Спорт в изобразительном искусстве советского периода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2015 в 07:54, реферат

Краткое описание

В советскую эпоху тема спорта впервые стала одной из основных в искусстве. Художественно-эстетические и этические принципы, оформившие ее, определились в 1920-е годы, когда с понятием о человеческом совершенстве начали связывать образы развитого, тренированного тела, олицетворявшие, как и в Древней Греции, здоровые основы сильного государства. Спорт как неотъемлемая часть подготовки человека к любым трудностям был лейтмотивом многих произведений изобразительного искусства советского периода.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
1.Начало развития темы спорта в различных видах
отечественного искусства. …………………………….…………….3
2. Первые мотивы спорта в живописи…………………………….......4
3. Женские образы в спорте………………………………………........4
4. Живопись Александра Александровича Дейнеки…………..……..5
5. Тема спорта в скульптуре советского периода …………….…......6
8. Изобразительное искусство на рубеже 1950-60-х. ………………….7

Заключение………………………………………………………………8

Список используемой литературы……………………………………..9

Вложенные файлы: 1 файл

Спорт в сов. искусстве.doc

— 856.50 Кб (Скачать файл)

СПб ГБ ПОУ Российский колледж традиционной культуры

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему: «Спорт в изобразительном искусстве советского периода»

 

 

 

 

Выполнила: ст-ка гр. 1-219-Н

Дьячкова Ирина

Преподаватель: Степанов А. В.

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2014

Содержание

 

Введение………………………………………………………………….3

1.Начало развития темы спорта в различных видах       

         отечественного искусства. …………………………….…………….3

     2. Первые мотивы спорта в живописи…………………………….......4

     3. Женские образы в спорте………………………………………........4

    4. Живопись Александра Александровича Дейнеки…………..……..5

     5. Тема спорта в скульптуре советского периода …………….…......6

     8.  Изобразительно искусство на  рубеже 1950-60-х. ………………….7

          

Заключение………………………………………………………………8

   

Список используемой литературы……………………………………..9

   

Приложение 1……………………………………………………………10

  

  Приложение 2……………………………………………………………11

 

 

 

 

 

Введение

В советскую эпоху тема спорта впервые стала одной из основных в  искусстве. Художественно-эстетические и этические принципы, оформившие ее, определились в 1920-е годы, когда с понятием о человеческом совершенстве начали связывать образы развитого, тренированного тела, олицетворявшие, как и в Древней Греции, здоровые основы сильного государства. Спорт как неотъемлемая часть подготовки человека к любым трудностям был лейтмотивом многих произведений изобразительного искусства советского периода.

 

  1. Начало развития темы спорта в различных видах отечественного искусства

              Целенаправленное развитие темы  спорта в различных видах отечественного искусства началось в советскую эпоху. Художественно-эстетические и этические принципы изображения спорта определились еще в 1920-е годы, когда с понятием гармоничного человека так же, как и в Древней Греции, стало прочно связано понятие патриотического. Ключевой становится идея покорения пространства и времени вкупе с идейно-воспитательной составляющей спорта, связанной с задачей подготовки физически развитого человека, который «готов к труду и обороне». Спорт как неотъемлемая часть подготовки человека к любым трудностям становится лейтмотивом таких работ, как «На стадионе» Александра Самохвалова и «Спортивные игры на стадионе» Сергея Луппова и в плакате «Работать, строить и не ныть…» Александра Дейнеки .

 

 

 

 

2. Первые мотивы  спорта в живописи.

Уже в первых полотнах и скульптурах, созданных советскими художниками, в полный голос прозвучал мотив свободного труженика, для которого спорт — явление обычное, повседневное, радостное, помогающее в труде и в жизни.

           Рисунки А. Дейнеки «Рабочий на лыжах»  и «Футбол» созданы в 1925 году и являются едва ли не первой попыткой обращения советского искусства к теме спорта. Выразительные, жизнерадостные, хотя, может быть, несколько «неуклюжие» фигуры. Видно, что лыжи для них еще новинка, еще нет уверенности и точности в движениях. Но какой бодростью, уверенностью и сдержанной силой веет от облика этих людей! «Хорошо! Спорт теперь и для нас!» — как бы говорят эти рисунки.

