Спорт, спортивная тренировка, основные направления развития спорта, массовый спорт, спорт высших достижений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 22:20, контрольная работа

Краткое описание

На спорт расходуют и на спорте зарабатывают сотни миллионов долларов. Во главе спортивных программ стоят высшие должностные лица государств. Любительский спорт отодвинут на второй план. Теоретики спорта стали называть его: базовым, резервным, народным, спортом для всех. Цель данного вида спорта — укрепление здоровья народа, воспитание положительных нравственных качеств, организация здорового образа жизни, укрепление семьи, как важнейшей ячейки общества и еще решение многих социальных задач.

Содержание

Введение
1. Спорт.
2. Спортивная тренировка.
3. Основные направления развития спорта.
4. Массовый спорт.
5. Спорт высших достижений.
Заключение.
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Физкультура.docx

— 34.98 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение 

1. Спорт.

2. Спортивная тренировка.

3. Основные направления развития спорта.

4. Массовый спорт.

5. Спорт  высших достижений.

Заключение. 

Список  использованной литературы. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

 

      То, что  мы называем "современным спортом", приобрело знакомые нам формы  на рубеже Х1Х-ХХ веков. Его  появление связано с развитием  городской культуры. Его истоки  лежат не в потребностях физического  совершенствования и не в традиционных  формах праздников, а в новых  возможностях досуга: если атлеты  древности своим совершенством  приближались к богам, то спорт  нового времени рожден, скорее, скукой  и азартом.

 

       С первых  шагов развития современного  спорта в нем возникают и  разделяются так называемый "спорт  джентльменов", из которого вырос  любительский спорт, и спорт  профессиональный, представленный  изначально в цирке и на  ярмарках. Названий профессиональному  спорту много: это и большой  спорт, и спорт высших достижений, международный, олимпийский, элитный,  но суть и цель его одна  — рекорд и победа одной  ценой. Такой спорт стал политикой  давно, точнее, с 1936 года, особенно  в послевоенные годы, да и сейчас. В "большой", т.е. элитный спорт вовлечены тысячи людей: спортсменов, тренеров, организаторов, людей обеспечивающих содержание, питание, проживание, транспортировку, экипировку, охрану спортсменов и т.д.

 

        На  спорт расходуют и на спорте  зарабатывают сотни миллионов  долларов. Во главе спортивных  программ стоят высшие должностные  лица государств. Любительский спорт  отодвинут на второй план. Теоретики  спорта стали называть его:  базовым, резервным, народным, спортом  для всех. Цель данного вида  спорта — укрепление здоровья  народа, воспитание положительных  нравственных качеств, организация  здорового образа жизни, укрепление  семьи, как важнейшей ячейки  общества и еще решение многих  социальных задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Спорт

 

        Слово  «спорт» пришло в русский язык  из английского (sport) -- вольного сокращения первоначального слова disport -- игра, развлечение. Вот эта первооснова английского слова и вносит разночтение, отсюда -- различное толкование термина «спорт». В зарубежной печати с этим понятием объединяется «физическая культура» в ее оздоровительном, рекреационном (восстановительном) аспектах. В отечественной популярной периодике и литературе, на телевидении и радио физическая культура и спорт трактуются по-разному, но иногда отождествляются. Однако в специальной литературе по физической культуре и спорту каждое из этих понятий имеет четкое определение.

 

       «Cпорт» -- обобщенное понятие, обозначающее один из компонентов физической культуры общества, исторически сложившийся в форме соревновательной деятельности и специальной практики подготовки человека к соревнованиям.

 

         Спорт от физической культуры  отличается тем, что в нем  имеется обязательная соревновательная  компонента. И физкультурник, и  спортсмен могут использовать  в своих занятиях и тренировках  одни и те же физические  упражнения (например, бег), но при  этом спортсмен' всегда сравнивает  свои достижения в физическом  совершенствовании с успехами  других спортсменов в очных  соревнованиях. Занятия же физкультурника  направлены лишь на личное  совершенствование безотносительно  к достижениям в этой области  других занимающихся. Вот почему  мы не можем назвать спортсменом  бодрого старичка, передвигающегося  по аллеям сквера «джогингом» -- смесью быстрой ходьбы и медленного бега. Этот уважаемый человек не спортсмен, он физкультурник, использующий ходьбу и бег для поддержания своего здоровья и работоспособности.

