Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 13:46, курсовая работа
Физическая культура воплощает в себе, по общему признанию, высшие достижения в данной сфере общечеловеческой культуры. Уровень физической культуры, как и культуры в целом, в большей мере определяется степенью развития, раскрытия и использования индивидуальных человеческих способностей. Особенно важно, что в системе общечеловеческих, культурных ценностей высокий уровень здоровья и физической подготовленности во многом определяет возможности освоения всех остальных ценностей и в этом смысле является основой, без которой сам процесс освоения культурных ценностей малоэффективен [3].
ВведениЕ -----------------------------------------------------------------------------3
Глава 1. Обзор литературных источников------------------------5
Физическая культура как социальное явление-------------------------------5
Физическая культура как вид деятельности ----------------------------------8
ГЛАВА 2. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, ЕЁ ФОРМЫ И ФУНКЦИИ-----12
2.1 Функции физической культуры -----------------------------------------------12
Формы физической культуры --------------------------------------------------16
Заключение -----------------------------------------------------------------------------22
Литература ------------------------------------------------------------------------------24
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА И ТУРИЗМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»
Физическая культура, её формы и функции
Исполнитель: студент курса,
СПФ ОФК и Т, гр.
Научный руководитель:
Минск 2012
Оглавление
ВведениЕ ------------------------------
Глава 1. Обзор
литературных источников--------------------
ГЛАВА 2. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, ЕЁ ФОРМЫ И ФУНКЦИИ-----12
2.1 Функции физической культуры
------------------------------
Заключение ------------------------------
Литература ------------------------------
Введение
Физическая культура, как и культура в целом – продукт созидательной деятельности общества. На каждом историческом этапе она изменяется в зависимости от возможностей, представляемых для её развития той или иной общественной формацией, и в тоже время, наследует не приходящие культурные ценности, созданные человечеством на предыдущих этапах (научные знания о закономерностях физического совершенствования человека, объективно оправдавшие себя средства и методы физического воспитания, произведения искусства отражающие эстетические ценности физической культуры, материально-технические достижения и т.п.).
Физическая культура воплощает в себе, по общему признанию, высшие достижения в данной сфере общечеловеческой культуры. Уровень физической культуры, как и культуры в целом, в большей мере определяется степенью развития, раскрытия и использования индивидуальных человеческих способностей. Особенно важно, что в системе общечеловеческих, культурных ценностей высокий уровень здоровья и физической подготовленности во многом определяет возможности освоения всех остальных ценностей и в этом смысле является основой, без которой сам процесс освоения культурных ценностей малоэффективен [3].
Общая характеристика работы
1) Актуальность: физическая культура, как и культура в целом, продукт социальной деятельности общества. Она должна воплощать в себе не только результаты усвоенных «физкультурных» знаний, умений и навыков, достигнутых на основе использования средств и методов физической культуры, но и оказывать существенное значение на духовный мир, мир знаний, эстетических вкусов, этических и мировоззренческих направлений. Именно такие взгляды, убеждения и принципы должны формироваться, и зависят они в первую очередь от идейной направленности, от того, какие социальные силы её организуют и направляют.
2) Цель: изучить физическую культуру как часть социального явления и определить её основные формы и функции.
3) Задачи исследования
4) Гипотеза: Знания физической культуры в социальном двигательном аспекте будут способствовать более эффективному освоению средств и функций, и применению их в специфической эстетической жизни общества.
5) Методы исследования: анализ научно-методической литературы, обобщение.
6) Данная курсовая работа включает в себя: титульный лист, введение, содержащее общую характеристику работу, две главы с двумя подразделами в каждой, заключение и список использованной литературы. Общий объём курсовой составляет двадцать пять страниц печатного текста. В ходе написания курсовой было использовано восемнадцать литературных источников.
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
Физическая культура возникла
как социальное по своей сущности
явление. Хотя её зарождение и развитие
связано с удовлетворением
По данным научной истории общества, формирование физической культуры шло в органическом единстве с трудовой деятельностью. Первоначальные формы труда требовали от человека развитых физических способностей, и сами способствовали их развитию. Общественный труд создал условия для выделения физической культуры в особую сферу человеческой деятельности. Причем первые формы трудовых действий явились как бы прообразом ряда элементов физической культуры (физические упражнения типа бега, прыжков, метания и др.), которые составили в первую очередь средства подготовки подрастающих поколений к труду. С возникновением войн существенное влияние на формирование прикладной физической культуры начало оказывать военные дела.
