Физическое воспитание детей в многодетной семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 23:59, реферат

Краткое описание

Все мы знаем, что семью укрепляют общие дела и заботы, сюда же можно отнести и физическое воспитание детей в семье. Этот вид воспитания, в первую очередь, направлен на формирование двигательных навыков, а так же на формирование физических качеств и укрепление здоровья. Во многом, именно семьей определяется отношение ребенка к физическим упражнениям, интерес к спорту, активность в жизни. Помимо этого, во время физических упражнений происходит и близкое эмоциональное общение с ребенком, что составляет духовное воспитание детей в семье. Во время упражнений вы можете говорить с ребенком на разные темы, учить его чему-либо, рассказывать интересные факты и истории.

Содержание

Введение
Специфика воспитания в многодетной семье
Формирование физической культуры многодетных семей
Детский спортивный уголок
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 39.62 Кб (Скачать файл)

Смоленский государственный университет

 

 

Кафедра физической культуры

 

 

Реферат:

«Физическое воспитание детей в  многодетной семье»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смоленск 2013

 

 

План:

 

  1. Введение
  2. Специфика воспитания в многодетной семье
  3. Формирование физической культуры многодетных семей
  4. Детский спортивный уголок
  5. Заключение
  6. Список используемой литературы

 

Введение.

Все мы знаем, что семью укрепляют  общие дела и заботы, сюда же можно  отнести и физическое воспитание детей в семье. Этот вид воспитания, в первую очередь, направлен на формирование двигательных навыков, а так же на формирование физических качеств и укрепление здоровья. Во многом, именно семьей определяется отношение ребенка к физическим упражнениям, интерес к спорту, активность в жизни. Помимо этого, во время физических упражнений происходит и близкое эмоциональное общение с ребенком, что составляет духовное воспитание детей в семье. Во время упражнений вы можете говорить с ребенком на разные темы, учить его чему-либо, рассказывать интересные факты и истории.

Хорошим средством для укрепления здоровья является закаливание водой. Вода — это жизнь, ребенок не должен ее бояться, он должен с ней играть, она должна вызывать в него только радостные эмоции. Благотворно на развитие ребенка влияет соблюдение режима дня. Это поможет стать ему более организованным и научит правильно распределять свое время. Так же наличие режима дня приведет к регулярности питания.

Как синтез физического и духовного  воспитания в семье можно назвать  пешие прогулки и походы. Это сближает вас с детьми, формирует в нем чувства коллективизма, ответственности и взаимопомощи. Свежий воздух, сбор грибов и ягод, поиск интересных растений — все это лишь благотворно повлияет на ваших детей. Здесь главное — это правильная организация мероприятия.

Ежедневная зарядка — это норма для любого ребенка. Данный элемент физического воспитания в семье помогает ребенку самостоятельно распределять нагрузку, чувствовать себя в тонусе весь день и не лениться.

 

Специфика воспитания в  многодетной семье.

Воспитательный потенциал  многодетной семьи имеет свои положительные и отрицательные  характеристики, а процесс социализации детей - свои трудности, проблемы. С  одной стороны, здесь, как правило, воспитываются разумные потребности  и умение считаться с нуждами  других; ни у кого из детей нет  привилегированного положения, а значит, нет почвы для формирования эгоизма, асоциальных черт; больше возможностей для общения, заботы о младших, усвоения нравственных и социальных норм и  правил общежития; успешнее могут формироваться  такие нравственные качества, как  чуткость, человечность, ответственность, уважение к людям, а также качества социального порядка - способность  к общению, адаптации, толерантность. Дети из таких семей оказываются  более подготовленными к супружеской  жизни, они легче преодолевают ролевые  конфликты, связанные с завышенными  требованиями одного из супругов к  другому и заниженными требованиями к себе. Однако процесс воспитания в многодетной семье не менее  сложен и противоречив. Во - первых, в таких семьях взрослые довольно часто утрачивают чувство справедливости в отношении детей, проявляют к ним неодинаковую привязанность и внимание. Обиженный ребенок всегда остро ощущает дефицит тепла и внимания к нему, по - своему реагируя на это: в одних случаях сопутствующим психологическим состоянием для него становится тревожность, чувство ущербности и неуверенность в себе, в других - повышенная агрессивность, неадекватная реакция на жизненные ситуации. Для старших детей в многодетной семье характерна категоричность в суждениях, стремление к лидерству, руководству даже в тех случаях, когда для этого нет оснований. Все это естественно, затрудняет процесс социализации детей. Во - вторых, в многодетных семьях резко увеличивается физическая и психическая нагрузка на родителей, особенно на мать. Она имеет меньше свободного времени и возможностей для развития детей и общения с ними, для проявления внимания к их интересам. К сожалению, дети из многодетных семей чаще становятся на социально опасный путь поведения, почти в 3,5 раза чаще, чем дети из семей других типов. Многодетная семья имеет меньше возможностей для удовлетворения потребностей и интересов ребенка, которому и так уделяется значительно меньше времени, чем в однодетной, что, естественно, не может не сказаться на его развитии. В этом контексте уровень материальной обеспеченности многодетной семьи имеет весьма существенное значение. Мониторинг социально - экономического потенциала семей показал, что большинство многодетных семей живет ниже порога бедности.

