благотворно  влияет на нервную систему, сердце и  сосуды, костно-мышечный аппарат - на весь организм человека. Постоянная тренировка в процессе труда укрепляет наше тело. Долго живет тот, кто много  и хорошо работает в течение всей жизни. Напротив, безделье приводит к  вялости мускулатуры, нарушению  обмена веществ, ожирению и преждевременному одряхлению.

Студент должен правильно чередовать труд и отдых. После занятий в  университете и обеда, 1,5-2 часа необходимо потратить на отдых. Отдых после  работы вовсе не означает состояния  полного покоя. Лишь при очень  большом утомлении может идти речь о пассивном отдыхе. Желательно, чтобы характер отдыха был противоположен характеру работы человека («контрастный»  принцип построения отдыха). Вечернюю работу проводить в период с 17 до 23 часов. Во время работы через каждые 50 минут сосредоточенного труда  отдыхать 10 минут (сделать легкую гимнастику, проветрить комнату, пройтись по коридору, не мешая работать другим).

Необходимо избегать переутомления  и однообразного труда. Например, нецелесообразно 4 часа подряд читать книги. Лучше всего заниматься 2-3 видами труда: чтением, расчетными или  графическими работами, конспектированием. Такое чередование физических и  умственных нагрузок полезно для  здоровья. Человек, много времени  проводящий в помещении, должен хотя бы часть времени отдыха проводить  на свежем воздухе. Городским жителям  желательно отдыхать вне помещений - на прогулках по городу и за городом, в парках, на стадионах, в турпоходах на экскурсиях, за работой на садовых участках и т. п.

Труд и отдых являются необходимым  состоянием человека для жизни. Сохранить  работоспособность и крепкое  здоровье можно только при правильном сочетании умственного и физического  труда, а также активного отдыха и сна. Режим труда является основой  высокой работоспособности.

Существует даже термин трудовая терапия, с помощью которого специалисты  проводят лечение многие болезни  и психические расстройства, включая  и бессонницу. Как говорится, без  труда и отдых не сладок.

Отдых требуется для снятия усталости  и утомления, также способствует восстановлению работоспособности. Но и отдых должен быть мотивированным. Лучше некоторую часть отдыха проводить в активном состоянии. Сон является одним из видов отдыха. Недостаточный отдых, как и бессонница, ведет к переутомлению и снижает защитные силы организма. Сон – наиболее полный вид отдыха, во время которого осуществляется интенсивное восстановление организма. Особенно в клетках головного мозга.

Таким образом, режим труда и отдыха – это устанавливаемые для каждого вида работ порядок чередования периодов работы и отдыха и их продолжительность. Рациональный режим - такое соотношение и содержание периодов работы и отдыха, при которых высокая производительность труда сочетается с высокой и устойчивой работоспособностью человека без признаков чрезмерного утомления в течение длительного времени. Такое чередование периодов труда и отдыха соблюдается в различные отрезки времени: в течение рабочей смены, суток, недели, года в соответствии с режимом работы предприятия.

Современный темп жизни, нагрузки (физические и психические) остро ставят вопрос о предельно-допустимых нагрузках  в зависимости от пола и возраста; профессиональной ориентации и профессиональном отборе (особо для видов деятельности связанных с большими физическими и психическими деятельности); психологической помощи для лиц, неизбежно, подвергающихся перегрузкам; синдром хронической усталости и методы снятия его.

Рекомендации по необходимости  соблюдения вышеуказанных составляющих жизни человека кажутся само собой  разумеющимся и люди не придают им значения. Чаще всего мы думаем о  сне, физических упражнениях и др. указанных компонентах тогда, когда мы заболеваем, появляется, например, боль в суставах или бессонница. Обыденный образ жизни сильно различается у разных людей – один сидит целый день у компьютера, другой занимается покраской дачи, третий – лежит весь день на диване, но такой образ жизни не приносит пользы человеку.

Как небанально это звучит, но основой  жизни человека является движение и  смена видов деятельности, хотя бы через 3-4 часа. Во время специальных  физических упражнений или в обыденной  жизни, связанной с активным двигательным режимом, за счет большого количества сигналов, поступающих от мышц, связок, суставов происходит гармонизация деятельности вегетативной нервной системы, отвечающей за порядок протекания всех жизненных процессов и согласованность действия всех органов и систем.

