Физическая культура работников умственного труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 15:40, реферат

Краткое описание

В процессе умственного труда наиболее типичным является рабочее положение, сидя за столом. В таком, многократно согнутом в различных суставах ног, рук, туловища и шеи, положении, с несколько наклоненными вперед головой и туловищем, кровь распределяется по органам и тканям очень неравномерно, могут проявляться неблагоприятные застойные явления в мозге, брюшной полости, полости таза, в ногах.

Содержание

Введение
1. Особенности умственного труда
2. Социально-экономическое значение профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП)
3. Факторы, определяющие конкретное содержание ППФП
4. Средства реализации профессионально-прикладной физической подготовки
5. Прикладные виды спорта, их элементы и упражнения на службе ППФП
6. Комплекс упражнений для работающих сидя
Вывод
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

физ-ра.doc

— 111.50 Кб (Скачать файл)

     План 

Введение

1. Особенности умственного труда

2. Социально-экономическое значение профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП)

3. Факторы, определяющие конкретное содержание ППФП

4. Средства реализации профессионально-прикладной физической подготовки

5. Прикладные виды спорта, их элементы и упражнения на службе ППФП

6. Комплекс упражнений  для работающих сидя

Вывод

Список литературы 

 

      Введение 

     Общественное  значение профессионально-прикладной физической подготовки студентов, будущих  бакалавров, магистров и др. специалистов различного профиля современного производства повышается с каждым годом. Это связано с нарастающей тенденцией социально опасного снижения двигательной активности трудящихся в современном производстве. Мы живем в эпоху научно-технического прогресса и высоких технологий.

     Вследствие  механизации и автоматизации  трудовых процессов в промышленности и в народном хозяйстве существенно  уменьшается доля физического труда, связанного с активной двигательной деятельностью, насущно необходимой для нормального функционирования нашего организма.

     Развитие  цивилизации способствует лавинообразному  увеличению доли умственного труда, сопряженного с ограниченной подвижностью.

     В процессе умственного труда наиболее типичным является рабочее положение, сидя за столом. В таком, многократно согнутом в различных суставах ног, рук, туловища и шеи, положении, с несколько наклоненными вперед головой и туловищем, кровь распределяется по органам и тканям очень неравномерно, могут проявляться неблагоприятные застойные явления в мозге, брюшной полости, полости таза, в ногах.

     Многие  мышечные группы при этом испытывают длительные и однообразные статические  напряжения, особенно мышцы шеи и  поясницы. В результате такого длительного, специфически наклоненного положения  тела у работников умственного труда, не занимающихся физкультурой и спортом, вырабатывается поверхностное дыхание, уменьшается жизненная емкость легких, нарушается осанка, дряхлеют мышцы скелета, понижается обмен веществ.

     Таким образом, научно-технический прогресс, наряду с улучшением условий жизни и работы в современно обществе, создает предпосылки для малоподвижного образа жизни. Ограничение функции движения вызывает особое состояние - гипокинезический синдром или болезнь. Гиподинамия (или гипокинезия) как ржавчина разъедает профессиональную работоспособность, ухудшает здоровье, сокращает продолжительность жизни. Недостаток движений - это начало болезней, ведущее место среди которых занимает сердечно-сосудистая патология: гипертония, атеросклероз, ишемия, инфаркты и др. 

 

      1. Особенности умственного труда 

     Разнообразные виды труда условно подразделяются на три категории:

     -труд  мышечный или физический;

     -труд, преимущественно связанный, с  деятельностью органов чувств  или сенсорный(работа водителей,  машинистов и др.).

     -труд  умственный или интеллектуальный.

     Условность  такого деления определяется двумя  обстоятельствами:

     1. Физическая работа всегда сопровождается определенной умственной активностью. Например. степень загрузки умственной деятельностью при мытье полов, вытирании пыли составляет 9%,при работе на строгальном станке - 15%,на токарном станке - 50%,при управлении автомашиной на спокойных дорогах - 35%,в крупном городе - 59%,при печатании на пишущей машинке - 73%,при чтении - 100%.