 

         Однако все эти рассуждения  и примеры хотя и помогают  договориться о едином толковании  отдельных понятий, но не раскрывают  всю многогранность такого общественного  явления, каким является современный  спорт. Он выступает во многих  ипостасях: как средство оздоровления, и как средство психофизического  совершенствования, и как действенное  средство отдыха и восстановления  работоспособности, и как зрелище,  и как профессиональный труд.

 

          Профессиональная спортивная деятельность, направленная на высшие достижения, занимает основное время спортсмена, накладывая отпечаток на его  образ жизни.

 

          Высокие спортивные результаты  и победы являются достоянием  любой страны, т.к. рекорды и  победы укрепляют ее авторитет  на международном уровне. Миллионы зрителей, сидя на стадионах или у телевизоров становятся свидетелями различных соревнований. Олимпийские игры, чемпионаты мира, мировые рекорды стали духовными ценностями, которые притягивают миллионы болельщиков. Но не все знают, какой труд стоит за победами и рекордами. Выступления на соревнованиях требуют от спортсменов максимального напряжения всех систем организма. Кстати, общая годовая тренировочная и соревновательная нагрузка у спортсменов составляет до 1500 часов и занимает более 300 дней.

 

          Основные критерии эффективности  в спорте– победы на международных соревнованиях, мировые рекорды, призовые места. По этим критериям оценивается деятельность спортсмена, команды, тренера, обслуживающего персонала и спортивного клуба.

 

2. Спортивная  тренировка

 

          Спортивная тренировка — это  целесообразное использование

знаний, средств, методов  и условий, позволяющее направленно  воздействовать на развитие спортсмена и обеспечивать необходимую степень  его готовности к спортивным достижениям.

 

          В настоящее время спорт развивается  по двум направлениям, имеющим  различную целевую направленность, — массовый спорт и спорт  высших достижений. Их цели и  задачи отличаются друг от  друга, однако четкой границы  между ними не существует из-за  естественного перехода части  тренирующихся из массового спорта  в «большой» и обратно.

 

        Цель  спортивной тренировки в сфере  массового спорта — укрепить  здоровье, улучшить физическое состояние  и активный отдых. Цель подготовки  в сфере спорта высших достижений  — добиться Максимально высоких  результатов в соревновательной  деятельности.

 

        Однако, что касается средств, методов,  принципов спортивной тренировки, то они аналогичны как в  массовом спорте, так и в спорте  высших достижений.

 

 

3. Основные  направления развития спорта

 

 Спорт во всем мире  развивается в основном по  двум направлениям:

 

  • общедоступный спорт (массовый);
  • спорт высших достижений.

 

 

 

       Общедоступный  спорт включает в себя: школьно-студенческий спорт, профессионально-прикладной спорт, физкультурно-кондиционный спорт, оздоровительно-рекреативный спорт.

 

       Во многих  странах мира эти разновидности  включены в движение «Спорт  для всех», охватывающее миллионы  занимающихся.

 

        В  зависимости от направленности  занятий в общедоступном спорте  в процессе систематических занятий  решается целый ряд задач: образовательные,  воспитательные, оздоровительные, профессионально-прикладные, рекреативные, повышения своего  физического состояния.

 

       Основу  общедоступного спорта составляет  школьно-студенческий спорт, ориентированный  на достижение базовой физической  подготовленности и оптимизацию  общей физической дееспособности  в системе образования и воспитания (общеобразовательные школы, гимназии, лицеи, колледжи, профессионально-технические  училища, институты и др.).