           Но начало двадцатых годов  характерно не только массовой  тягой к спорту, не только приобщением к нему сотен тысяч трудящихся, ранее совершенно не знакомых с лыжами, теннисной ракеткой, волейбольным мячом. Этот период характерен и тем, что среди советских спортсменов появляются первые зрелые мастера, которые могут достойно отстоять честь молодого отечественного спорта в первых международных встречах с зарубежными спортсменами. И этот важный момент в истории советского спортивного движения не укрылся от внимания мастеров живописи. А. Дейнека создает картину «Боксер Градополов» (1925 год).

3. Женские образы  в спорте

 Мотив героического  как составной части спорта  получил преломление в женских  портретах-типах. Изображенные на  них молодые девушки должны  были справляться с новыми, ранее  считавшимися совершенно не женскими  задачами, именно благодаря спорту. Примером этого мотива является картина «Девушка в футболке» Она  была первой из серии, посвящённой молодым женщинам — строительницам новой жизни, полным молодой энергии и ощущения счастья. Данной тематике также посвящены «Девушка с ядром» (1933) «Метростроевка со сверлом» (1934 - 1937), «Спортсменка с цветами» (1933). Моделью для этой работы стала учительница Евгения Петровна Адамова. Картина имела большой успех, как в СССР, так и за границей. Она была отмечена золотой медалью на Международной выставке в Париже в 1937 году. Её даже окрестили «Советской Джокондой».

               Вместе с тем в 1930-е годы  создавалось немало посвященных  спорту произведений, в которых  агитационное, идеологическое начало  было сведено к минимуму. Оно сменялось проникновенным лиризмом, любованием природой («Пейзаж с красным деревом (Бег)» Леонида Терентьевича Чупятова, «Лыжники» Бориса Кустодиева, «Маленький стрелок из лука» Алексея Пахомова).

4.  Живопись Александра Александровича Дейнеки

Одним из наиболее выдающихся художников, является художник и скульптор А. А. Дейнека («Бег», «Футбол», «Игра в мяч»). Ритм и пластика движений — вот что особенно привлекает Дейнеку в спорте. Он ищет специальные приемы для наиболее яркого выражения динамики движения. Один из них — ритмическое чередование цвета, а также света и тени. «…Я часами зарисовываю грузчика с лопатой и постепенно, в повторности движения, нахожу ритм и пластику, ему свойственные»,— пишет Дейнека о своих творческих поисках того времени.

               И в этих исканиях Дейнека не забывает о содержании спортивных упражнений, об эмоциональной и волевой стороне их. Это чувствуется уже в «Беге», еще с большей силой и яркостью проявляется в «Кроссе», где прекрасно выражен момент борьбы соревнования. Романтику состязания олицетворяет могучая фигура одной из спортсменок. Она в центре группы и стремится вырваться вперед! Это стремление к победе передано художником очень выразительно.

              Но вот Дейнека обращается  еще к одной теме. В своей  картине, относящейся к 1931 году, «Физкультура» он стремится показать важность занятий физкультурой для общего развития человека, для рождения полноценного, здорового потомства. Эта тема решается художником лаконично, просто и весьма убедительно.

             Большой вклад Дейнека внес в тему спорта в искусстве через свои плакаты.

5. Тема спорта в скульптуре советского периода

 

           Известно, что изображение спортивных  упражнений атлетов издавна привлекало  ваятелей. Красота человеческого  тела, совершенство пропорций, выразительность  движения нигде не может быть  схвачена наглядней и яснее, чем  во время спортивных упражнений и состязаний. Еще древние ваятели Греции и Рима создали бессмертные статуи, запечатлевшие для потомков совершенство форм лучших атлетов, среди которых были и победители Олимпийских игр. Эти произведения, выполненные в классической реалистической манере, до сих пор ласкают наш взгляд. Курс на освоение классического наследия в 1930-е годы особенно отчетливо проявился в скульптуре, где изображения античных атлетов воспринимались как идеал воплощения образа современного спортсмена. В таких работах как «Физкультурница после плавания» Абрама Браиловского, «Серафим Знаменский» Сары Лебедевой, «Борцы» Матвея Манизера, «Бег», «Пловчиха» и «Дискобол» Самохвалова раскрыта совершенная красота обнаженного тела. Советские скульпторы являются подлинными наследниками великих мастеров- классиков, изображавших древних атлетов. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно познакомиться с работами одного из крупнейших советских скульпторов М. Манизера. 
           М. Манизер много работал над темой спорта. Такие его произведения, как «Дискобол» и  «Штангист», пользовались заслуженной популярностью у советских людей.

