Социальные
функции физической культуры+
Поскольку физическая
культура является частью культуры
общества, то ей присущи, прежде
всего, общекультурные социальные
функции. К ним можно отнести такие,
как воспитательная, образовательная,
нормативная, преобразовательная, познавательная,
ценностно-ориентационная, коммуникативная,
экономическая и др. Рассмотрим лишь некоторые
из них.
Воспитание человека.
Занятия физическими упражнениями
и спортом: создают возможности для
воспитания воли, честности, мужества,
трудовых качеств; развивают гуманистические
убеждения, чувство уважения соперника;
формируют социальную активность (капитан
команды, физорг, старший в группе, судья
по спорту). В ходе занятий человек получает
уроки правовой этики. Отношения между
тренером и спортсменом, спортсменом и
судьей, между спортсменами требуют сознательного
соблюдения правил проведения. Для физкультурников
и спортсменов характерны патриотизм,
преданность своему делу, борьба за спортивную
честь, трудолюбие, выражающееся в строительстве
и благоустройстве площадок, заливке катков,
уборке мест занятий. Образование человека.
В процессе занятий ФКС человек познает
много нового, обучается двигательным
умениям и навыкам, поиску новых спортивных
средств и методов для улучшения результата.
Занятия ФКС создают возможности для развития
творчества и формирования познавательной
активности. Оздоровление человека. Физическая
культура — важная часть валеологии. Систематические
занятия способствуют профилактике заболеваний.
Средства лечебной физической культуры
используются для реабилитации больных.
Адаптивная физическая культура (АФК)
— новое направление физкультурно-оздоровительной
работы с инвалидами. Как самостоятельная
часть культуры общества физическая культура
имеет специфические социальные функции.
Последние органически связаны с общими,
но в более конкретной форме выражают
социальную сущность физической культуры
как общественно необходимой деятельности,
ее способность удовлетворять запросы
общества в области физического воспитания.
По признакам общности
их можно объединить в следующие
группы:
1. Общее развитие и
укрепление организма всех людей
независимо от возраста, пола, состояния
здоровья, степени физического развития
(формирование и развитие физических
качеств и способностей, совершенствование
двигательных навыков, укрепление
здоровья, снижение процессов инволюций
и т.д.)
2. Физическая подготовка
людей к трудовой деятельности,
защите отечества (мобилизационная
функция физической культуры, профессионально-прикладная
физическая подготовка).
3. Удовлетворение
потребности людей в активном
отдыхе, досуге, рациональном использовании
свободного времени (отвлечение
от вредных привычек, формирование
здорового образа жизни).
4. Развитие волевых физических
способностей и двигательных возможностей
человека от оптимального до предельного
уровней.
5. Экономическая значимость
физической культуры определяется
снижением уровня заболеваемости
и травматизма трудящихся, повышением
их производительности труда,
долголетием, в том числе и
трудовым.
Социологические данные,
полученные многими учеными убедительно
доказывают положительное влияние занятий
физическими упражнениями на социальную
активность, производительный труд, здоровье
и долголетие людей. Так, Институтом социологических
исследований АН СССР и ВНИИФКом (опрошено
свыше трех тысяч человек) было выявлено,
что среди активных физкультурников значительно
выше (на 15—20%) доля тех, кто проявляет
инициативу в труде, влияет на дела коллектива,
стремится выполнить работу с высоким
качеством.
Разносторонние интересы
физкультурников положительно сказываются
и на характере досуга, который
у них значительно богаче и
содержательнее. Кроме того, 69,2% физкультурников
постоянно уделяют внимание воспитанию
детей, тогда как у не физкультурников
этот показатель равен 44%. Нельзя
не отметить еще один весьма
существенный факт, выявленный в
ходе исследования. Занимающиеся
физической культурой не только
сами социально активны, но
и оказывают положительное воздействие
на своих близких, друзей, коллег.
Занятия физическими упражнениями
помогают выработать такие важные
качества, как дисциплинированность,
умение рационально использовать
свободное время, коммуникабельность,
способность анализировать свои
успехи и неудачи, желание быть
лучшими. Как показало исследование,
чем активнее человек включен в физкультурно-спортивную
деятельность, тем меньше он надеется
на везение, на чью-то помощь, на связи
с нужными людьми, на умение приспособиться.
Человек привыкает рассчитывать на себя
и для достижения благополучия делает
ставку на определение цели, на свои способности,
талант, трудолюбие и добросовестность.
Именно в этом видятся наиболее значимые
социальные функции физической культуры
и спорта.