Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 12:40, статья
Объединение русских княжеств в единое государство с центром в Москве, начавшееся еще в XIV в., завершилось в конце ХV - начале XVI вв. Создание централизованного государства упрочивало феодально-крепостническую систему, способствовало сближению народов нашей страны, укрепляло их силы в борьбе с внешними врагами, и прежде всего в борьбе с татаро-монгольскими ордами. Объединение русских земель вызвало подъем хозяйства и развитие культуры народов Руси. Крепостное крестьянство в борьбе против феодалов перешло в конце XVI в. к вооруженным восстаниям. Стали возникать крестьянские войны. Практические потребности государства обусловили в XVII в. расцвет просвещения. Среди дворянства и посадского населения начала распространяться грамотность.
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА НА РУСИ В ХV-ХVII ВЕКАХ .
А.А.Романова, студентка 3 курса ветеринарного факультета
Научный руководитель – Е.В. Макарова,
кандидат педагогических наук, старший преподаватель
ФГБОУ ВПО «Ульяновская ГСХА им. П.А. Столыпина»
Ключевые слова: Русь, физическая культура, кулачный бой, верховая езда, плавание, лыжи, катание с гор.
Данная работа посвящена истории физической культуре на Руси ХV- ХVII веках.
Объединение русских княжеств в единое государство с центром в Москве, начавшееся еще в XIV в., завершилось в конце ХV - начале XVI вв. Создание централизованного государства упрочивало феодально-крепостническую систему, способствовало сближению народов нашей страны, укрепляло их силы в борьбе с внешними врагами, и прежде всего в борьбе с татаро-монгольскими ордами. Объединение русских земель вызвало подъем хозяйства и развитие культуры народов Руси. Крепостное крестьянство в борьбе против феодалов перешло в конце XVI в. к вооруженным восстаниям. Стали возникать крестьянские войны. Практические потребности государства обусловили в XVII в. расцвет просвещения. Среди дворянства и посадского населения начала распространяться грамотность.
Крепостное крестьянство оставалось неграмотным. Государственной системы обучения грамоте еще не было создано. Народные формы физического воспитания стали заметно обособливаться от форм физического воспитания господствующего класса.
В Московском государстве в быту трудового населения были распространены многие виды физических упражнений: борьба, кулачный бой, верховая езда, плавание, передвижение на лыжах.
Среди жителей Поволжья и Приднепровья популярно было плавание. Народ был подлинным ценителем и хранителем самобытных игр своей Родины. Наибольшее распространение из них получили: городки (рюхи, чушки, клетки), лапта, игры с мячом и шарами, свайка, бабки, бег взапуски (горелки, чехарда, ловитки, догонялки) . Некоторые игры были связаны с народными праздниками и развлечениями (ледяные и снежные горы, качели, подкидные доски, ходули). Игры являлись ценнейшим средством физического воспитания.
С давних времен в быту, охоте и военном деле применялись лыжи как средство быстрого передвижения по снегу.* Особенно распространены лыжи были среди жителей Урала, Сибири, северной и средней полосы страны
О том, что скоростные лыжи - русское изобретение, свидетельствуют и другие иностранцы, посещавшие в свое время нашу страну. Шведский дипломат Монс Пальм, приезжавший в Москву в начале XVII в., подробно описывая лыжи, применяемые нашим народом, назвал их русским изобретением и удивлялся тому, как быстро русские передвигаются на них. Он писал, что русские лыжи «приблизительно семи футов длины и в одну пядь шириной, снизу же плоские и гладкие. Их они подвязывают себе под ноги и бегают с ними по снегу, ни разу не погружаясь в него, и с такой быстротой, что ей можно удивляться».
Широко распространены были такие развлечения, как катание с гор на санках и деревянных коньках, взятие снежной крепости, подкидные доски и качели.Хорошей физической подготовкой отличались казаки Дона и Урала. Они превосходно ездили верхом, искусно стреляли и рубили саблей, состязались в вольтижировке, беге, кулачном бою и в плавании.