Скудные средства существования и ограниченность духовной жизни первобытного общества суживали возможности развития физической культуры, но в практическом отношении она прогрессировала, по-видимому, значительными темпами и была доступна в равной мере всем членам общества. Расслоение общества на классы ликвидировало равные для каждого возможности приобщения к культуре [4].
Античная физическая культура
в некоторых своих проявлениях
достигла довольно высокой степени
развития (о чем свидетельством,
например, детально разработанная и
четко организованная система военно-физической
подготовки в Спарте, Афинах, факт возникновения
и большой популярности олимпийских,
пифийских, немейских игр и других
крупных спортивных событий античного
мира, которые оказывали влияние
даже на межгосударственные отношения,
античные идеалы гармонического, физического
развития, воплощенные в до сих
пор впечатляющих произведениях
искусства и др.) Однако, её ценности
оказались в распоряжении меньшинства.
Идеологические основы и практика организации
физической культуры господствующими
классами приобрели по отношению
к большей части общества антигуманные
черты. Такое отношение, хотя и в
изменившихся исторических формах, стало
по сути, типичным и для последующих
общественно-экономических
Классовая ограниченность функционирования и развития физической культуры в любом эксплуататорском обществе обусловлено не просто субъективными интересами господствующих классов, но в конечном счете объективными экономическими отношениями, в сохранении которых они кровно заинтересованы.
Досоциалистический период
развития физической культуры и культуры
в целом не сводится лишь к истории
отношения к ней
При исходном определении понятия физической культуры отмечалось, что она составляет неотъемлемую сторону как материальной, так и духовной культуры общества.
Как многогранное общественное явление, она связана со многими другими сторонами, социальной действительности, всё шире и глубже внедряется в общую структуру образа жизни людей.
Физическая культура имеет непосредственное отношение к производительным силам общества. Воздействуя на главную созидательную силу общественного производства – человека, содействуя развитию его естественных жизненных сил и общей дееспособности, она тем самым способствует умножению самого ценного «капитала» общества. Физическая культура связана вместе с тем с различными формами духовной жизни общества, с его идеологической и политической надстройкой.
Особенности этих связей вытекают из того, что ряд специфических элементов физической культуры, сложившихся в качестве средств и методов воздействия на физическое развитие человека, само по себе не обладает классово-надстроечным характером [13].
На основании выше написанного
можно сделать вывод того, что
физическая культура как социальное
явление – это составная часть
социологической науки и
Физическая культура как
род деятельности имеет своей
специфической основой
Содержание такой деятельности
человека составляют занятия физическими
упражнения, в основе которых лежат
целенаправленные движения. Движения
– продукт, определенным образом
организованной мышечной деятельности,
регулируемыми физиологическими механизмами,
и обеспеченной многочисленными, морфологическими
и функциональными системами
организма. Целенаправленность движений
определяется оперативными, текущими
и долгосрочными целями физической
деятельности. Целью одного конкретного
упражнения может быть развитие усилия
в нужном направлении и заданной
величины, перемещение звеньев тела,
спортивного снаряда или
Такая двойственность определяется, прежде всего, тем, что по своей природе феномен физической активности является одновременно и природным и социальным.
В самом общем виде природное
в физической деятельности определяется
тем, что лежащие в её основе движения
человека суть результат деятельности
его организма как живой
Как писал выдающийся советский физиолог Н.А. Бернштейн, движения «живут и развиваются» и «жизнь» движений становится возможной благодаря вовлечению в процесс их развития и реализации всех ресурсов жизнедеятельности нашего организма – от клетки до коры головного мозга.
Любой двигательный акт, независимо от того, выполняется он под контролем сознания или осуществляется по механизму безусловного рефлекса, так или иначе сопровождается развертыванием физиологических механизмов и биохимических процессов обеспечения энергетики движения [11].
Физическая деятельность человека, в конечном счете, направляется на изменение состояния организма, на приобретение нового уровня физических качеств и способностей. Последнее не может быть достигнуто никакими другим путем, кроме тренировки. Основу тренировочного эффекта, его механизм определяет фундаментальное свойство всего живого, – способность к адаптации, к развитию на основе приспособления к внешним воздействиям. Это свойство является главным в обеспечении жизнеспособности организмов, в обеспечении их выживания и саморазвития при непрерывно изменяющихся состояниях самого организма [2].