Структура и построение тренировочного занятия с оздоровительной, рекреационной, восстановительной направленностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 19:35, реферат

Краткое описание

Физическая культура - неотъемлемая часть жизни человека. Она занимает достаточно важное место в учебе, работе людей. Занятием физическими упражнениями играет значительную роль в работоспособности членов общества, именно поэтому знания и умения по физической культуре должны закладываться в образовательных учреждениях различных уровней поэтапно.

Содержание

1.Структура и построение тренировочного занятия с оздоровительной, рекреационной, восстановительной направленностью.
2.Гигиенические требования к структуре, содержанию и нормированию нагрузок на занятии.

3. Применение лекарственных растений для восстановления работоспособности и снятия утомляемости.

Вложенные файлы: 1 файл

1.doc

— 178.50 Кб (Скачать файл)

МОУ техникум строительства и городского хозяйства 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат по физической культуре 
 
 
 
 
 
 

                                                                                    Выполнил студент заочного отделения

                                                                                    группы С11уз-11

                                                                                    Иванов Александр Геннадьевич 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Чебоксары-2011 

Содержание: 
 

1.Структура и  построение тренировочного занятия с оздоровительной, рекреационной, восстановительной направленностью. 

2.Гигиенические  требования к структуре, содержанию  и нормированию нагрузок на  занятии. 
 

3. Применение лекарственных растений для восстановления работоспособности и снятия утомляемости. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Структура  и построение тренировочного занятия с оздоровительной, рекреационной, восстановительной направленностью. 

     Физическая  культура - неотъемлемая часть жизни  человека. Она занимает достаточно важное место в учебе, работе людей. Занятием физическими упражнениями играет значительную роль в работоспособности членов общества, именно поэтому знания и умения по физической культуре должны закладываться в образовательных учреждениях различных уровней поэтапно.

     Составной частью методики обучения физической культуре является система знаний по проведению занятий физическими  упражнениями. Без знания методики занятий физкультурными упражнениями невозможно четко и правильно  выполнять их, а следовательно  эффект от выполнения этих упражнений уменьшиться, если не совсем пропадет. Неправильное выполнение физкультурных занятий приводит лишь к потере лишней энергии, а следовательно и жизненной активности, что могло бы быть направлено на более полезные занятия даже теми же физическими упражнениями, но в правильном исполнении, или другими полезными делами.

     В структуре каждого тренировочного занятия, как правило, выделяют три его составные части: подготовительную (или разминку), основную и заключительную. 

Подготовительная часть 

         В тренировочных занятиях целью подготовительной части является разминка, в ходе которой осуществляется подготовка организма к выполнению напряженной работы по разучиванию и совершенствованию техники движений, развитию и поддержанию двигательных качеств силы, быстроты, выносливости и гибкости. Различают общую и специальную разминку.

         Задачей общей разминки является подготовка функциональных систем организма и опорно-двигательного аппарата к основной работе.

 Задача специальной  разминки - углубленная подготовка тех суставов, связок, мышц (или частей тела) и функциональных систем, которые обеспечивают выполнение основной работы в процессе занятия.

         В ходе разминки происходит и психическая подготовка занимающихся, их «настрой» на выполнение намеченной программы тренировки. Недаром, например, в восточных школах боевых искусств все занятия и поединки начинались с выполнения упражнений на сосредоточение и медитацию.

         Перед занятием необходимо продумать содержание разминки, ее соответствие целям, задачам и условиям тренировки.

        Если занятие проводится на улице, в холодную погоду, то рекомендуется сначала выполнить пробежку на 0,5-1,5 км, а затем комплекс общеподготовительных упражнений. Методическая последовательность выполнения таких упражнений обычная: «сверху - вниз», т. е. сначала разминаются мышцы шеи и пояса верхних конечностей, а затем туловища и ног. После этого можно выполнять упражнения на гибкость. 

       Если занятие проводится в спортивном зале, то его также желательно начать с различных видов ходьбы и бега, общеразвивающих упражнений в движении и на месте, а закончить - специально-подготовительными упражнениями и растягиванием мышц. 