Русская православная церковь, сформировавшаяся к ХV в., относилась отрицательно к народным играм и развлечениям. Церковь стремилась воспитать христианина - подвижника, аскета, ведущего борьбу со своими страстями. В 1551 г. «Стоглавый собор» (свод церковных законов) запретил народные гулянья, увеселения и игры. Сборник наставлений 1580 г. - «Домострой» - требовал воспитания детей в «страхе божии», выполнения религиозных обрядов, запрещал все увеселения и игры, даже шахматы. Патриарх Иов в 1604 г. дал указание «не играть и не биться на кулачках». В 1648 г. царь Алексей Михайлович указом запретил народные кулачные бои.
Народ не подчинялся
распоряжениям светской и
Феодальная знать Московской Руси - князья и бояре - особое внимание уделяла верховой езде, так как во время войн из феодальной знати комплектовалось конное войско. Обособленность форм физического воспитания господствующего класса от форм физического воспитания трудового народа проявлялась, например, в том, что феодальная знать не занималась кулачными боями, борьбой, считая, что эти упражнения приличны лишь «низшим» слоям общества. Развитие самобытных форм физического воспитания привлекало внимание русских мыслителей. Они пытались дать классификацию игр, теоретически обосновать значение физического воспитания для развития и укрепления здоровья подрастающих поколений. Одну из таких попыток во второй половине XVII в. предпринял Епифаний Славинецкий в работе «Гражданство обычаев детских». В своем труде он рассматривал вопросы поведения детей дома, в школе, в процессе игр. Он первым на Руси сделал попытку классифицировать игры, разделив их на «пригодные» и «непристойные». К «непристойным» Славинецкий относил игры в карты, кости, так как они развивают лукавство и тщеславие. «Пригодными» он считал игры с мячами, прыжки, бег, ибо они воспитывают у детей честность, сдержанность и жизнерадостность. Епифаний Славинецкий советовал внимательно относиться к более слабым игрокам, приучаться к согласованным действиям в игре.
Физическая культура нашего народа своими корнями уходит в глубокую древность - к восточно-славянским племенам VI-IX вв. Восточные славяне в своем общественном развитии миновали рабовладельческий строй. Поэтому у них не было тех форм и методов физического воспитания, которые характерны для античного рабовладельческого общества. Физическая культура славянского народа была тесно связана с трудом, бытом и военным делом. Трудовой народ в дни праздников и во время досуга занимался различными играми, кулачными боями, борьбой, плаванием для развития силы, выносливости, ловкости, т. е. качеств, необходимых для военной и трудовой деятельности.
В Киевской Руси, а затем и в Русском централизованном государстве физическая культура развивалась в двух направлениях: среди трудового народа продолжали совершенствоваться созданные самим народом различные физические упражнения и игры; феодальная знать отдавала предпочтение военно-приклад ным видам (верховой езде, стрельбе из лука и охоте).
Во второй половине XVII в. возникают передовые для своего времени педагогические взгляды на физическое воспитание как на часть общего воспитания детей.
Библиографический список:
1. Журнал «Спорт и здоровье». – 1985. – № 33. – С. 75.
2. История физической культуры / Под. ред. В. В. Столбова: Учебник для институтов физкультуры. – М.: ФиС, 1970.
3. История физической культуры и физической подготовки войск: Хрестоматия. – Л.,1999. – С. 51.
DER SPORT AUF RUS IN ХV-ХVII DIE JAHRHUNDERTE.
Romanowa A.A., Makarova E.V.
Keywords: Rus, der Sport, den Faustkampf, das Reiten, die Seefahrt, die Ski, das Rollen von den Bergen.
The article ist der Geschichte dem Sport auf Rus ХV- ХVII die Jahrhunderte gewidmet.
Информация о работе Физическая культура на Руси в XV - XVII веках