 

Формирование  физической культуры многодетных семей.

 
Все мы прекрасно знаем, что воспитание детей происходит не только в дошкольных и школьных детских учреждениях, но и дома, в семье. Именно поэтому  в каждой семье, желающей вырастить  здоровых и умных детей, необходимо заботиться об их правильном физическом развитии. Но взрослые должны контролировать физическое состояние не только своих  детей, но и самих себя. Для многодетных семей это особенно важно. Если вся семья будет вести правильный образ жизни, то дети будут расти здоровыми, а у их родителей будет гораздо меньше проблем со здоровьем, бабушки и дедушки будут жить дольше. Таким образом, чем больше семей будут культурными в физическом плане, тем здоровее и умнее будет население всей нашей страны в целом. 

 
Физическая культура состоит из двух основных групп: общественная (общенародная) и личная (индивидуальная). 

 
Основой общественной группы является общий уровень знаний о методах  и средствах развития и совершенствования  физического потенциала человека. Этот общий научно-технологический потенциал  физической культуры включает в себя комплекс специализированных знаний о  физической активности человека, о  правилах, методах и условиях реализации их при воспитании человека. Это  знания, добытые медициной, физиологией, педагогикой, психологией, спортивной наукой во взаимодействии со многими  другими дисциплинами, - это главная  ценность физической культуры, общее  достояние человечества. 

 
Основой личной физической культуры являются физические достижения отдельного человека. Уровень физического развития личности зависит от его физических данных, способностей, воспитания и спортивной подготовки. Также уровень физического  развития человека зависит и от его  умения правильно использовать свой физический потенциал, от особенностей его характера, от его отношения  к своему здоровью, к своей физической подготовленности. Таким образом, именно в физической активности человека реализуется  потенциал его физической культуры, отражается его способность к  совершенствованию своей физической природы на основе использования  и освоения накопленных всем обществом  знаний, опыта, возможностей и условий  жизни. 

 
Правильная физическая, или двигательная, активность является одним из главных  условий для сохранения и поддержания  здоровья и правильного развития. Движение свойственно каждому человеку без исключения, без него нормальное функционирование организма невозможно. Человек начинает двигаться еще  в период внутриутробной жизни. После  рождения ребенка потребность в  движении становится все больше и  больше, это проявляется сначала  в беспорядочных взмахах рук  и ног, далее по мере роста и  развития ребенка появляется ползание, ходьба, бег, различная игровая деятельность. Врачам давно известно, что малоподвижные  дети нередко отстают в развитии, они быстрее других устают, страдают нарушениями сна и т.д. Следовательно, здоровый человек из такого ребенка  уже не вырастет. Как правило, большинство  детей и подростков отличаются высокой  двигательной активностью: охотно бегают, много ходят пешком, занимаются спортом. Но затем часто наступает спад: двигательная активность людей среднего, а тем более пожилого и престарелого возрастов снижается.

Поэтому занятие поддержанием двигательной активности в многодетной  семье очень важно. 
Содержание физической активности человека составляют занятия физическими упражнениями, в основе которых лежат целенаправленные движения. В самом общем виде природное в физической активности определяется тем, что лежащие в ее основе движения человека являются результатом деятельности его организма как живой системы. Физическая активность человека, в конечном счете, направляется на изменение состояния его организма, на приобретение нового уровня физических качеств и способностей. Регулярная физическая активность оказывает заметное влияние на функциональный статус в состоянии здоровья занимающихся физкультурой людей. В процессе физической активности происходят существенные изменения морфологического и функционального порядка, становится очевидной роль физической активности как регулятора и стимулятора морфологического и функционального развития человека.  

 
Как уже было сказано выше, важнейшим  направлением в формировании общественной и личной физической культуры является семейное физическое воспитание. Вообще понятие «физической культуры»  весьма многогранно. Оно включает в  себя и вышеупомянутую двигательную активность, и закаливание, и рациональное питание, и правильный режим дня, и др. Для того, чтобы ребенок  в семье вырос здоровым, прежде всего родители должны вести здоровый образ жизни. Также родители должны знать особенности роста и  развития детей, возрастную динамику деятельности нервной, дыхательной, сердечнососудистой и других систем организма ребенка. Без этих сведений невозможно добиться оптимального результата в воспитании подрастающего поколения. Здоровый ребенок не болеет, он жизнерадостен, активен и доброжелателен, быстр, ловок и силен, в нем преобладают положительные эмоции. Здоровый ребенок рационально питается, проходит закаливающие процедуры и поэтому не болеет, следовательно, и не нуждается в лекарствах. Но для того, чтобы вырастить ребенка здоровым, нужно приложить к этому немало усилий, труда и терпения. 