     2. Любая профессиональная физическая и особенно умственная деятельность сопровождается определенным нервно-психическим, эмоциональным напряжением. Степень этого напряжения и сопровождающие его вегетативные сдвиги в организме зависит от мотивации относительно деятельности и неопределенности внешней среды, в которой эта деятельность осуществляется. Например у операторов, работающих в режиме ожидания, напряженность наблюдения возрастает с увеличением временной неопределенности в предъявлении информации.

     Умственный  труд внешне выражается в различных видах деятельности. По организации рабочего процесса распределении нагрузки, степени нервно-эмоционального напряжения в нем условно выделяются следующие разновидности:

     1. Характер труда инженеров, экономистов, бухгалтеров, работников канцелярий отличается преимущественно напряжением мыслительных процессов, осуществляемых по разработанным планам.

     2.Управленческий; труд руководителей учреждений, предприятий, фирм, преподавателей связан с неравномерностью нагрузок, необходимостью принимать нестандартные решения, возникновением и разрешением конфликтных ситуаций.

     3.Труд научных работников, конструкторов, художников, композиторов, писателей, артистов характеризуется созданием новых продуктов творческой деятельности, нерегламентированностыо, периодически нарастающими нервно-эмоциональным напряжением.

     4. Труд операторов связан с управлением машинами, оборудованием, технологическими процессами и отличается особой ответственностью и высоким нервно-эмоциональным напряжением.

     5. Особенностями труда медицинских работников является то, что он связан с большой ответственностью, часто с дефицитом информации, необходимой для принятия правильного решения, сложностью взаимоотношений с больными, что обуславливает его высокое нервно-эмоциональное напряжение.

     6. Труд, связанный с освоением новых знаний, требующий от обучающихся напряжения памяти, внимания, мыслительных процессов, необходимых для восприятия и воспроизведении новой информации.

     Интеллектуальная  деятельность с позиций физиологии отличается большим мозговым напряжением, обусловленным концентрацией внимания на ограниченном круге явлений или объектов. В силу этого возбудительный процесс в центральной нервной системе (ЦНС) сосредоточен в сравнительно небольшой области нервных центров, что обуславливает их быстрое утомление. Поэтому отличительными чертами умственного труда принято считать высокое напряжение ЦНС и органов чувств при ограниченной двигательной активности.

     Работающий  мозг потребляет значительно больше кислорода, чем другие ткани.’ тела. Составляя 2-3% общей массы тела мозговая ткань в состоянии покоя поглощает до 20% кислорода, потребляемого всем организмом. Наблюдения над человеком, прорабатывающим трудную книгу показали, что при чтении первых 8 страниц выделение углекислого газа повысилось у него на 12% по сравнению с покоем, после 16 страниц - на 20%,а после 32-на 35%.

     Обмен веществ и энергии мозга в  состоянии покоя составляет в  среднем 35 калорий в минуту или  всего 3% от общего обмена в организме. Возрастание интенсивности умственной работы сопровождается усилением расхода энергии.

     Влияние умственного труда на организм слагается  из непосредственного воздействия  в конце рабочего дня /острое влияние/ и на накапливающегося годами (хроническое  влияние).

     Острое  влияние выражается в следующем:

     - связанное с малой двигательной активностью уменьшение импульсации от мышц в ЦНС снижает ее тонус и ведет к развитию тормозных процессов в коре головного мозга;

     - значительно снижается тонус  мышц всего тела;

     - ослабляется функция внутренних  органов, становятся вялыми обменные процессы.

     Эти неблагоприятные явления вызваны, главным образом, снижением двигательной активности и могут быть устранены  после окончания работы.