Чувство бодрости при регулярных занятиях физкультурой и спортом связано  с рефлекторным усилением обмена веществ, двигательной и секреторной  функции органов, усилением выведения  шлаков. Двигательная активность всегда сопровождается улучшением настроения и формированием позитивного  настроя в жизни.

Однако жизненный опыт показывает, что большинство жителей нашей  страны пренебрегают таким доступным  и эффективным способом улучшения  здоровья, каким является активный двигательный режим. Не следует думать, что это связано только с ленью, большинство людей убеждено, что  активный двигательный режим это  какие-то специальные занятия, требующие  особой организации и большого количества времени. Можно считать, что за последние  годы все шире рекомендуется выполнять  упражнения, когда Вам хочется  и удобно (по времени), столько сколько  хочется. Утром и днем упражнения могут быть более интенсивные, вечером меньшими по нагрузке и продолжительности.

Проблемы режима труда и отдыха тесно связаны с состояниями  пограничными между здоровьем и  болезнью, такими как депрессия и  синдром хронической усталости.

Свободное время может и должно:

  • компенсировать влияние негативных факторов (как оздоровительная тренировка компенсирует последствия вынужденного удержания позы во время профессиональной деятельности);
  • дополнять своим содержанием недостающие компоненты профессиональной деятельности (как социальная адаптация и эмоциональная релаксация в семье или внутри неформальной группы во время отдыха дополняют регламентированные отношения в трудовом коллективе);
  • исключать некоторые риски утраты здоровья (как исключение влияния негативных экологических факторов, здоровое питание, отказ от курения, потребления алкоголя и наркотиков);
  • обеспечивать профилактику болезней (как закаливающие процедуры и проч.);
  • обеспечивать психоэмоциональную релаксацию и творческую самореализацию как досуговые формы времяпрепровождения).

 

Заключение

Понимание важности хорошо организованного  режима труда и отдыха основано на закономерностях протекания биологических  процессов в организме.

Человек, соблюдая устоявшийся и  наиболее целесообразный режим жизнедеятельности, лучше приспосабливается к течению  важнейших физиологических процессов. В том случае, если резервы нашей  адаптации исчерпываются, мы начинаем испытывать дискомфорт, утомляемость, а то и заболеваем. Следовательно, необходимо вести четко организованный образ жизни, соблюдать постоянный режим в учебном труде, отдыхе, питании, сне и заниматься физическими упражнениями. При ежедневном повторении обычного уклада жизни, довольно быстро между этими процессами устанавливается взаимосвязь, закрепленная цепью условных рефлексов.

Благодаря этому физиологическому свойству предыдущая деятельность является как бы толчком к последующей, подготавливая организм к легкому  и быстрому переключению на новый  вид деятельности, что обеспечивает ее лучшее выполнение.

Таким образом, рациональный режим труда и отдыха - необходимый элемент здорового образа жизни. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья, улучшению работоспособности и повышению производительности труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников:

  1. Барчуков И.С. Физическая культура. - М., 2003. - 255 с.
  2. Евсеев Ю.И. Физическая культура. Ростов-н/Дону: Феникс, 2003. - 384с
  3. Ильинич В. И. Студенческий спорт и жизнь. М.: АО "Аспект пресс", 1995.- 136.
  4. Ильинич М.В. Физическая культура студентов. - М., 2002. - 340 с.
  5. Коваленко Н.П. Сбалансированное питание как фактор повышения работоспособности. Пособие для студентов / Н.П. Коваленко. - Новосибирск: СибАГС, 2007. - 70 с.
  6. Маркова В. Здоровый образ жизни студентов М., 1998 г.
  7. Пузынин В.А. Теоретические и методологические основы здоровья. Избранные главы. Ч. 1: учеб. пособие / В.А. Пузынин, С.В. Казначеев. - Новосибирск: СибАГС, 2000. - 84 с.
  8. Физическая культура: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. В.Д. Дашинорбоева. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2007. - 229 с.

 

 


Информация о работе Рациональный режим труда и отдыха студента