       В зале и дома разминку можно начать и с выполнения преимущественно статических упражнений, например, подобранных из Хатха-йоги. Однако такая разминка должна обязательно закончиться выполнением динамических упражнений на растягивание, в число которых можно включить различные махи ногами, растяжки на гимнастической стенке. В целом такая разминка занимает от 35 до 60 минут, одновременно решая и задачи развития гибкости. 

      На практике замечено, что даже после интенсивной разминки, когда выполнена пробежка, комплексы обще- и специально-подготовительных упражнений, а мышцы уже достаточно разогреты и в основном готовы к специфической скоростно-силовой или сложнокоординированной работе, связки и суставы не всегда бывают подготовлены к выполнению движений с предельной амплитудой. Эффективным средством, устраняющим такой «недостаток», и являются статические упражнения на растягивание. 

      Разминку можно провести и по другому варианту, приступив сразу к выполнению специальных упражнений, постепенно увеличивая интенсивность их выполнения, а также включая по мере разогревания и повышения интенсивности работы упражнения на растягивание и махи. Но проводить такую разминку могут себе позволить только достаточно опытные в проведении занятий по физической подготовке люди, имеющие большой стаж тренировок. Этот вариант разминки обычно распространен среди тех, кто занимается рукопашным боем, восточными единоборствами. 

Отдельные «блоки»  подготовительных упражнений, в том  числе махи и растяжки, рекомендуется  включать и в основную часть занятия, проводя таким образом специальную  разминку перед выполнением в полную силу скоростно-силовых и координационно-сложных движений. Например, разминку мышц спины и задней поверхности бедра - перед выполнением наклонов туловища вперед с отягощением на плечах, скоростным бегом со старта и с ходу; махи ногами в сторону и шпагат - перед выполнением ударов в сторону и т. д. 
 

Основная часть  тренировочного занятия 

 Само содержание  занятий может иметь как комплексный,  так и однонаправленный характер, иначе говоря, решать несколько  сопряженных или только одну приоритетную задачу. 

 Комплексная  направленность отдельного занятия  затрудняет управление ходом  тренировочного процесса - т. е.  целенаправленным изменением физического  состояния. Это связано с тем,  что сочетание в одном занятии  нагрузок разного физиологического воздействия может иметь как положительный, так и отрицательный эффект взаимодействия. Поэтому при неумелом построении развивающей тренировки может происходить не улучшение Вашей тренированности, а ее стабилизация или даже регресс. Необходимо исключить возможность появления таких отрицательных эффектов взаимодействия нагрузок рациональным построением тренировочных занятий. Поэтому каждое отдельное занятие целесообразно строить по принципу решения одной главной задачи и одной-двух дополнительных задач. Решение же всего комплекса задач тренировки достигается оптимальной последовательностью их решения в рамках недельного цикла, мезоцикла, этапа и т. д. 

  Основные варианты  допустимых сочетаний  нагрузок разной  направленности в  одном занятии  приводятся  

 При постановке  в тренировочном занятии одной  главной задачи основная его  часть строится в порядке последовательного  выполнения заданий (упражнений), обеспечивающих решение этой  главной задачи занятия. Направленность  физических нагрузок на выполнение  какой-либо задачи определяется не только последовательностью выполнения упражнений, но также их объемом и интенсивностью. 

 Можно предложить  четыре наиболее часто встречающихся  варианта структуры основной  части занятия. 