     Систематически  не устраняемое длительное влияние  профессионального умственного  труда на организм может вызвать в нем следующие изменения:

     - ослабление и вялость миокарда, склеротические изменения в сосудах,  гипотонию у молодых и гипертонию  у взрослых, развитие быстрой  утомляемости;

     - понижение функции дыхания, застой  крови в нижних отделах легких, в полости живота и нижних конечностей, атонию /вялость движения/ кишечника, которая способствует накапливанию в организме продуктов гниения, появлению головных болей;

     - уменьшение выделения железами  внутренней секреции жизненно  важных гормонов, что ослабляет защитные реакции и неспецифическую устойчивость организма - появляется склонность к простудным и инфекционным заболеваниям;

     - снижение активности окислительных  процессов, способствующая ухудшению  питания клеток и тканей, что  приводит к малокровию, ожирению;

     - недостаточность сенсорной информации, поступающей в головной мозг от мало работающих мышц, ведет к ослаблению возбудительного процесса и развитию торможения в определенных зонах коры, возникновению условий повышающих утомляемость, понижающих работоспособность, а падение мышечного тонуса ухудшает осанку. 

     2. Социально-экономическое значение профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) 

     Под профессионально-прикладной физической подготовкой понимается специальное направление физического воспитания, которое наилучшим образом обеспечивает формирование и совершенствование свойств и качеств личности, имеющих существенное значение для конкретной профессиональной деятельности.

     Цель  и задачи ППФП обусловлены в первую очередь требованиями, предъявляемыми профессией.

     Специальные задачи ППФП - развитие физических способностей, отвечающих требованиям избранной профессиональной деятельности; формирование и совершенствование двигательных умений и навыков, которые необходимы в избранной профессии; повышение резистентности организма к неблагоприятному воздействию специфических условий профессиональной деятельности; воспитание средствами физической подготовки необходимых морально-волевых качеств, требующихся в избранной профессии.

     Профессионально-прикладная физическая подготовка призвана решать такие задачи:

     1. Вооружить учащихся прикладными знаниями о профессии, о физических качествах, необходимых им для успешного выполнения трудовых операций, для высокоэффективного труда.

     2.Сформировать у учащихся двигательные умения и навыки, которые будут способствовать производительному труду будущих специалистов.

     3.Воспитать у них физические и психические качества, необходимые в будущей трудовой деятельности.

     4. Способствовать лучшему освоению трудовых операций, ускоренному обучению профессии.

     5.Научить использовать средства активного отдыха для борьбы с производственным утомлением, для быстрого и полного восстановления сил.

     6.Предупредить и снизить производственный травматизм за счет увеличения силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости при выполнении трудовых операций, в процессе жизнедеятельности.

     С позиции социально-экономической  значимости внедрение ППФП в практику физического воспитания студентов вузов, рабочих промышленных предприятий создает предпосылки для сокращения сроков профессиональной адаптации, повышения профессионального мастерства, достижения высокой работоспособности и производительности труда. ППФП эффективно содействует укреплению здоровья, повышению устойчивости к заболеваниям, снижению производственного травматизма. Труд систематически занимающихся профессионально-прикладной физической подготовкой - более квалифицирован, производителен, надежен, экономичен. Эти специалисты сравнительно меньше утомляются во время работы и гораздо успешнее справляются с ней.

     Применение  ППФП в вузах позволяет значительно поднять прикладную действенность физического воспитания и в конечном итоге повысить качество подготовки высококвалифицированных специалистов.

 

      3.Факторы, определяющие конкретное содержание ППФП 

     Особенности ППФП студентов вузов выражаются преимущественно в ее направленности и подборе применяемых средств.

     ППФП  специалистов современного производства подразделяется на два этапа: ППФП во время учебы в вузе и в период деятельности по окончании вуза. Оба этих этапа тесно связаны между собой.

     При планировании профессионально-прикладной физической подготовки в вузе учитываются  ее организационные уровни: ППФП студентов  института, факультета, отдельного студента, будущего бакалавра или магистра. В период производственной деятельности после окончания вуза эта подготовка делится на ППФП работников отрасли, предприятия, цеха, представителей конкретной профессии, отдельных работников.

Информация о работе Физическая культура работников умственного труда