Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 04:25, реферат
Большую роль во всестороннем физическом воспитании детей дошкольного возраста играют спортивные игры, элементы спортивных игр и спортивные упражнения. Они подбираются с учетом возраста, состояния здоровья, индивидуальной склонности и интересов детей. В них используются лишь некоторые элементы техники спортивных игр, доступные и полезные детям дошкольного возраста. На основе этих, разученных детьми, элементов, могут быть организованы игры, которые проводятся по упрощенным правилам. й
Большую роль во всестороннем
физическом воспитании детей дошкольного
возраста играют спортивные игры, элементы
спортивных игр и спортивные упражнения.
Они подбираются с учетом возраста,
состояния здоровья, индивидуальной
склонности и интересов детей. В
них используются лишь некоторые
элементы техники спортивных игр, доступные
и полезные детям дошкольного
возраста. На основе этих, разученных детьми,
элементов, могут быть организованы
игры, которые проводятся по упрощенным
правилам.
Спортивные игры укрепляют крупные группы
мышц, развивают психофизические качества:
силу, быстроту, ловкость, выносливость.
В спортивных играх у ребенка повышается
умственная активность, ориентировка
в пространстве, развивается сообразительность,
быстрота мышления, происходит осознание
собственных действий. Ребенок учится
согласовывать свои действия с действиями
товарищей; у него воспитывается сдержанность,
самообладание, ответственность, воля
и решительность; обогащается его сен-сомоторный
опыт, развивается творчество. Чем богаче
сен-сомоторный опыт ребенка, тем легче
формируются его двигательные навыки.
Этот опыт успешно приобретается при выполнении
специально подобранных, методически
правильно организованных физических
упражнений. Оказывается, что одним из
удачных в этом смысле упражнений являются
упражнения и игры с мячом – элементы
баскетбола, футбола, волейбола и тенниса.
Мяч имеет форму шара. Никакое другое тело
не имеет большей поверхности соприкосновения
с ладонью, которое дает полноту ощущения
формы. Шар оптимально задействует все
анализаторы – двигательный, вестибулярный,
зрительный, тактильный, что усиливает
эффект положительного воздействия на
совершенствование точных движений рук
и пальцев, психическое состояние ребенка
и его физиологические функции.Чрезвычайно
важно учитывать развивающую роль мышечной
радости, сильных переживаний, незатухающий
интерес к результатам игры. Увлеченность
ребенка игрой усиливает физиологическое
состояние организма. Кроме этого, спортивные
игры упражнения пополняют и обогащают
словарный запас такими словами, как «ракетка»,
«волан», «стойка» (бадминтониста или
теннисиста), «городки», «кегли», «бита»
и др. Спортивные игры снимают нервное
напряжение, помогают свободному выражению
эмоций.
В существующих современных программах воспитания детей, реализуемых сегодня педагогами дошкольных учреждений, перечислены спортивные игры и спортивные упражнения, которые могут быть включены в двигательный режим детского сада. Это хоккей, футбол, баскетбол, городки, настольный теннис, бадминтон, а также катание на санках, велосипеде и самокате, лыжах и коньках, плавание, скольжение по ледяной дорожке. В спортивной и педагогической литературе описано их содержание, однако большинство педагогов затрудняются в выстраивании системы обучения детей той или иной игре, спортивному упражнению и чаще всего ограничиваются тем, что выносят на прогулку спортивное оборудование и предоставляют детям полную самостоятельность в его использовании.
Но только целенаправленное, планомерное, не реже 1-2 раз в неделю обучение спортивным играм и спортивным упражнениям даст детям возможность по-настоящему ощутить азарт спортивной игры и её пользу. Однако, прежде чем приступить к систематическому обучению детей спортивным играм и спортивным упражнениям, необходимо познакомить их с различными видами спорта, спортсменами, провести экскурсию или целевую прогулку на стадион ( городской, школьный, дворовый), рассмотреть иллюстрации. Цель их – вызвать интерес, сформировать желание заниматься спортом. Вторым этапом является накопление опыта общения с предметами: ракеткой, мячом, городками и т. д. Для этого целесообразно поместить их в спортивный уголок и дать возможность самостоятельно манипулировать ими и лишь после этого приступить к обучению. При этом следует помнить о строгом контроле за самочувствием детей и учитывать противопоказания при использовании отдельных видов движений. Например, детям, имеющим плоскостопие, не следует увлекаться ездой на велосипеде, детям с нарушением зрения противопоказан настольный теннис и т. д.
Большое значение имеет использование
в режиме дня различных спортивных
игр и упражнений в комплексе.
При комплексном использовании
легче удовлетворить
Спортивные игры и упражнения преимущественно проводятся на свежем воздухе. Поэтому, подбирая их, следует учитывать сезонные, погодные условия. Так, в теплое время года отдается предпочтение спортивным упражнениям и играм с мячом, играм в кегли, городки, настольный теннис, бадминтон, с элементами баскетбола, волейбола; купанию, плаванию, езде на велосипеде; зимой – катанию на санках, развлечениям со снежками, скольжению на беговых дорожках, ходьбе на лыжах, бегу на коньках. Подбирая развлечения к тому или иному периоду дня, следует помнить о педагогических задачах, которые надлежит решить в предстоящем периоде, а также о физических нагрузках предыдущего.
Спортивные игры и упражнения
в дошкольном учреждении следует
использовать в разные периоды дня.
Утром, принимая малышей, можно привлечь
к развлечениям небольшие группы
детей в зависимости от их состояния.
Дети, которые рано встают и пешком
идут в детский сад, достаточно бодры,
с удовольствием выполняют
При этом следует все время поддерживать эмоциональный подъем детей. Длительная инструкция, детальный показ движений могут задержать начало развлечения, которое дети с нетерпением ждут, и, таким образом, охладить их желание. Всяческая поддержка эмоционального настроя ребят побуждает их к более энергичному выполнению движений, действий.
Из этих соображений объяснение и показ уместны до начала деятельности лишь в той мере, от которой зависят начальные действия участников, а затем в процессе деятельности можно дополнительно давать советы или указания. Но одна из главных задач руководителя – суметь войти в детский коллектив, найти ключ к сердцу каждого ребенка, вжиться в сферу игровых действий. Иногда он может и сам вступать в игру. Это важно в тех случаях, когда необходимо наладить контакт или показать образец умения играть. Такое участие вызывает доверие к педагогу, который может войти в детский мир игры, оставаясь справедливым и авторитетным судьей.
Качество организации и проведения спортивных игр и упражнений- от выбора до её окончания- зависит от психологической готовности взрослого к этой деятельности, его педагогических знаний, опыта и умения общаться с детьми. Искренность и доброжелательность, жизнерадостность и открытость, сопереживание и умение помочь, заметить успехи – вот те качества, которые притягивают детей, вызывают их симпатию и уважение к взрослому, а иногда являются главным мотивом участия в игре.