ВАРИАНТ «А». Предназначен для занятий с преимущественной направленностью на развитие двигательных качеств, т.е. на улучшение и поддержание «физической кондиции». В зависимости от главной задачи и соответствующей направленности на развитие и совершенствование того или иного качества, будет изменяться и его структура. Такое занятие состоит из одного или нескольких последовательных и логически взаимосвязанных «блоков» нагрузки разной направленности. Соответствующие упражнения и методика их применения даны в предыдущих главах. Здесь лишь необходимо дополнительно остановиться на рекомендуемых (в дополнение к данным табл. 58) сочетаниях нагрузок различной направленности: 

 после аэробной  работы малого объема (разминка, зарядка) можно выполнять упражнения  любой направленности; 

 после аэробной  работы большого объема (например, бега на 6-10 км) рекомендуется выполнить только легкую разминку и быть осторожным при выполнении упражнений на растягивание; 

 после большого  объема координационно-сложной работы  на разучивание и совершенствование  техники движений можно выполнять упражнения на растягивание, быстроту и силу; 

 упражнения  на быстроту, как правило, выполняются  в начале основной части занятия,  после них можно выполнять  силовую работу; 

 упражнения  для развития специальной (гликолитической)  выносливости выполняются после скоростно-силовых упражнений или отдельной тренировкой; после них нецелесообразно выполнять какую-либо работу, кроме небольшой аэробной заминки. 

ВАРИАНТ «Б» - предназначен для комплексной тренировки с преимущественной направленностью на решение одной главной задачи технической подготовки и дополнительной - развития физических качеств. Он основан на последовательном применении двух относительно больших «блоков» нагрузки. В первом «блоке» обязательным условием является решение частных задач разучивания и совершенствования техники спортивных упражнений, например, отдельных приемов рукопашного боя в рамках решения главной задачи. Во втором «блоке» решаются задачи физической подготовки. Это наиболее удобный вариант построения основной части самостоятельного занятия для начинающих на первых этапах их подготовки, так как он позволяет проводить углубленное разучивание сложных технических действий (например, приемов рукопашного боя) параллельно с развитием необходимых двигательных качеств. 

 С увеличением объема освоенных навыков движений и ростом физической подготовленности, накоплением тренировочного опыта, можно усложнить структуру занятия. Для этого предлагается следующий вариант его построения. 

ВАРИАНТ «В» - структура этого варианта состоит из 3-5 относительно небольших комплексных «блоков» нагрузки, в которых решаются одна главная задача разучивания и совершенствования техники координационно-сложных двигательных действий и дополнительные задачи физической подготовки. В этих «блоках» упражнения технико-тактической подготовки чередуются с упражнениями на гибкость, скоростно-силовыми и на специальную выносливость. Как правило, в последнем «блоке» объем выполнения упражнений, направленных на развитие физических качеств, увеличивается. Такое построение основной части занятия дает возможность «переключаться» после отработки техники отдельных упражнений на выполнение упражнений для специальной физической подготовки. Этим удается избежать сильного специфического утомления высших нервно-моторных функций управления движениями. В конечном итоге, при таком построении занятия можно или существенно увеличить объем выполняемой технической работы, или, при выполнении одинаковых объемов сложно-координированных технических действий, существенно уменьшить степень утомления. 

Вариант «Г» - структура  занятия этого варианта наиболее проста. Оно состоит из одного «блока»  однонаправленной работы и предназначено  для решения лишь одной задачи тренировки. Такое построение тренировочных  занятий имеет широкое распространение, например, в кроссовой или лыжной подготовке, при развитии силы или гибкости. Продолжительность занятия по этому варианту структуры, как правило, не превышает одного часа. 

 Отдельно можно  выделить контрольные занятия.  Они могут проводиться по любому  из вышеперечисленных вариантов и предназначены для этапного контроля за уровнем технической и физической подготовленности. Сроки выполнения контрольных занятий определяются в плане тренировок на этап или более длительный период работы. 

Заключительная  часть занятия 

 По спортивной  терминологии эту часть занятия  чаще всего называют заминкой. Смысл ее - в обеспечении переключения  функциональных систем организма  на восстановительный режим, т.  е. на ускорение восстановительных  процессов. Плавный переход от  интенсивной тренировки к отдыху предупреждает возможные функциональные нарушения, которые могут возникнуть у Вас при резком прекращении напряженной тренировки, особенно у тех, кто малотренирован и не имеет достаточного опыта самостоятельных занятий. 

Информация о работе Структура и построение тренировочного занятия с оздоровительной, рекреационной, восстановительной направленностью