          Что характерно для этих работ  М. Манизера. Прежде всего пластически  четкий рисунок изображаемого  упражнения, глубокое знание специфики  данного вида спорта. Это, безусловно, результат пристального изучения спортивной техники, свидетельство неустанной работы скульптора над совершенствованием своего творческого метода. Именно эти качества и завоевали Манизеру широкую известность одного из лучших выразителей спортивной тематики в ваянии, а его произведения по праву украшают сотни стадионов и парков нашей страны. Пользуются популярностью в стране и работы  Е. Янсон-Манизер. Наиболее широко известны ее «Конькобежец» и «Старт в воду», в которых мастерски изображены полные грации и изящества юные женские тела, хорошо переданы пластика и ритмичность движения. 
             Творчество советских скульпторов, работающих над спортивной темой, чрезвычайно многогранно.

          Романтика спортивных достижений  в это время обнаруживала себя не только в живописных и скульптурных произведениях, но и в декоративно-прикладном искусстве. В фарфоровых статуэтках, вазах, чайниках, кружках и кубках с изображениями лыжников, стрелков и гребцов раскрывались новые грани того массового явления, которыми стали спорт и физическая культура.

6. Изобразительное  искусство на рубеже 1950-60-х.                                    Портреты известных атлетов

 

 К концу войны спортивная  тема возродилась вновь, обретя  мажорное, праздничное звучание  в картине Дейнеки «Раздолье».

            На рубеже 1950-60-х годов значительным разделом спортивной темы становятся портреты известных атлетов. Классическим образцом представляется картина Дмитрия Жилинского «Гимнасты СССР». Среди изображенных - подлинные герои спорта, многократные олимпийские чемпионы Полина Астахова, Борис Шахлин, Юрий Титов. Интерес к выражению индивидуальности каждого соответствует духу времени середины 1960-х годов. На конец 1950-х - начало 1960-х годов приходятся самые значительные успехи советских футболистов. Массовость и зрелищность футбольных матчей выразительно и оригинально раскрыта в серии цветных автолитографий «Стадион» Бориса Ермолаева - своеобразном аналоге телерепортажа об игре. Серийность вообще характерна для работ того времени, ибо многообразие видов спорта и спортивного досуга зачастую «не вмещалось» в рамки одной работы и требовало воплощения в развернутых циклах (литографии «Спринт», «Соперницы», «Под кольцом»)              Необычное преломление тема спорта получила в 1970-80-е годы в творчестве представителей «альтернативного» или неофициального искусства. Эмоциональная приподнятость и пафос, зачастую сопровождавшие прежде отображение этой темы намеренно снижались, а подчас и пародировались («Регбисты» Владимира Видермана, «Игра в мяч» Владлена Гаврильчика).

 

Заключение

 

Данная тема является актуальной и значимой не только с исторической точки зрения. Искусство и спорт не должны противопоставляться, они должны быть взаимосвязаны  с целью  пропаганды здорового образа жизни и как альтернативы вредным привычкам в настоящее время.

 

 

 

 

Список литературы

 

http://www.deineka.ru/

http://www.museum.ru/

http://ru.wikipedia.org/

http://sportkadr.ru/2010/05/sport-v-izobrazitelnom-iskusstve

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

     С.Луппов «Спортивные игры на стадионе»                         А.Самохвалов «На стадионе»

               

А. Дейнеко «На лыжах»                                                            А. Дейнеко «Футбол»

 А.Самохвалов«Девушка в футболке»   А.Самохвалов

«Спортсменка с цветами»

Приложение 2

    

А.Дейнеко «Физкультура»

  А. Самохвалов «Дискобол»

 Д. Жилинский «Гимнасты СССР»

 

 


 



Информация о работе Спорт в изобразительном искусстве советского периода