 
Физическая культура, необходимая для здоровья детей, включает в себя следующие составляющие: 

 
-двигательная активность, т.е. занятия физкультурой; 

 
-режим дня; 

 
-рациональное питание; 

 
-закаливание. 

 
О двигательной активности говорилось ранее, но к занятиям физкультурой мы еще вернемся, но чуть позже. А теперь рассмотрим проблему правильного режима дня.  
Дело в том, что у каждого человека есть свои биоритмы. Они появляются в процессе развития ребенка в первые недели жизни, а в дальнейшем происходит их становление. Важно, чтобы ребенок жил и осуществлял какую-либо определенную деятельность именно в соответствии с этими биоритмами. Врачи и ученые давно доказали, что нарушение цикличности процессов могут способствовать или даже быть причиной болезни ребенка. Именно поэтому так важно соблюдать распорядок или режим дня. Однако родителям необходимо понимать, что режим дня – это не жесткий распорядок, от которого жизнь ребенка станет скучной и однообразной. Рациональный режим должен быть как стабильным, так и в какой-то мере динамичным. Это способствует развитию у ребенка хорошей адаптации. Родителям следует помнить, что ежедневно примерно в одно и то же время нужно обязательно выполнять лишь основные компоненты распорядка дня: пробуждение и засыпание, прием пищи, прогулки. Остальные виды деятельности, включая домашние задания, можно менять по времени и продолжительности их выполнения. А если к тому же режим будет опираться на особенности индивидуального «биоритмологического портрета» ребенка, тем в лучших условиях функционирования окажутся системы его организма. Это положительно отразится на его самочувствии, настроении, активности – в общем, на всем том, что составляет понятие «здоровый ребенок». Оптимальный режим дня ребенка имеет следующие особенности:  

 
1) Дневной сон 

 
Особенно следует обратить внимание на дневной сон дошкольников. Продолжительность  сна каждого ребенка определяется в соответствии с его особенностями. Недостаточный и излишний сон одинаково вредны для здоровья ребенка. Определить необходимую длительность сна можно по состоянию ребенка после пробуждения. Перед каждым сном необходимо проветривать помещение. 

 
2) Правильное кормление 

 
Необходимо обратить внимание на то, что ужин не должен быть обильным, кормить  ребенка нужно не менее, чем за два часа до сна. Перед сном ребенку нельзя давать кофе и чай. 

 
3) Водные процедуры 

 
Утром после завтрака и вечером  перед сном необходимо чистить зубы, также полезно принять душ  или, еще лучше – ванну перед  сном. 

 
Таким образом, для воспитания здорового  ребенка необходим рациональный режим дня, основанный на индивидуальных биоритмологических особенностях. 

 
Познакомившись с основами правильного  режима дня ребенка, можно рассмотреть  проблему занятий физкультурой. 

 
Занимаясь физкультурой с детьми, необходимо знать некоторые правила. Во-первых, чем младше ребенок, тем строже дозировка занятий физкультурой. Во-вторых, незначительная на первый взгляд ошибка может привести к серьезным последствиям. В-третьих, приучать ребенка к физкультуре необходимо с самого раннего возраста, именно так можно добиться того, что ребенок привыкнет к физкультуре, и сам будет стремиться к занятиям. 

 

Предметом пристального внимания должна стать работа со старшим контингентом детей, поскольку именно их влияние достаточно велико как на физкультурную активность младших с одной стороны, а с другой именно поощрение физкультурной активности матери может создать благоприятный фон для внедрения физической культуры в быт многодетной семьи.

 
Начинать физическую тренировку ребенка  необходимо с 1.5-2 –месячного возраста. Основные средства физической тренировки детей грудного возраста – массаж, рефлекторные, пассивные, пассивно-активные и активные упражнения.

 
Основное содержание физической активности детей второго года жизни составляет ходьба, лазанье, преодоление препятствий, различные игры с мячами, игрушками, обручами, палкой, скакалкой. В конце  этого периода могут применяться  упражнения в воде: плавание в круге, упражнения на дыхание, различные игры в воде и т.п. Главная задача в  этот период – помочь ребенку освоить  правильную ходьбу, укрепить мышцы  ног, спины и живота, т.к. от их силовой  подготовленности во многом будет зависеть формирование правильной осанки. Общее  направление организации физической активности ребенка – побуждение его к освоению новых движений. Время занятий – 15-20 минут. 

Информация о работе Физическое воспитание детей в многодетной семье