 

 

4. Массовый  спорт

 

        Массовый  спорт дает возможность миллионам  людей совершенствовать свои  физические качества и двигательные  возможности, укреплять здоровье  и продлевать творческое долголетие, а значит, противостоять нежелательным  воздействиям на организм современного производства и условий повседневной жизни.

 

         Цель занятий различными видами  массового спорта -- укрепить здоровье, улучшить физическое развитие, подготовленность и активно отдохнуть. Это связано с решением ряда частных задач: повысить функциональные возможности отдельных систем организма, скорректировать физическое развитие и телосложение, повысить общую и профессиональную работоспособность, овладеть жизненно необходимыми умениями и навыками, приятно и полезно провести досуг, достичь физического совершенства.

 

          Задачи массового спорта во  многом повторяют задачи физической  культуры, но реализуются спортивной  направленностью регулярных занятий  и тренировок.

 

          К элементам массового спорта  значительная часть молодежи  приобщается еще в школьные  годы, а в некоторых видах спорта  даже в дошкольном возрасте. Именно  массовый спорт имеет наибольшее  распространение в студенческих  коллективах.

 

          Как показала практика, обычно  в нефизкультурных вузах страны в сфере массового спорта регулярными тренировками во внеурочное время занимаются от 10 до 25% студентов. Ныне действующая программа по учебной дисциплине «Физическая культура» для студентов высших учебных заведений позволяет практически каждому здоровому студенту и студентке любого вуза приобщиться к массовому спорту. Это можно сделать не только в свободное время, но и в учебное. Причем вид спорта или систему физических упражнений выбирает сам студент. Более подробно мы остановимся на этом несколько позже.

 

 

5. Спорт  высших достижений

 

          Наряду с массовым спортом  существует спорт высших достижений, или большой спорт.

 

         Цель большого спорта принципиально  отличается от цели массового.  Это достижение максимально возможных  спортивных результатов или побед  на крупнейших спортивных соревнованиях.

 

         Всякое высшее достижение спортсмена  имеет не только личное значение, но становится общенациональным  достоянием, так как рекорды и  победы на крупнейших международных  соревнованиях вносят свой вклад  в укрепление авторитета страны на мировой арене. Поэтому нет ничего удивительного в том, что крупнейшие спортивные форумы собирают у экранов телевизоров всего мира миллиардные аудитории, а среди прочих духовных ценностей столь высоко ценятся и мировые рекорды, и победы на чемпионатах мира, и лидерство на Олимпийских играх.

 

          Нельзя не сказать еще об  одной общественной ценности  большого спорта, которая обычно  остается в тени. Сегодня спорт  высших достижений -- пока единственная модель деятельности, при которой у выдающихся рекордсменов функционирование почти всех систем организма может проявляться в зоне абсолютных физиологических и психических пределов здорового человека. Это позволяет не только проникнуть в тайны максимальных человеческих возможностей, но и определить пути рационального развития и использования имеющихся у каждого человека природных способностей в его профессиональной и общественной деятельности, повышения общей работоспособности.

 

           Для выполнения поставленной  цели в большом спорте разрабатываются  поэтапные планы многолетней  подготовки и соответствующие  задачи. На каждом этапе подготовки  эти задачи определяют необходимый  уровень достижения функциональных  возможностей спортсменов, освоение  ими техники и тактики в  избранном виде спорта. Все это  суммарно должно реализоваться  в конкретном спортивном результате.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Антипов А.Ф. Профессиональный спорт и закон // Теория и практика физической культуры, - 2001.
  2. Бауэр В.Г. Социальная значимость физической культуры и спорта в современных условиях России/ТиПФК. - 2001.
  3. Жиляев А.С. Спорт? Спорт! - М.: Сов. Россия, 1986.
  4. Теория спорта / под ред.В.Н. Платонова. - Киев: Высшая школа, 1987
  5. Шуга Д.Б. Любительский спорт. - М.: Профи, 1989.
  6. Интернет – источники.

 

 


Информация о работе Спорт, спортивная тренировка, основные направления развития спорта, массовый спорт, спорт высших достижений